На конференции особый интерес участников привлек рассказ директора агропромпарка, функционирующего больше года, о выстраивании отношений этого флагмана логистическо-торговой инфраструктуры с фермерами-поставщиками сельхозпродукции. Этот повышенный интерес имеет весомую причину. Особенность нынешнего построения российского агропромышленного комплекса (АПК) состоит в том, что все, как говорилось раньше, «командные высоты» в сфере заготовки сельхозпродукции, ее фасовки, переработки, оптовой и розничной торговли с самого начала реформ прочно заняты крупным агропродовольственным капиталом. В этой сфере полновластные хозяева - это крупнейшие монополии, и не только российские, но и трансконтинентальные супермонополии. Они сотрудничают на относительно равноправной основе только с равными по масштабам бизнеса поставщиками сельхозпродукции. Здесь установлены жесткие требования к ассортименту, размеру и количеству партий товара. Отдельным фермерам двери в эту сферу наглухо закрыты. Их либо просто туда не пускают из-за несоответствия фермерской продукции установленным стандартам. Либо сами фермеры не везут туда свою продукцию, потому что им никогда не дадут хорошей цены. Поэтому российским фермерам до сих пор отводили ограниченный рыночный сектор - местные рынки - в основном сельские и районные. Только часть фермерской продукции реализовывалась в столицах регионов. Накопленный за двадцать пять лет опыт работы снабженческо-сбытовых кооперативов показал, что первичные кооперативы, лишь как-то упорядочивая сбыт сельхозпродукции поблизости от мест производства, не помогают ее вывозить к жителям крупных городов.
Но вот начались санкционные и антисанкционные войны. Установлено частичное эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции в Россию. Поставлена задача продовольственного импортозамещения. Вдруг для российских властей прояснилось, что силами крупногабаритного сельского хозяйства - агрохолдингами и мегафермами с этой задачей не справиться. Вспомнили, что много раз в истории России голод предотвращала крестьянская продукция - это и во время НЭПа, и в лихие 90-е годы. Стало понятно, что усилия и средства, направляемые на развитие самих крестьянско-фермерских хозяйств и даже на создание их первичных кооперативов, задачу не решат. Необходимо выстраивать хозяйственные пирамиды, состоящие из фермерских хозяйств и их первичных кооперативных объединений. На вершинах таких пирамид должны быть крупные инфраструктурные агропромышленные предприятия-организации государственно-кооперативного характера, не уступающие частнокапиталистическим агропромышленным центрам. В верхних эшелонах власти, кажется, начинают понимать, что это и будет основное звено, за которое можно тащить всю фермерско-крестьянскую цепь импортозамещения.
Решено было начать со строительства нескольких крупных агропромпарков или логистическо-распределительных центров. Первенцем стал такой центр в Казани, который обошелся государству в 2,5 миллиарда рублей. Сегодня это уже действующее многофункциональное сооружение. Оно внешне похоже на огромный продовольственный рынок. Большие площади под торговыми местами и торговыми павильонами (13 тыс. кв. метров) - отдельно для торговли мясом, молочными продуктами, картофелем и овощами, фруктами, но это только «базар». В агропромпарке имеется много прекрасно оборудованных цехов для предпродажной подготовки различной сельхозпродукции. Учреждение уже работает, уже «импортозамещает». В октябре 2014 года зафиксировано, что за покупками сюда пришли более 300 000 человек. Планируется довести этот показатель до 500 000. Интересно соотношение поставщиков продукции в агропромпарке: 45-50% - от КФХ и ЛПХ, 20% - от крупных агрофирм и остальные - от частных перекупщиков.
Казанский агропромпарк учится работать с фермерами.
На стадии разработки проекта председатель совета фермерской ассоциации Татарстана К.М. Байтемиров предлагал руководству республики сразу определить статус этого формирования как Кооператив кооперативов. Но поскольку инвестиции были государственными (60% бюджет России и 40% бюджет Татарстана), то для начала было решено учредить ОАО со стопроцентной собственностью государства. Управляет работой агропромпарка дирекция под контролем Наблюдательного Совета, в состав которого входит представитель фермерской ассоциации.
В этой ситуации Байтемиров К.М. предложил дирекции агропромпарка поработать с фермерами через сельскохозяйственный потребительский кооператив второго (республиканского) уровня. Но дирекция поначалу эту идею отвергла - наивно мечтали сотрудничать с тысячами крестьянских хозяйств, что называется, напрямую, «без посредников». Но на конференции директор парка признал, что намерения оказались утопическими. Дирекции оказалось не под силу выстроить доверительные взаимовыгодные ответственные отношения даже с десятками фермеров. Поэтому вернулись к рассмотрению предложения председателя совета фермерской ассоциации.
Ныне крестьянско-фермерская продукция поступает по нескольким каналам. Основной из них - это через кооператив кооперативов «Фермер», дополнительный - это КФХ напрямую, и третий канал - это коммерческие перекупщики. Они не исключаются, потому что на территории агропромпарка создается конкурентная среда, а сам парк уже успешно конкурирует с крупными торговыми сетями.
Интересно содержание работы фермерского торгово-закупочного кооператива второго уровня «Фермер». Оно многоплановое. Кооператив имеет довольно многочисленный штат: специалисты-технологи по разным сельхозпродуктам, диспетчеры с экономическим образованием, водители транспортных средств, грузчики, продавцы и в павильонах, и на рыночных торговых местах. Важная функция кооператива - диспетчирование завоза разной фермерской продукции по объемам и срокам. Ее легче выполнять во взаимоотношении с первичными фермерскими кооперативами. Партнерами «верхнего» кооператива являются, во-первых, фермерские снабженческие кооперативы районного уровня, во-вторых, специализированные кооперативы или КФХ-интеграторы, имеющие переработку продукции (такие, как уже знакомые читателю «Ватан» и «Индейка»), в-третьих, отдельные крепкие КФХ или группы небольших КФХ, составляющих простое товарищество для удобства реализации продукции. Кооператив «Фермер» принимает продукцию в двух вариантах: либо «на местах производства» (у кооператива есть свой транспорт), либо на приемной площадке в агропромпарке. Принятая продукция помещается в арендованные у агропромпарка хранилища или холодильники. Затем в арендованных производственных цехах (если нужно) производится предпродажная подготовка (сортировка, упаковка и т. п.), и далее — продажа, пока в розницу, но ведется подготовка к оптовой реализации.
Участников конференции два директора (агропромпарка и кооператива «Фермер») просили пока не судить строго за изъяны в работе системы взаимодействия - она только налаживается. Но опытные «экскурсанты» выспросили на торговых местах у фермерских продавцов (много фермеров торгуют самостоятельно), какова арендная цена торгового места. Ответ - «12 000 рублей в месяц» - вызвал высокую положительную эмоцию у задававшего вопрос фермера из Калуги Саяпина А.В. У них в области тоже вступил в строй подобный агропромпарк, только не государственный, а частный. Его хозяин отверг работу через кооператив или фермерскую ассоциацию - выстроил собственную работу, а фермерам назначил арендную плату в 80 000 руб. за торговое место в месяц - т. е. в 6 раз дороже!
После такой информации у участников сформировалось положительное отношение к увиденному и услышанному в агропромпарке в Казани. Они заключили, что в Татарстане не просто построено полезное и технически совершенное инфраструктурное сооружение. Здесь рождается и формируется кооперативный вариант эксплуатации этого сооружения, удобный и, главное, — выгодный для крестьянских хозяйств. Была высказана также мысль, что такой агропромпарк будет стимулировать фермеров к созданию первичных кооперативов. Иначе говоря, в Татарстане вызревает многоступенчатая система кооперирования крестьянских фермерских хозяйств. Важно также и то, что в этой системе налаживается взаимодействие сельскохозяйственных потребительских кооперативов с кредитными кооперативами и ассоциацией фермеров. Но этот нюанс, видимо, станет предметом обсуждения на следующей научно-практической конференции и на очередном съезде сельских кооператоров.