ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА РОССИЙСКОГО ФЕРМЕРСТВА (краткий экскурс в историю

Вы здесь

1 сообщение

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Аватар пользователя menegerip
В сети
Заходил: 25 секунд назад
: Екатеринбург
Регистрация: 13.08.2008 - 20:46
: 19734

Пётр Аркадьевич Столыпин мечтал о 20 годах для завершения земельной реформы и достижения её положительных результатов для России. В современной России земельной реформе уже 25 лет.
Что сделано за четверть века?

1989 г.
Высшие органы государственной власти СССР, в том числе I съезд народных депутатов, снимают политический запрет с частной семейной формы ведения товарного сельского хозяйства. Средства массовой информации охвачены эйфорией по поводу продолжения столыпинской реформы и ленинского НЭПа. Начинается активная работа над законодательным оформлением политической воли власти к проведению коренных экономических перемен. Повсеместно возникают первые фермерские хозяйства с различным правовым статусом.

1990 г.
23 января 1990 г. в Москве проходит I Всероссийский съезд частных крестьянских хозяйств, на котором присутствовало 314 делегатов из 57 регионов. На съезде принято решение о создании Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Приняты Программа и Устав Ассоциации. Первым Президентом АККОР избран Народный депутат СССР, академик А. М. Емельянов.
Верховным Советом РСФСР приняты законы:

  • «О земельной реформе», которым предусматривалось в рамках многоукладности создание для КФХ равных экономических условий, в т. ч. равного доступа к земле, при ограничении образования латифундий;
  • «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», наделявший КФХ правами, равны ми с другими субъектами хозяйственной деятельности, в т. ч. юридическими лицами.

1991 г.
Верховным Советом РСФСР принято решение судьбоносной для нового уклада значимости — о выделении в соответствии с Законом о земельной реформе на стартовую поддержку КФХ бюджетных средств в размере 1 млрд. руб. (в сегодняшнем масштабе цен — около 50 миллиардов рублей).
В феврале 1991 года собрался II съезд АККОР для обсуждения задач фермерских организаций в условиях начала земельной реформы. Съезд внес коррективы в Устав АККОР, были избраны руководящие органы. Президентом Ассоциации съезд избрал профессора Башмачникова В. Ф. В целях оказания поддержки фермерских хозяйств принято решение о создании фонда «Российский фермер».
Правительство РСФСР (Председатель Силаев И.С.) одобрило предложенный II съездом АККОР демократический механизм доведения средств господдержки до КФХ, предполагающий взаимодействие Госкомитета по земельной реформе, АККОР, фонда «Российский фермер» и Россельхозбанка. Было обеспечено своевременное, без коррупции и бюрократических препон доведение стартовой поддержки до начинающих фермеров в виде инвестиционных кредитов и частично субвенций в общем объеме 3,5 млрд. рублей (170 млрд. современных рублей). Господдержкой воспользовались более 40 000 фермерских семей.

1992 г.
После распада Советского Союза в сложнейших финансово-экономических условиях новое Правительство России, положительно оценивая опыт АККОР по организации доведения средств государственной поддержки до фермеров, пошло на беспрецедентный шаг — заключило с АККОР соглашение о взаимодействии. Так родился первый опыт сотрудничества государства и общественной некоммерческой организации формирующегося в стране гражданского общества.
Правительство своим Постановлением поддержало инициативу АККОР о проведении фермерских ярмарок. Первая масштабная ярмарка под названием «Российский фермер» была проведена в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Посмотреть и поговорить с фермерами, купить их продукцию пришло 300 тысяч горожан. Ярмарки помогали формировать положительный имидж крестьян-частников.

1993 г.
Президент России Б. Н. Ельцин издал Указ № 1139 от 27.07.1993 г. «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов», которым по существу подтверждались полномочия АККОР в сотрудничестве с государством по проведению земельной реформы и развитию частно-крестьянского уклада. В нем в частности содержался следующий пункт: «Рекомендовать органам государственного управления привлекать ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России к реализации мер по государственной поддержке КФХ и кооперативных формирований…».

1994 г.
За первые пять лет в России зарегистрировано около 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.
Развертывается сотрудничество фермерских ассоциаций России с союзами американских, шведских и немецких фермеров (Farm bureau, Land ОLakes, LRF, NKS). Активно реализуется программа стажировки сотен молодых российских фермеров в немецких, шведских и американских фермерских хозяйствах.
АККОР становится членом Международной федерации сельхозпроизводителей (IFAP), объединяющей фермерские ассоциации и союзы 80 стран.

1995 г.
Государственная Дума приняла Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», который содержал нормы, регулирующие процессы создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов (кредитных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и др.).
В целях законодательной защиты своих интересов фермеры приняли активное участие в выборах в Государственную Думу второго созыва. Президент АККОР Башмачников В. Ф. избран депутатом.

1996 г.
Правительство РФ утвердило целевую государственную программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств на 1996-2000 гг., в разработке которой АККОР приняла активное участие. В программе предусматривалось выделение фермерству значительных средств государственной поддержки. От региональных властей требовалась разработка своих «местных» программ.
В ходе реализации Программы в условиях недостатка бюджетных средств на поддержку всего сельского хозяйства АККОР добивается утверждения фермерских квот: кредитных ресурсов из фонда льготного кредитования и технических средств в лизинг. Во взаимодействии Ассоциации с Агроснабом разработан и освоен механизм обеспечения КФХ по программе государственного лизинга, который предусматривал участие системы АККОР в реализации лизинговой программы на возмездных условиях.

1997 г.
По инициативе АККОР и при поддержке Министерства сельского хозяйства разворачивается работа по созданию системы кредитования крестьянских хозяйств на кооперативной основе. Создан Фонд развития сельской кредитной кооперации, формируются десятки первых сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в разных регионах страны. Учреждается Союз сельских кредитных кооперативов. Под эгидой АККОР в сотрудничестве с американскими партнерами финансово укрепляется Фонд развития сельской кредитной кооперации. В ряде регионов начала формироваться двухуровневая система сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

1998 г.
Под эгидой АККОР учреждается «Общероссийское движение сельских женщин», которое сыграло значительную роль в выполнении социальных функций фермерского движения, в привлечении внимания российского общества и государства к проблемам здравоохранения, школьного образования и воспитания детей. Члены этой общественной организации внесли существенный вклад в укрепление районных и региональных звеньев системы фермерского самоуправления. Во многих регионах женщины-главы КФХ возглавили фермерские ассоциации.
АККОР организовала акцию протеста у Дома Правительства против курса Правительства на свертывание аграрной реформы, на развитие латифундизма, на резкое сокращение внимания к частному сектору на селе.

1999 г.
В Москве на X съезде АККОР фермеры отметили первый юбилей развития своего движения. К этому рубежу российское фермерство достигло заметных успехов. В стране работало 270 тысяч КФХ. В их распоряжении было 14 млн. га сельхозземель. Фермерский сектор производил 7% зерна. Система фермерских ассоциаций включала в свой состав 83 региональных ассоциации и около 800 районных ассоциаций. В выступлениях гостей юбилейного съезда, в том числе руководителей аграрной отрасли, звучала мысль о том, что «фермерство в России состоялось и что фермеры победили».

2000 г.
Правительством страны утвержден программный документ-концепция: «Основные направления агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг.», разработанный под эгидой Минэкономразвития. Под предлогом скорейшего выхода из аграрного кризиса 90-х годов менялась стратегия аграрной реформы. Ставка делалась на всемерную поддержку крупных форм ведения сельского хозяйства. Развитие фермерства отодвигалось на задний план. На XI съезде АККОР этот крутой поворот в агрополитике был подвергнут обоснованной критике.

2001 г.
В соответствии с новой концепцией агропродовольственной политики в госбюджете страны была ликвидирована отдельная строка по поддержке фермерства, включающая разделы: поддержка начинающих фермеров; формирование кооперативной инфраструктуры; обучение, консультирование и информирование КФХ и др. Теперь предпочтение в получении государственных субсидий, кредитов, в том числе инвестиционных, отдавалось крупным сельхозорганизациям. По отношению к фермерам на практике возобладал остаточный принцип. Это был шаг назад в развитии фермерства страны. Наметилась тенденция к сокращению численности КФХ.

2002 г.
Госдумой третьего созыва принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым открывалась возможность для скупки сельхозугодий представителями крупного агропромышленного бизнеса и образования новых латифундий. Это был второй шаг назад от закона о земельной реформе. Данный закон вместе с отказом от целевого выделения бюджетных средств начинающим фермерам и на стартовую поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам создал дополнительные трудности для количественного расширения фермерского сектора. Началась холдингизация сельского хозяйства.

2003 г.
В связи с новыми направлениями аграрной реформы, а также противоречивыми нормами нового Гражданского Кодекса по отношению к фермерам возникла угроза выдавливания крестьянских (фермерских) хозяйств из правового поля. Многие важные статьи и нормы первого закона о КФХ перестали действовать из-за несоответствия положениям Гражданского кодекса РФ. АККОР добивается разработки и принятия Закона о КФХ в новой редакции. Но при этом было утрачено право фермеров регистрировать КФХ в качестве юридических лиц. Этого не допускал Гражданский Кодекс. На борьбу за восстановление этого права ушло десять лет.

2004 г.
Все годы после утверждения новой концепции аграрной политики АККОР неутомимо разъясняла обществу и госорганам ошибочность недооценки фермерства для решения задач по восстановлению сельского хозяйства. По предложению Ассоциации Минсельхоз РФ совместно с АККОР осенью провели в Омске Всероссийское совещание с руководителями региональных сельскохозяйственных ведомств и региональных фермерских ассоциаций. В резолюции — рекомендациях этого совещания были записаны правильные слова о распространении на КФХ всех форм господдержки, о необходимости помощи фермерам в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов и др. Но антифермерские настроения в чиновничьей среде уже укрепились. На их преодоление в последующем потребовались годы.

2005 г.
В фермерской среде нарастают протестные настроения против продолжающейся дискриминации в вопросах: государственной поддержки, доступа к земельным угодьям, к рынкам сельхозпродукции и ресурсов. АККОР выступила инициатором и совместно с Аграрной партией России и Профсоюзом работников агропромышленного комплекса организовала протестные акции на региональном и федеральном уровнях против антикрестьянской аграрной политики. В адрес руководства страны фермерами и другими сельхозтоваропроизводителями разных регионов было направлено более ста тысяч коллективных протестных писем. Масштаб и характер этих выступлений не мог остаться незамеченным.
В сентябре был утверждён на 2006-2007 годы Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в который был включен раздел — развитие малых форм ведения сельского хозяйства.
В ноябре XVII съездом АККОР официально утверждена «Программа — манифест АККОР». В этом документе с учетом многолетнего опыта формулируется взгляд фермерского сообщества на задачи современной государственной аграрной политики в России, на роль системы фермерского самоуправления в ее разработке и реализации, на соотношение политического и экономического направлений работы фермерских ассоциаций, на принципы организационного их устройства, обеспечивающие демократичность и работоспособность. Президентом АККОР избран В. Н. Плотников. В. Ф. Башмачникову был предоставлен статус Почётного президента АККОР.

2006 г.
АККОР принимает активное участие в реализации Приоритетного национального проекта. На правах официально признанного соисполнителя Ассоциацией проводятся региональные совещания по разъяснению целей и задач Проекта, осуществляется постоянный мониторинг хода его реализации, выработка и обсуждение предложений АККОР по совершенствованию мер и механизмов его реализации.
Особое внимание в процессе реализации Проекта АККОР уделяла вопросам формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов: проведены научно-практические межрегиональные конференции, совместно с учеными ВИАПИ им. А. А. Никонова разработаны методические рекомендации по этой теме.
Проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись, по результатам которой установлена численность КФХ и ИП — 285,2 тысячи хозяйств, которые обрабатывают 29,4 млн. га сельхозземель.
Советом АККОР учреждены профессиональный праздник «День фермера» — 10 июня, а также награды АККОР: «Заслуженный фермер» и «Почетный фермер».

2007 г.
Совместная работа государственных органов, фермерских ассоциаций в рамках реализации приоритетного национального проекта слегка притормозила негативные тенденции в развитии КФХ и малого предпринимательства на селе. В стране возник реальный опыт формирования и функционирования межфермерских кооперативов.
АККОР организовала и провела в Санкт-Петербурге Всероссийскую научно-практическую конференцию «О проблемах развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
Вновь после многолетнего перерыва заключено соглашение АККОР с Министерством сельского хозяйства РФ о сотрудничестве. Возродилась практика заключения договоров о взаимодействии Ассоциации с ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг.»

2008 г.
Началась реализация Государственной программы развития АПК на 2008-2012 годы. Это обусловило активное участие фермерского актива и руководства АККОР в различных комиссиях, рабочих группах, советах по рассмотрению вопросов хода реализации программных мероприятий в регионах и на федеральном уровне по совершенствованию механизмов государственной поддержки. Совместно с Минсельхозом России подготовлен проект ведомственной целевой программы «Повышение производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 гг.», в которую, однако, не были включены предложенные Ассоциацией меры по расширению фермерского сектора.
Возобновлено международное сотрудничество АККОР. Подписан меморандум о взаимоотношениях с Немецким крестьянским союзом. Дан новый импульс сотрудничеству с союзами финских и американских фермеров.

2009 г.
В Москве состоялся XX съезд АККОР. К этому юбилею в развитии своего движения, несмотря на неблагоприятный вектор аграрной политики и возросшие трудности, российское фермерство существенно упрочило свои позиции в производстве и в общественной жизни российского села. За 10 лет после первого фермерского юбилея сбор зерновых в КФХ увеличился в 4 раза и вырос до 21% общероссийского сбора зерна. Производство подсолнечника увеличилось в 4 раза, картофеля — в 4,6, овощей — в 5,1 раза. Поголовье крупного рогатого скота выросло в 2,3 раза, свиней — в 2 раза, коз и овец — в 7,3 раза. В целом за это десятилетие темпы роста в 4,3 раза были выше, чем по отрасли в целом. Участвовавший в работе юбилейного съезда Министр сельского хозяйства повторил слова своего предшественника о том, что «фермерство в России состоялось». «Успехи достигнуты не благодаря, а вопреки государственной аграрной политике», — отмечали делегаты съезда.
По инициативе АККОР и с его участием разработана и принята ведомственная целевая программа Министерства сельского хозяйства РФ «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы».

2010 г.
Ассоциацией совместно с Министерством сельского хозяйства РФ и Россельхозакадемией проведена Всероссийская научно-практическая конференция: «Повышение эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования АПК». Материалы конференции свидетельствовали о том, что каждый рубль скудной поддержки фермерских хозяйств лучше «конвертируется» в дополнительную продукцию, чем рубли обильной поддержки сельхозорганизаций.
Продолжена активизация политической деятельности всех звеньев системы АККОР в соответствии с девизом «фермеры — во власть». Фермерские региональные ассоциации приняли участие в выборах в местные органы власти. По их итогам более 2000 фермеров стали депутатами различных уровней, главами районных администраций и сельских поселений. С учетом выборов 2009 года «во власти» были уже более 3000 фермеров.
Расширено сотрудничество АККОР с бизнес-структурами. Заключены соглашения с группой компаний БелАгро, «Капитал-Прок», «Ниссан-моторс», «Мегафон» и др. Соглашения предусматривают существенные ценовые скидки для членов АККОР.

2011 г.
В работе XXII съезда АККОР, состоявшегося в г. Тамбове, 2 марта принял участие Председатель Правительства РФ В.В. Путин. Его сопровождали руководители практически всех ведомств, влияющих на состояние дел в сельском хозяйстве и в российской деревне. Лидер страны дал высокую оценку фермерскому вкладу в производство сельхозпродукции и в жизни российского села. Он сказал: «Мы с полным основанием можем говорить, что фермерство в России состоялось, как экономическая и социальная сила, в значительной степени как опора страны, как важнейший источник развития российских территорий, возрождения нашего села и его лучших традиций...»
По итогам встречи Председателя Правительства РФ с делегатами фермерского съезда были даны поручения министерствам и ведомствам, направленные на усиление господдержки отрасли и на ликвидацию дискриминации фермерства в этом вопросе.
На съезде была принята «Позиция АККОР по ключевым направлениям развития агропромышленного комплекса, сельских территорий, семейных фермерских хозяйств», которая была направлена в адрес органов государственной власти.
Под воздействием поручений В.В. Путина при участии АККОР разработаны и утверждены ведомственные целевые программы Министерства сельского хозяйства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-20014 годы».

2012 г.
Велась активная работа над выполнением решений XXII съезда и поручений В.В.Путина. Представителями АККОР и Минсельхоза РФ проводились совместные обсуждения мер и методов сотрудничества по этим вопросам. Ассоциация добивалась увеличения финансирования на важнейшие, с её точки зрения, ведомственные целевые программы: «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 гг.», однако Минсельхоз не спешил этого делать. В частности, на создание семейных животноводческих ферм было выделено инвестиционных кредитов в двадцать пять раз меньше, чем на строительство больших животноводческих комплексов и мегаферм.
Было выполнено поручение Председателя Правительства РФ об упорядочении правового статуса КФХ. На исходе года принят федеральный закон о внесении поправок в Гражданский Кодекс РФ, предусматривающий право выбора для КФХ осуществлять свою деятельность либо в форме юридического лица, либо без образования юридического лица. Началась работа над третьей редакцией закона о КФХ. которая, однако, затянулась и не была закончена к выходу данной книги в свет.

2013 г.
Под эгидой Министерства сельского хозяйства РФ в Санкт-Петербурге проведен I Всероссийский съезд сельских кооперативов с выделением секции по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. В нем приняли участие более 300 делегатов от системы АККОР. Съезд утвердил концепцию развития кооперации и принял решение о разработке соответствующей ведомственной целевой программы. Выполнение данного решения зависло из-за отсутствия в бюджете страны сколько-нибудь значимой суммы средств на эту цель.
В связи с объявлением ФАО 2014 года Международным годом семейных фермерских хозяйств в декабре 2013 года по инициативе АККОР и с участием Министерства сельского хозяйства РФ, РАСХН, Тимирязевской академии и других аграрно-экономических институтов проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая эффективность и социальная значимость фермерских хозяйств семейного типа». Выступления участников конференции убедительно показали, что семейным товарным хозяйствам под силу применять современные технологии и технические средства. Конференция приняла резолюцию, в которой рекомендуется российским властям активнее развивать фермерский сектор как наиболее конкурентноспособный в условиях членства России в ВТО, устранить дискриминацию фермерского сектора в вопросах инвестиционного кредитования.
Продолжилась реализация ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» и «Поддержка начинающих фермеров». В 2013 году в программах участвовало 65 и 71 субъект РФ соответственно. В результате построены и реконструированы 693 семейные животноводческие фермы. Получили гранты 2601 начинающий фермер на создание и развитие КФХ. Правда, это оказалось во много раз меньше, чем количество КФХ, разорившихся и прекративших свою деятельность. Общее количество фермерских хозяйств продолжало сокращаться.

2014 г.
Российское фермерство подошло к своему промежуточному юбилею, к 25-летию с количественными потерями, но с качественными успехами. Количество официально зарегистрированных КФХ вместе с индивидуальными предпринимателями, приравниваемыми к фермерским хозяйствам, сократилось с 285 тыс. до 223 тыс. Уменьшилась и площадь фермерской земли с 24 млн га до 17 млн га. Продолжала сказываться смена вектора земельной реформы с крестьянского на латифундистско-индустриальный. Но, несмотря на это, подрос удельный вес фермерского зерна — с 21% до 24%. В результате систематического увеличения дойного стада фермерский сектор перешагнул рубеж в один миллион молочных коров. Сохранились система фермерского самоуправления — АККОР, а также накопленный опыт фермерского кооперативного взаимодействия — пусть пока не богатый, но ценный, поучительный.
Фермерское сообщество отметило двадцатипятилетний юбилей своего движения уже традиционно — скромно, но с достоинством на федеральном и региональных съездах-конференциях. В выступлениях именинников-фермеров звучала некичливая гордость за осязаемые и востребованные плоды их напряженного и умелого труда — продукты питания. В речах и приветствиях руководителей российского агропрома звучала уже знакомая фермерам фраза о том, что «фермерство в России состоялось», изливались благодарности «кормильцам» и заверения в том, что впредь государственного внимания и господдержки фермерам станет побольше.

2015 г.
В феврале 2015 года в Москве состоялся ХХVI съезд фермеров системы АККОР. Он был не праздничным, а рабочим. Делегаты съезда говорили об очередном шаге в своём развитии, об увеличении объёмов фермерской продукции. Была выражена готовность участвовать в реализации задачи «импортозамещения» по обеспечению россиян продовольствием. Но одновременно звучала острая критика аграрной политики Правительства РФ, которая по отношению к фермерству ограничивается чисто косметическими мерами, не способствующими расширению фермерского сектора сельскохозяйственной отрасли, а также укреплению многих десятков тысяч малых фермерских хозяйств. В резолюции съезда такая политика признана ошибочной.

Итак, за 25 лет земельной реформы в современной России сделано немало. Но до её завершения ещё далеко. Так, может быть, Пётр Аркадьевич ставил для себя слишком жёсткий, нереальный срок — двадцать лет? Или нынешняя реформа проводится не «по-столыпински», вяло? Развёрнутый и глубоко обоснованный ответ на этот вопрос смогут дать будущие историки, объективные и неангажированные. Но попробуем и мы в данной книге проанализировать далеко не простую нынешнюю ситуацию в развитии состоявшегося российского фермерства.