Вы здесь

ЭПИЛОГ

Перейти к полной версии/Вернуться

Время конца 30-х годов тяжелым катком проехало по семьям и родственникам Бухариных и Рыковых. Вдова Алексея Ивановича - Нина Семеновна, в девичестве Маршук была после гибели мужа арестована и в тюремных застенках умерла в 1944 году, так сказано в материалах о ее реабилитации (1). У Нины Семеновны был второй брак, первый муж - Пятницкий Иосиф Аронович (настоящая фамилия - Таршис Осип). Они были большевиками с 1903 года и вместе с Лениным жили и вели революционную деятельность в Швейцарии. Пятницкого тоже расстреляли в 1938 году. Брат Нины Семеновны - Филипп Семенович Маршак, бывший инженер-химик, тоже принял насильственную смерть от лубянских инквизиторов. Известный драматург Михаил Филиппович Шатров мог гордиться своими родителями - отцом Филиппом Семеновичем и матерью по фамилии Маршак. Михаил по известной причине взял фамилию матери.

Безумная расправа лубянских следователей коснулась сестры Алексея Ивановича - Клавдии, у которой он проживал после смерти родителей. Ее отправили в ссылку, а мужа Никольского В. И. в 1937 году расстреляли. Побывала в ссылке и сестра Нины Семеновны - Е. С. Толмачева (Маршак).

Грустно читать воспоминания Наталии Рыковой-Перли - дочери Алексея Ивановича и Нины Семеновны. Она вслед за отцом была репрессирована в 1938 году, прошла тюрьмы и ссылки. После ареста ее отправили в Томск, через год привезли в Московскую тюрьму Главного управления государственной безопасности. В 1939 г. объявили, что она осуждена на восемь лет исправительно-трудовых работ и этапом отправили из Москвы на Печору, а затем - в Воркуту. В 1946 году состоялся второй приговор - пять лет ссылки, но не прошло и пяти лет - третий приговор: бессрочная ссылка. Во время ссылки в Воркуте Наталия познакомилась с эстонским политзаключенным Перли Вальтером Густавовичем, и там же они поженились. Только через 18 лет, в 1955 году, незадолго до своего 40-летия, Наталия Алексеевна и Вальте Густавович были реабилитированы и вернулись в Москву. Здоровье Вальтера было сильно подорвано работой в шахтах, и на свободе он прожил мало, в 1961 году умер (2). По возвращении Наталии Алексеевны в Москву ее вскоре пригласили в ЦК КПСС. Встречалась с А. И. Микояном. На вопрос Наталии к Микояну, будет ли реабилитирован ее отец, Микоян ответил: «Это вопрос политический, это мы будем решать, а не прокуратура» (3). За прошедшие 32 года (1956-1988) не решили вопрос. Хрущев, по непроверенным данным, намерен был организовать пересмотр дела Бухарина и Рыкова и реабилитировать их, но ему это не удалось, хотя сам был членом февральского (1937 г. ) пленума ЦК ВКП(б) и участвовал в комиссии пленума, заседавшей 27 февраля 1937 г., где решали судьбы Бухарина и Рыкова. Хрущев не мог не знать, что Бухарин и Рыков пали жертвами злой клеветы. И даже спустя четверть века после их смерти он не решился реабилитировать их посмертно. Очевидно, Хрущеву не давали покоя воспоминания тех лет, когда он сам боролся с правым уклоном.

Николай Иванович Бухарин женился в зрелом возрасте на молодой красивой Анне Михайловне Лариной. В 1935 году у них родился сын, назвали Юрой, такой же лобастенький и голубоглазый. Отцу тогда шел 48-ой год. Не пройдет и двух лет, как Юра останется без отца.

Несмотря на огромную занятость по службе и общественной работе, Николай Иванович находил время для живописи. Владимир Амлинский, посещавший вдову Анну Михайловну, рассматривал сохранившиеся картины, написанные рукой Николая Ивановича, и оценил его как одаренного пейзажиста... «Очень живые, хорошие по вкусу пейзажи, отличные...» (4)

Юрий Николаевич носит фамилию матери - Ларин. Он унаследовал гены отца и стал профессиональным художником-акварелистом.

Николай Иванович, понимая, что конец жизни неизбежен, в паузах между работой пленума ЦК ВКП(б) составил письмо к будущим руководителям партии и попросил жену выучить его наизусть. Анна Михайловна исполнила волю мужа и пронесла его сквозь все свои жизненные испытания, сквозь тюрьмы и ссылки, лагеря и пересылки. Надо было обладать мужеством, чтобы не сломиться и не прогнуться перед чередой невзгод, бесконечно верить и не предать своего мужа только ради того, чтобы высказать непоколебимую веру в партию, в социализм. Благодаря Владимиру Амлинскому, читавшему у вдовы уже написанное по памяти письмо-послание Бухарина, читатели узнали его текст. Я привожу отрывок письма в той редакции, которую оставил на бумаге Амлинский В.:
«Ухожу из жизни. Опускаю голову не перед пролетарской секирой, должной быть беспощадной, но целомудренной. Чувствую свою беспомощность после адской машины, которая, пользуясь методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно. В эти, может быть, последние дни своей жизни я уверен, что фильтр истории рано или поздно неизбежно смоет грязь с моей головы. Прошу новое, молодое и честное поколение руководителей партии зачитать мое письмо на пленуме ЦК, оправдать и восстановить меня в партии. Знайте, товарищи, что на том знамени, которое вы понесете в победоносное шествие к коммунизму, есть и моя капля крови» (5). Смысл содержания письма понятен без комментариев.

10 мая 1988 года президиум АН СССР принял решение восстановить Бухарина посмертно в звании действительного члена АН СССР.
21 июня 1988 года Комитет партийного контроля КПСС восстановил Николая Ивановича Бухарина и Алексея Ивановича Рыкова в рядах коммунистической партии (посмертно).

Потребовалось пятьдесят лет руководителям партии, к которым обращался с последней просьбой преданный знаменосец этой партии, академик и общественный деятель, чтобы эти руководители открыли завесу тайны и попросили прощения от замученных жертв от имени своих старших учителей и наставников. Но и этого не случилось, восхваление заслуг Сталина нет-нет, да появляется в прессе, в намерении вывесить его портрет на видное место, чтобы народ любовался. А то его портрет поместят на обложку школьных тетрадей - дети малы, ничего не разумеют, а издательству таких безобидных тетрадок - двойная выгода: и моральная (пусть народ не забывает), и материальная (цена тетрадки из-за этой картинки выше).

После реабилитации Бухарина и Рыкова в 1988 году издательства начали публиковать не уничтоженные труды Николая Ивановича. В 1988 году вышли из печати книги Бухарина Н. И.: избранные произведения, политическая экономия рантье, этюды, избранные труды, тюремные рукописи. В 1989 г. выпущены еще две книги: «Проблемы теории и практики социализма» и «Методология планирования науки и техники».

При жизни Рыкова Алексея Ивановича издавались его статьи и речи в четырех томах(6). В 1990 году издательство «Экономика» опубликовало «Избранные произведения» Рыкова А. И.
Заслуживает большой признательности доктор исторических наук Дмитрий Константинович Шелестов, написавший биографическую книгу «Время Алексея Рыкова». Хочется поблагодарить Владимира Амлинского за его журнальную статью «На заброшенных гробницах», ярко осветившую судьбу конца жизни Николая Ивановича Бухарина.

Литература:
1. Шелестов Д. К. Время Алексея Рыкова. М., «Прогресс», 1990, с. 298.
2. Там же, сноска, с. 299.
3. Там же, с. 296.
4. Амлинский В. На заброшенных гробницах. . . Журн. «Юность», 1988, №3, с. 60.
5. Там же, с. 60.
6. Шелестов Д. К. Время Алексея Рыкова. М., «Прогресс», 1990, с. 140

Об авторе

Васев Анатолий Арсентьевич родился в сибирской деревне, что была на юге Красноярского края (теперь там шумит тайга), в семье колхозного конюха. Детские и подростковые годы совпали с военным и послевоенным лихолетием. С юношеских лет познал крестьянский труд, работал в колхозе, от МТС — прицепщиком на тракторе, а с окончанием училища механизации — комбайнером. Служил положенный срок в армии, после демобилизации работал в колхозе комбайнером.
По направлению колхоза окончил годичную школу бухгалтеров, работал четыре года в хозяйствах Красноярского края. Высшее образование получил в Иркутском институте народного хозяйства, окончив планово-экономический факультет (заочно). Семь лет работал в управлении сельского хозяйства Шушенского района Красноярского края, откуда был приглашен в Москву работать в министерстве сельского хозяйства РСФСР. В этом отраслевом штабе прослужил до пенсионного возраста, начав с начальника отдела, а после окончания Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР был утвержден начальником Главного территориального производственного управления минсельхоза России, был членом коллегии Госагропрома по Нечерноземной зоне РСФСР.
Нелегкие трудовые годы деревенской жизни, непреодолимые социально-экономические проблемы сельского хозяйства плотно вплелись в судьбу автора данного очерка. И поныне положение дел в сельском хозяйстве вызывает у него не только интерес и гордость за тех кормильцев, которые в труднейших условиях находят в себе силы трудиться и выращивать пропитание для нас, но и душевную боль за вымирающую российскую деревню.
Радует возрождающаяся, испытанная не раз, фермерская форма организации работы на земле, но огорчает, что этой форме власти не создают должные условия развития.