Вы здесь

НАВОЗный - ресурс РОССИИ

Перейти к полной версии/Вернуться
Аватар пользователя Слащинин Юрий Иванович

НАВОЗный - ресурс РОССИИ

Такой заголовок – не эпатаж, а вынужденная мера обратить внимание общественности на то, что привычно не замечается в силу понятного смущения. Не принято...
По той же причине не воспринимается Природное земледелие. Морщатся: тут индустрия не справляется, а нам лопочут о какой-то органике, навозе... Неужели нет ничего лучшего?.. В наше-то время.
Учёные – народ вежливый; они доброжелательно «поправляют» нас. Прислали вот такие благожелательные доводы: «Ваши усилия достойны всяческого уважения, но поймите своё заблуждение: бактериальные способы переработки навоза ничем не отличаются от ПРИМИТИВНОГО компостирования, при котором теряется не менее 70% органического вещества. Поэтому переработка навоза с помощью бактерий не может служить воспроизводству почвенного плодородия. Это доказано в множестве монографий, диссертаций и т.д. Перечень их приложен…
Уверен, для многих эти слова убедительны!.. Но я – наследник кулацких секретов. Волею судьбы или Божьего промысла, в молодости встретил человека, хранившего эти секреты и тщетно пытавшегося передать советской власти. Помогал ему выращивать по 200 центнеров с гектара в пересчёте с 4-х соток дворового участка под пшеницей и ячменём. И после такой школы уже ни какие университеты, никакие диссертации и монографии не могут меня убедить, что плодородие теряется из-за бактерий?!. Не убеждают, потому что у нас ничего не было, кроме примитивного бактериального компостирования!
Секрет здесь!!. Если вы хотите получать высокие урожаи при низкой себестоимости, Ваши поля надо превратить в компостные плантации. Такие, как были у нас на четырех сотках. И какие были на миллионе гектаров у древних земледельцев государства Шумер (27 – 29 век до н.э.). Они не знали минеральных удобрений – их просто не было тогда, не имели комбайнов и машин: с поля уносили только колоски. И учёных агрономов не было у них. А вот урожайность по 250 центнеров в обычные годы и по 300 центнеров в годы урожайные – была! Сомневаться в этом не приходится. В те времена зерно выполняло роль денег, и за сокрытие урожая отрубали головы. Что и зафиксировано в первых глиняных книгах учёта, найденных археологами.
Шумеряне жили в междуречье Тигра и Ефрата, где нынешний Иран. Поля свои поливали из этих рек. Стерню не жгли, как практикуется у нас, а мелко запахивали. Мелко!.. Потому что сохой не пашут, а рыхлят. Ещё вам – читающим эти строки – известно, что зерно всего лишь четвёртая часть выращенной растительной массы (стебли, корни), и потому 750 центнеров органики оставлялось в поле: заделывали солому в аэробный слой, наполненный бактериями и червями. И по сути, получали… компостные поля в миллионы гектаров. И соответствующую базовую, т. е. устойчивую урожайность, с небольшими отклонениями с + и – на погоду.
У Вас тоже имеется базовая урожайность. У каждого своя…Но далеко не Шумерская. Пока…
Да и не требуется она сейчас. При наших просторах выгоднее получать меньше, но дешевле… Сделать это можно только с помощью бактерий, червей и – увы - навоза, помёта и прочих отходов нашей жизнедеятельности. Их в стране ежегодно воспроизводится более 300 миллионов тонн. А в этих миллионах «свежего» навоза содержится от 30 до 70 процентов неусвоенной пищи животных и птицы! Вчерашнего зерна! Вот ведь о чем надо подумать, оценить и развернуться!
Чтобы решить эту задачу, прежде надо преодолеть вековое противостояние химиков и органиков, тормозящего подъёму сельского хозяйства. Сделать это можно, по-моему убеждению, только открытием народу примеряющей ПРАВДЫ о тайнах высоких урожаев.
Ведь хлеб не только «Всему голова», как говорится в народе. Но и большая политика, о чём умалчивается. Голод – оружие этой политики. И потому в свое время исчезли секреты высокой урожайности первых земледельцев Шумер.
Раскулачивание унесло опыт урожайного земледелия русского крестьянства. А она была высокой; до 60 центнеров с десятины. Тогда как средняя урожайность в 1913 году составляла 8 ц/га.
И сейчас – в век Интернета и открытости информации – всё ещё многое скрыто от земледельцев ради временных коммерческих интересов. Знаю по опыту, что прочитав сейчас информацию, некоторые будут говорить, что всё это им давно известно. Но почему тогда не пишется даже после наших публикаций, к примеру, о длине корней пшеницы? В сумме всех мельчайших корешков и их опушки.
Вопрос не праздный, имеет громаднейшее фундаментальное значение. Но ни в одном учебнике по агрономии как в советских, так и в нынешних изданиях нет этих данных. Почему?..
А потому, что составляет 70 - 85 километров, как подсчитали англичане и голландцы. Под каждым стебельком – корневое месиво. Рядом другое, третье, миллионное… Злаковые культуры - однолетние. Созрели, убрали урожай, и вся их корневая масса остаётся бактериям на пропитание. Съели корни – в почве образовались километровые трубочки естественной рыхлости.
Выпал дождь и по этим трубочкам вода быстренько скатилась вниз, потянув за собой воздух. Вот и получился идеальный водно-воздушный обмен. Всё просто и доступно для понимания.
Но мы почему-то всё еще лезем плугом в землю с благой целью взрыхлить почву для последующих посадок. И сминаем эту естественную рыхлость, превращаем в пыль.
Эту пыль дождь размывает в грязь: на паханых полях всегда стоят лужи. Грязь высыхает и превращается в камни. Эти камни теперь можно вывернуть из земли только плугом, раздробить, разровнять… На эту дурную работу приходится более 70% затрат земледелия! В советские времена эта агротехника превратила сельское хозяйство в «чёрную дыру экономики», а в наше время – привело к потере продовольственной независимости.
Знаю, что после наших публикаций с первых лет перестройки, многие уже не пашут, не копают. Но абсолютное-то большинство работают по старому. И министерства всё ещё требуют её. У них опора на науку. Она же – официальная – агрохимическая. А значит, базирующаяся на устоях минерального питания растений. Для химиков бактерии не существуют! У них панацея от всех бед - правильное соотношение азота, фосфора, калия.
Но вот какой конфуз, опять же тщательно скрываемый от земледельцев-практиков…
В девятнадцатом веке бельгиец Ян Гельмонт задумался над вопросом, что является первоосновой питания растений и поставил широко известный эксперимент. Известный в Европе, но не у нас. Он взял землю, просушил ее в печке и, отвесив ровно 80 кг, поместил в бочку. В эту землю посадил веточку ивы весом 2,5 кг. Ива поливалась дождевой водой и никто не мог войти в оранжерею, где она росла. Ровно через пять лет ива была извлечена из бочки, отряхнута от земли и взвешена. Её вес составил без малого 68 кг. Землю тоже взвесили, просушив прежде, как в начале эксперимента. И к общему изумлению оказалось, что вес земли – на которой выросло дерево – практически не изменился. Составил 79 кг и 944 грамма. Получается, что для выращивания 68-ми килограммового дерева потребовалось всего лишь 56 граммов чего-то из земли…
Так что же питает растение?.. Агрохимики убеждают в том, что конечно же минеральные удобрения. И сыпать их надо побольше не смотря на возрастающие цены на минералку… Пугают при этом истощением почв.
У нас – сторонников органического земледелия – другой взгляд.
Во-первых, никакого истощения почв в Природе нет и не может быть, что доказано миллионами лет формирования жизни на Земле, остывшей после своего возникновения. И если не мешать Природе, чтить её Законы, то и на полях будет только возрастание плодородия. И, соответственно, урожаев.
Тут зависимость простая: увеличился урожай - возросла кормовая масса для размножения бактерий и червей – что становится базой для для дальнейшего повышения урожая.
Наших оппонентов это не устраивает. Требуют научных доказательств тех или иных параметров, оптимальных величин и всего прочего. А их у нас нет. Потому что нет ученых, занимающихся органической системой земледелия. Одних – забыли, других – убили, третьих не допустили до научной работы по нашей теме. Поэтому пользуемся пока «Народным опытом» и интуицией.
А интуиция подсказывает, что в почве не должно быть «режима экономии» по Закону минимума господина Либиха. Не сподручно фермерам и крестьянам считать граммы, миллиграммы, ионы… Пусть будет в земле изобилие всего нужного. Этакий коммунизм для обитателей почв. Они сами разберутся между собой и дадут нам максимально возможный урожай, согласно законов Природы.
Во-вторых, суть вопроса не в продукте питания растений. Он всегда был и остается всё тем же – водным раствором. Только не искусственных химических растворов, а тех многосложных, которые производятся в почве бактериями в процессе их жизнедеятельности.
Надо знать, что процесс питания бактерий – внешний! Это значит, что пищу свою они переваривают не в себе, как мы с вами. Не имея рта и зубов, они выделяют из себя ферменты и лежат в лужице своих пищеварительных соков, пока они «переваривают» органику и минералы. Потом всасывают в себя, и вновь выделяют… Этой бактериальной пищей и пользуются растения, отсасывая её километрами своих корневых волосков. И потому, чем больше будет в почве бактерий, тем весомее сформируется урожай.
Секрет большой урожайности не в питании растений «у –ДОБР-ением», т.е. чем-то относящимся к добру. А в прямом размножении «кормителей» растений этим добром! Сделать это можно только при условии увеличения органики на полях. И ещё - при размножении не просто бактерий, а почво-образующих популяций.
Причем тех, которые не просто становятся жертвами растений, отнимающих пищу, но и сожительствуют с ними. Получают от растений сахара для своего более изобильного питания. Так устроена почвенная жизнь. Микробиологи это знают. Пишут и говорят. А вот агрономы и земледельцы – даже не догадываются. И сыпят в почву минералку, отравляющую кормильцев своих растений…
Подобным неведением отличаются и сторонники органической системы земледелия. У них свой крен. Ни грамма химии! А как это сделать без химизма жизненных процессов?
Словом, химия – не отменяется. Она становится дополнительным и очень эффективным финишным агроприёмом. Это когда мы создадим на своих полях максимальное изобилие для кормителей растений, когда, соответственно, повысим среднюю урожайность, к примеру, за сто центнеров пшеницы с гектара, а захотим получать по сто тридцать…
Вот тогда и воспользуемся минералкой, помня, что в первые годы её использования каждая тонна минеральных удобрений давала более 11 тонн зерна! Резерв?!.
К сожалению, в те азартные времена становления капитализма агрохимики не поняли эффекта этой взаимной зависимости. Увидели только одно: не надо вывозить на поля навоз. Кинь пригоршню удобрений – и увезешь телегу зерна! Отбросив органику, они из корыта выплеснули с водой ребенка.
Нам сейчас нельзя повторять такие ошибки. Учеными-агрохимиками наработан гигантский багаж знаний. И надо его рационально использовать. Теперь уже в привязке к органическому земледелию. Ведь известно, что 99,5% растительной массы формируется из воды и воздуха, из которых берётся 4 газа: водород, кислород, азот и углерод. Плюс солнышко для фотосинтеза. Но земледельцы об этом и не догадываются. Им навязывается одно и тоже с вариациями: NPK да ещё гуматы коммерческого ассортимента. Когда-то я, из благих намерений, опубликовал статью для народных опытников, как варить их самим. Кусок бурого угля с едким натрием, плюс вода - и наполняй хоть железнодорожную цистерну. Что и делается сейчас, заливая Россию.
Не многие земледельцы знают и то, что для повышения урожая требуется углекислый газ. Дают его – всё те же бактерии и другие почвенные обитатели. Выдыхаемый ими углекислый газ, уходит в землю, где соединяется с водой – превращаясь в угольную кислоту. А эта кислота растворяет всевозможные минералы, развязывает цепочки неусвоенных минеральных удобрений. Их накопилось уже на столетия после всеобщей химизации страны.

Перейдем к практике ближних дел. По опыту общения с фермерами знаю, что более всего земледельцев интересует гарантия урожая и прибыли.
- А вдруг не получится, как говоришь?..
И я отвечаю таким:
- У тебя – точно не получится. Потому что заранее надеешься на халяву. А в новом деле требуется вдумчивый подход, изучение и освоение новшеств.
С первых лет перестройки мы создали Всероссийское сообщество народных опытников. Тысячи огородников и дачников от Калининграда до Сахалина, от Мурманска и до Сочи проверяли агротехнику Природного земледелия. И всюду было зафиксировано увеличение урожайности не на проценты, а в разы! В два, три и более раз, по сравнению с начального.
В Сибири, в знаменитом Шушенском Иван Замяткин за три года довёл урожай картофеля до 2-х тонн с сотки. Весь район приходил убедиться в таком чуде, потому что районная урожайность была 220 центнеров с гектара.
И дело не в том, что на сотках легче добиться повышенной урожайности. А по две тонне – и на сотках не получают все. Такие факты доказывают преимущество органической системы земледелия перед ныне господствующей агрохимической. Так что будет у вас и повышение урожайности, и понижение затрат.
Мы не пашем – а это сразу понижение затрат на 70%, И не сеем по 250 кг зерна на гектар. Хватает 100 кг. Опять экономия. А далее будут сеять и по 50 кг, когда научатся выращивать пшеницу кустами.
Вторая злободневная забота – сорняки. Как с ними бороться, если не применять химию? Отвечаю:
- Ни как! Перестаньте возделывать их пахотой: осенней – отправляя их семена в землю, а весенней – возвращая для роста.
Есть и еще один способ выведение их с поля. Это осознанная замена сорняков сидеральными культурами. Автор этой технологии Зеленский Николай Андреевич вписал её в Природную, как органическую часть.
Следующая животрепещущая проблема – ЗАСУХА. Божья кара для земледельцев агрохимической ориентации. А для сторонников Природного земледелия - засуха Божья благодать. Потому что засуха – самое лучшее время для созревания хлебов.
Не торопитесь возмущаться, подумайте… Высокая температура вызывает у растений повышенную транспирацию воды и питательных веществ. А это тот самый процесс, который нужен для ускорения созревания хлебов. Наша забота обеспечить растения запасами воды, что является сугубо технической задачей, решенной народным опытником Иваном Бочинским ещё в 1876 году. Он выращивал свеклу и заметил, что если почву не пахать, а ещё и затенять каким-либо покровом (мы называем это мульчой), то свеклу можно выращивать без полива в любую засуху.
Секрет оказался прост: в горячем воздухе атмосферы всегда содержится вода. И она выступает капельками конденсата там, где температура понижена. Как, например, в холодильнике … Бочинский это увидел в погребе, осмыслил, использовал и поделился с народом. Но его осмеяли тогда… И сейчас, после нашей огласки и практического использования мульчированных покровов полей, всё ещё возникают пугливые вопросы: как быть с засухой?
- Радоваться надо! Но прежде – не пахать, всегда держать почву прикрытой какой-либо культурой или мульчей. У нас же ещё многие женщины на огородах выщипывают каждую травинку, чтоб не мешали расти посаженным культурам. И это в засуху-то!..
Нам много задают вопросов. Но и у нас они имеются к тем, кто решился перейти на органическую природную систему земледелия. Прежде всего такой: а что Вы ждёте от неё? Чего хотите-то?.. Вот узнали, что она выгодная во всех отношениях. И урожай возрастает. И себестоимость понижается. У наших фермеров, и в хозяйствах, проработавших 3 – 5 лет, себестоимость тонны пшеницы понижается до тысячи рублей . Есть еще одно достоинство - возрастает качество выращиваемой продукции. И соответственно повышается цена. Всё - «За!» . А действий – нет. Почему?..
Этот вопрос представителям официальных структур, управляющих сельским хозяйством. Почему за двадцать лет перестройки они не поинтересовались резервами органической системы земледелия?
Конечно же, вопрос риторический. И ответ я знаю. Для этого специально из Петербурга переселялся в Ростов-на-Дону, жил там 7 лет, чтобы внедрять органическую систему земледелия. Первый год даже размещался в Министерстве сельского хозяйства Ростовской области; давали нам со свинарём Тищенко кабинет для работы с населением. Но… Министерство – это системная структура. И если система настроена на агрохимию, то не может быть переориентации. И не было нам поддержки.
Сейчас положение в стране изменилось. Страна вступила в ВТО с её жесткими и разорительными правилами. Требуются и соответствующие действия. Какие?..
Да вот же резерв вселенского масштаба: навоз, помёт, канализационные сбросы! Сейчас они являются экологической грязью, отсасывающий из бюджета страны и хозяйств гигантские деньги на утилизацию. Маневр прост: направить эти средства на превращения отходов в товарную массу органических удобрений. Эффект будет гигантский. Ведь кроме 300 миллионов тонн ежегодно получаемого навоза и помёта, мы имеем столько же отходов предприятий пищевой промышленности, канализационных сбросов, а ещё илов наших озер, речушек и рек. Всё это может быть превращено в ежегодно прибавляемые миллионные тонны зерна для всего мира!
Это и будет нашим ответом Западу. Завалим мир русским зерном. Да ещё и решим проблему с безработицей в стране. Наш Президент В.В. Путин , выдвинул эту идею, обязав Правительство обеспечить двадцать миллионов рабочих мест в ближайшие 3 – 4 года. Строить заводы и фабрики – долго, а утилизировать отходы и превращать их в органические удобрения можно начинать хоть завтра, вооружившись лопатой.
Вот что может дать нам Природная органическая система земледелия.

  • Ю.И. Слащинин, Председатель неформального сообщества «Народный Опыт», академик Международной Академии Информатизации.
  • E-mail: Novin36@yandex.ru
Раздел: 
Россия
: Владимирская область.
09.10.2009 - 12:27
: 305

Здравствуйте, Юрий Иванович.
Навоз, помёт - сырьё для производства органических удобрений. Для того, чтобы из этого сырья производить высококачественные органические удобрения, нужны соответствующие технологии. А их - нет. Подробнее:
https://fermer.ru/node/153475
https://fermer.ru/node/98742
https://fermer.ru/node/98901
https://fermer.ru/node/98905
https://fermer.ru/node/110856
https://fermer.ru/node/124212