Вы здесь

Календарные народные праздники молочного животноводства

Перейти к полной версии/Вернуться
4 сообщения
Гость

Все мы знаем про Масленицу. Она почему то в нашем сознании ассоциируется с блинами. Однако блины это вторичное. Изначально Масленица привязывалась к прошедшим отелам молочного скота, когда на столе появлялись молочные продукты и праздник был посвящен языческому богу животноводства Велесу и домашней скотинке, обеспечившей стол хозяев сыром, творогом, молоком, маслом.
Вот как описывается Масленица (Масленка, Сырница) в беларуской традиции(ниже). Везде свои традиции(особенности ) Масленицы.

Масленица

Масленица - древний славянский праздник, напоминающий карнавал. Его отмечали на пограничье зимы и весны. В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. В 2010 году Масленицу будут праздновать с 8 по 14 февраля. "Наша масленіца гадавая, Яна госцейка дарагая. Яна першаю к нам не ходзіць – Усе на коніках раз’язджае", - такими песнями встречали на Беларуси этот веселый народный праздник.

Масленица - не единственное название этой своеобразной карнавальной недели. В некоторых регионах Беларуси ее величали "масленка", "сырница". В церковном календаре за праздничной неделей закрепилось название "Сырная седмица". Такие "молочные" названия праздника имеют свое объяснение. В конце февраля - начале марта, когда обычно празднуется Масленица, коровы уже успевали отелиться. Каждое хозяйство становилась богатым на молоко и молочные продукты, которые в это время года были главными на столе во всех крестьянских семьях.

Есть мнение, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса - покровителя домашних животных, от которого также зависело молочное изобилие.

Велес - один из самых многогранных персонажей белорусской языческой мифологии. Он был богом мертвых; почитался как бог клятвы, договора, мира; являлся опекуном общины и рода. Но главное, Велес был богом животноводства. По убеждению наших далеких предков, на протяжении года он охранял домашних животных, придавал им силы, заботился об увеличении стада. Поэтому праздник был благодарностью богу-охраннику.

Как Велес был богом разносторонним, так и Масленица - праздник многогранный. Он включал в себя обряды поклонения предкам, почитания и охраны брака и семьи, рода, общины; сочетал животноводческие обряды с земледельческими.

Масленица - практически единственный языческий праздник, который с приходом христианства был принят церковью с самыми незначительными изменениями. Древние обряды получили только некоторые религиозные черты, и еще церковь определила место праздника в годовом праздничном цикле.

В Беларуси не сложилось единой традиции празднования Масленицы: в некоторых регионах этот праздник начинался в понедельник, в некоторых - в четверг, праздничные обряды отличались. Но главное оставалось общим. Масленица - это праздник, где каждому - и старому и малому - находилось время для внимания, почитания и угощения.

Обязательными обрядовыми блюдами праздничной недели были масло и сыр. Кроме того, встречали Масленицу с блинами. Это блюдо появлялось на каждом столе каждый день в течение праздничной недели. Блинами поминали умерших родственников. Блинами угощали гостей, с блинами ходили в гости. Ели их с топленым маслом, со сметаной, с медом и вареньем, с рыбой и икрой, с чем угодно, кроме мяса. Масленая неделя по христианским традициям называлась мясопустной, то есть пустой от мяса.

Празднику предшествовали дни поминания предков. Суббота (а в некоторых регионах Беларуси четверг и пятница) перед Масленицей называлась Маслеными дедами. Утром в этот день хозяйка начинала печь блины. Самый первый блин она клала на особую тарелку и ставила в красный угол под образами. Вечером, когда приходило время начинать поминальный ужин, хозяин относил первый блин на чердак и ставил возле чердачного окошка. На третий день этот блин отдавали птицам, чтобы они, улетев, передали предкам привет от тех, кто их не забыл. За поминальным столом велись разговоры о дедах и прадедах, их делах. Во время таких бесед у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, в их сознание закладывались традиции почитания предков.

Считалось, что днем на масленой неделе работать можно, а вечером – нет. Тогда и начиналось основное веселье. В эти дни все ходили в гости: родственники к родственникам, соседи к соседям, парни к девушкам, старики к старикам. Дети и молодежь организовывали игры, катались на качелях, на санках с ледяных гор, ездили на лошадях. Люди среднего возраста особое внимание уделяли тем, кто в этом году вступил в брак. Дети благодарили повитух, которые когда-то помогли появиться им на свет. Все вместе с особым почтением относились к пожилым людям.

Каких только потех не было в дни Масленицы! Причем к забавам относились с полной серьезностью: считалось, что у тех, кто не будет участвовать в праздничных гуляниях на Масленицу, не будут плодиться и вестись домашние животные.

Задолго до начала праздника деревенские мужчины на крутом берегу реки или озера обустраивали горы для потех. С гор катались не только на санках, для этого могли приспособить и старое решето, и вырезанную из озера глыбу льда. Но даже в этой забаве существовал свой порядок. Первую половину масленой недели с гор каталась неженатая молодежь. Во второй половине - ледяные горки становились местом гуляний семейных пар. И только дети не покидали горки всю неделю и катались, пока сами не покрывались инеем.

Катание с горы на Масленицу считалось обязательным. Наши предки верили, что это веселое занятие будет способствовать росту льна и конопли: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. А еще по тому, как далеко поедут санки с горы, пытались предугадать, как долго проживут их седоки.

Особо доставалось в праздничные дни парням-холостякам, что не женились в последний мясоед (время от Коляд до Масленицы). Односельчане заставляли их "таскать колодки", привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к "колодке" одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень - другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться - откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с "колодкой" перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.

В забавах не оставляли без внимания и молодые семьи. В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название "Падушкі трэсці”. Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж, "подушки трясти". Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: "Подушки продаем! Подушки продаем!". Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами.

На Масленицу могло наведаться в дом и настоящее "татарское нашествие" - односельчане в маскарадных костюмах. Вела себя костюмированная компания, обходившая все дома в деревне, довольно вольно. Любого встреченного по дороге человека они могли повалить в сугроб, натереть щеки снегом. Их визит в дом можно сравнить с землетрясением. Такие гости разбрасывали подушки, домашнюю утварь. Правда, вреда такой "погром" хозяйству не приносил, все было в рамках дозволенного. Заканчивалось все после того, как хозяйка выносила богатое угощение. Правда, если угощение компании казалось не очень щедрым, шалости могли продолжиться и во дворе.

С участием масок организовывались на масленой неделе игры "Похороны деда" и "Похороны бабы". Для этого делали из подручного материала чучело в рост человека, одевали его в костюм и проводили обряд в соответствии с ритуалом похорон. Все делалось с юмором. После "голошения" и "отпевания" чучело брали на руки, выносили из дома, клали на сани и везли в конец деревни. Односельчане выходили из домов, чтобы провести "покойного", бросали ему вслед шутки. Вариантов самих "похорон" существовало несколько: в некоторых регионах чучело вывозили за деревню, бросали в кусты и засыпали снегом, где-то сжигали, а в некоторых местах разрывали на куски и разбрасывали по околице. После "похорон" участники обряда возвращались в тот же дом на "поминальный" ужин, где продолжалось веселье.

Все эти забавы и обряды не проходили хаотично. Многое было привязано к определенным дням. Причем каждый день Масленицы имел свое название и свои обязательные ритуалы.

Понедельник - "Встреча". Этот день был символическим началом праздника. В этот день сооружали чучело или куклу Масленицы, олицетворяющую морозное время.

Вторник - "Заигрыш". С этого дня начинали ходить друг к другу в гости.

Среда - "Лакомка". Блинов на столе и гостей за столом становилось больше. В некоторых регионах среда была предназначена для посещения тещи – шли к "теще на блины". Там, где празднование Масленицы начинали в четверг, тещ навещали в пятницу.

Четверг на масленой недели назывался "широкий", "шривой", "толстый". Этот день начинали с того, что пекли блины для своей кормилицы – коровки, чтобы она была такой же гладкой. Оладьями угощали и других домашних животных. День был очень ответственным для тех хозяев, которые держали в домашнем хозяйстве коней. Именно в "широкий" четверг принято было объезжать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трехлетнего возраста. Это время считалось благоприятным тому, чтобы конь стал послушным помощником хозяину. В четверг на Масленицу односельчане приветствовали пастухов и определяли, кому доверить эту ответственную работу на следующий год. В некоторых районах в этот день дети навещали бабушек-повитух - тех, что помогли им появиться на свет. Для них готовили специальное угощение, которое варили из масла, сухого сыра и сметаны. После угощения дети возили бабушку по деревне на санках.

В пятницу проходили "тещины вечера". В этот день молодожены приезжали к родителям невесты. В каждом регионе, а возможно и в каждой деревне, были свои правила проведения праздника. Но посещение зятем тещи было обязательным. Если зять не приезжал в гости, это считалось неуважением с его стороны к родным жены. Такое невнимание могло даже поссорить семьи двух родов. В некоторых местах на такие встречи собиралась вся родня как с одной стороны, так и с другой.

А в субботу проходили "золовкины вечерки", когда родственники приходили друг к другу в гости.

Еще в этот день молодежь каталась на лошадях. Сани и лошадиную упряжь украшали лентами и колокольчиками. Причем и это занятие было не просто забавой, а имело свой смысл. "На Масленіцу ездзілі на конях ў далекую дарогу каб лен быў доўгім”. Считалось, чем дальше отъедут молодые люди от своей деревни, тем длиннее вырастет лен в следующем году, тем лучше будет конопля.

В воскресенье на масленой неделе проходили проводы зимы. Чучело Масленицы водили по деревне и с заходом солнца сжигали на большом костре. Причем все жители деревни приносили в этот костер сломанные, потрепанные вещи.

В некоторых районах последний день Масленицы становился днем, когда зазывали весну. Где-то ее встречали с караваем, где-то с выпеченными из теста жаворонками.

Воскресенье Масленицы - последний день перед великим постом. Считалось, что в этот день нужно сесть за столом семь раз, так как всех ожидал пост, который продолжался семь недель. Вечером, когда семья садилась за стол седьмой раз, все в последний раз перед постом ели пищу животного происхождения.

Воскресение на Масленицу называли Прощеным воскресеньем. В этот день все попросили прощения друг у друга. Вечером прощения просили домочадцы в каждом доме. Хозяин садился в красный угол под образами, читал молитву и просил прощения у своих предков - дедов и прадедов. Затем по очереди, начиная от старшего, на средину комнаты выходили сыновья и дочери и просили прощения у отца: "Прасці, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай ці языком”. Последней просила прощения мать большого семейства. После этого все домочадцы садились на скамьи - парни справа, девочки слева. Отец выходил на середину комнаты, трижды кланялся всем и также просил прощения за недобрые слова или плохие поступки. Самым высоким статусом прощения был наделен обряд очищения в церквях, где в конце богослужения священник просил прощения у всех прихожан. В ответ на его слова в храме рефреном звучало "Бог простит! Бог простит! Бог простит!".

Этим красивым и мудрым обрядом заканчивалась веселая Масленица. Наступало время воздержания и покаяния - Великий пост.

Мы думалі - масленкі сем нядзелек, сем нядзелек,
Ажно масленкі сем дзянечкаў, сем здянечкаў!
Нас масленка абманіла, абманіла:
На сем нядзель паста пасадзіла, пасадзіла…

Праздничные песни весеннего цикла имели целью пробудить весну и назывались Гуканьнем весны.
_________________________________________________
Всех козоводов с ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ праздником!) С Масленицей!))


Россия
: Уссурийск
01.03.2014 - 04:10
: 5718

Спасибо огромное за разъяснения! Скопировала себе чтобы не забыть))) Детство вспомнилось - все
праздники справляли всей семьёй ( родом так сказать ) у бабушки так здорово было! А потом как то
отстранились друг от друга ( у каждого свои заботы) - жизнь такая люди злые стали, деньги стали
приоритетом - что нас дальше ждёт, вернее внуков наших scratch_one-s_head
Всем желаю молочных рек, сметанных озёр и горы творога и сыров разных вкусныыых roma

ПетрПетр

pie pie

С-Еленка пишет:

Спасибо огромное за разъяснения! Скопировала себе чтобы не забыть))) Детство вспомнилось - все
праздники справляли всей семьёй ( родом так сказать ) у бабушки так здорово было! А потом как то
отстранились друг от друга ( у каждого свои заботы) - жизнь такая люди злые стали, деньги стали
приоритетом - что нас дальше ждёт, вернее внуков наших scratch_one-s_head
Всем желаю молочных рек, сметанных озёр и горы творога и сыров разных вкусныыых roma

Не забудьте в четверг коз блинами угостить, чтоб молоком баловали в этом году!))

Россия
: Уссурийск
01.03.2014 - 04:10
: 5718

И козочек и собачек ( чтобы не гоняли их ) и Мартину -паразиту ! Гад сегодня покрыл Феньку старушку
всего то три недели после окота huh ((( Не смогла удержать гада - а она и рада стараться тихушница.

Важные темы

  • Семинары по основам молочного козоводства
  • Самые популярные темы

    Топ20 в других разделах