Вы здесь

Возможные пути создания новых популяций горного гуся

Перейти к полной версии/Вернуться

Черкасова М.В., Бурский О.В. Возможные пути создания новых популяций горного гуся // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. Москва, 1986. С. 101-103.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПОПУЛЯЦИЙ ГОРНОГО ГУСЯ

Вопросы, связанные с выбором наиболее целесообразного пути создания новых или восстановления подорванных популяций редких видов, относятся к числу наименее разработанных и в то же время особенно актуальных. Мы обсуждаем их на основе опыта, полученного при выращивании экспериментальной группы горных гусей из яиц, взятых из колонии на р. Каргы в Тувинской АССР и инкубированных в портативном инкубаторе с моделированием естественного режима насиживания (сообщение в настоящем сборнике).
Полученные нами 5 птенцов вскоре после рождения были переве зены в Вологодскую область, где выращивались по методике, приме ненной К. Лоренцом (1978) для создания оседлой популяция серого гуся на р. Альм в Австрии. Методика предотавляет собой вариант метода приемных родителей, роль которых берут на себя люди-воспитатели.
В первые 2 месяца, до подъема птиц на крыло, в задачи воспитателя входила пастьба гусят, указание пригодных естествен ных кормов, подкармливание комбикормом, охрана и обогрев, прогул ки с гусятами для их знакомства с местностью. Привязанность к вос питателю позволяла не ограничивать их свободу. К трехмесячному возрасту гуси летали в радиусе 2-3 км от дома, заботы по уходу свелись к обеспечению безопасной ночевки. В группе установились нормальные социально-иерархические отношения, птицы были достаточ но подготовлены к самостоятельной жизни, хотя продолжали подхо дить на зов и следовать за воспитателем. Из-за отсутствия надлежащей базы опыт был прерван, птицы переданы в Московский зоопарк, однако есть основания предполагать, что при постоянном контакте с воспитателем гуси остались бы в знакомом месте на зимовку. По мне нию К. Лоренца, маршрут, по которому каждая популяция гусей летит на зимовку, выбирается не инстинктивно, а заново выучивается каж дым новым поколением, следующим за старыми птицам.
Основываясь на вышеизложенном, можно представить различные варианты создания новых популяций гусеобразных птиц, а также вос становления подорванных, имеющие ряд общих положений. Для повыше ния жизнеспособности популяций, следует использовать потомство от диких родителей или первое поколение, выращенное в неволе (Кэмпбелл, 1983). Необходима достаточно большая, надежно охраняемая территория, пригодная для обитания гусей, по крайней мере, в репро дуктивный период. Следует предусмотреть возможность использования искусственных гнездовий.
Первый этап всех вариантов одинаков: в выбранное место дос тавляются яйца для инкубирования или птенцы раннего возраста. Вос питатель приучает птиц к постоянному месту ночевки и подкормки, знакомит с территорией и т.п. Различия на следующем этапе опреде ляются поставленной целью. Для восстановления подорванной популя ции желательно использовать потомство особей этой популяции. По скольку вариант рассчитан на присоединение молодняка к сородичам, контакт с воспитателем и подкормка сводятся к минимуму, обеспечи вающему безопасность гусят. Создание новых оседлых популяций гор­ного гуся особенно привлекательно из-за неблагополучного состоя ния современных зимовок вида. Если естественные условия для зимов ки гусей - незамерзающий водоем и доступный корм - имеются, птицы могут вести вольный образ жизни. Однако следует поддерживать пос тоянный контакт птиц с воспитателем, производить регулярную под кормку, позволяющую контролировать их состояние. Для создания парковой популяции при отсутствии условий для вольной зимовки гусей можно содержать на расчищаемом ото льда водоеме, обеспечив их кормом и поддерживая контакт с воспитателем. При этом свободу птиц можно не ограничивать. Следует заметить, что в Московском зоопарке имеется группа свободно летающих горных гусей, не поки дающих его территорию.

Рубрика: 
Источник: