Вы здесь

Кооперирование и интегрирование зрелых крестьянских (фермерских) хозяйств

Перейти к полной версии/Вернуться

Кооперирование развивающихся крепких фермерских хозяйств в отличие от начинающих и малоземельных КФХ и товарных ЛПХ (подворий) в российских условиях чаще всего идет без перемешивания с «малышами». Возможно, на это влияет глубокая дифференциация КФХ по размерам и объемам производства. Справных фермеров, видимо, смущает принцип кооперативной демократии: «Один человек — один голос». Кооперативы более-менее равных фермерских хозяйств работают без серьезных внутренних конфликтов.

Кооперативные объединения фермеров-растениеводов существенно различаются по отраслевому признаку. Наиболее крупными по численности участников являются кооперативы зерновиков. Это не только в России. Например, в США в зерновых штатах Среднего Запада типичны кооперативы районного масштаба. В каждом районном центре имеется зерновой элеватор с эмблемой КООП. Нам до этого еще далеко. Но и у нас кооперативы фермеров-зерновиков объединяют от 50 до 200 и более крестьянских (фермерских) хозяйств.

Примером такого крупного профессионального фермерского объединения может служить кооператив «Прикубанский». О нем на конференции рассказал его председатель Ю.В. Милованов. Кооператив работает с 2009 года. Идея создания кооператива принадлежит не фермерам, а руководству завода по переработке сои. Завод многие годы закупал соевое сырье у фермеров. Фермерские объемы прирастали, но с ними было неудобно работать - многие десятки договоров, срывы в поставках и многое другое. Зарубежная практика подсказала - надо работать с фермерами через кооператив, а для этого помочь им его сформировать. Идея была озвучена в 2008 году на экономическом форуме в Сочи, а через год уже был подписан договор завода с фермерским кооперативом.

Ко дню конференции в кооператив входило 250 фермерских хозяйств зерновой специализации, выращивающих сою. Он взял на себя хлопоты с договорами и контроль за их исполнением. Под особым контролем кооператива находились вопросы оценки заводом качества зерна при приемке. Кооператив в соответствии с договорами и с заводом, и с фермерами оказывает им услуги, связанные с процессом выращивания: закупает оптом большие объемы семян, средств защиты растений, удобрений. В 2013 году всего было закуплено и поставлено членам кооператива ресурсов на сумму несколько больше 1,6 миллиарда рублей. Скидки для КФХ благодаря крупному опту составили 15-20 процентов. По оценке председателя Милованова Ю.В. кооператив «Прикубанский» стал для фермеров реальным фактором существенного повышения эффективности их бизнеса. К сказанному важно добавить, что перерабатывающий завод стал для КФХ через кооператив своего рода экономическим интегратором. Это интересный и перспективный для российских условий вариант кооперативно-интеграционного симбиоза. Это модель формирования крупных агропромышленных систем одновременно «снизу» и «сверху».

Иначе идет процесс кооперирования фермеров, выращивающих картофель и овощи в открытом грунте. Характерно, что малые КФХ с площадью посадки от 5 до 20 гектаров, как правило, об объединении в кооперативы не помышляют. Их пока сравнительно немного и свою продукцию им удается достаточно выгодно реализовывать на местных «диких» рынках по достойным ценам. Но у крупных фермерских хозяйств проблема сбыта имеется. Конкурентов на рынке много. Поэтому стали возникать кооперативы крепких КФХ картофелеводов и овощеводов. Основной их функцией является помощь в реализации продукции по достойным ценам.

На конференции в Казани о реальной работе такого кооператива рассказал его председатель фермер И.И. Пиреев (он же председатель фермерской ассоциации Новгородской области). Кооператив молодой - всего два года. В него входит крупное хозяйства И.И. Пиреева, выращивающее картофель и овощи на площади 500 га и пять других КФХ такой же специализации, но размером поменьше.

Идея создания кооператива принадлежит Ивану Ивановичу. Он с тремя сыновьями за двадцать с лишним лет, начав с нуля, получив пай 5 га, шаг за шагом вырастил семейное фермерское хозяйство до внушительных размеров. Хозяйство имеет мощную материальную базу - современные зарубежные тракторы и комбайны, современное картофельное и овощное хранилища на весь объем продукции. Два года назад запустил в эксплуатацию тоже самый современный «логистический распределительный центр», позволяющий сортировать, формировать и отгружать до 30 т сырья в день.

Перед семьей возник вопрос, как развивать дальше семейный бизнес. Останавливаться было экономически опасно. Достигнутый объем производства загружал дорогой «логистический центр» лишь на треть. Чтобы своевременно рассчитаться с 30-миллионным кредитом, нужно было расширять посевные площади. Это можно было сделать двумя вариантами. Первый - прикупить земли и техники, подыскать высококвалифицированных наемных рабочих, организовать их работу бригадно-звеньевым методом и тем самым увеличить размер семейного КФХ. Получилось бы крупное сельхозпредприятие капиталистического типа. Иван Иванович - председатель фермерской ассоциации, предложил семейному совету идею создания кооператива, приняв в него пять соседствующих фермеров-картофелеводов и загрузить логистический центр суммарной продукцией всех шести фермерских хозяйств.

Фермеры-соседи согласились вступить в кооператив. У них был свой интерес. Они поняли, что их картофель и овощи попадут на полки сетевых магазинов, а это - реализация продукции без нервного истощения по неплохой цене. Кроме того, привлекло обещание Пиреева посодействовать своим будущим партнерам по кооперативу в получении инвестиционных кредитов на обновление техники. Кооператив был зарегистрирован и начал работать. Интересно то, что в реальности получился не теоретически чистый кооператив, а гибрид кооперативной и интеграционной формы. В одних вопросах КФХ Пиреева как основной участник совместной работы выступает в роли интегратора по отношению к другим пяти КФХ. Это, прежде всего, касается использования логистического центра, который остается в собственности семьи Пиреевых, и головное КФХ берет с партнеров плату за услугу, которую использует в расчетах за инвестиционный кредит. Но немало и чисто кооперативных забот и дел. В их числе общая закупка ресурсов - удобрений, топлива. Составлен общий инвестиционный план по всей кооперативной системе и по каждому хозяйству: где строить хранилища (имеются не у всех), кому прикупить картофелеуборочный комбайн (хотя бы из бывших в потреблении). Иначе говоря, появилась кооперативная забота о повышении уровня технологии выращивания продукции.

Кооператив - это в данном случае не ширма, не камуфляж. Это часть гибридной производственной системы, построенной на взаимном признании и уважении к экономическим интересам партнеров. Кооператив (с элементами вертикальной интеграции) работает и набирает обороты. Этому во многом способствует тот факт, что его приняли в состав создаваемого в Новгородской области картофельного КЛАСТЕРА. В интеграционное новообразование входят кроме кооператива «Новгородский фермер»: предприятие по производству минеральных удобрений, областной фонд поддержки малого предпринимательства, некоторые местные торговые сети. Уже в рамках кластера областной гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства (создан по линии Минэкономразвития), ознакомившись с комплексным бизнес-планом кооператива, работает над поэтапным графиком предоставления гарантий КФХ - членам кооператива на получение инвестиционных кредитов в любом из десяти банков, имеющих договора с этим Фондом.

И еще об одной интересной детали работы кооператива в рамках кластера. Торговая сеть «Бизон», входящая в картофельный кластер, определила, каким сортам картофеля ее покупатели отдают предпочтение, и, подписывая торговое соглашение с кооперативом, гарантировала повышение цены на этот сорт. В кооперативе продумали «дорожную карту» распространения выгодного сорта на все хозяйства, входящие в кооператив. Хозяйство Пиреева будет выращивать элиту. Одно из хозяйств - размножать этот материал и семена первой репродукции, передавать партнерам по кооперативу. Иначе говоря, в кооперативе вызревают элементы постадийной технологической специализации и кооперации.

Если в растениеводстве в силу сезонности можно говорить лишь об элементах технологического разделения труда между КФХ, то в животноводстве возможна полная специализация фермерских хозяйств на отдельных стадиях производства продукции при четком взаимодействии между собой. О такой форме специализации и кооперации на конференции говорил фермер из Калужской области, хозяин роботизированной семейной молочной фермы А.В. Саяпин, которому его коллеги доверили возглавлять областную фермерскую ассоциацию.

О его «чудо-ферме» уже рассказано в данном сборнике в статье «Фермерство и инновации в сельском хозяйстве». Здесь отметим еще одну грань саяпинских инноваций. Во имя повышения производительности труда и упрощения управления усложняющимися технологическими процессами Александр Владимирович решился на узкую специализацию своего фермерского хозяйства. Он оставил себе только молочных коров с пастбищами, постройками, доильным роботом, а также цех по переработке молока. Для выращивания и откорма телят, включая выращивание ремонтных телочек, было создано и зарегистрировано новое узкоспециализированное КФХ его жены. За выращивание кормов (сена и сенажа) взялся фермер-сосед. Сложился микрокооператив трех небольших, но высокотехнологичных фермерских хозяйств.

В своем выступлении в Казани фермер Саяпин А.В. говорил об экономических плюсах проведенной «перестройки». Он сказал, что не претендует на патент изобретателя. Такое разделение труда существует во многих хорошо скроенных крупных сельхозпредприятиях между его подразделениями. Такая форма кооперации-партнерства часто встречается в странах Западной Европы, где основной формой работы являются небольшие высокотехнологичные семейные фермы. Такая узкая специализация подразделений в СХО или фермерских хозяйствах в рамках партнерства (микрокооперации) дает существенный «эффект масштаба». Он достигается за счет уменьшения многообразия работ исполнителя, возможности для него сосредоточиться на меньшем круге обязанностей и не допускать грубых ошибок и просчетов. Но у фермерских партнерств, считает А.В. Саяпин, есть преимущество перед работой крупного предприятия. В рамках кооператива-партнерства все его специализированные элементы — это высокомотивированные фермерские хозяйства. Их работники — это хозяева-собственники, работающие на себя. Над ними не нужен контролер-надсмотрщик. Конечно, нужна авторитетная координация взаимодействия. Чисто на договорах, на оперативной взаимности, на самоорганизации не все получается. Поэтому в партнерстве (по крайней мере у нас, в российских условиях) важно в микрокооперативе иметь старшего партнера. В данном конкретном случае таким коренником является хозяйство самого А.В. Саяпина. Он одновременно и равный с другими партнер, и в то же время интегратор-координатор. Но он понимает, что «потянуть одеяло на себя», подмять экономических партнеров «под себя» - это обойдется дороже для себя. Партнеры перестанут доверять интегратору-узурпатору и в конце концов его кооператив-партнерство рассыплется, а жизнь недальновидного «центровика» снова станет сложной, как до «перестройки». Поэтому очень важным является отработка механизма экономических отношений партнеров, их взаиморасчетов с тем, чтобы у всех сохранялось и усиливалось желание работать в такой кооперации.

Тему создания первичных кооперативных ячеек-партнерств узкоспециализированных фермерских хозяйств участники конференции активно обсуждали при посещении кооператива «Индейка» в Зеленодольском районе. Четыре КФХ совместно производят мясо индейки - индюшатину - от выведения цыплят до забоя взрослой птицы, разделки тушек, упаковки и отправки готовой продукции на реализацию. Хозяйства специализируются на выполнении определенных технологических стадий. Головное КФХ, принадлежащее Т. Зиганшину, специализируется на первой стадии - получение и доращивание цыплят до 40 дней. Другие проводят выращивание птицы и далее заключительный откорм. В каждом хозяйстве работают только члены семьи-владельца КФХ. Наемный труд используется только на заключительной стадии всего производства - на конвейере по разделке тушек, на упаковке и на отгрузке продукции. Это достигается благодаря квалифицированному применению самой передовой «канадской» технологии.

За рубежом, особенно в Северной Америке, широко распространена нефабричная схема выращивания мяса птицы. В этой схеме есть головное предприятие-интегратор (инкубация, содержание цыплят несколько дней в зависимости от вида птицы, производство комбикорма, забой и предпродажная подготовка готовой продукции). Далее - семейные фермерские хозяйства, выращивающие птицу. Такие производственные системы (не фабричные, а интеграционно-кооперативные) имеют разные размеры - от десятка фермерских хозяйств до нескольких сотен. Все зависит от финансового аппетита и возможностей хозяина-интегратора. Современные технологии обеспечивают высокую конкурентоспособность и малых фермерских партнерств, созданных по схеме «паровоз-вагоны». В Канаде на выращивании индюшатины успешно функционируют такие небольшие «связки» специализированных фермерских хозяйств. В опыте этой модели организации самого современного производства органически увязаны: во-первых, энергия и заинтересованность фермерских семей (фермерство), во-вторых, добровольность взаимодействия фермерских хозяйств (кооперация), в-третьих, координация единого производственного процесса на основе экономических методов (вертикальная интеграция). Партнерство (кооператив) «Индейка» создан, успешно встает на ноги и развивается именно по этой модели. Участники конференции положительно оценили этот опыт и спрогнозировали, что он в России будет широко тиражироваться.