Вы здесь

Понятие аграрных структур

Перейти к полной версии/Вернуться

Каждая страна для производства собственного продовольствия (для высокой степени самообеспечения) располагает определенным природным (биоклиматическим) потенциалом. Степень его использования зависит от многих экономических факторов и, прежде всего, от наличия сельских трудовых ресурсов, технической оснащенности отрасли, овладения сельхозпроизводителями прогрессивными сельскохозяйственными технологиями. Названные экономические факторы составляют экономический потенциал сельскохозяйственного производства. Наличие данных двух потенциалов (природного и экономического) - это объективные возможности производства продовольствия. Реализация потенциальных возможностей в значительной мере зависит от организации субъективной деятельности всей совокупности работников отрасли.

Категория «организация» в экономической литературе раскрывается с двух сторон. Во-первых, «организация» - это статика, структура, соотношение производственных (трудовых) формирований (работников, трудовых коллективов, подразделений, предприятий и др.), участвующих в производстве. Во-вторых, «организация» - это динамика, координация, управление взаимодействием элементов организационно-производственных структур. Обе стороны «организации» органически взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга.

Организация как «структура» влияет на динамический процесс координации, на управление деятельностью работников - либо облегчает и повышает его результативность, либо усложняет, затрудняет и удорожает управление. В частности, она влияет на соотношение централизации и децентрализации управления, а также на соотношение, с одной стороны, административного управления сверху низовыми производственными ячейками, а с другой стороны, самоуправления этих низовых ячеек. Но, в свою очередь, организация как структура является результатом управления, т. е. продуктом организаторской деятельности руководителей отрасли, объединений, предприятий и их подразделений.

Памятуя об органическом единстве и взаимовлиянии двух сторон категории «организация», мы в данном разделе рассмотрим применительно к отрасли сельского хозяйства более подробно одну из ее сторон - организацию, как структуру. При этом основное внимание уделим не всем элементам организационного построения системы (систем) сельскохозяйственного производства, а только одной их части - так называемой «институциональной структуре отрасли».

В экономической литературе, в том числе и в аграрной, длительное время для характеристики соотношения производственных подсистем в рамках целостной системы (отрасли, объединения или предприятия) использовалась одна категория — «организационно-производственная структура». Но сравнительно недавно параллельно с традиционной в обиходе у российских экономистов появилась новая категория - «институциональная структура».

Эти две категории не являются экономическими синонимами. Новое сочетание слов не стало современным эквивалентом для традиционного выражения. Оно - новое не только по форме, но и по содержанию - отражает качественные изменения в развивающихся социально-экономических отношениях людей, участвующих в процессе производства. Для российской экономики серьезной качественной новацией стал ее переход к рыночным отношениям. Многие субъекты производственной деятельности в рыночных условиях приобрели новый юридический статус — из внутрихозяйственных производственных подразделений трансформировались в самостоятельные субъекты межхозяйственных гражданских правоотношений. Экономической основой такой трансформации послужило превращение пользователей ресурсов в их собственников-хозяев.

Проиллюстрируем эти абстрактные рассуждения конкретным примером. Аграрные экономисты помнят, что на закате социалистического способа производства - в 80-х годах прошлого столетия во многих совхозах и колхозах трудовые коллективы первичных структурных подразделений - бригад и звеньев стали переводиться на отношения так называемой «внутрихозяйственной аренды». Несмотря на многостороннюю внешнюю атрибутику (договоры аренды земли и других ресурсов, расчетные внутрихозяйственные цены и т.п.), псевдоарендные внутрихозяйственные отношения на практике регулировались только внутренними правилами, разработанными в рамках коллективных трудовых договоров. В таких спорах и конфликтах «правда» оказывалась чаще всего на стороне руководителей предприятий. Арбитражные суды во внутрихозяйственные отношения не вмешивались. И только после начала аграрной реформы многие арендные коллективы, получив права собственности на определенные производственные ресурсы и произведенный продукт, включились напрямую в систему межхозяйственных экономических (в том числе арендных) отношений, регулируемых Гражданским Кодексом и другими законами страны. Такие коллективы, приобретая статус самостоятельного хозяйствующего субъекта (часто с правами юридического лица), трансформировались из элементов внутрихозяйственной организационной структуры, в которой единство, целостность, гармоническое взаимодействие между подразделениями обеспечивается в основном администрированием, в элементы качественно иной производственной хозяйственной структуры (системы) с рыночными регуляторами взаимоотношений и взаимодействия, т. е. в элементы институциональной производственно-хозяйственной структуры.

Раньше, в советское время, при моноукладности и при господстве административных методов централизованного управления сельскохозяйственным производством имела место тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и сокращения их количества для удобства «ручного» управления отраслью из центра. Параллельно осуществлялось урезание их прав на принятие важнейших хозяйственных решений. Мало что меняли в общей системе работы отрасли отдельные эксперименты по расширению хозрасчетной самостоятельности предприятий и их структурных подразделений.

Тогда российским экономистам - аграрникам не было тесно в границах категории «организационно-производственная структура» - вся отрасль сельского хозяйства по существу представляла собой сверхкрупную сельскохозяйственную организацию с «ручным» административным управлением.
Но после проведения институциональных реформ пошел противоположный процесс разукрупнения хозяйствующих субъектов. Общая совокупность хозяйствующих субъектов сельхозотрасли резко расширилась количественно и существенно изменилась качественно. Уменьшились размеры и выросло количество самостоятельных сельхозорганизаций. Десятки тысяч производственных единиц бывших колхозов и совхозов обрели статус самостоятельных хозяйствующих субъектов. Были сняты ограничения в их правах на принятие хозяйственных решений. Правда, власти пытались по опыту предыдущей эпохи вновь содействовать укрупнению, а, следовательно, сокращению количества хозяйствующих субъектов (агрохолдинги, мегафермы). Но это не давало организационного эффекта. Совокупность самостоятельных аграрных бизнес-субъектов продолжает множиться.

В этих условиях у экономистов-аграрников возникла необходимость отличать широкие совокупности внутрихозяйственных подразделений (например, в агрофирмах) от совокупности самостоятельных, но взаимодействующих на основе экономических соглашений сельскохозяйственных, обслуживающих и других предприятий и организаций. Такая научная потребность и обусловила рождение новой категории, помогающей более полно описать соотношение хозяйствующих субъектов, возникших в результате институциональных трансформаций.

В данной статье под институциональной структурой отрасли сельского хозяйства (для сокращения - аграрной структурой) мы понимаем совокупность, соотношение хозяйствующих субъектов (бизнес-субъектов или бизнес-единиц), участвующих в производстве продукции сельского хозяйства (сельскохозяйственного сырья), имеющих не только в использовании, но также во владении и распоряжении (в собственности) производственные ресурсы, а также наделённые юридическими правами на принятие и осуществление производственно-хозяйственных решений. Производственные подразделения любого размера, функционирующие внутри даже очень крупных хозяйствующих бизнес-субъектов, даже те из них, которые переведены на условия глубокого внутрихозяйственного хозрасчета с использованием внутрихозяйственных расчетных цен, нами не рассматриваются как элементы институциональной структуры отрасли сельского хозяйства (т. е. аграрной структуры). Это внутрихозяйственное организационное построение.