Борьба с уплотнением почвы. Широкопрофильные шины.
Резервы использования энергонасыщенных тракторов в с/х.
Широкопрофильные шины сверхнизкого давления это уникальный продукт, являющийся той самой ресурсосберегающей технологией, выпускаемый специально для тракторов ( К-700, 701, 744 и Т-150, ХТЗ17221), активно эксплуатируемых на наших полях. Количество этих тракторов ошеломляет, не смотря на то, что на смену приходят более новые отечественные модели. У сотен аграрных предприятий попросту нет средств на приобретение современных, дорогостоящих импортных тракторов, которые экономно расходуют топливо, с более высоким классом мощности, а благодаря спаренным колесам ещё и снижают давление на почву, а те, которым все же посчастливилось приобрести импортную технику стоимостью десятки тысяч евро, ходят по лезвию, опасаясь выхода из строя узла или агрегата, рискуя сорвать посевную или уборочную компанию .
Во многих зерновых хозяйствах России сложилась парадоксальная ситуация с тракторами. С одной стороны, хозяйства испытывают постоянную нехватку денежных средств, с другой - имеют полуторный или даже двойной комплект тракторов: ДТ-75 (Т-4) для проведения покровного боронования, предпосевной культивации и сева, и К-700 для выполнения летне-осеннего комплекса по уходу за парами, севу озимых, вспашке зяби. Гусеничные тракторы используются только весной, а К-700 - лишь летом и осенью. В результате хозяйства несут двойные затраты, неумолимо перекладываемые на себестоимость зерна и другой продукции. Кроме того, это ведет к потере квалификации у механизаторов, вынужденных постоянно "прыгать" с одного трактора на другой.
Почему сложилась такая ситуация? Неужели в хозяйствах не понимают, что эту проблему необходимо срочно решать? Казалось бы, куда проще - продай все ДТ-75 и выполняй работы только на К-700 (или наоборот), и сразу в два раза сократятся затраты. Напрашивается и другой вопрос - зачем было изначально покупать двойной комплект тракторов?
Во-первых, эта ситуация сложилась "исторически", потому что в советские времена хозяйства брали те тракторы, которые "давали".
Во-вторых, в России нет трактора, отвечающего и агротехническим и экономическим требованиям одновременно. Гусеничные тракторы соответствуют агротехническим требованиям, так как имеют сравнительно низкое давление на почву - в пределах 0,45-0,55 кг/см2. Однако по технико-экономическим характеристикам, конкретно - по мощности двигателя - они совершенно не соответствуют мировым стандартам.
Обратная ситуация с К-700. Это сравнительно мощный трактор 5 класса, способный обеспечить высокую производительность труда, вполне сопоставимую с западными аналогами. Более того, если посмотреть на "Кировец" с точки зрения "цена-качество", то он сразу становится конкурентоспособным. Однако с точки зрения агротребований "Кировец" не выдерживает никакой критики. По стандартам развитых стран, давление колеса на почву не должно превышать 0,6 кг/см2. У К-700 давление ведущих колес без навески - 0,9 кг/см2, с навеской - 1,5 кг/см2, то есть превышение в 1,5-2,5 раза. На практике это приводит к тому, что хозяйства, использующие К-700 на предпосевной культивации и севе, по следу колес получают изреженные всходы или даже совсем их не получают. Другими словами, с точки зрения агрономии, это очень плохой трактор, совершенно непригодный для полевых работ. Кстати, западные фермеры и ученые, увидев в наших хозяйствах оставляемый трактором К-700 след, в буквальном смысле выгоняли его с поля. У тракторов ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К) - 1,2 кг/см2 без навески и 1,4 кг/см2 c навеской.
Отсюда понятно, почему руководители многих хозяйств России вынуждены иметь и гусеничный парк тракторов для проведения весеннего сева, и К-700 для вспашки зяби. Ведь отечественных тракторов, соответствующих агротехническим и современным экономическим требованиям, наша промышленность не выпускает, а на импортную технику у крестьян денег нет.
Имеется ли выход? Да, он в модернизации тракторного парка. Если на старый (в буквальном смысле этого слова) К-700 поставить новую коробку, 300-сильный ЯМЗ-238-НД5 или 350-сильный ЯМЗ 8424.10, заменить проводку и, самое главное, заменить стандартную шину на широкопрофильные шины сверхнизкого давления, то это уже будет вполне современный трактор. Иначе говоря, мы получим достаточно надежный трактор, позволяющий выполнять весь комплекс полевых работ от ранней весны до поздней осени с соблюдением современных агротехнических и экономических требований. Стоимость такой модернизации 800-900 тысяч рублей, тогда как современный импортный трактор стоит несколько сотен тысяч долларов.
Появляется возможность выполнять все полевые работы гораздо меньшим количеством тракторов (и людей), в лучшие агротехнические сроки. Поэтому руководители и специалисты ОАО "Бердиевский элеватор" Иловлинского района Волгоградской области, (обрабатывает 33 тыс. га пашни), пришли к выводу, что необходимо идти именно по этому пути.
Необходимо уменьшить давление шин на почву или увеличить мощность гусеничных тракторов. В связи с тем, что в "колхозных" условиях увеличить мощность ДТ-75 в 2-3 раза невозможно, "гусеничный вариант" сразу отпал. Поэтому мы стали прорабатывать сдвоенные колеса и широкопрофильные шины. Выяснилось, что некоторые попытки поставить К-700 на сдвоенные колеса и широкую шину предпринимались в России и до нас. Более того, на Кировском тракторном заводе (теперь - Петербургском) имелись чертежи и даже опытные образцы приспособлений для сдваивания колес. По нашему заказу завод изготовил 4 комплекта для сдваивания колес на К-700. Закупили еще по одному комплекту шин и дисков. В результате у нас появилось четыре К-700 на сдвоенных колесах.
Параллельно мы работали и по широкопрофильной шине для К-700 и ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К). Выяснили, что украинская "Днепрошина" по заявке западных фирм в небольших объемах делает такие шины для импортной техники. Внимательно изучив характеристики, мы поняли, что их вполне можно установить на К-700 и ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К). Более того, один из краснодарских НИИ уже делал такие попытки путем "кустарного" изготовления необходимых по размеру дисков из двух стандартных. Однако опыт оказался неудачным - резина эта бескамерная и требует качественных дисков. Поэтому в примитивных условиях сделать их на должном уровне не удалось. Несмотря на это, мы закупили весь комплект широкопрофильных шин с "самодельными" дисками, установили его на К-700 и опробовали в нашем другом структурном подразделении - ООО "Большой Морец" Еланского района Волгоградской области.
Использовали все четыре К-700 со сдвоенными колесами в ОАО "Бердиевский элеватор", поскольку его генеральный директор Эдуард Павлович Закутний во многом был инициатором всего этого дела. Кроме того, нам удалось договориться с одним из заводов, разработать и изготовить опытные образцы дисков под широкопрофильную шину для трех тракторов ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К), которые использовались в обоих хозяйствах.
Результаты испытания сдвоенных колес на К-700 и широкопрофильных шин на К-700 и ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К) в полевых условиях превзошли все наши ожидания. На сдвоенных колесах К-700 сразу стал в два раза "легче". То же самое произошло и с ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К), так как его стандартная шина имеет 530 мм, а широкопрофильная сверхнизкого давления - 1050 мм. На К-700 давление на почву уменьшилось в 1,5 раза - с 0,9 кг/см2 до 0,6 кг/см2, то есть стало "вписываться" в мировые стандарты.
Под модернизированные тракторы были специально изготовлены широкие 24-метровые сцепки и сагрегатированы с обычными зубовыми боронами в два следа. Часть сцепок была изготовлена в МТМ хозяйств, часть разработана в КБ одного из заводов и там же изготовлена. Можете себе представить, с каким трепетом мы с Закутним ожидали первого прохода К-700 на бороновании! И не напрасно, результаты оказались впечатляющими. "Кировец" на сдвоенных колесах за смену забороновал 90 га, или в два с лишним раза больше, чем ДТ-75. Почти такие же результаты показал ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К) на широкопрофильной резине сверхнизкого давления. Более того, были случаи, когда в ночных условиях Д-75 застревал с боронами в лиманах, а ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К) их легко проходил. Мы с удивлением отмечали, что весной след от колеса сцепки бороновального агрегата оказался значительно глубже, чем след от К-700 или ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К). Видеть, как весной К-700 проводит покровное боронование - зрелище незабываемое.
Результаты других видов работ (культивация и сев) выглядели тоже очень убедительно. За счет увеличения площади соприкосновения шин с почвой значительно (с 15% до 1-3%) снизилось буксование тракторов, на 10-15% повысилась производительность работ, на 5-19% снижен расход топлива и т.д.
Однако в ходе последних испытаний "вылезли" и некоторые проблемы, в том числе достаточно серьезные. Широкопрофильная шина и на ХТЗ-150 (ОрТЗ-150К) и на К-700 показывала себя очень хорошо. Но если с ХТЗ проблем не было и нет, то на К-700 две шины вышли из строя из-за "самодельных" дисков. На сегодня этих проблем нет. Выпуск колесных дисков полностью освоен украинским заводом в Кременчуге и их уже можно ставить без каких либо опасений.
Появились претензии к работе К-700 со сдвоенными колесами. Во-первых, возникла необходимость в широких разворотах на краях поля, что приводило к потере времени. Во-вторых, и это самое главное, сдвоенные колеса сдавливали землю так, что по их следу между колес образовывалась узкая переуплотненная полоса земли, отрицательно влияющая на всходы и развитие растений.
Поэтому мы продолжили работу с заводами на предмет промышленного изготовления дисков под широкопрофильную шину сверхнизкого давления для К-700. Трехлетняя работа наших специалистов увенчалась успехом. Весной 2004 года необходимые нам диски для К-700 в количестве 32 шт. были изготовлены, установлены на тракторы и опробованы на практике в наших хозяйствах в Волгоградской области - ОАО "Бердиевский элеватор" и ОАО "Большой Морец". Отзывы специалистов обоих предприятий - самые оптимистичные.
Что же в "сухом остатке"? Очень высокая производительность труда механизаторов, использующих К-700 со сдвоенными колесами и широкопрофильными шинами сверхнизкого давления. Две тракторные бригады ОАО "Бердиевский элеватор" Павла Николаевича Соколова и Александра Ивановича Сурженко в 2003 году четырьмя переоборудованными тракторами К-700 сумели обработать 8 тыс. га пашни, и коллективом механизаторов из 13 человек (включая бригадиров) произвести 13600 тонн зерна, то есть более 1 тысячи тонн на человека. Если пересчитать стоимость зерна по мировым ценам, то производительность труда в этих бригадах составила около 200 тысяч долларов США на человека. Такой производительности труда не всегда достигают лучшие хозяйства в развитых странах. Да и расход топлива на гектар пашни также находился на мировом уроне - 35 л/га, без учета транспортных расходов по перевозке зерна. Среднегодовой заработок механизаторов этих бригад составил 336 тысяч рублей. В текущем году производительность труда в этих бригадах будет ещё выше.
В последнее время на широкие шины обратили внимание и отечественные тракторостроители. Петербургский тракторный завод приступил к изготовлению тракторов 5 класса со сдвоенными колесами, а на некоторых питерских предприятиях выпускаются трактора укомплектованные широкопрофильной резиной. Учитывая наш опыт, считаем, что путь простого сдваивания колес ошибочный, так как весной по следу этого трактора остается узкая уплотненная полоса, получить по которой нормальные всходы невозможно. Кстати, ведущие западные производители поняли это, и при изготовлении тракторов со спаренными колесами оставляют между дисками большой просвет (до 50 см), позволяющий избежать уплотнения почвы между колес, хотя тракторы 3 класса они сдваивают обычным способом. Но это совсем другое дело, так как трактор 3 класса значительно легче.
Таким образом, исходя из полученных в течение 3-х лет, от крупнейших сельскохозяйственных предприятий, из разных регионов России данных, ключевыми преимуществами замены штатных шин на широкопрофильные являются :
- Рост тягового КПД на 15-20% за счет снижения пробуксовки и сопротивления качению; Благодаря более тесному соприкосновению шины с почвой тяговое усилие трактора возрастает на 15-20%. Если на стандартных шинах «Кировец» работает максимум с пятью стерневыми сеялками, то на широкопрофильных с 6-7. Задействованный на парах Т-150, обычно тянет два, а после установки новых шин три культиватора.
- Cнижение прироста сопротивления обработки почвы по следам трактора в 6 раз, снижение количества проходов техники; Высокое давление техники на почву типичная проблема для российских аграриев. Из-за него по следу трактора, идущего по полю, образовывается колея. Растения на участках, придавленных машиной, дают более поздние и менее дружные всходы. Это проявляется на почвах всех типов. По следу трактора посевы растут в 3-3,5 раза медленнее, чем на площадях, не соприкасающихся с колесами. За сезон механическому воздействию тракторов и других машин подвергается 90% площади поля. Поэтому чтобы посевы полноценно развивались, требуется не только снизить степень уплотнения почвы, но и количество проходов техники. Вместо 2-3 проходов трактора стало достаточно одного.
- Рост производительности почвообрабатывающего Комплекса на 40-50%; Одними из первых в Свердловской области с 2005-го года стали использовать широкопрофильные шины в ГУП СО “Совхоз Сухоложский” на тракторах Т-150К, К-701, К-744, всего 6 единиц. Как заявил нам председатель “Сухоложского” Анатолий Аркадьевич Шилов, эффект при работе на широкопрофильных шинах одинаково высок и на дисковании и на посеве, видимое сокращение сроков обработки почвы и посева, улучшение самой структуры почвы и общее сокращение затрат труда не могут не радовать.
- Обрабатывая за смену , а за сутки до 400 га в зависимости от региона, один «Кировец» заменяет несколько гусеничных ДТ-75. Со слов председателя сельскохозяйственного производственного кооператива СПК “Килачевский” , Ирбитского района, Свердловской области Анатолия Сергеевича Никифорова, при вводе в работу девяти тракторов с широкопрофильными шинами, в хозяйстве полностью исключена работа гусеничных тракторов на весенне-полевых работах в количестве 37 штук.В СПК “Колхозе имени Ворошилова”, Ставропольского края, удалось повысить производительность (дневную до 29 усл.эт.га), а годовая составила ( усл.эт.га), делится с нами председатель Свиридов Виктор Иванович: - “Наиболее эффективное использование К-744 с широкими шинами ранней весной на бороновании, культивации и севе. Эти шины позволили использовать трактора К-700, К-744 намного раньше и качественно повысить производительность.За счет мягкости шин, повышина комфортность работы мехизатора, снижена пробуксовка колес, уже не применяем следозаделыватели по следу трактора. По мнению главного инженера ОТКЗ колхоза “Вперед”, Рязанской области Колганова Николая Степановича, использование широкопрофильных шин позволяет резко расширить диапазон выполняемых работ колесными тракторами с сельскохозяйственном производстве, а так же значительно увеличить производительность агрегатов, снижая при этом себестоимость работ, а так же дополнительно увеличить годовую загрузку тракторов.
- Снижение износа шин в 2,5 раза; Такие шины ремонтируются быстро, так как они бескамерны. К проколам они устойчивее стандартных. В обычной шине давление доходит до 2 атмосфер, а в широкопрофильной составляет 0,5-0,6 атмосферы. Шина мягко идет по полю и просто копирует все неровности.
- Снижение расходов на топливо, Главным инженером СПК ПЗ “Илькино”, Владимирской области Катиным Юрием Павловичем установлено при общем увеличении выработки по всем видам работ до 30-35%, снижение расходов топлива до 20-25%, до 200 литров с 1 тонны топлива. Директор ООО “Хлебороб”, Липецкой области, Колпаков Алексей Анатольевич предоставил нам данные снижения расхода горючего на 35%.
- Сокращение сроков проведения весеннее-полевых работ в разы, Работа круглый год (боронование, сев, уборка);
В условиях, высокой влажности (сырая весна), хозяйства не успевaют вовремя обработать почву, но поставив на трактора широкопрофильные шины, удается раньше прокультивировать поля и вовремя начать сев. Посевы начинают всходить равномерно, тогда как раньше всходы в местах прохода колес задерживались «дней на 10».В Волгоградской области широкопрофильные шины используют более 30 хозяйств, среди них СПК “Колхоз Красная Звезда”, со слов председателя Сергея Петровича Дашук, трактора на широкопрофильных шинах используются круглый год (культивация паров, вспашка зяби, сев, работа с плоскорезами).
- Снижение удельного давления на почву (0,5-0,9кг/см2);
По стандартам развитых стран давление колес на почву не должно превышать 0,6 кг/см2, но из российских тракторов этому требованию соответствует только гусеничный ДТ-75, а колесный К-700 с давлением 1 кг/см2 «не выдерживает никакой критики». Но ДТ-75 мощностью 95 л. с. и с давлением 0,5-0,55 кг/кв. см, из-за низкой мощности не может работать с широкозахватными агрегатами, без которых нельзя уменьшить число проходов. Чтобы задействовать такие агрегаты, нужен энергонасыщенный трактор (не менее 300 л.с.). Мощные импортные машины дороги, а из российских такой трактор всего один тот самый К-700.
Хороший обзор. Только давайте без рекламы на форуме
кировские бортовые не терпят такой модернизации.
Мне тема интересна, я эти шины использую. вот только незадачка братья хохлы покромсали Днепрошину на металлолом и шин этих у нас больше никто вроде как не производит, если и есть у кого ещё то это остатки. Агротайр предлагал перед новым годом последние 4 штуки на кировец так как брать то - накроется одна покрышка не купить запасной и весь комплект за 600 тысяч в утиль. Импорт очень дорог, остаются спарки но мост Кировца не выдерживает их из-за своей блокировки.
На т 150 ставил такие колеса, так мосты, рулевые колонки и даже сцепление стали расходниками
Я кажется видел ваши фото, шины Вы поставили не 66-е для Т-150 а для Кировца 73-е, естественно нагрузки на трансмиссию сильно увеличились.
Интересная тема..
Правильно Владимир говорит!
Если, кто серьезно заинтересован в установке таких шин или есть вопросы технического характера пишите в ЛС.
Информация для всех, кто уже имеет в арсенале шины Днепропетровского завода (которого больше действительно не существует) требующие замены, сообщаю, что на российском рынке с ноября 2015-го в настоящее время уже есть вполне достойная китайская замена "украинцам". Шины размером 66*43,00-25 диагональные универсальные усиленные 10 и 12 слойные. Имеют универсальный рисунок протектора R1. Если кому нужно обращайтесь в ЛС.
Днепрошина была радиальная, очень и очень мягкая, рабочее давление 0.5 - 2.5 кг, эти китайские шины завозят для свекольных комбайнов типа Холмера и Ропы, они из-за своей диагональной конструкции дубовые, причём давление их максимальное 6.5, какое их минимально допустимое рабочее давление? Ставили ли эти шины на Кировец, фото - видео есть? на сайте только с 71 шинами Кировцы.
Было у нас желание прикупить комплект на К-701, но цена комплекта в 800 000 рублей, сразу отбила это желание.
Ну не 800 а 700.
Радиальная украинская шина производилась именно для ХТЗ а диагональная конкретно для К-700/744. И отвечаю на ваш вопрос. Конечно ставили и на К-700 и на К-744. Можете, например позвонить гл. инженеру в ООО "Птицефабрика Кумская" это в ставропольском крае. 4 трактора переобули за 3 года с 2011 года и до сих пор прекрасно работают.
Рабочее давление 0,5-0,8
С вами на этот счет могут поспорить Ваши земляки:
- ЗАО "Обильное"
- Холдинг "Иволга"
- ООО "Шильдинское"
- КФХ Столярова С.
- ООО "Сантехник"
- ЗАО "Юбилейное"
- СХК "Тобольский"
- ЗАО "Майское"
- Красногорский Колхоз"
- КФХ Старцева И.М.
Можно долго продолжать и по другим регионам...
Я говорю конкретно за китайские шины, не верю что вы именно китайские шины в 11 году ещё умудрились продать. так вот, я считаю что 66 шина для кировца мала, всего на 20см шире штатной, при этом меньше диаметром что уменьшает пятно контакта, получается шило на мыло. У наших штатных шин косяк в том что нельзя работать на давлении 0.8 - 0.9 как в букваре по трактору рекомендуют, не выдерживают боковины, у меня вон белшина расслоилась. Теперь посмотреть на эту китайскую диагоналку, она же тоже из-за своей конструкции не предназначена для работы с низким давлением, или я заблуждаюсь?
Можете верить или не верить, или просто позвонить тем кто купил и работает. Шины 66*43,00-25 Aeolus ставили на К-700! Работают!!! Довольны до "соплей")))
И да, Вы заблуждаетесь! Именно на 0,6-0,8 работают на этих шинах. Диагональная конструкция шины ничуть не хуже радиальной, разве что прочнее и долговечнее. И еще (на счет шила и мыла). Если вы имеете в виду шило (спарка) и мыло (ШПШ), то простая арифметика. Вес 2 штатных колес + вес двух шин + вес проставочного кольца + элементы сдваивания + непременная грязь между колес при работе, на 1/3 тяжелее чем 1 широкое колесо. Еще раз повторяю рабочее давление на китайцах 0,6-0,8 за редким исключением в зависимости от типа почвы.
Я имел ввиду штатную шину 30.5R32 которая у меня на тракторе с завода установлена. Вообще классная шина у меня на Торуме на передней оси, радиальная Митас 900/60R32, комбайн весит почти 30 тонн с полным бункером а колею не продавливает как на 30.5R32.
Евгений, а эти китайские шины бескамерные? На Кировец 744-й есть диски под шпильки?
Разумеется диски есть!
На 744-й трактор эти колеса ставятся на клинья. Одевается шина под шпонку и заклинивается обычными К-700-товскими клиньями.
Ещё раз повторю свой вопрос, эта шина бескамерная? Клиновая посадка очень поганая, муторно с ними очень. Консима говорила что они могут сделать диски под шпильки, с таким намного проще работать. Опять таки на фото 71 шины, есть ли хоть одна фотка Кировца с 66 шинами именно китайскими?
Шины бескамерные. Кому муторно, а кому вовсе и нет. Если готовы платить по 90 000 за диск можете и у Консимы заказать. Фото выложу чуть позже.
С Консимой я уже работал, диски они делают, ну скажем так не очень качественно. Заказывал у них диски на МТЗ для ранней подкормки озимых.
Владимир, скажите какие еще виды работ вы выполняете на этом тракторе? Интересен такой момент. Мы хотим вот такие шины испытать на тракторах МТЗ. Как на ваш взгляд такая шина будет в работе?
Для работы с навесным Румом конечно такие шины предпочтительней, т.к. грунтозацепы реже и меньше травмируется посев, но вот если боронование на них проводить то не уверен что сцепления будет достаточно. Какая размерность, слойность и грузоподъёмность этих колёс? МТЗ-82 что на фото не основной носитель этих шин, они на постоянке стоят у меня на 1221, на нём же спереди размерностью 700/45R22.5 , работает с разбрасывателем Амазоне ZA-M 1500.
Какие впечатления от их эксплуатации?
Работаю и буду работать на них, весной захожу на подкормку на уровне пневмоходов(у нас их много шабашат), отделываюсь рано, пара ночей и всё подкормлено. Единственное передние шины не согласованы с задними по радиусу, поэтому передний мост включать можно только чтоб из какой нибудь задницы типа топлины выбраться или с ходу пролететь. Надо поменять на 550/40R22.5 они должны подойти по радиусу.
Владимир 48,скажите,мтз 1221 на широкопрофильных шинах используете только весной? В остальное время трактор не задействован? Примерно на какой площади 1221 способен подкормить в агросроки?
Нет, он у меня на пенсии заслуженной, да и нет работ для него других, так что только разбрасывание удобрений и боронование. У меня рабочая скорость 4*2 как правило, можно и быстрее летать но некомфортно, ширина захвата 27 метров у амазонки, 200га за ночь в среднем обычно кормлю весной, за пару ночей пшеницу закрываю. Опять таки логистика должна соответствовать чтоб простоев трактора не было.
Владимир, маловато получается 200 га. С 8 вечера до 8 утра поле 200га трактором МТЗ-82(спарка) с разбрасывателем Kuchn mds-935 на ширину 18 метров на шестой повышенной закрываем спокойно! Норма 90-100 кг/га. Загрузка производится бортом загрузчиком.
Я вношу сразу 300, поэтому в три с лишним раза дольше на загрузках стою чем вы.