Год назад президент страны обратился к жителям России со статьей «Вперед Россия», где призвал россиян к объединению усилий в вопросе модернизации страны.
Прошел год. К сожалению, за это время ни чего существенного не произошло, что могло бы повлиять на изменение курса страны на модернизацию своей экономики. Не претендуя на истину в последней инстанции, да и вообще на истину, захотелось порассуждать, а что бы можно было сделать или начать делать за этот год, чтобы наполнить содержанием лозунг «Модернизируем экономику России»
Приветствуя призывы руководства Российской федерации по модернизации экономики России, вместе с тем, сегодня уже можно констатировать, что за прошедший год это так призывами и осталось. Обществу не представлен развернутый план конкретных шагов по модернизации страны. Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ, комиссия по административной реформе, которой председатель правительства РФ предлагал дать чрезвычайные полномочия по решению вопросов с административными барьерами, очевидно и ожидаемо не привнесли ничего нового, так как на 9/10 состоят из архитекторов нынешней модели развития России.
Несомненно, единственным механизмом модернизации, является наличие реальной политической конкуренции. Вместе с тем, за двадцатилетие топтания на месте, нами проеден практически весь запас прочности России, созданный нашими предками и дальнейшее ожидание либерализации политической жизни, или борьба за это конституционное право, может стать фатальным для России, если параллельно не будет выстраиваться адекватная модель экономического развития страны. Страны Западной Европы и США, имея возможность развиваться эволюционным путем, почти столетие потратили на архисложный процесс выстраивания политической системы своих стран. Нам сейчас в разы сложнее, так как мы должны пройти тот же самый путь в окружении состоявшихся государств с эффективной экономической системой, не имеющих ни какой мотивации желать видеть в России равного партнера.
В настоящее время, мы имеем неконкурентоспособную промышленность, изношенные морально и физически основные фонды и технологии, загубленное сельское хозяйство с десятилетиями необрабатываемой сельскохозяйственной землей, не развитый класс предпринимателей, который мог бы стать локомотивом возрождающейся России. Отсутствие всего этого сводит на нет перспективы достойной оплаты труда врачей, учителей, милиционеров, других представителей бюджетной сферы, так как единственными не инфляционными финансами, которые можно направить на эти цели, могли бы быть только налоги от производственных предприятий, работающие в регионах страны. Вымирают деревни, малые города и поселки. За двадцатилетие топтания на месте, мы извратили само понятие производственного труда, в огромном количестве закрывая промышленные предприятия и предприятия АПК, в замен фактически ничего не создавая. Мы вырастили поколение охранников и офисных служащих, таксистов, уличных воров и спивающегося от отсутствия перспектив населения великой страны, выстроив лишь систему по продаже товара, произведенного за границами нашего государства, фактически купленного за деньги от продажи сырья.
Мы ни чего не делаем для исправления этого положения вещей! Сверхдоходы от продажи нефти и газа создали иллюзию, что мы развиваемся и можем заявлять о себе, как о равных, среди стран, экономических лидеров мира. Нам с удовольствием подыгрывают в этом нашем заблуждении, так как в замен, мы реально решаем их экономические проблемы, создаем им рабочие места, закупая почти все для своего внутреннего потребления за рубежом, фактически уничтожая свою промышленность, свое сельское хозяйство. Но это иллюзия скоро пройдет. Достаточно сравнить каким было наше село, наши малые и средние города, являющиеся столпом России, двадцать лет назад с тем, что мы имеем сейчас. Не трудно спрогнозировать, при той же динамике, что с нами будет через десятилетие. Сегодня, мы как никогда близки к началу необратимых последствий, которые могут привести к потере государственности России в существующих границах. Единственной возможностью для страны иметь будущее в нынешнем веке может быть внятная амбициозная стратегия развития, понятная обществу и железная воля высшего руководства страны по ее осуществлению.
Россия – федеративное государственное образование, попытки превратить ее в какой-то прообраз унитарного государства, которые мы сейчас наблюдаем, не реален. В силу огромнейшей территории с самыми разными традициями, уровнем жизни, не возможно выстроить алгоритм управления таким образованием из единого центра. Попытки выстраивания такой системы управления, приводят к хроническому не решению жизненно важных для людей вопросов, проживающих в конкретной местности и, как следствие, нарастающего раздражения бездействием центральных властей.
Эффект от глобальной пиар-компании «о том что мы развитая страна с крепкой экономикой и как круто мы смотримся в Мире», который мы наблюдаем по государственным СМИ, обеспечивает краткосрочную иллюзию благополучия. Реальное положение вещей потихоньку размывает эту иллюзию и однажды, если не принять действенных мер, произойдет социальный взрыв, последствие которого для целостности страны не сложно предсказать, так как у региональных властных элит потихоньку формируется негативное отношение к такой центральной власти, которая взяла на себя чрезмерные полномочия и их не реализовала.
Необходимо кардинально поменять региональную политику в сторону федерализма. Перевернуть властную пирамиду с верхушки на основание. Продолжение политики выкачивания ресурсов в центр с последующим распределением регионам по определенным бюрократией правилам, только создает иллюзию управляемости страной. На самом деле это приводит к чудовищной коррупции и неэффективности использования финансов. Основой основ страны, как бы это не звучало высокопарно, является человек, а самой главной властью, которая решает жизненные вопросы людей, является муниципалитет. Именно на этом уровне должны приниматься все судьбоносные для данной территории решения. Только такой подход может создать условия для реализации потенциала каждого человека, а значит, создаст условия для процветания страны. Главной задачей всех остальных уровней власти, должно быть - не мешать людям жить, как они хотят, создав при этом прозрачные и простые правила и обеспечив их соблюдение, создать механизмы защищающие интересы страны в Мире. Ни когда не будет богатой и развитой страна при нищем народе. Только сумма достояния, образования, культуры, потенциала каждого жителя страны может определить реальное могущество государства, а главная роль власти – создать для этого условия. Например:
Государственное устройство:
- Перевести административную столицу страны в реальный географический центр страны, например в город Новосибирск. Нахождение столицы страны в городе Москве уже давно не отвечает геополитическому положению страны. Перенос столицы позволит создать предпосылки к строительству новой конструкции межрегиональных коммуникаций в экономической сфере в равных для запада и востока страны условиях. Сократит часовые пояса относительно столицы для запада и востока страны. Наконец сделает реальный шаг в строительстве новой России, закрыв страницу имперской истории страны;
- Довести до логического конца закон N 131-ФЗ ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, отказавшись от неразберихи вызванных созданием муниципалитетов двух уровней. Муниципалитет должен быть одного уровня – поселений. Район должен стать последней инстанцией государственной власти, руководство которого, назначается субъектом федерации и обязано заниматься бюджетами поселений и развитием территории, при этом не иметь ни одной хозяйственной функции, иначе будет соблазн перетянуть бюджетное финансирование в большей степени на себя;
- Провести анализ выгодности участия России в G8. Не платим ли мы непомерно высокую плату, в виде не обоснованно низких таможенных пошлин, на товары произведенные в странах G7, уничтожая свою промышленность за сомнительное право находится в составе «международного клуба, объединяющего правительства наиболее индустриально развитых демократических стран мира», коей наша страна, объективно, не является?;
- Приостановить на неопределенное время вступление в ВТО. Сегодняшний импульс вступление в ВТО основан на потребностях обслуживания сырьевой экономики России. Вхождение в ВТО во имя интересов этой отрасли, фактически ставит крест на возникновении перерабатывающих производствах в промышленности и АПК в регионах России, так как государство уже не сможет через таможенные пошлины, или прямые субвенции стимулировать перенос перерабатывающих мощностей с западных стран, ориентированных на наш рынок, на территорию России, агрессивно поддерживать местного товаропроизводителя;
- Законодательно запретить трату доходов от продажи нефти и газа во всех сферах кроме обеспечения базового приемлемого и равного для всех регионов страны, уровня доходов представителей бюджетной сферы, пенсионеров. На создание инфраструктуры и обеспечения финансовых механизмов по созданию, переоснащению высокотехнологичных производственных предприятий в промышленности и АПК в регионах. Создание начальной, по возможности, равной бюджетной обеспеченности на душу населения для всех регионов страны. Очевидно «сырьевые» деньги идут во вред нормального развития и, если мы не откажемся от их необоснованной траты, мы ни когда не слезем с нефтяной иглы;
- Проинвентаризировать экономическую состоятельность для современной России дорогостоящих государственных проектов и программ. Очевидно, что ряд общенациональных проектов и программ планировались в докризисное время, а часть лоббировалась из-за явной коррупционной составляющей. Сегодня вполне вероятно эти проекты и программы могут быть не выгодны, а может даже и вредны для России;
- Объявить чрезвычайное положение в экономической сфере. Создать орган по модернизации экономики страны, основой которого должны быть губернаторы и главы органов местного самоуправления, которые многого добились на своих территориях, владельцы высокотехнологичных производственных предприятий, построившие свой бизнес не на деньги от продажи сырья, владельцы высокотехнологичных производств малого и среднего бизнеса;
Необходимо провести экспертизу существующего законодательства на предмет административных барьеров, обоснованности налогов и приостановить действия законов, нормативных документов министерств и ведомств, технических регламентов мешающих созданию высокотехнологичных производственных предприятий в промышленности и АПК.
- Разработать простой закон о предпринимательстве, исключающий возможность издания подзаконных актов в этой сфере, с учетом федеративного устройства государства.
- Определить таможенную политику способствующую уменьшению закупок конечного товара за рубежом и переносу производственных мощностей по выпуску этого товара внутрь страны.
- Определить что все налоговые доходы от вновь созданных производственных предприятий в промышленности и АПК, на 15 -20 лет остаются в муниципалитетах.
Количество проблем, которые нуждаются в срочном финансировании на муниципальном уровне, накопилось столько, что прямым государственным финансированием их уже не закрыть, попросту не найти столько денег, а дать возможность самим заработать на решение своих проблем, по видимому, это единственная возможность эти проблемы решить. Сегодняшняя налоговая политика фактически напрочь лишает интереса муниципалитетов в развитии бизнеса на своей территории.
К проблемам требующего немедленного решения можно отнести изношенные на 70 – 90% системы тепло-водоснабжения и водоотведения. Не отвечающие ни каким цивилизованным нормам, фактически ветхие, основные фонды учреждений образования и здравоохранения. Фактически на 100 % требующие капитального ремонта внутрипоселенческие дороги. Не отвечающие ни каким разумным нормам зарплаты муниципальных служащих, учителей, врачей, библиотекарей, работников культуры и массового спорта.
Развитие промышленности и перерабатывающих предприятий АПК
- Сертифицировать все отечественное машиностроение, поддерживать исключительно то, что конкурентоспособно на мировых рынках. Для современных технологий, оборудования, станков не производимых в России, на какой то ограниченный срок распахнуть границы, предоставив беспрецедентные условия по их завозу на территорию страны, с тем чтобы отечественные производственные предприятия имели возможность перевооружаться по самому последнему слову науки и техники.
- Обозначить в этот срок сверх-выгодные условия для переноса производственных мощностей зарубежных машиностроительных компаний в Россию, продукция которых временно ввозится в страну на льготных условиях
- Выдавать кредиты на создание, оснащение и переоснащение отечественных производственных предприяитий на срок от 10 лет и по ставкам от 3% годовых, направляя на покрытие убытков финансовых институтов, от финансирования перехода промышленности на новейшие технологии, доходы от продажи нефти и газа и сокращение неэффективных государственных проектов и программ.
- Создать во всех регионах страны, рядом с населенными пунктами, имеющих избыточные ресурсы (трудовые, энергетические и т.д.) за счет прямого государственного финансирования промышленные зоны под размещения новых производств, с подведенными на границу этих зон, коммуникациями.
- С целью создания предпосылок к организации перерабатывающих производств внутри страны, всеми возможными способами затруднить поставку конечной продукции других стран, непосредственно потребляемую населением, если аналогичная продукция надлежащего качества и достаточных объемов, производится в стране, особенно касаемо низкокачественных продуктов питания и таких же низкокачественных товаров, идущих с Азии.
- Одновременно с созданием проблем с поставкой конечной продукции, создать сверх выгодные условия для переноса производственных мощностей, иностранных компаний в Россию. Например освободить ввоз технологического оборудования иностранными компаниями, от уплаты таможенных пошлин и НДС, освободить от налогов на период строительства предприятия, предоставить налоговые каникулы на ограниченное время после ввода в эксплуатацию производственных мощностей.
- Упростить до абсолютного минимума порядок получения разрешений на реконструкцию и строительство новых производственных предприятий.
Развитие малого высокотехнологичного производственного бизнеса в промышленности и сельском хозяйстве;
- В населенных пунктах, имеющих избыточные ресурсы, обустроить за счет прямого государственного финансирования (выделить, перевести в категорию промышленности, подвести коммуникации на границу участка) промышленные зоны под размещение малых и средних производств.
- В каждом населенном пункте, где есть потребность, в виде частно-государственнного партнерства с владельцами недозагруженных производственных площадей (заводов, фабрик) создать промышленные парки по инкубированию новых высокотехнологичных производств малого бизнеса.
Выдавать кредиты на создание, оснащение и переоснащение производств, субъектам малого и среднего бизнеса на срок от 10 лет и по ставкам от 3% годовых, направляя на покрытие убытков финансовых институтов, от финансирования перехода промышленности на новейшие технологии, доходы от продажи нефти и газа и сокращение неэффективных государственных проектов и программ.
- упростить документооборот по выделению земельных участков под строительство новых производств. Решение вопроса должно умещаться в месячный срок при общих финансовых затратах не более 30 тыс рублей.
- отменить всю разрешительную документацию на малоэтажное строительство производственных зданий. Оставить только согласование генплана, этажность, и внешнего вида, при этом здания могут иметь статус капитального строения, персонифицировав и усилив административную и уголовную ответственность, если от некачественного строительства, кто то пострадает.
- Разработать государственную программу по развитию фермерства. Цель вовлечь все оставшиеся на селе силы в сельскохозяйственное производство. Привлечь соотечественников за рубежом и население стран, с которыми у России исторически дружеские отношения к заселению пустующих земель. В рамках программы решить:
- обустроить за счет прямого государственного финансирования (выделить, подвести коммуникации на границу участка) свободные массивы сельскохозяйственных земель под предоставление фермерам по 50-200 га, по государственной программе по развитию фермерства.
- предоставить кредиты под строительство необходимой инфраструктуры фермерского хозяйства по самой совершенной технологии, под закупку самой современной сельскохозяйственной техники, скота, семенного фонда на срок от 10 лет и по ставкам от 3% годовых, опять же направляя на покрытие убытков финансовых институтов, от финансирования агропромышленного комплекса, доходы от продажи нефти и газа и сокращения неэффективных государственных проектов и программ.
- ужесточить требование по содержанию сельскохозяйственной земли. Сельскохозяйственные земли, не обрабатывающиеся три года, должны автоматически уходить в государственную собственность для последующего перераспределения. Практика, когда сельскохозяйственные земли десятилетиями не обрабатываются при наличии людей, которые хотят заниматься сельхозпроизводством – должна быть не медленно прекращена.
- упростить требование к сертификации производства и переработки сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами.
-разработать принципы по льготному списанию кредитов, например семье, родившей 10 детей, кредит полностью гасится.
- разработать механизмы, гарантирующие фермерам, коллективным хозяйствам, сбыт взаимосогласованных объемов сельскохозяйственной продукции.
Миграционная политика
Удивительно, но в нашей, стареющей и вымирающей, стране сегодня есть огромное количество лишних трудовых ресурсов. Основа этого феномена, конечно же, не в роботизации производства и перехода его на новый, прорывной, технологический уровень, а в массовом закрытии предприятий в промышленности и сельском хозяйстве в регионах страны.
Вместе с тем, если серьезно рассуждать о развитии производства в промышленности и сельском хозяйстве, существующих трудовых ресурсов явно не хватит для решения этой задачи, поэтому упреждающими темпами надо привлекать трудовые ресурсы в страну, сформулировав внятную миграционную политику. Огромные территории страны становятся совершенно безлюдными и сегодня в них идут неконтролируемые миграционные процессы.
У нас два пути. Или решить кем мы хотим заселить эти земли, или ее заселят те, кого мы не хотим видеть своими соседями. Только тогда не надо удивляться «Косовскому» феномену. Конечное, безусловное решение по заселению какой то территории в стране должны принимать исключительно люди проживающие традиционно на этой земле, то есть муниципальный уровень власти и ни кто более. Люди должны решать с кем они хотят жить на земле, исконно ими заселяемой. Только в этом случае можно избежать заложения под страну бомбы под названием межнациональные конфликты.
В России огромное количество пустующих земель. Если использовать этот ресурс можно серьезно изменить тенденцию к вымиранию страны и наполнить регионы активными людьми с близкой ментальностью к проживающему на данной территории населению.
Изумлена, Вы высказали мои мысли, смело! Я бы так изложить не смогла. Но нет самого главного, что Вы думаете, что нужно сделать, что в наших силах так сказать простых смертных, как изменить положение ведь до глубины души за державу обидно.
Спасибо! Отсутствие во власти масштабных государственных деятелей, способных поставить соответствующие задачи и консолидировать общество на их достижение - главная проблема современной России, что не позволяет ей развиваться. Ну а наша задача, простых смертных, внятно формулировать ожидания общества, чтобы такие личности появились во власти. А за державу обидно!
Спасибо! Толково изложены наши мысли и желания!
Спасибо. Все внятно и толково!
Умные и хорошие мысли. Вот только жаль чо эти мысли могут так и остатся нереализоваными.
Спасибо вам большое на добром слове.
Согласен. С реализацией любой идеи у нас в стране большие проблемы.