В Москве прошел Всероссийского съезда сельхозкооперативов, Достаточно важное мероприятие. Государство серьезно настроено на объединение малых форм хозяйствования. Но давайте посмотрим, не расходятся ли слова с делом?
Владимир Свеженец. директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ обозначил интересные данные. На поддержку небольших ферм и малых предприятий будет выделено около восьми миллиардов рублей. Без анализа сложно сказать,. много эти или мало, и какой эффект принесет эта поддержка. Важнее другое. Посмотрим так называемые правила получения грантовой поддержки СПоК в 2017 году:
1. На каждые выделенные 3 миллиона гранта, нужно создать 1 рабочее место.
2. Срок действия СПоК на момент получения гранта должен превышать 12 месяцев с даты регистрации.
3. Возможность повторного получения гранта на 12 месяцев после полного освоения ранее полученного гранта.
4. Обеспечение сохранности создание рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта
Я предлагаю особое внимание уделить первому и последнему пунктам. Кто скажет. из каких экономических соображений просчитывалась стоимость возможности создания рабочих мест. У меня большой опыт разработки бизнес-планов для семейных ферм, разработок технологических проектов молочных и мясных комплексов. Ферму на 100 дойных коров меньше, чем за 21 000 000 рублей, запустить практически невозможно. Значит, при 60 % господдержки будет выделено чуть больше 12 млн. рублей. То ест ь, нужно предоставить 4 новых рабочих места. Я не даром акцентирую внимание на слове «новых» Пункт 2 требует ,что до подачи заявления на поддержку кооператив должен работать. И. соответственно, у организации должен быть персонал. И новая ферма увеличивает штатное расписание еще на 4 работника.
Закономерный вопрос: а как это сочетается с мировой производительностью труда. Да очень плохо.100-120 коров на одного работающего-это примерные нормативы для мирового молочного скотоводства. У нас требуют снизить производительность труда в 4 раза.
Я понимаю стремление государства переложить обязательства по сохранению рабочих мест на малый бизнес. Но во всем мире его главная задача- самозанятость населения, а не обеспечение работой наемных рабочих.
Для этого как раз и существует крупный и средний бизнес. А здесь ситуация веселее. У крупняка то как раз и нет жесткой необходимости в новых рабочих. Сам несколь ко раз писал бизнес-планы для таких проектов, от 600 до 1200 голов.Главный критерий- окупаемость и , прорабатывая технологии, все делалось для снижения количества работников.
Ситуация поставлена с ног на голову. Малый бизнес, которому бы самого себя прокормить, заставляют создавать рабочие места. А крупный бизнес , осуществляя многомиллионные инвестиции в новые комплексы, фактически избавлен от этой социальной нагрузки. Для него сонвоной критерий- будущая прибыль.И при этом нет требований сохаринть ее в течении 5 лет.
У данного положения есть еще одна серьезная проблема. Увеличение количества рабочих мест, при низкой производительности труда , приводить к малой, низко конкурентной заработной плате. И тот же фермер оказывается в ситуации, что не может обеспечить достойный доход квалифицированному специалисту. Я не говорю уже о зоотехнике или ветеринарном враче. Без опыта и знаний уже качесвтенно не могут работать даже дояры и трактористы.
Знаете, соглашусь с ситуацией, если это будет относится к проектам в области торговли. Там эти три миллиона поддержки спокойно обеспечат рабочие места. Но , может хватит думать о развитии посредничества. И бросить силы и ресурсы на производство реальной продукции в сельском хозяйстве.
Интересно, как на это смотрят вами представители минсельхоза? Они понимают сложившуюся ситуацию или нет. И второй момент. Я хорошо знаю молочное и мясное скотоводство. А как видят ситуацию представители других направлений в сельском хозяйстве. Овощеводы, зерновики, птичники, специалисты в области овцеводства и козоводства, пасечники. Может, для их производств это приемлемые условия и проблемы только у скотоводов?