О погрузке полужидкого навоза прицепным погрузчиком.
Прицепной погрузчик полужидкого навоза начали разрабатывать в институте органических удобрений в начале девяностых годов, после того, как разработки машинной технологии по государственной программе закончились фактически безрезультатно. Инициатором разработки был сотрудник, который не имел опыта проектирования подобных машин, так как занимался до этого счётной работой - расчётом нормативов.
Погрузчик состоял из рамы, тележки, ковшового транспортёра, шнека. Ковшовый транспортёр аналогичен ковшовому навозопогрузчику НПК - 30, который выпускался промышленностью примерно сорок лет назад. В хозяйствах применялся редко. О шнеке. Для погрузки навоза (жижи и жидкого навоза) шнеки начали использовать более сорока лет назад. Вчастности, фирма "Дайком" (Англия) использовала шнек для погрузки жидкого навоза в жижеразбрасыватель. Шнек был длиной 6 метров и диаметром 228 мм. Вот такой гибрид из двух древних устройств и был сконструирован с приводом от вала отбора мощности трактора. Глубина забора навоза навозопогрузчиком из навозохранилища примерно 1,5 метра, а необходимо в два раза больше.
Итак, трактор задним ходом пятится к навозохранилищу, в котором полужидкий навоз после хранения разделился на фракции. Вверху плавающий слой толщиной примерно один метр, ниже - жидкий навоз, ещё ниже - твёрдый осадок. Рядом же пятится трактор с машиной для внесения полужидкого навоза.
Перемешать полужидкий навоз в навозохранилище с вертикальными стенками практически невозможно - нет таких мешалок. Навозопогрузчик сначала начинает грузить часть верхнего плавающего слоя, затем жидкий навоз. Для того, чтобы вносимый навоз был примерно одного состава, необходимо несколько раз подъехать к навозохранилищу для загрузки одной машины. С одной позиции можно загрузить 1 - 1.5 тонны. Для загрузки восьмитонной машины необходимо подъехать 5 - 8 раз. Производительность погрузчика будет крайне низкая.
При понижении уровня навоза в навозохранилище на 0,5 метра, загружаться будет только верхний плавающий слой, который подплывать к заборному органу ковшового погрузчика не будет. Для загрузки машины для транспортирования и внесения полужидкого навоза придётся подъехать множество раз. С понижением уровня навоза в навозохранилище приизводительность погрузчика будет резко снижаться.
Кроме того, если шнек погрузчика заклинит твёрдыми включениями, прочистить его сложно.
Вывод. Данный прицепной погрузчик для погрузки полужидкого навоза для производства не пригоден. Целесообразнее использовать на погрузке верхнего слоя полужидкого навоза из навозохранилищ (после откачивания жидкого навоза) мобильный самоходный погрузчик с рабочими органами активного действия шнекороторного типа, который разработал СибНИПТИЖ (погрузчик также имеет определённые недостатки) или обыкновенный фронтальный погрузчик, которым и пользуются обычно в сельхозяйственных предприятиях.
Инженер-механик В. И. Костерин.