Вы здесь

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Перейти к полной версии/Вернуться

Резолюция Всероссийской научно­-практической конференции
«Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств»

В настоящее время в России сложилось многоукладное сельское хозяйство, отражающее многообразие организационно-правовых форм и хозяйственных особенностей сельхозтоваропроизводителей. Малые формы хозяйствования (МФХ) на селе, включающие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и малые сельхозорганизации, вносят значительный вклад в обеспечение страны сырьем и продовольствием.

Наиболее значимой формой предпринимательства на селе являются крестьянские (фермерские) хозяйства семейного типа. Семейный сектор представляет собой наиболее динамично развивающуюся часть многоукладного АПК, важнейшую движущую силу возрождения аграрной России. Согласно научным исследованиям более 95% КФХ являются семейными. Согласно данным Росстата на 1 октября текущего года численность фермерских хозяйств вместе с индивидуальными предпринимателями составляет 227 тыс. Площадь обрабатываемых фермерами земель постоянно растет и составляет более 30 млн. гектаров. За последние 12 лет ежегодные темпы роста производства в данном секторе составили более 13%, что значительно выше, чем в целом по сельскому хозяйству.

Доля КФХ в производстве зерна возросла до 24%. Производство картофеля в 2012 году, по сравнению со средними показателями за последние пять лет, в целом по отрасли увеличилось на 7,5%, а в фермерском секторе прирост составил 74,1%. По овощам за аналогичный период увеличение производства составило 19% по отрасли и 64,7% в фермерских хозяйствах.
Не менее впечатляющи успехи семейных фермерских хозяйств в производстве продукции животноводства. Фермерский сектор является единственным, в котором неуклонно растет поголовье КРС, в том числе коров, а в связи с этим и увеличивается производство молока. Если в целом по сельскому хозяйству спад поголовья крупного рогатого скота за последние 10 лет составил 25,6%, в том числе коров - 25%, то в фермерском секторе произошел рост поголовья - в целом КРС в 2,7 раза, а коров - более чем в 3 раза. В результате во второй половине 2013 года в КФХ численность коров превысила 1 млн. голов. И если производство молока за этот же период в целом по отрасли упало на 4,9%, то в крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечен рост в 2,5 раза. Стоимость 1 скотоместа, создаваемого в семейных животноводческих фермах по ведомственной целевой программе, в 2-4 раза ниже, чем в агрохолдингах и мегафермах. Это - один из факторов, значительно снижающих себестоимость фермерской продукции.

Хороших производственных и экономических успехов семейные фермерские хозяйства добились в использовании современных сельскохозяйственных технологий и технических средств, демонстрируя способность и готовность применять инновации.

Помимо производственной функции семейное фермерское хозяйство игра ет важную роль в общественной жизни российского села, в том числе в укреплении института крестьянской семьи, в трудовом и нравственном воспитании детей, в улучшении демографии, в обеспечении заселенности обширных российских территорий, в социальном контроле и защите природной среды.

Достигнутые результаты фермеров в производственной и социальной сферах позволили В. В. Путину дать им высокую оценку на съезде фермеров в Тамбове: «Мы с полным основанием можем говорить, что фермерство в России состоялось как экономическая и социальная сила, — сказал он, — в значительной степени как опора страны, как важнейший источник развития российских территорий, возрождения нашего села и его лучших традиций».

Высокая экономическая эффективность и важная социальная значимость семейных фермерских хозяйств обусловлены особенностями их организации и функционирования. Главные из них - это собственность всех членов семьи на производственные ресурсы, готовую продукцию и доходы от ее реализации, прямое их участие в производственно-хозяйственном процессе, стратегическое и оперативное управление всей совокупностью работ членами фермерской семьи без наемных управляющих. Данные особенности порождают неповторимую в других типах сельскохозяйственных предприятий возможность максимальной мобилизации человеческого созидательного потенциала, его физических, интеллектуальных и духовных сил на достижение высоких результатов во всех сферах деятельности - производственной, общественно-полезной, в том числе воспитательной и др. Энтузиазм в сочетании с осмотрительностью, упорство и высокая самоотдача обеспечиваются сильнейшей заинтересованностью каждого члена семьи в достижении общей поставленной цели, высокой ответственностью каждого члена за принимаемые им управленческие решения или выполняемые работы, тесной сплоченностью и солидарностью членов семьи, их взаимной мотивацией, взаимопомощью и взаимным контролем.

Важной отличительной особенностью семейных фермерских хозяйств является также их сравнительно небольшой размер по числу работников. По этому признаку они соответствуют принятой в российском законодательстве категории «микропредприятий» - с числом работников до 15 человек. Данная характеристика является важным условием реализации названных выше преимуществ семейных микропредпрятий. Однако следует отметить тот факт, что такие фермерские хозяйства не могут сформировать собственную, так называемую, «сервисную» (обслуживающую) инфраструктуру, а пользование дорогими услугами коммерческих инфраструктурных организаций может значительно понижать эффект от преимуществ семейной организации и соответственно уменьшать доходы фермерских семей. Однако практика нашла способ нейтрализации данного недостатка - создание кооперативной системы производственно-хозяйственного обслуживания основных технологических операций (работ), выполняемых непосредственно в фермерских хозяйствах. Сам феномен кооперации самостоятельных крестьянских хозяйств был раскрыт великим российским ученым А. В. Чаяновым и подтвержден практикой ее функционирования в большинстве развитых стран мира. В настоящее время межфермерские кооперативы помогают сохранять «эффект семейного микромасштаба».

Опыт фермерства в мире позволяет определить способность семейных хозяйств к действенному стимулированию труда, высокой самоорганизации и эффективному самоуправлению в сочетании с кооперированием как особый человеческий ресурс социально-психологического характера, который по своей производительной силе значительно превосходит потенциал аналогичного количества наемных работников. Такой синергетический эффект определяется его значительным повышающим влиянием на использование других производственных ресурсов, применяемых в сельском хозяйстве - земельных, биологических и технических. Это важный момент в направлении приумножения продовольствия.

В большинстве стран мира семейный ресурс используется сполна. Человеческий фактор в семейном хозяйстве позволяет максимально реализовывать возрастающие возможности постоянно совершенствующихся сельскохозяйственных технологий. В силу чего фермерские хозяйства семейного типа составляют основу всего агропромышленного комплекса. В России такого рода семейный ресурс традиционно недооценивают и недоиспользуют, а зачастую игнорируют, рассматривая его лишь в упрощенном варианте - как простую массу рабочей силы, будь то трактористы, водители автомобилей, доярки, пастухи, скотники и др.

От многих политиков и чиновников часто можно услышать, что фермерство - это рудимент прошлого, ушедшей эпохи и лошадиного тягла. Их ставка делается на управленческую элиту, на собственников-агроолигархов и на наемных топ-менеджеров. При формировании стратегии развития АПК преимущества и конкретные результаты, которые дает фермерский сектор аграрной экономики, не принимаются во внимание.

Безусловный приоритет, связанный с развитием агрокомплексов и мегаферм, приводит к тому, что интересы фермеров, индивидуальных предпринимателей, владельцев малых семейных сельхозпредприятий в последнее время откровенно игнорируются. И хотя на совещаниях и в прессе, телевидении в адрес фермеров и малого бизнеса произносятся правильные слова, на деле же решения носят порой отчетливо дискриминационный характер. Такая политика возымела свое действие: у предпринимателей на селе упал интерес к созданию собственных хозяйств, в результате чего за последние два года произошло сокращение численности КФХ и ИП на 80 тыс. хозяйств. Прошло более 20 лет после начала проведения земельной реформы в стране, но достигнуть заявленной цели так и не удалось. Напротив, в большинстве регионов России идет развитие латифундий, скупка земель непрофильными компаниями, развитие рейдерства, самовольные захваты. Все это происходит прежде всего потому, что их юридическая защищенность крайне низка. Суды не всегда могут защитить крестьян от агрессии из-за сложности и несовершенства механизма оформления прав собственности.

Снятие преград, тормозящих развитие хозяйств семейного типа и создание нормальных условий для их деятельности, позволит дать мощный стимул росту сельскохозяйственного производства, повысить их экономическую эффектив ность, увеличить доходы сельского населения, обеспечить условия развития сельских территорий. Последнее особенно важно в условиях сокращения числа сельских поселений, когда выявлено, что в 19,4 тыс. деревень и сел, которые существуют де-юре, реально никто не проживает.

Участники научно-практической конференции считают, что изменения аграрной политики, направленные на совершенствование условий функционирования агропромышленного комплекса и ориентированные на развитие семейных фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации на селе, позволят внести перелом в негативную ситуацию, придадут импульс развитию всего сельского хозяйства и сельских территорий. Кроме того, фермерские хозяйства имеют большой потенциал в развитии производства экологически чистой продукции и органического земледелия, значение которого в современном мире будет постоянно возрастать.

В ходе прошедшей обстоятельной дискуссии были определены следующие направления и формы поддержки развития семейных фермерских хозяйств:
1) совершенствование нормативно-правовой базы деятельности семейных фермерских хозяйств;
2) создание благоприятных условий для семейных фермерских хозяйств в земельных отношениях;
3) совершенствование государственной поддержки и повышение экономической эффективности фермерских хозяйств;
4) работа по формированию положительного имиджа семейного фермерства в российском обществе.

I. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности семейных фермерских хозяйств
1. Предложить Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ поддержать позицию фермеров и принять к рассмотрению подготовленный при участии АККОР проект ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающий новые правовые нормы, касающиеся возможности образования крестьянской семьей фермерского хозяйства со статусом юридического лица и без образования юридического лица с тем, чтобы создать благоприятные условия для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и развития семейного фермерского уклада.

2. Законодательно закрепить понятие «семейное фермерское хозяйство», которое должно отвечать следующим признакам:
— состоит из членов одной семьи;
— члены хозяйства принимают личное участие в производственно-хозяйственной деятельности;
— соответствует микропредприятию по количеству постоянных работников и по объему выручки;
— члены хозяйства живут там, где работают;
— члены семьи сами управляют хозяйством без наемного управленческого персонала.

3. Внести изменения в нормативно-правовые акты с целью улучшения условий деятельности КФХ:
— в Постановлении Правительства РФ от 27. 08. 2013 г. №742 с тем, чтобы включить фермеров в число получателей субсидий, предусмотренных данным Постановлением;
— включить КФХ без образования юридического лица в список субъектов, имеющих право на получение государственных гарантий, указанных в статье 117 Бюджетного кодекса РФ;
— ввести патентную систему налогообложения для крестьянских (фермерских) хозяйств;
— включить ИП в число участников ведомственной целевой программы Минсельхоза России по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ;
— включить КФХ без образования юридического лица в список сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право заниматься племенным животноводством;
— исключить средства государственной поддержки (субсидии), выделяемые из бюджетов бюджетной системы РФ, на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей всех организационно-правовых форм из налогооблагаемой базы по уплате таких налогов, как
НДС и налог на доходы физических лиц;
— в целях сохранения поголовья свиней в крестьянских-фермерских хозяйствах внести изменения в Приказ № 282 «О внесении изменений в Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства. В связи с ужесточением критериев по содержанию и разведению свиней предлагается для строительства новых комплексов заранее выбирать места таким образом, чтобы в радиусе 5 км не было хозяйств с меньшим поголовьем. При сложившейся определенной структуре животноводства в сельской местности радиус необходимо снизить и определять в каждом случае отдельно. Разработать в отношении субъектом малого бизнеса ЛПХ и КФХ отдельные ветеринарно-санитарные нормы с учетом размера поголовья;
— ввести в ветеринарные нормы ограничения по количеству скота с учетом международных стандартов, связанных с экологическими требованиями.

4. Внести изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», касающиеся стимулирования перехода высокотоварных личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, предусматривающие установление ограничений деятельности ЛПХ: содержание не более 3 коров; максимальный размер площади всех земельных участков, используемых ЛПХ, установленный федеральным и региональным законодательством; доходность не более 50 тыс. рублей в год на каждого члена семьи. При превышении одного из указанных критериев ЛПХ должно в течение года зарегистрировать как КФХ.

II. Создание благоприятных условий в земельных отношениях
1. В целях ограничения развития латифундизма, улучшения доступа КФХ к земле, а также более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения предложить федеральным органам государственной власти выработать новую земельную политику, предусматривающую ограни чения площади одного землевладения, установления прогрессивного налога на землю в зависимости от размера максимального участка и др.

2. Предложить федеральным органам государственной власти предусмотреть в соответствующем законодательстве гарантии обеспечения землей крестьянских семей, выразивших желание организовать фермерские хозяйства, предоставив доступ к неиспользуемым, заброшенным земельным угодьям. Выработать механизм защиты земли, переданной фермерам в начале реформ и приобретенной в последующие периоды, от посягательств со стороны крупного бизнеса, криминала и других непрофильных компаний.

3. Рекомендовать Правительству РФ активизировать работу по созданию реестра неиспользуемых, заброшенных и иных категорий земель. Обеспечить размещение на сайтах информации реестра об имеющихся земельных участках сельскохозяйственного назначения, доступных для пользования и выкупа, не обремененных третьими лицами. При возможности передать их в пользование фермеров и других сельхозтоваропроизводителей с субсидированием затрат по освоению и вводу в сельхозоборот залежных земель.

4. Внести в законодательные акты РФ дополнения, разрешающие строительство жилых домов фермерским хозяйствам для членов КФХ на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности. Это будет спос обствовать повышению конкурентоспособности фермерских хозяйств на основе уменьшения транспортных издержек, а также более полному выполнению ими функций заселенности и охраны сельских территорий, экологизации среды обит ания. Законодательно приравнять фермерские поселения, в которых проживает хотя бы одна семья, к населенному пункту (хутору и т. п. ). Законодательно зак репить понятие хуторского хозяйства. Придать таким КФХ статус хуторского хозяйства.

5. Распространить на фермеров право бесплатно переоформлять в собственность (ст. 28 ЗК РФ) из пожизненного наследуемого владения земельные участки с учетом численности КФХ и норм, утвержденных субъектами РФ на каждого члена КФХ, а также снять ограничения по выкупу арендованных земель из фондов перераспределения муниципальных образований.

III. Совершенствование государственной поддержки и повышение экономической эффективности фермерских хозяйств

1. Рекомендовать Правительству РФ устранить диспропорции в распределении бюджетной финансовой поддержки, включая инвестиционное кредитование, между крупными сельскохозяйственными организациями и малыми формами хозяйствования с учетом расширения мер поддержки и увеличения доли финансирования семейных фермерских хозяйств в выделяемых средствах государственной программы до 2020 года:
— выделять на развитие малых форм хозяйствования на селе, включая семейные фермерские хозяйства, не менее 30% от средств государственной программы;

— перераспределить средства, предусмотренные госпрограммой развития сельского хозяйства, на увеличение финансирования доказавших свою высокую эффективность ВЦП по начинающим фермерам до 5 млрд рублей и семейным животноводческим фермам до 5 млрд рублей;

— организовать в целях повышения эффективности ведомственных программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм ведение мониторинга реализации каждого семейного проекта в течение пяти лет с момента окончания строительства производственных объектов. В ходе наблюдения выявлять «узкие места» в становлении фермерских хозяйств и определять, в какой дополнительной помощи они нуждаются для наращивания и повышения эффективности производства;

— выделять финансирование из федерального бюджета на ВЦП по развитию кооперации на селе на 2014-2016 гг. в объеме 10 млрд руб. ежегодно;

— внести изменения в «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22. 12. 2012 г. № 370, выплачивая субсидию также на каждую корову при наличии не менее трех коров, а также при сохранении (приращивании) поголовья;

— скорректировать государственную программу в части несвязанной поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 га, увеличив размер несвязанной поддержки на 1 га сельхозугодий к 2015 году до уровня не менее 3 тыс. руб. ;
— увеличить размер субсидий по межеванию и оформлению земельных участков фермеров в собственность до фактически понесенных затрат и скорректировать общий объем финансирования на эти цели.

IV. Работа по формированию положительного имиджа семейного фермерства в российском обществе
1. Министерству сельского хозяйства РФ и Россельхозакадемии с целью более глубокого обоснования направлений в дальнейшем развитии аграрной реформы и более эффективного расходования инвестиционных ресурсов провести научные исследования по проблемам семейно-кооперативного сельского хозяйства с изучением факторов экономической эффективности семейных ферм в сравнении с мегафермами и крупными животноводческими комплексами.

2. АККОР в сотрудничестве с научными учреждениями, учебными заведениями и консультационными центрами практиковать создание специальных клубов и других объединений КФХ с учетом их производственной специализации с целью формирования системы обмена опытом и активного сотрудничества с наукой.

3. Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) через средства массовой информации разъяснять обществу, что здоровые животные и соответственно здоровая продукция без пагубного содержания антибиотиков могут быть обеспечены только при малой концентрации животных в семейных фермерских хозяйствах.

4. Общественным организациям, Министерству сельского хозяйства РФ с привлечением медиацентров проводить ежегодные конкурсы художественных и публицистических произведений, раскрывающих глубокое содержание, многогранность фермерского образа жизни, его непреходящую полезность для всего российского общества не только в обеспечении здорового «хлеба насущного», но также в сохранении здоровой нравственности и самобытной культуры народов России.

Направить рекомендации конференции Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в администрации и законодательные собрания субъектов Российской Федерации, заинтересованным государственным ведомствам, научным учреждениям и общественным организациям.

Автор выражает свою признательность за материальную помощь в издании книги:
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России - президент Плотников В.Н.,
фонду «Российский фермер» - генеральный директор Печалин Е.Б.,
ОАО Государственная страховая компания «Поддержка» - генеральный директор Воробьева З.В.,
Ассоциации фермерских хозяйств, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана - председатель Байтемиров К.М.,
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Псковской области - председатель Конашенков А.А.