Борьба за место на продовольственном рынке – это всегда большие деньги, большие амбиции, глобальные решения. Особенно если вопросы касаются международных интересов. 10 лет назад был создан Россельхознадзор, которому приходилось начинать с формирования понимания как у простых граждан, так и у бизнесменов и законотворцев, для чего России необходим ветеринарный и фитосанитарный контроль внутри страны и по ее периметру. Сергей Данкверт о том, как создавалась и трансформировалась высокоэффективная система биологической защиты страны, в эксклюзивном интервью журналу «Агробезопасность».
ДОСЬЕ
Данкверт Сергей Алексеевич, руководитель Россельхознадзора. К этой должности шел через агроинженерный институт, затем приобретая опыт главного инженера совхоза, инженера-механика сельхозкомплексов. В 1986 г. окончил Всесоюзную ордена Дружбы народов академию внешней торговли, в том же году назначен заместителем генерального директора по механизации и транспорту агропромышленного комбината «Москва». Там он возглавил отдел по внешнеэкономическому и внешнеторговому сотрудничеству, внедрению передового опыта. Руководил производственным управлением АО «Агроплемсоюз», с 2000 по 2004 г. – первый заместитель министра сельского хозяйства РФ. С 2004 г. руководит Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный работник сельского хозяйства, член правительственных советов и комиссий.
ДОСЬЕ: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) была образована Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных Россельхознадзор руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства, а также Положением о Россельхознадзоре (п. 3 Положения).
ОТ КОНТРАБАНДЫ ДО КОНТРАРГУМЕНТОВ
В конце девяностых даже жизненно необходимые решения принимались с риском для жизни и карьеры инициативных правдолюбцев. Первая попытка российских ветеринаров остановить поток неликвидного продовольствия стала резким заявлением. Американские производители впервые в новейшей истории нашей страны потеряли возможность заваливать российский рынок своей дешевой курятиной. Ветеринары продержались около месяца. И отступили. Но перемены начались. Понадобилось лишь время для того, чтобы набрать аргументационную базу и сделать большой эволюционный рывок.
– Такие вещи, конечно, связаны с политикой. Это не значит, что решения были неправильными. Просто у заинтересованных лиц свои рычаги, которые они обязательно применят, – вспоминает Сергей Данкверт.
– Это теперь, конечно же, воспоминания, – продолжает Сергей Данкверт. – Но тогда в умах многих людей даже не было представления, как это вообще возможно – «закрыть США» (ввоз товаров – прим. автора). Многие официальные лица говорили: «Вы просто не можете это сделать!» Мы, тем не менее, смогли! Все было сделано на основе лабораторных исследований. Накануне решения о «закрытии Америки» ситуация обсуждалась у премьер-министра. У меня было два десятка обоснований, почему мы должны поступить так, а не иначе, но принят был один единственный аргумент: лабораторные исследования, обнаружения, систематические нарушения, выявленные при микробиологических исследованиях, главное – они были систематичными.
Конец 90-х: окорочка запеченные, фаршированные, шашлык из окорочков. Тогда каждая хозяйка имела свой фирменный рецепт. Американская курятина была почти даром. После того как 70 % птицеводства страны уничтожили, цены на импортное мясо птицы резко взлетели. Но людям нужно было есть и спрос оставался, внутри страны импорт шел своими путями – контрабандными. По официальным данным россияне принимали на свои столы около 400 тысяч тонн окорочков, гораздо позже, не без участия Россельхознадзора, выявили другую цифру – более близкую к реальности. Оказалось, через Прибалтику на прилавки нашей страны попадало не менее 1 млн 200 тысяч тонн «ножек Буша» в год. Без контроля и налогов. И это только один пример, почему в начале двухтысячных страна остро нуждалась в профессиональной защите своей продовольственной безопасности.
МЕЖДУ НАРОДАМИ
Самая большая страна в мире в самом центре Евразии. Самые протяженные границы. Самое желанное место на рынке. В середине нулевых Россия безусловно импортоориентированная. На международные рынки страна поставляет только зерно, семечку, масло. Обратно везет мясо, фрукты, овощи, молоко, рыбу, готовую снедь, а кроме этого живых животных, семена будущих урожаев, и все это миллионами и миллионами тонн. Россельхознадзор выступает и гарантом качества импортируемого зерна (исполняя функции, аналогичные тем, что в СССР выполняла хлебная инспекция), и строгим цензором в вопросах биологической безопасности ввозимой продукции.
– С первого дня создания нашей организации мы самое большое значение придавали тому, чтобы обновить нашу лабораторную базу, – рассказывает Сергей Данкверт. – Без современного оборудования, электронных систем контролировать сегодня уже не получится. Благодаря госпрограммам сумели оснастить наши центры, в том числе реконструировать Центр защиты животных во Владимире, ВГНКИ в Москве (прим. автора – «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов»). Наши ограничения, запреты, решения основаны прежде всего на результатах лабораторных исследований.
Закрыть импорт – это не цель работы, уточняет бессменный руководитель службы. Цель – сделать товарооборот законным с учетом нормативов и требований нашей страны, качественным и безопасным для отечественного потребителя. После появления Россельхознадзора правила изменились навсегда. Недоумение стран-экспортеров, привыкших к абсолютному доступу к нашему потребителю, сменилось сначала легкой растерянностью, а потом и уважением.
– Мы создали такую систему, при которой любые черные и серые схемы с контрабандой стали невозможными. Бизнес начал отказываться от такой формы работы. И когда люди вышли из тени – я говорю об импортерах, – появились те, кто платит налоги, и те, кто хочет работать нормально. Рынок начал функционировать справедливо, – вспоминает Сергей Данкверт. – Я считаю очень важным то, что мы изначально дали понять рынку, что слова Министерства сельского хозяйства России и Россельхознадзора не расходятся с делом. Поэтому сейчас многие вещи мы решаем не принятием каких-то запретительных мер, а предупредительными действиями – публикациями на нашем сайте. И это сразу воспринимается нашими контрагентами, как зарубежными, так и отечественными представителями предприятий, промышленности, производства, импортерами, правильно, – объясняет Сергей Данкверт. – Мы поняли, что осуществление массовых закрытий стран недостаточно эффективно. Целесообразно работать над аттестацией предприятий и с допуском на рынок определенного количества производителей, которые отвечают требованиям Российской Федерации, а теперь уже Таможенного союза.
НЕДОРЕФОРМИРОВАННЫЕ ПЕРЕРЕФОРМЫ
Но вернемся к истокам. Российская система ветеринарной и фитосанитарной защиты строилась на основе опыта сильнейших в этой области стран мира: Канады, Америки, Новой Зеландии. Внедряли лучшие практики. Старались не допускать чужих ошибок. Консолидировав функции контроля во многих областях, служба получила возможность справляться не только с серым импортом, недобросовестными производителями продуктов, но и браконьерами, расхищающими биологические ресурсы нашей родины. В середине нулевых среди функций молодого ведомства были рыбнадзор и охотнадзор.
– И было все предельно просто и логично, – говорит руководитель службы. – Река, рыбалка, рыбнадзор на лодке. Видят браконьеров, которые отстреливают диких уток, останавливаются, задерживают и применяют законные меры. То есть на том этапе у нас получилось объединить контроль в один кулак, в общий надзор.
Не все возможности ведомства (на сухом юридическом языке «функции»), которые передавались Россельхознадзору в середине нулевых и были частью того самого сильного кулака, о котором говорит руководитель службы, удалось сохранить до настоящего времени. Сегодня рыбнадзор и охотнадзор – отдельные структуры. И теперь ветинспекторам приходится, помимо основной работы, упражняться в риторике, доказывая первым, что рыба существо живое, а значит может болеть и быть переносчиком паразитов, и убеждая вторых, что африканская чума свиней все равно губительна для кабанов и лучше поспешить с депопуляцией на границах с проблемными территориями, чем позволить расползтись вирусу по всему континенту. Кстати, пока Россельхознадзор пытался доказать очевидное, вовремя не отстрелянные кабаны «наградили» африканской чумой свиней всю юго-западную часть страны.
НАХИМИЧИЛИ С ЗАКОНОМ
Фатальной для здоровья тысяч россиян может стать еще одна «перераспределенная» функция – контроль за пестицидами. Вернее, у Россельхознадзора из списка зон ответственности пестициды исключили, а кому передать – вопрос нерешенный и по сей день. А тем временем весна сменяет зиму, и на отечественные поля в очередной раз ляжет ровным белым слоем «какая-то где-то кем-то произведенная и когда-то купленная химия». Вот и получается, что в уравнении пользы от овощей и фруктов слишком много неизвестных.
– Мы сегодня с вами потребляем продукцию недопустимо недоисследованную. В свое время было много претензий к Польше, а мы сейчас импортируем из этой страны 650 тыс. тонн яблок в год. На этом рынке конкуренция основана на том, что дольше хранится, меньше вредителей, больше блестит. А как проверять в магазине, если туда раз в три года зайти можно или лишь по жалобе.
Еще одна знакомая российская картина: фура картошки без документов может объясняться просто: «себе купил». Штрафы по сравнению с объемами и выгодой от оборота сельхозпродукции незаметны. Сергей Данкверт уверен, что только четкая прослеживаемость: кто везет – откуда – куда – кому – станет серьезным регулятором рынка:
– Потому что, к примеру, вот эта база Бирюлевская – просто серый импорт, а значит – сокрытие налогов, безопасность нарушена. Никто не знает, откуда и в каких чемоданах везут туда товар. Мы медленно, шаг за шагом вводили меры на границе, достаточно много остановили. Сейчас многие страны, которые входят в СНГ, стали как-то правильно ориентироваться, от этого мешочно-челночного овощного и фруктового бизнеса переходить на понимание того, что нужно руководить государством. Но этого недостаточно, необходимы штрафы за нарушения наших требований. И мы вынесли предложения законотворцам.
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
В Россельхознадзоре уверенны: от такого беспредела до порядка – одна цепь, единая цепь выдачи документов. Сегодня разные службы выдают разные справки и документы. Корешок зачастую остается в месте выдачи. А товар движется с отрывными справками. Так что вполне может оказаться, что документы выданы на 50 килограммов колбасы, а по ним везут 5, а то и 50 тонн.
– У нас почему-то всегда одна половина была: рыночные условия мы создавали, а рыночные наказания – нет, – делает выводы Сергей Данкверт. – Прошло 10 лет с начала административной реформы. И мы только сейчас доходим до того, что бизнес должен нести ответственность. И если мы создали условия для бизнеса такие, что он должен извещать о прибытии растениеводческой продукции, а если не извещает – штраф в 500 рублей, то понятно, что многие сразу заплатят тысячу вперед и будут завозить, что посчитают нужным, бесконтрольно. Поэтому тот опыт, который есть, даст большое преимущество в дальнейшей работе. Сейчас мы шаг за шагом идем к тому, что ответственность за перемещение, в том числе животноводческой продукции, должна быть строгой и обязательной. Если мы это не сделаем, мы и африканскую чуму, к сожалению, не победим, и получим еще множество подобных проблем.
Когда формировалась служба, у других стран перенимали опыт работы. Но и недоработки коллег из других государств подсказывают методы совершенствования системы: коровье бешенство, Шмалленберг, экзотический блютанг, гуляющие сегодня по Европе, – это последствия свободной торговли.
– В законодательстве нам надо предусмотреть вот эти риски с той целью, чтобы эффективно воздействовать на сложившуюся ситуацию. Мы – страна экспортно ориентированная, мы вынуждены прислушиваться к требованиям стран-импортеров. Но мы должны также понимать, что продукцию необходимо мониторить и исследовать, прежде чем подписывать какие-то документы. И я уверен, что без электронно-сопроводительных документов нам не обойтись все равно, – говорит Сергей Данкверт и резюмирует: Мы идею «от поля до прилавка» продвигали со дня создания ведомства. Потому что понимали: без этого не удастся нормально и эффективно работать в ВТО. Но сегодня другие контрольные органы рынок не интересует. Система контроля продуктов (в России это не входит в зону ответственности Россельхознадзора – прим автора), выстроена так: съел – отравился – упал – умер, если выяснят от чего – накажут. А если съел и ничего сразу не беспокоит – все хорошо. Это искажает сельскохозяйственный рынок, все должно быть в одной среде с производством под контролем Министерства сельского хозяйства, потому что фальсификат напрямую разрушает рынок. И это сегодня особенно актуально.
© Журнал «Агробезопасность» №19
ДОСЬЕ: По инициативе Россельхознадзора Россия стала первой страной в Таможенном союзе, утвердившей списки предприятий, допущенных к торговле иностранной животноводческой продукцией.
ДОСЬЕ: По оценкам BusinesStat, в 2013-2017 гг. объем продаж химических средств защиты растений на российском рынке будет расти в среднем на 6,2 % в год. В 2017 г. объем продаж составит 140 тыс. т, что превысит уровень 2012 г на 35 %.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА У НОВОРОЖДЕННЫХ КРОЛЬЧАТ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ.ЧАСТО ВЛАДЕЛЬЦЫ КРОЛИКОВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ СТАЛКИВАЮТСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА У НОВОРОЖДЕННЫХ КРОЛЬЧАТ.БЫВАЮТ МНОГОПЛОДНЫЕ ОКОТЫ ПО 15 ШТУК. ЧТОБЫ ПОТОМСТВО БЫЛО КРЕПКИМ, ЧАСТЬ КРОЛЬЧАТ ОТСАЖИВАЮТ К ДРУГИМ САМКАМ ИЛИ ЛИКВИДИРУЮТ. ПРИ ЭТОМ ЗАЧАСТУЮ ВСТАЕТ ВОПРОС СКОЛЬКО САМОК И САМЦОВ В ГНЕЗДЕ У КРОЛЬЧИХИ. ОТВЕТ ПРОСТ . НУЖНО ВЗЯТЬ КРОЛЬЧОНКА И ПОСМОТРЕТЬ НА ЖИВОТИК.ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИМ.....У САМОК ВИЗУАЛЬНО ЧЕТКО ВИДНЫ БУДУЩИЕ СОСКИ . У САМЦОВ ИХ НЕТ ВООБЩЕ. ИМЕННО В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ЖИЗНИ ПОКА ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТ ВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛ КРОЛЬЧОНКА НА СТО ПРОЦЕНТОВ ТОЛЬКО ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ . ВСЕМ УДАЧИ И ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ПОДОПЕЧНЫМ ......ДУМАЮ МОИ НАБЛЮДЕНИЯ НА НИВЕ КРОЛИКОВОДСТВА В ТЕЧЕНИИ ПОСЛЕДНИХ 8 ЛЕТ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ МНОГИМ, ЧЕМ И ДЕЛЮСЬ.НА ФОТО ЧЕТКО ВИДНО, ЧТО ПЕРЕД НАМИ БУДУЩАЯ САМКА.ФОТО ВЗЯТО В ИНТЕРНЕТЕ . НАТАЛЬЯ
Спасибо! Полезная информация.
какая прелесть.
чтобы у нас начало развиваться нормальное сельхозпроизводство, Россельхознадзор нужно ликвидировать, а всех его чиновников разогнать поганой метлой.
Россельхознадзор это та организация с которой начинается цепочка взяток и вымогательств. Именно эта организация является первым в списке по уничтожению сельхозпроизводителей. По большей части она отстаивает интересы госкомпаний или крупного бизнеса.
Тут есть над чем задуматься...
Скажу кратко Россельхознадзор как дешевая сосиска которая возомнила себя дорогим сервелатом. Надеюсь Данкверт Читает, за свои слова отвечаю и могу сказать как она из нутри гнилосно разлогается работал с момента основания.