Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) с первых дней в своей работе много внимания уделяла формированию для частных крестьянских хозяйств кооперативной инфраструктуры. Такая задача была сформулирована уже на учредительном съезде в январе 1990 года и закреплена в Уставе Ассоциации. Уже через несколько месяцев началось сотрудничество АККОР с крупнейшим кооперативным объединением американских фермеров «Land-o-Layks». Американские коллеги написали и издали на русском языке методические рекомендации по созданию сервисных (обслуживающих) кооперативов. Совместно с ними в Венёвском районе Тульской области были сагитированы начинающие фермеры (20 хозяйств) создать снабженческо-сбытовой кооператив. Американский партнёр «Land-o-Layks» даже выделил средства на приобретение техники и оборудования, необходимых для кооперативного обслуживания КФХ - членов кооператива. Этому, как сейчас говорят, «пилотному проекту» тогда не суждено было реализоваться в полной мере по многим причинам. Одна из них была юридическая - в стране ещё не было закона о сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Столкнувшись с этой трудностью, но следуя решениям Учредительного съезда и нормам Устава АККОР, работники ассоциации при поддержке фермерского актива развернули работу по формированию агросервисных организаций в соответствии с законодательством об акционерных обществах. Учредителями-акционерами таких коммерческих формирований были федеральная и региональные ассоциации, а также конкретные фермеры. Тогда на пополнение уставных капиталов межфермерских «акционерок» госорганы и фермерский съезд разрешили даже использовать часть средств стартовой господдержки - исторически известного «Силаевского» миллиарда (подробнее этом в моей книге «Возрождение фермерства в России»).
Но им тоже было не суждено окрепнуть и поработать на фермеров. Помешала гиперинфляция, разразившаяся после большевистского путча (август 1991 г.). Уставные капиталы «акционерок» быстро истаяли. Государственная казна в результате разрушения экономической системы истощилась и не могла дополнительно поддержать ни самих фермеров, ни фермерские акционерные объединения. А фермеры-учредители инфраструктурных сервисных коммерческих организаций, хотя сами в условиях общей экономической разрухи сохранили свои семейные хозяйства, но пополнить уставные капиталы «акционерок» и не смогли, и не захотели в условиях гиперинфляции - это было слишком рискованно.
После принятия в России нового Гражданского кодекса, в котором уже были статьи о сельскохозяйственных потребительских (обслуживающих) кооперативах, руководство АККОР убедило министра сельского хозяйства В. Н. Хлыстуна начать работу по формированию в регионах «пилотных межфермерских кооперативов» разной специализации. Предложение ассоциации было поддержано. Начала выполняться первая совместная - Минсельхоза РФ и АККОР - программа развития сельскохозяйственной (некредитной) потребительской кооперации. В фонде «Российский фермер» был сформирован финансовый ресурс. Первым и на то время основным источником послужила пролоббированная партнёром Ассоциации, объединением американских фермеров «Land-o-Layks» так называемая «гуманитарная» помощь в сумме нескольких миллионов долларов. Вторым источником послужили бюджетные деньги, находящиеся в оперативном распоряжении Министра сельского хозяйства - несколько миллионов рублей.
Специалисты АККОР и Минсельхоза при консультациях американских партнёров разработали условия предоставления средств поддержки зарегистрированным кооперативам. Было решено не использовать форму грантов - безвозвратных субвенций, а предоставлять беспроцентные инвестиционные кредиты. В регионах были проведены семинары по вопросам создания и работы обслуживающих кооперативов. В Москве при фонде «Российский фермер» была учреждена комиссия по рассмотрению заявок от зарегистрированных кооперативов, подкреплённых развёрнутыми бизнес-планами и документами, характеризующими уровень финансовой состоятельности учредителей. В состав комиссии по старой традиции, установившейся ещё со времён работы с «Силаевским» миллиардом, входили кроме представителей АККОР, утверждённых Советом Ассоциации, ответственные работники Министерства сельского хозяйства, утверждённые приказом Министра. Всю непростую финансовую работу, включающую помимо бухгалтерских процедур, финансовый анализ бизнес-планов, а также выездной контроль за расходованием денежных средств по назначению и работу по обеспечению своевременного возврата кооперативами ссуд, полученных из фонда, выполнял коллектив профессиональных финансистов под руководством экономиста высокой квалификации, директора фонда Е.Б. Печалина.
За три года осуществления этой программы начали работу более ста межфермерских зерновых мельниц, хлебобулочных предприятий-пекарен, крупорушек, малых молочных заводов, современных хранилищ для картофеля и овощей.
Но в начале нулевого десятилетия XXI века в связи с утверждением Правительством РФ антифермерской Концепции развития агропромышленного производства страны на основе агрохолдингов и мегаферм новые министры сельского хозяйства отказались продолжить почин министра Хлыстуна В.Н. Работники МСХ были отозваны из комиссии по рассмотрению заявок на ссуды от потребительских кооперативов. Фонд «Российский фермер» потерял источники пополнения. Работа Фонда по данному направлению постепенно затухла.
АККОР в тех условиях добивалась, чтобы вопросы развития кооперативной инфраструктуры для крестьянских хозяйств нашли своё место в проекте государственной программы поддержки малых форм ведения сельского хозяйства, разработка которой хоть и не была приостановлена, но велась очень вяло. Этот дополнительный раздел общего проекта госпрограммы был разработан АККОР совместно с учёными Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова под руководством академика РАСХН А.В. Петрикова. В Министерстве сельского хозяйства этот раздел был одобрен и включён в проект госпрограммы. По статусу Госпрограммы документ следовало обсудить в Госдуме. Там он застрял, не был одобрен. Депутаты отправили его на доработку - по существу, в корзину. Основным камнем преткновения стал именно этот дополнительный раздел о поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Главным противником оказался известный парламентский лоббист господдержки крупномасштабных форм агропромышленного производства в России Г.В. Кулик. Он, воспитанный в советское время на сталинском постулате о превосходстве высшей колхозной формы кооперации крестьян над низшей формой обслуживающих, в том числе снабженческо-сбытовых кооперативов, высказался на обсуждении в аграрном комитете Госдумы следующим образом: «Если государство находит средства на поддержку кооперации, то надо их в равной мере распределить между колхозными кооперативами, центросоюзовскими обществами и снабженческо-сбытовыми объединениями крестьянских хозяйств. Нет причины для особого внимания к так называемым «инфраструктурным» кооперативам. России от Советского Союза досталась мощная сеть заготовки, хранения и переработки сельхозпродукции. Надо её приспособить под обслуживание всех разноликих сельхозтоваропроизводителей, в т. ч. фермерских хозяйств». Депутаты вняли словам старейшего думского аграрника и завернули проект Программы «на доработку». Так она и потерялась в непроходимых бюрократических джунглях госучреждений.
В те мрачные для фермерства и фермерской кооперации годы раскрутки процесса холдингизации российского сельского хозяйства АККОР получила неожиданную, но очень важную поддержку по вопросу кооперирования фермерских хозяйств. Помощь пришла из Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Для России, как постсоветской страны, наравне с Молдовой, Украиной и другими европейскими осколками Советского Союза, в Брюсселе была разработана программа помощи в кооперативном строительстве на селе — «ТАСИС». Были выделены средства и сформирована высокопрофессиональная команда консультантов-организаторов. Программа не соприкасалась с московскими агрочиновниками. По межправительственному соглашению она должна была осуществляться в нескольких российских регионах под патронажем региональных администраций. Важным условием работы было участие в ней региональных фермерских ассоциаций системы АККОР.
Не вдаваясь в подробности той сложной и качественной работы, отметим лишь сам факт успешного её завершения. В России начали работать десяток межфермерских потребительских кооперативов, выполняющих для своих членов функции хранения продукции, её частичной подработки и реализации. Особенно успешным оказался опыт кооперирования фермеров-зерновиков.
Опираясь на плодотворную реализацию программы «ТАСИС» и на успешный опыт работы ряда кооперативов, сформированных ранее с помощью программы фонда «Российский фермер», АККОР развернула разъяснительную работу по первостепенному значению для повышения эффективности малых форм ведения сельского хозяйства создания сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По этой теме были проведены три всероссийских и две межрегиональных научно-практических конференции - в Москве в рамках XV съезда фермеров системы АККОР, в Санкт-Петербурге на площадке «Всемирной ярмарки «Российский фермер» и в Казани на площадке ярмарки «Фермер Поволжья». Такая активность ассоциации дала положительные результаты. На конференции в Санкт-Петербурге участвовавший в её работе министр сельского хозяйства А. В. Гордеев вынужден был признать, что «министерство в вопросах кооперирования частных крестьянских хозяйств, к сожалению, не действовало напористо и агрессивно. Будем исправляться», — заверил министр участников конференции. Вскоре после этих слов он провёл с участием АККОР широкое совещание с руководителями региональных органов управления сельским хозяйством по вопросам развития кооперации крестьянских хозяйств. Совещание приняло развёрнутые рекомендации по организации строительства кооперативных систем в регионах.