Очередной материал прислал на наш адрес redaktor@fermer.ru наш постоянный автор Гончаров Геннадий Александрович из Риги.
Аннотация.
В статье Гончарова Г.А., Гончарова В.Г «Голубедром: истоки на Востоке?» рассматривается становление голубеводства, как отрасли птицеводства на территории Индии средних веков.
Дана характеристика содержания, разведения, тренировок голубей в стране. Приводится методика определения соответствия птиц «стандарту» и экономической ценности голубей .
Впервые в отечественной практике привлечены и проанализированы новые факты разведения и тренинга голубей. Введены в оборот понятия голубеводства средневековой Индии. Использованы иностранные источники на английском языке. Дан список использованных материалов.
Annotation
In this article –‘’Pigeon breeding: Oriental origins?’’- G.Goncharov and V.Goncharov trace pigeon breeding development to the medieval Indus valley on the territory of modern India.
Besides the description of Oriental methods of pigeon keeping, breeding and training, ancient systems of pigeon aesthetic and economic evaluation are given.
For the first time in Russian literature, unknown facts about training procedures, ancient Oriental terms and ‘know-how’s are presented and reviewed.
English literature, including translation of Persian manuscripts, is used and sources are mentioned.
简介
在根纳季•冈察洛夫的文章"鸽子赛场:在东方的来源?"研究中世纪印度养鸽业的成立,作为养禽业的一个部分。
描述了在该国家的养鸽子以及训练鸽子的特点。 提供能够确定是否鸽子符合"标准"的方法和定鸽子的经济价值的方法。
在本土第一次引用新的繁育、训练鸽子的事实及举行它们的分析。开始使用中世纪印度养鸽业的词语。使用了英语的外国资料。提供文献列表。
Голубеводство: истоки на Востоке?
Роль Востока в становлении и развитии голубеводства
(О культуре голубеводства на территории Индии).
Голубеводство (голубиная охота) - разведение голубей в эстетических, соревновательных, творческих, селекционных и других целях имеет давние традиции. История развития голубеводства - детально описана в литературе, в том, числе, в Интернете (см., например, «Голубеводство работает?»- https://fermer.ru/forum/ptitsevodstvo/drugaya-ptitsa/184448). Вместе с тем встречаются и любопытные (уникальные), но малоизвестные факты о использовании голубей на Востоке в древности. На «заре» голубеводства, птиц часто «применяли» в качестве сигнала о важных событиях и даже для доставки посылок. Вот некоторые из этих любопытных случаев:
…Самым ранним фактом (известным на сегодняшний день), о использовании голубей в качестве сигнала, считается событие в 2900 года до н. э. Тогда птиц освободили (выпустили) с приближающихся к берегам Египта кораблей, как условный сигнал предупреждения властей о прибытии на кораблях важных гостей .
… В 2350 году до н. э. царь Аккад Саргон Древний (в Междуречье, на территории современного Ирака) велел своим посланникам держать при себе домашних голубей. Птиц необходимо было выпустить, если случится несчастье,- пленение посланников неприятелем..
…В 975-996 годах Халиф ал-Азиз, (правитель Северной Африки), узнал о черешне, выращиваемой в городе Баальбек (Ливан). Черешня очень понравилась правителю, но официально вывезти ее с места произрастания, не было возможности. Поэтому правитель дал поручение слугам - добыть косточки вкусного плода, чтоб разводить в своих садах. Один из чиновников нашел хитроумный способ выполнения важного поручения. На Ближний Восток было отправлено 600 голубей. На месте прибытия, к их ногам прикрепили ягоды (предусмотрительно упаковав их в шёлковые мешочки). Птицы из Ливана благополучно вернулись на родину, в Каир. Этот случай стал первой достоверно известной "почтовой посылкой", отправленной по воздуху.
…1146 год считается началом коммерческого почтового сообщения. Эмир Нур Ад-дин (правитель Сирии) приступил к массовому строительству голубятен (в городах Сирии и Египта). Специальные дозорные должны были на постоянной основе отправлять и принимать сообщения. Голубиная почта (как наиболее быстрый способ передачи сообщений),стала популярной в мире. Активно использовалась вплоть до изобретения телеграфа (в середине XIX века). - (http://archivedove.ru/history/3.htm).
Получается, что птиц часто привлекали для облегчения решения сложных вопросов и даже для защиты. Голуби выручали людей (спасали им жизнь) доставленной информацией в ситуациях (практически безнадежных). Когда другого способа помощи просто не существовало.
Считается, что птицеводство (в том числе, голубеводство), зародилось 3 тысячи лет до н. э., в древней Индии. Одной из причин, способствовавших этому занятию, вероятно было… разведение домашних кур. Так как в Индии куры были не только впервые одомашнены. Но их разведение превратилось в полезную хозяйственную отрасль. Причем выигрыш от разведения кур был настолько очевиден, а накопленный индусами опыт так эффективен, что разведение доходных птиц (куроводство) совершенствовалось и стремительно распространилось в другие страны. У населения формировались навыки ухода за птицей. Это, без сомнения, способствовало и развитию голубеводства Индии.
До недавнего времени, латвийские, российские и украинские голубеводы имели недостаточно информации, знаний об этом любопытном процессе. Но, в настоящее время у голубеводов сформировался устойчивый интерес к разведению и использованию прекрасных птиц на родине голубеводства, в Индии. А так же и в разных уголках мира, например, в Персии (теперешнем Иране), других странах. Интересно ведь, узнать, о накопленном древнем опыте такой деятельности. Наверняка в нем есть положительные «зерна» для успешного применения в сегодняшнем голубеводстве. А может быть в своей домашней голубятне?
Дефицит знаний о древнем голубеводстве объясняется просто. Причина состоит в малой доступности современным голубеводам исторических источников средневековой Индии. Ведь, интересные для нас материалы о голубеводстве населения этой страны, первоначально были опубликованы в 16 веке на совершенно незнакомом современникам - древнеперсидском языке. Затем переведены на современный персидский язык «урду», который тоже распространен довольно ограниченно (в основном, им пользуется интеллигенция Северо-западных штатов Индии, вблизи от границы современного Пакистана). После - на английский язык. И только потом (когда материалы были переведены на русский язык), с ними может ознакомиться современный читатель. Особенность продвижения старинных знаний к сегодняшним голубеводам связана еще и с тем, что переводчик должен был разбираться в специфике голубеводства. А это было существенное (иногда непреодолимое), условие перевода специфического материала о разведении голубей с древнеперсидского на современные языки.
Голубеводство современной Индии, интересно описывает Вильям Далримпл в книге «Город джиннов: год в Дели» [1]. В этом произведении автор ссылается на любопытный источник древности: «Аинн-и-Акбари» - сборник законов средневековой Индии, своеобразную Конституцию Империи, на территории которой господствовали моголы в начале шестнадцатого века [2]. Характеризуя это произведение, автор отмечает, что в нем не только регламентированы, узаконены правила ведения хозяйства моголов (управление средневековой Индией). Но уделено немалое внимание традициям разведения птиц. Посмотрим, что же конкретно говорится о голубеводстве в древнем своде законов Империи Великих моголов?
2. Конституция Великого Акбара о голубеводстве средневековой Индии.
Голубеводству моголы уделяли такое большое внимание, что характеристике этой «отрасли хозяйства» и управления, был посвящен специальный раздел государственного Закона «Аин и Акбари». Фактически в Конституции приводится… свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в сфере голубеводства империи (у с т а в г о л у б е в о д с т в а). Например, в «Аин_и_Акбари» описываются даже традиции воспитания птиц с учетом их предназначения. А так же порядок тренировок голубей (их пуск), обозначенный в переведенном произведении термином (pigeons flying- англ.). Этим вопросам голубеводства посвящен 1 раздел 29 главы упомянутого свода законов (стр.298 - 301).
Чем еще интересен документ о развитии голубеводства в Индии средних веков? Тем, что в нем рассматриваются важные вопросы голубеводства, которые регламентированы на государственном уровне. Назовем их и дадим краткий обзор в такой последовательности:
1.Конституция Великих моголов о коллекции голубей Великого Акбара и ее «жемчужине » - птицах голубого цвета.
2. О селекции голубей, породах коллекции.
3. Конституция о порядке содержания птиц.
4.4.Конституция о вкладе моголов в индийскую традицию разведения и тренировок голубей.
5. Шкала ценности голубей у Великих моголов.
1.Конституция Великих моголов о коллекции голубей Великого Акбара и ее «жемчужине » - птицах голубого цвета
.
Сделаем предварительное замечание. В Конституции моголов на английском языке использованы названия птиц (и их пород), на языке «урду». Эти названия не имеют аналогов на английском и русском языках, поскольку являются терминами голубеводства средневековой Индии. Потому некоторые породы голубей, о которых говорится в «Аин и Акбари» ( по тексту Конституции они считались базовыми в коллекции), в настоящей статье обозначим арабскими цифрами, а в скобочках укажем их названия на «урду» (в русской транскрипции).
Император Акбар любил прекрасных птиц. В Конституции отмечается, что дикие птицы называются «гола». (Отсюда, вероятно, пошло название «голуби»,- примечание наше, -Г.Г). Их легко приручают. Затем помещают к другим группам птиц, у которых они учатся.
Коллекция Акбара насчитывалось 20 000 голубей. Причем, 500 голубей (из 20000) были лучшими, назывались «хачах» (здесь и далее названия пород голубей и термины голубеводства приводятся на языке «урду»). Птицы имели изумительную репутацию и о них рассказывали истории, слагали легенды. Так же, любимыми породами Акбара Великого были голуби с названием «хан-и-а», а так же «зан кок алташ».
В коллекции Акбара условно было представлено (выделялось) 10 основных групп (сегодня бы сказали, «пород», «породных групп») голубей. Причем, за основание классификации, были взяты способности, назначение птиц, или функции, которые голуби выполняли. Главное место среди пород коллекции занимали голуби, выведенные Адам Ханом (сводным братом Акбара Великого).
Эти птицы имели интересный внешний вид. Их оперение было – красивого «голубого» (светло-серого цвета). При этом, они хорошо поддавались тренировке. Если у хозяина во дворце был прием, то птиц обязательно демонстрировали гостям. Так как они производили внешне замечательное впечатление. А их полет завораживал наблюдателей. В Конституции отмечается, что, на важных приемах, особенно очарованы птицами этой породы были голубеводы Турции и Ирана.
2. О селекции голубей, породах коллекции.
Основная порода использовалась не только для демонстрации замечательных качеств внешнего вида птиц и их сообразительности в тренировках. Адам Хан использовал новую породу для селекционной работы. На ее основе были выведены еще четырех породы замечательных голубей- гордости коллекции. Эти четыре породы (породные группы) стали – не только «избранными сортами голубей при дворе». Но и считались «главными породами голубей империи моголов». Это тоже были птицы голубоватого цвета. Они использовались в качестве племенных для получения других ценных пород голубей. Любимым птицам, были даны характерные названия, подчеркивающие яркие черты каждой из новых пород:
«Ашки» (плакса, плачущий);
«Паризот» (фея, утонченный);
«Алмас» ( алмаз);
«Шах уди» ( «королевский алое»).
В Конституции говорится и о других породах голубей средневековой Индии в период моголов. Например, о популярной породе, «хачек» (или «хачах»), Птицы этой породы различались не только по внешнему виду (цвету оперения). Но и по трюкам, которые они выполняли в полете (современные голубеводы назвали бы этих голубей, «игровыми», «бойными» или «турманами»). Конституция отмечает, что, некоторые из упомянутых популярных птиц, в полете кувырков не делали.
Конституция предлагала современникам различать так же следующие породы:
1.«Коках» (имеют голос, похожий на молитву муллы); Вероятно, это аналог породы армянских «поющих говорунов», которые не только хорошо летают, но и имеют специфическое воркование. Представителей породы можно увидеть в питомнике «Голуби России» В.И.Харлашина (Москва).См. также: http://www.youtube.com/watch?v=RWs_ecAsIAc
2.«Багга» (кричат по утрам, чтоб будить людей). Вероятно, голуби этой породы использовались, в качестве декоративных, любители наслаждались их особым воркованием. О современном состоянии породы сведений в литературе и Интернете найти не удалось.
3. «Лотан» (по команде хозяина – хлопок рукой по земле),- они начинали крутиться на земле, «как наполовину прибитая сова». Голуби этой породы и ныне популярны, например, в Аделаиде ( Австралия). Любители проводят состязания этими голубями на дальность расстояния, которое проходит голубь кувырками по земле и лучшее выполнение «земных фигур ». Необычные трюк голубей «лотан», – кувырки по земле,- можно наблюдать в фильмах, выкладываемых владельцами этих голубей в Интернете.- (см.: www.google.co.in/ (bird with an unusual skill); www.indian lotan pigeons.co.in;http://www.pigeonsaspets.co.uk).
4. «Герни» - голуби этой породы были интересны тем, что самец очень привязан к своей подруге, «влюблен в нее настолько, что без нее практически не мог находиться в одиночестве… Если же голубевод поднимал его в воздух, то в полете голубь взвивался так высоко, что исчезал из вида. Но как только ему показывали на земле его самку, он летел к ней, «как метеор». Зрители, наблюдавшие это, находили зрелище восхитительным.
Внутри породы, Конституция предлагала выделять разновидности. Связанные со способом пикирования голубей вниз к самке: «некоторые пикируют, сложив оба крыла», другие «в пикировании оттопыривают одно или оба крыла» , или «убирают крылья по очереди» и это «выглядит очень красиво». В популярном фильме российского режиссера Владимира Меньшова «Любовь и голуби», демонстрируется полет голубей именно этой породной группы. Кстати, фильм снимали на севере России, в «небольшом карельском городке Медвежьегорске, на берегу реки Кумсы». А вот ручных, дрессированных голубей для съемок режиссеру привозили из Москвы.
5.«Радг» - голуби этой породы, имели развитое стремление возвратиться к своему гнезду (по нынешнему, хороший «хоминг»). Поэтому их использовали для переноски писем. Конституция отмечает это качество, как своеобразный голубиный «талант». Можно отметить, что птицы этой породы, наверняка имея высокую тягу к дому, явились предками нынешних почтовых голубей.
6.«Нишавари» . Голуби этой породы имели обыкновение следовать за клеткой, куда бы ее не унесли. Бывало, что голубь улетал на 1-2 дня (покормиться на воле). По возвращении, находил свою клетку, заходил в нее и « располагался, как дома». Ныне в европейских странах разводят голубей подобных пород. Владельцы выпускают их из передвижного садка полетать. Затем, по команде, птицы возвращаются в свою «походную голубятню». И их везут в другое место, домой. Фильмы о полетах таких птиц тоже встречаются в Интернете.
7.«Парпа» ( имеют ноги со шпорами из перьев и надуваются);Вероятно , птицы упомянутой породы являются прообразами современных «дутышей», или птиц других пород. У которых густое оперение (разной длины) на ногах и зоб, меняющийся в размерах. Они популярных у современных заводчиков многих стран (Латвия, Литва, Россия, Украина, Германия, Англия, Чехия, Словакия, Словения и др.).
8. Кроме того, выделялись голуби, которые подергивают головой, шеей, и хвостом и важно вышагивают. Вероятно, речь идет о голубях породной группы «трясуны», замечательной разновидности павлиньих и статных голубей.
9. В коллекции были также голуби особой, бойцовской породы. Их готовили для голубиных боев (поединков, турниров), на урду это обозначается термином «кабутер бази». Потомки этих птиц сегодня радуют любителей голубей. В России их разводят на Урале (Свердловск), в Краснодарском крае (на Кубани).-См., например Печенев С.И и др. Русский бойцовый. -М., 2009,-32 стр.; http://www.yuga.ru/news/127576/).
В стае голубей Акбара, различали еще и голубей других пород («маханах», «зерихе»). Их разводили из-за специфических цветов оперения. О внешнем виде некоторых голубей Индии (16-18 веков) можно судить по рисункам (миниатюрам). - см.: рис.3-5. (Однако, точно идентифицировать птиц, описанных в тексте с изображенными и на рисунках, пока не удалось) [3]. В настоящее время в европейских странах (в том числе, в Латвии, Литве, Эстонии), судя по экспонатам международных выставок и данным Интернет, не удается наблюдать голубей многих из перечисленных пород. За исключением почтовых, и воздушных акробатов, кувыркающихся в воздухе (турманов и бойных) .
3.Конституция о порядке содержания птиц.
О порядке содержания птиц в средневековой Индии можно судить по картинкам (миниатюрам) приведенным в «Аинн-и-Акбари». На одной из них, любитель- голубевод (кабутер – бази) находится со своими птицами.-см.: (рис 2,3). Судя по картинке, художники неплохо разбирались а голубеводстве. Они тщательно и с любовью изображали в своих работах (миниатюрах) присущие голубеводству радости, а так же и опасности. Например, на картинке (рис. 2) видно, что голубиный питомник находится высоко над землей, на крыше жилого строения, дома. Птицы на миниатюре - естественного цвета с жемчужными глазами и продолговатым клювом. На картинке - надпись: «В спокойной атмосфере Вы наблюдаете Анвара Просветленного. Он демонстрирует, как его птицы счастливо улетают, пока он помогает им своим прутиком. Это зрелище прекрасно и вызывает любовь у всех, кто это видит» (на языке «урду»).
В комментарии переводчика к Конституции (на английском языке), в разделе о голубеводах («пиджен кипер»), отмечается, что голубеводческая традиция контроля птиц прутиком, в период моголов и в более позднее время, является распространенной практикой управления птицами. Она используется и в других странах, знакомых переводчику. Например, в Дании , других европейских странах. Также и в Турции.
Большое внимание при содержании птиц уделялось качеству корма и режиму кормления. Описывается интересный метод сбора зерен, которые предпочитают птицы. Например, прирученных диких голубей хозяин отпускал в поле, чтоб они набили себе зоб кормом. Когда птицы возвращались домой, хозяин давал голубям в качестве питья соленую воду. Птицы, попив этой водицы, срыгивали зерна. В дальнейшем, зерна использовались для скармливания другим (птицам ценных пород). Голуби описанных пород живут до 30 лет.
В Конституции отмечается, что летных голубей необходимо кормить просом. Остальным голубям в качестве корма рекомендовалось давать зерновую смесь, где кроме проса есть рис и еще семь видов зерна.
Переводчик Конституции на английский язык в комментариях отмечает, что практику содержания голубей на крыше строений не поддерживают исламисты. Причина «неприязни» к такому способу содержания птиц состоит в том, что голубеводы с высоты крыши своего дома (или питомника) гипотетически могли наблюдать частную жизнь соседей. По этой причине увлечение голубеводством в некоторых государствах пытались даже запретить. Однако шагом был неудачным. Полный контроль обеспечить было невозможно.
Переводчик «Аин и Акбари», отмечает далее, что по его мнению, голубеводческие выставки – это «извращенная часть голубеводства», практикующаяся в Европе. Разведение птиц для выставок, по его мнению, - обернулось потерей птицами летных качеств. Комментатор, поясняя свою мысль, считает, что, первой целью голубеводов является «запуск птиц, а не демонстрация их на выставках».
4.Конституция о вкладе моголов в индийскую традицию тренировок, селекцию голубей.
В «Аин и Акбари» отмечается, и о вкладе Акбара Великого в селекцию голубей. Индусы - заводчики голубей (до могольского правления) опиралась на реализацию естественных процессов и не вмешивались в это действие. Позволяли голубям образовывать пару независимо от времени года, породных качеств и окраски оперения (выражаясь нынешним термином, «по любви»).
Моголы усовершенствовали этот порядок. По требованию Акбара при образовании пары (и это записано в Конституции), были введены отбор и селекция голубей. Пары (учитывая местный календарь), образовывали в сентябре- октябре. Разведение начиналось в феврале- марте месяцах. Порядок отбора был таков: пару неприученных и непривыкших друг к другу голубей, запирали на 5-6 дней, чтобы они привыкли друг к другу. Если же одна из птиц была мелкой по размеру, - то требовалось для привыкания больше времени. Проводилась и проверка: голубей разлучали, а потом, они должны были узнавать друг друга. На 8-12 день привыкшие (образовавшие пару) голуби начинали яйцекладку. Голубка откладывала 2 яйца, а реже - одно. Самец насиживал гнездо днем, а самка - ночью.
Наконец, появлялись птенцы, голуби приступали к их кормлению. В течение 6 дней птицы кормили птенцов фалаком (пульпой) - голубиным молочком. Затем (в течение оставшегося времени месяца), родители кормили птенцов зернами. Когда птенец начинал клевать сам - его убирали от родителей и оставляли одного. Моголы считали правильным (и об этом записано в Конституции), что когда птенцы начинали клевать, их необходимо помещать в карантин, чтобы они набрались сил. По истечении этого времени объем пищи голубят сокращали до трети или четверти дневного рациона. Когда молодые голуби привыкали к такому состоянию, их начинали тренировать: отправляли в полеты.
В Конституции сказано о подготовке птиц к обучению и о сути тренингов. Также рассматривались особенности содержания, получения зерна, кормления.
Запуск птиц в Конституции был обозначен термином «ишк бази» - (любовная игра). В соответствии с Конституцией, нагрузка молодых птиц (по нынешним меркам) предусматривалась очень высокой. Молодых птиц нужно было поднимать в воздух, постепенно, организуя не менее 40 полетов в день!
В это время, была весьма высока роль тренера. Он должен внимательно следить за поведением птиц в воздухе и за тем, как они выполняют акробатические трюки. В движении голубя в воздухе, различали такие фигуры:
поворот из позиции «вверх ногами» в бок (фигура называлась «бази», «нуварк зада»,- (на языке «урду);
кувырок через хвост (фигура называлась «чарх» на языке «урду»).
лежать на спине ногами вверх, затем- мгновенно переворачиваться
( «малак задан» - на языке «урду»,).
кувырок через крыло – ( «катиф», «катиф-кат» -на языке «урду");
Кстати, кувырок «катиф-кат» не ценился и Конституция рекомендовала летунов с такой акробатической фигурой сразу выбраковывать из стаи. Зато тренеру рекомендовалось в начальные период тренировки не обращать внимание на «чарх» и «бази» (как способы воздушных кувырков ) .
В ходе подготовки птиц к полету, и его проведении, тренер должен был обращать пристальное внимание на состояние оперения крыльев голубей. У птиц насчитывалось 10 маховых перьев, которые по пришествии срока - менялись (во время линьки). Рекомендовалось моментально прекращать полеты, когда у птиц выпадало 8 перо . Птиц просто помещали в вольеру для отдыха. Через 2 месяца у голубей вырастали новые перья и они становились очень сильными. Начинался период проверки.
Конституция регламентировала период проведения инспекции летунов (и то, как они овладевали приемами полетов) при личном участии Императора. Проверка начиналась, когда птицы учились демонстрировать приемы акробатики – кувырки в воздухе, «чарх» и «бази».
Время подготовки к инспекции, занимало 4 месяца. После чего, по Конституции, считалось, что птицы становятся готовыми демонстрировать свои навыки. Тренер обращал внимание на работу крыльев голубя в полете. Отмечалось, что когда в полете встречаются два крыла, раздается хлопок «муаллак» (на языке «урду»). Хлопок звучал сильнее, если встречались соответствующие перья разных крыльев. Чтобы не ошибиться на слух, тренеру Конституцией предлагалось еще использовать визуальные возможности. А именно, по поручению императора, крылья голубя окрашивали в разные цвета. Например, одно крыло птицы красили в черный цвет. Тогда было хорошо видно, правильно ли голубь выполняет «муаллак». Т.е встречаются ли в хлопке симметрично расположенные перья разных крыльев? Или голубь выполняет фигуру с ошибкой (когда хлопок «муаллах» выполняется не симметрично расположенными перьями крыльев). В последнем случае эффективность фигуры считалась низкой. Такие голуби считались менее ценными...
Подчеркивалось, что во время «чарха» и «бази», некоторые птицы теряли ориентировку в воздухе и падали. Это качество никому не нравится. Но, иногда, голуби, падая, набираются силы и (не достигая земли), вновь набирают высоту. Такие голуби считались особо ценными. Считалось, что лучшие голуби породы «хачак» выполняет 15 кувырков через хвост («чарх») и 70 кувырков через крыло из позиции вверх ногами («бази»). Такие качества полета птиц были особенно ценными и выразительными и просто изумляли наблюдателей.
Конституция, по предложению Акбара, внесла изменения и в порядок нахождения птиц в воздухе. Рекомендовалось выпускать в полет одновременно большее количество птиц (чтобы картина полета была более зрелищной). Например, рекомендовалось демонстрировать полет не 14 или 21 птицами. А устраивать одновременный полет при участии большОго количества летунов - не менее 101 голубя. Конституция рекомендовала тренерам выпускать голубей и в ночные полеты. Птицы в этих полетах поднимались на большую высоту. Созерцание ночного полета было для наблюдателей несказанным удовольствием.
В «Аин и Акбари» предусматривался порядок использования птиц в походах. Во времена передвижения и размещения в лагерях, птиц брали с собой, готовили к запускам. Для переноски клеток с голубями выделялись специальные носильщики «кухар» (на языке «урду»). В обязанности носильщиков входило тщательное наблюдение за выполнением расписания тренировок.
5. Шкала ценности голубей у Великих моголов.
Конституция уделяла повышенное внимание оценке качества голубей. До Конституции, качество птиц определялось визуально, путем сравнения глаз (зрачков) и ноздрей оцениваемых птиц. Практика показала, что такой способ оценки не позволял правильно определить качество птицы, возникало много ошибок. Поэтому Император Акбар сформулировал новые (прогрессивные) правила определения ценности птиц. Суть нового метода оценки состояла в том, что производилось сравнение бОльшего количества качественных параметров птиц. Метод назывался «нос- глаза- ноги» . А суть его состояла в том, что во внимание принималось состояние нескольких частей тела птицы: клюва (сравнивались его верхняя и нижняя части, учитывалось состояние внутренней поверхности клюва); отдельно сравнивались глаза (сопоставлялись верхние и нижние части глаза). Отдельно проверялись и ноги,- учитывалось состояние 8 ногтей (их длина и цвет). При этом, Император Акбар Великий требовал внимательно сравнивать шпоры голубей (особенно задний палец?). Получалось, что взаимное сопоставление упомянутых частей голубя, позволяло добиваться более точной оценки качества птиц. Нынешние голубеводы, тоже используют элементы подобного метода визуальной оценки птицы. Проводят проверку соответствия голубя стандарту конкретной породы.
Упомянутый метод использовался не одновременно, при оценке разных птиц, а по их породным группам. Он состоял в том, что голубей проверяли не всех одновременно, а по группам, породам. Здесь тоже предусматривалась строго рекомендованная последовательность.
Сначала проверяли птиц группы «моханах» (здесь и далее- названия на языке «урду»). Потом проверке подвергалась группа группу «ашке» .Несмотря на то, что «ашке» принадлежат к группе «моханах», их рассматривали, как отдельные виды. Проверку проводили раздельно. Потом проверяли группу «зерихе». Конституция отмечает, что голуби этой породы являлись собственностью главы города Самарканда. К голубям этой породы отношение было хоть и трепетное, но проще. Голубей породной группы «зерихе» допускалось скрещивать с птицами, имеющими неизвестную родословную, например, с «уди». Вместе с тем, «уди» (прежде всего, из-за своего внешнего вида и красивого оперения), - были очень знамениты и тоже считались замечательными птицами питомника. Далее перечислялись требования к цвету оперения птиц породы «хачах».
Очередь проверки остальных птиц определялась их возрастом и временем их приобретения. Зрительное (визуальное) определение ценности птицы подкреплялось проверкой полетов на практике. Здесь был тоже свой установленный порядок.
Обобщая свой опыт, император написал книгу, где был изложен порядок, в котором были систематизированы эти признаки. (Именно на основании своей классификации, Император поделил птиц на 10 групп). Каждой группе выделяли свой питомник. Размещение птиц в отдельных помещениях тоже осуществлялось по идее Императора. В первый питомник помещались наилучшие, самые дорогие птицы. В остальные- в соответствии убывающей оценки.
Нововведения в оценке параметров голубя позволило перейти к точной денежной оценке каждой птице и всей коллекции. Пара птиц 1 класса была бесценна. Пара второго класса стоила 3 рупии. Птицы третьего класса стоили 2,5 рупии. Птицы четвертого класса стоили - 2 рупии; птицы пятого класса- полторы рупии, шестого класса- 1 рупию. Цена птиц седьмого класса была три четверти рупии, восьмого класса – пол рупии, птицы девятого и десятого классов стоили три восьмых рупии. Интересно сравнить цену птиц с денежными ресурсами населения Индии средних веков.
Из Конституции следует, что средний заработок обычного работника в месяц (в средневековой Индии) составлял от 0,5 до 1 рупии. Денежное вознаграждение за службу (довольствие) было неодинаковым. Зависело от «ответственности» и сложности обязанностей. Так, в армии, пехотинец получал денежное вознаграждение в размере - от 2 рупий в месяц . Денежное «довольствие» генерала, полковника или воеводы составляло до 48 рупий в месяц.
В Конституции подчеркивается, что люди, которые ухаживают за питомником, являются работниками на службе и им предусмотрена денежное вознаграждение за службу (как в армии). С сохранением тех же ставок (размера денежного вознаграждения за службу). Из этих данных видно, что птицы коллекции Акбара Великого были дорогими для обычного человека и содержать их могли исключительно состоятельные люди.
Отметим, что к тренировке птиц привлекались те, кто хотел заработать. Многие люди (обладающие ограниченными средствами), чтоб заработать занимались тренировкой «сверхптиц» (обладающих какими-либо выдающимися качествами). Тем, кто добивался результата, следовало щедрое вознаграждение (платили премию величиной с «целое состояние»). В Конституции подчеркивалось, что многие слуги Акбара Великого держали птиц. И указывается, что особых успехов добились придворные голубеводы: Кул Али (из Бухары), Масти (из Самарканда), Ахмад Чанг и другие.
Интересным является мнение В.Далримпла о Конституции Великих моголов при оценки им культуры голубеводства (в средневековой Индии).. В.Далримпл, немало времени, посвятил изучению индийского хозяйства, традиций, культуры. Изложил свои взгляды в опубликованных работах. Он рассматривает многие стороны жизни индийского общества, быта, интересные для европейцев. Считаем, что этот источник вполне достоверен. Интересны наблюдения автора о становлении голубеводства Индии и его превращение в современную культурную отрасль. Вот что, в отношении голубеводства, отмечает В.Далримпл :
голубей в Индии держали и до 3 тысячелетия до н.э., (но у этого занятия отсутствовали черты культурного голубеводства, не производился учет пород, отсутствовали письменные источники о правилах содержания и разведения голубей). Скорее, птиц использовали, как вспомогательное, запасное звено в хозяйстве, одновременно наслаждаясь красотой птиц.
Культурное развитие голубеводства и оформление его в отрасль, в Индии произошло после прихода на территорию (из Персии) Великих Моголов в начале 16 века (1526 год). Упорядочение голубеводства (превращение его в отрасль птицеводства) состоялось (и окончательно оформились в специфическое занятие), благодаря Своду законов (Конституции Акбара Великого «Аин и Акбари»). В этом произведении не только описывался порядок управления страной. Детально охарактеризован порядок разведения голубей и государственное регулирование голубеводства.
Kультура голубеводства в Индии средних веков (15-16 века) была хорошо развита.
Сформулируем гипотезу:
1.Вероятно, моголы занимались голубеводством и на своей родине, в Персии (до прихода на территорию Индии).
2. Хотя птицеводство (как отрасль) впервые возникла на территории Индии, но уровень развития голубеводства в покинутых моголами местах был в культурном (селекционном) отношении выше, чем в средневековой Индии,
3.Моголы (более 400 лет назад) распространили прогрессивные навыки развития голубеводства в хозяйстве средневековой Индии.
Список сносок:
Список сносок:
1. William Dalrymple:City of Djinns:A Year in Delhi.- London, New York, Toronto and Sydney.-2005.-350p.
2. «Аин и Акбари», («Ain-i-Akbari ») значит «Свод законов Акбара Великого» (в переводе с языка «урду»). Интересен путь древнего источника к читателю. Свод законов «Аин и Акбари», написан на древнеперсидском языке. Автором «Аин и Акбари» - является визирь Абу’л Фазл (главный советник императора Акбара Великого). «Аин и Акбари» вступил в действие в начале шестнадцатого века (1526 г.) Сначала документ был переведен с древнеперсидского языка на «урду» - (современный персидский язык), – на рынке города Доха (столицы арабского государства Катар). Затем переведен на английский язык специалистом, знакомым с голубеводством (поскольку в экземпляре, переведенном на английский язык, появились комментарии переводчика, судя по их содержанию - голубевода). В 1873 году в Калькутте (Индия) была опубликована копия этого английского перевода. Содержание «Аин и Акбари» (общим объемом примерно 2874 страницы), изложено в 5 томах. Наиболее популярен у исследователей трехтомник (весом 16 фунтов, т.е. примерно 7,5 кг). На книжном рынке современная цена раритета составляет 1210 долларов (www.gorgiaspress.com). С ним можно ознакомиться и в Интернете (www.arhive.org). Перевод раздела о голубеводстве с английского на русский язык, (по материалам Интернет-версии) осуществлен Виталием Гончаровым.
3. Персидские справочники по голубеводству 18 века (то-есть примерно, на 200 лет позднее рассматриваемого периода «голубиной истории»), уже представлены в Интернете. В них есть изображения популярных пород голубей (они могут быть потомками птиц коллекции Акбара) с краткими характеристиками .
Харлашин В.И. Голуби России – подарок на всю жизнь.-М.:500 стр. (с иллюстрациями).
Печенев С.И и др. Русский бойцовые.-М., 2009,-32 стр.
Ain-i-Akbari (Конституция Акбра).- www.arhive.org
William Dalrymple: City of Djinns:Ayear in Delhi: London, New- York, Toronto, Sidney.- 1993.-350p..
Ресурсы Интернeт.
© Геннадий Гончаров
© Виталий Гончаров
Фотографии и рисунки к статье.
Фото.1. Далримпл Вильям Город джиннов: год в Дели. -Лондон, Нью- Йорк, Торонто и Сидней.-2005.-350.стр.
Рис.1.Породы голубей коллекции Акбара Великого (миниатюра)…
Рис.2.Содержание птиц голубеводами Моголов (миниатюра).
Рис.3. Индийские голубеводы готовят птиц к летным испытаниям (прообраз современного голубедрома), -из книги «Кабутар нама» («Справочник голубевода»,18 века),- 1788г.
Рис.4. Голубиный тренер занимается птицами.
Рис. 5. Женщины дворца наслаждаются прекрасными птицами.
Фото 2 .Инвентарь голубеводов - ящик (садок) для транспортировки почтовых голубей служителями храмов (15-16 вв.) в музее Главного дворца , бывшей резиденции Махарана (Великого Принца ) Удай Сингх Второго ( город Удайпур, штат Раджастан ,Индия).
Фото 3.Инвентарь (клетки для голубей) 15-16 вв. для в музее Главного дворца , бывшей резиденции Махарана (Великого Принца ) Удай Сингх Второго ( город Удайпур, штат Раджастан ,Индия).
Фото 4.Экспозиция (инвентарь голубеводов 15-16 веков : клетка и садок для транспортировки голубей)
Фото 5 . Летки (указаны стрелочками) для пуска и приема почтовых (связных) голубей в храмовом комплексе Джанма Масджит.
Фото 6. Храмовый комплекс Джанма Масджит, по высоте сопоставим с нынешним 15-16 этажным зданием (54 метра ). Построен в манере индийских мечетей в городе Патих Пур, штата Уттар Прадеш (Индия). Начат в 1571 , закончен в 1572 году в основном, с применением ручного труда (при отсутствии железной дороги, электричества, башенных кранов, компьютеров, нынешних технологий и инженерных решений).
Фото 7. Храмовый комплекс Джанма Масджит,
Фото 8. Храмовый комплекс Джанма Масджит.Вход в главные ворота.
Фото 9. Индийский садху (святой человек) в национальном головном уборе (тюрбан), с прирученным молодым голубем на набережной Маникарника Гат реки Ганг (город Варанаси, штат Уттар Прадеш, Индия). По мнению автора снимка, садху, в дальнейшем, готовится тренировать голубя для передачи сообщений.
Было бы интересно (учитывая внешне консервативный образ жизни садху), спустя некоторое время , пообщаться с ним для уточнения успехов важнейшего в индивидуальном голубеводстве.
ВОТ И УМЕНЯ С НЕДАВНИХ ПОР идея завести голубей думаю несколько пар начинать думаю надо с простих какие клетки надо здделать и что надо делать чтоб неулители может ктото подскажет зарание спасибо