НАЧАЛЬНАЯ
Здравствуйте, дорогие форумчане.
Вот и сбылось пророчество моей мамы и моя голубая мечта - я наконец-то "кручу хвосты лошадям" на своем подворье. Правда, в версии мамы это должно было быть наказанием за плохую учебу и не нормальные для советской девочки интересы, а вышло наоборот - это долгожданное поощрение за годы упорной борьбы с системой, с общественным мнением и даже с самой собой. И вот она, награда - я хозяйка своего дома, своих гектар, своих животных и своей жизни. Я смогла найти силы жить так, как считаю нужным и как хочется, несмотря на все препоны.
Ничего бы не получилось, разумеется, без моего любимого человека - моего мужа, моего счастья и моего союзника. Вместе мы превратились в молодых пенсионеров, ведущих полусонный деревенский образ жизни.
Рады всем гостям и в дневнике, и в счастливой реальности.
1987 год. Мне скоро девять, уже третью неделю я хожу в музыкальную школу в третий класс в сопровождении бабушки, которая приехала из Вильнюса (Литва) помочь маме (невестке), да и с единственной внучкой побыть. Музыкальная школа далековато от дома - две остановки на электричке или примерно 10 остановок на автобусе. В скором будущем я буду ездить в музыкалку одна,с десяти лет, начиная с четвертого класса, а пока...
Я доигрываю заданный на дом этюд, урок по фортепиано заканчивается. Вроде Елена Анатольевна довольна. Пользуясь ее хорошим настроением, я задаю ей вопрос, который не дает мне покоя.
- Елена Анатольевна, вы не знаете, есть ли поблизости конюшни? Я обожаю лошадей, чувствую, что они где-то рядом, меня всю потряхивает от ощущения их близости, бабочки в животе, но пока не видела ни одну.
- Как, Оля, ты разве ни разу не замечала, что по дороге от электрички к музыкальной школе стоит конюшня?
- Как, где?????
- Да вон там же, ты мимо ходишь каждый день!
Так началась моя полная противоречий, боли, радости, горя и счастья двойная жизнь.))))))))
ПОЧЕМУ ЛОШАДИ
Слово "лошадь" было вторым моим словом после "мама". Что это, откуда - науке до сих пор неизвестно. Наверное, какой-то генетический сбой, а может быть - наоборот, какой-то генетический код, но лошади - это моя жизнь. Что, конечно, сильно огорчало родителей - не о такой судьбе своей одаренной во многих отношениях дочери они мечтали. Пианистка, певица, писательница, ну, на худой конец, педагог - вот был самый скромный список "успешных профессий", которые мне прочили семья и окружающие.
Агащаз. У Бога на меня были явно другие планы. Однозначно связанные с лошадиными хвостами, падениями, головной болью и, конечно, навозом.
26.11.1966г
как то не сопоставляется ...
О НЕЛЮБВИ К БЕСПАРДОННЫМ ИНТЕРНЕТНЫМ ЛЮДЯМ
Здравствуйте, давняя неприятно знакомая Галя.
Следовало бы для начала поздороваться, но от вас поведения порядочного человека ждать не приходится.
Я вообще затейница. Имею право написать любую дату, включая период развала Римской империи, это интернет, а не паспортный стол. К тому же, как стало понятно из начала блога, корректную дату вычислить не сложно.
Сразу предупрежу, ваше присутствие здесь неприятно, неуместно и некрасиво. Я не могу избегать случайного столкновения с вами в посторонних темах, но в своем блоге предпочла бы вас не видеть.
Будьте любезны, не дожидайтесь жалоб модераторам и блокировок, покиньте мой блог сами, чтобы не пришлось вас удалять насильно.
Всего вам доброго, и в светлый путь.
О МУКАХ ВЫБОРА
Музыка в моей жизни все-таки была - музыкальная школа, сочинительство, конкурсы, победы, пение на одной сцене с Эдуардом Хилем, профессиональная оценка которого была очень высока, чем я безумно горжусь и за что очень благодарна этому прекрасному певцу, с Людмилой Сенчиной, которая произвела впечатление своей непосредственностью и искренностью в реальной жизни.
Была даже удачная попытка, на радость маме и по ее убедительным просьбам, поступления в Консерваторию, но после месяца обучения стало понятно, что профессией своей я музыку делать не хочу. Не хочу и не могу. Также была попытка поступления на педагогический факультет областного Университета, но не срослось из-за городской прописки, так что "пронесло". В итоге юридический факультет, чумачечее студенчество и веселая молодость.
А что лошади?
А лошади ВСЕ. Они проходили красной нитью через всю мою жизнь, несмотря на попытки мои избавиться от этого наваждения. Мне удалось пять лет провести без них во время студенчества, но в итоге, когда вышла замуж первый раз, опять нелегкая принесла на конюшню. И продолжились мои лошадиные будни.
О ДЕТСКИХ МЕЧТАХ
С раннего детства я рисовала план своего хозяйства, чертила на клетчатых листочках школьных тетрадей, где размещу дом, где конюшню, где будут расти деревья, а где будет огород. Мечтала о том, как назову своих лошадок. Большой мечтой была коллекция пород и мастей лошадей. Особым шиком казалось иметь чубарую лошадь и собаку далматинской породы (ниже). Конечно, эта мечта останется несбыточной, да и, как говорится в прекрасном советском фильме, "я не изменила мечте, просто мечту изменила".
Большей частью чубарая масть встречается у кнабструпперов, аппалузы и алтайских лошадей. Вживую я ни разу подобную масть не видела, да и меня как-то "преследуют" рыжие лошади.
Вот и сейчас моя коллекция началась именно с рыжего жеребца. Как мы смеемся, нашей "олимпийской надежды". Конечно, это шутка. Это отдушина, радость и небольшой кусачий геморрой.
Фото - фантастика, да? Красота. Слишком рябит в глазах, конечно, от такой красоты, но оригинальность зашкаливает.
О ТОМ, ЧТО ДЕТИ ПРИХОДЯТ В ЭТОТ МИР СО СВОЕЙ ПРОГРАММОЙ
Первое время родители не видели в моем помешательстве на лошадях угрозы и одобрили периодическое катание в той самой конюшне.
Удивительно, совсем ребенок, но целеустремленность была зашкаливающая. Ее бы в мирное русло, но не срослось.
Первое занятие прошло на корде, на миленьком меринке неустановленной породы, ростиком не более 130 см в холке, Рифе. Рыжем, кстати. Не оттуда ли "манечка" по рыжим лошадкам? Тренер, Игорь Исаакович Тикачинский, ныне проживающий, как полагается, в Израиле, взялся за дело грамотно. Уже к концу занятия я уверенно ехала строевой рысью, так называемой, облегченной - подстраиваясь под ритм лошади, пропускаем один темп рыси, привставая на стременах и, соответственно, пропускаем пинок под попу, что значительно облегчает передвижение. Вообще, Игорю я безумно благодарна как человеку, который оценил стремление ребенка заниматься несмотря ни на что, подарил такую возможность и всячески поддерживал. Но об этом дальше.
Итак, родители были согласны оплачивать занятия по верховой езде раз в неделю. Оказалось, что мне этого категорически мало. Попав в атмосферу конюшни, в мир волшебных запахов, звуков, уверенных людей и прекрасных животных, я не могла позволить ни минуте моей жизни протекать вне этой божественной атмосферы. Началась двойная жизнь. Одна Оля - хорошая девочка из хорошей семьи, обожающая читать классику, пишущая музыку, вышивающая на пяльцах и вяжущая крючком. Другая Оля - лошадиный маньяк, готовая положить на алтарь своей священной любви все и имеющая вся и всех в виду ради возможности быть на конюшне - что поделать, и родилась в год Лошади. Жизнь протекала от выходного до выходного, которые проводились около лошадей.
Так прошло года два.
Много бессонных ночей провела мама в размышлениях, как удерживать ребенка в реальной жизни, где он должен соответствовать ожиданиям - хорошо учиться, усердно заниматься музыкой. Решение было принято - лишить карманных денег, прекратить занятия верховой ездой, пока ребенок не опомнится и не будет согласен относиться к своим посещениям конюшни просто как к невинному хобби - факультативно, по остаточному принципу, после выполнения действительно важных дел - отличной учебы в общеобразовалке и музыкалке. Решение было обьявлено - лошади под запретом.
Результат оказался обратным.Чем больше запрещали, тем больше хитроумный мозг изворачивался в способах достижения цели. Нет денег? Буду зарабатывать право ездить верхом сама. Как? Вместо музыкалки, дорога в которую шла как раз мимо конюшни, я заворачивала именно на конюшню. И все время вместо уроков по сольфеджио, хору, муз.литературе и специальности я торчала на конюшне, пытаясь ухватиться за все дела сразу, впитывая знания, стараясь больше бывать около старших товарищей, не упуская ни одного их слова.
Постепенно коллектив взрослых привык, что Оля все время "где-то тут". Кормит, поит, убирает. Посоветовавшись с другими, одна из тренеров-женщин торжественно обьявляет мне, что коллектив принимает меня в "кондевочки" - в так называемые младшие сотрудницы на побегушках. За возможность ездить верхом.
Радости моей не было предела. Итак, я добилась своего. Я в коллективе "своя", я гарантированно езжу верхом не потому, что эту возможность оплатили родители, а потому что я заработала это право собственным трудом.
После общеобразовательной школы я мчусь на конюшню. Иногда вспоминаю, что надо зайти и в музыкалку, но чаще - нет. Из класса в класс перехожу благодаря очень хорошим способностям - все дается легко и само собой, да и учителя стараются тянуть ребенка с "большим", по их словам, "будущим". Я появляюсь в музыкалке четыре-пять раз в месяц (раз в неделю), узнаю задания, к концу четверти все сдаю, и так до следующей четверти. Учиться в музыкалке мне нравится, но скучновато - там, где другим девчонкам и мальчишкам нужно вникать и повторять, мне достаточно увидеть\услышать один раз, чтобы воспроизвести. Поэтому времени свободного предостаточно, чем я и пользуюсь.
О ТОМ, ЧТО ДАЖЕ САМЫМ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ И МОТИВИРОВАННЫМ ДЕТЯМ НУЖНА ПОМОЩЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА
Совсем незадолго до описанного мною "начала" моей конной жизни мы с родителями, возвращаясь из ТЮЗа, увидели двух прекрасных всадниц, гарцующих на лоснящихся великолепных лошадях (дело было летом, на свою же первую конюшню я попала осенью). Я пройти мимо не смогла, с визгом потянула родителей к ним. Разговорились, оказывается, в шаговой доступности Школа Олимпийского Резерва по конному спорту, всадницы оттуда. Я стала бредить возможностью заниматься именно там. Родители пообещали посодействовать. Пообщались с руководителями, выяснилось, что средний возраст детей, принимаемых в секцию - 12 лет. Крайний возраст - 10 лет, но не восемь же, сколько мне было на тот момент. Жесточайший облом, но родители пообещали вернуться к этому вопросу к моим 12 годам. К тому времени КСШ переехала в Колтуши, куда возить меня из Сосновой Поляны родители отказались наотрез. Так и сформировалось мое неуемное желание заниматься верховой ездой в любом случае, в любых условиях и при любых обстоятельствах, несмотря ни на что.
Кстати, там, в школе ОР на Звенигородской я таки окажусь позже, в 1995 году, когда буду учиться на судью по конному спорту под руководством замечательных тренеров и Мастеров Спорта Карпинских Антонины и Ольги.
Чудесное время - зима... Много свободного времени для досуга. Драгоценные часы умиротворения, отдыха, наслаждения домашним уютом...
Пишите! Здорово!
Надежда, здравствуйте. Спасибо большое, очень приятно, что зашли.
Судя по аватарке, любите кошек? Я также кошачий маньяк (что-то слишком много у меня маний ). У меня их трое - черная 15летняя кошка, 5летняя полосатая кошка и двухлетний голубой полупородный котик каких-то голубых кровей. Все подобранные. Вспомнила, почти четыре кошки. Соседский кот, одинокого хозяина которого увезли жить в дом престарелых, остался в деревне и прибился к нам. По весне буду его мыть и прививать наряду со своими. Пока кормим и пускаем ночевать.
В морозы мы поим животных, разумеется, теплой водой. Никто не знает, почему, даже если воды в своей миске предостаточно, все мои кошаки предпочитают лакать из ведра?
ДЯревня.
НЕМНОГО О ТЕПЛЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ
Один из моих любимчиков, латвийский жеребец Орионис. Огромный вороной красавец, нарядный, добряк, несмотря на то, что жеребец. От него на память мне остался сломанный палец на руке - несоблюдение техники безопасности. На фото мне 14 лет. Господи, подумать только, через полгода пятнадцать, а мысли были заняты только музыкой и лошадьми. Ну и немного рисованием. Еще чтением. Ну и, пожалуй, фигурным катанием. Вязанием. Туризмом. Велосипедами... Дите дитем.
И Игорь Исаакович Тикачинский, первый тренер, которого я запомнила на всю жизнь. В центре.
История про собаку
Мама моей лучшей подруги Татьяны, возвращаясь из гостей на метро, в переходе попалась на обаяние умилительного щена, которого пристраивали в "хоть какие" руки.
Мама ввалилась в квартиру с признаками легкого опьянения, с перемешанными запахами духов, шампанского и морозца со словами: "А я ОВЧАРКУ купила"!!!
Будущая овчарка овчарке вполне соответствовала: как положено, чепрачная, морда умная, лапы четыре.
Стали думать, как назвать будущего чемпиона. Остановились на предложенном мной "Ленджер Айвори Сентениал"!!!!!!
Весь двор впоследствии угорал, когда вслед за окриком "Ленджер Айвори" появлялось нечто на дрожащих тонких ножках, ростом по колено, радостно бублящимся хвостом и хитрющей рожей.
Прожило это "хочу быть овчаркой" 15 счастливых лет, было очень умным и изворотливым, но это уже другая история.
Ой, нет вот эта зараза, на аватарке, перевернула мои представления о кошках))) я тоже маньяк лошадинный, но не было у меня счастья заниматься( но любовь с детства и детям прививаю
Орионис красавчик. У меня такой же котичка был, дамчатый. 4 года как нет, а ссе вспоминают с грустью его.
Ух ты, Надя, а сколько у вас лошадей? Какие симпатичные мохнатики!!!!! А детей сколько?
Лошадей у меня нет( это подружкины. А вот детей четверо) мы ездим к ней в деревню, катаемся, помогаем ухаживать. Там раздолье, у нас нет ни выпаса, ни земли под леваду.
Четверо детей!!!!!!!!! Героизм, подвиг и чудо! Вы огромная молодец!
Как детки относятся к лошадкам? В каком они вообще возрасте?
Далеко ли от вас подруга, для вас приехать покататься - рядовое мероприятие или целое событие, которому вы посвящаете отдельный день?
ИСТОРИЯ СНГ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА, ЛОШАДИ, МУЗЫКА И ВОРОВСТВО
Так я и проходила на конюшню с 1987 года по 1994. Семь лет. Постигала азы верховой езды, овладевала навыками ухода и заботы.
Времечко было то еще. Индустрия как таковая отсутствовала, купить амуницию было почти нереально. Пользовались тем, что было под рукой - вальтрапы шили из одеял, за хлысты вполне сходили сорванные по пути прутья или учительские указки, которые мы обматывали изолентами для пущей крепости.
Не миновали нас и дикие годы развала СССР. Конюшня переходила в руки от одной группировки к другой, постоянно менялось начальство и персонал, прекратились регулярные дотации на корма лошадям. И только мы, маленькие девчонки, преданно любящие лошадей, оставались неизменными.
Мы не задумываясь тянули лошадей как могли. Когда не было сена - рвали траву или добывали его всеми правдами и неправдами в колхозах, где можно было его на что-то обменять или купить. Покупали на сэкономленные деньги геркулес и кормили лошадей им. Ездили с огромными рюкзаками на колхозные поля, чтобы наворовать капусты и моркови. У меня до сих пор переразвитые бицепсы, трицепсы и "крылья" от чрезмерных нагрузок. Зато и навалять могу знатно.
В итоге мы никому не дали погибнуть, вытянули лошадей до лучших времен, когда ситуация стала постабильнее. Детская любовь - сильнейшая сила. Она безрассудочна и всеобьемлюща. Почему-то каждая мать гордится своим материнским инстинктом, разумеется, всегда в контексте "белого пальто", но никогда не поднимается тема безоговорочной детской любви и детского инстинкта любить. Но это тема другого поста, под настроение.
В какой-то момент к нам на конюшню приехала профессиональная всадница с подопечными лошадьми. Они принадлежали частной владелице, Ириша, талантливая выпускница СДЮШОРа, была их берейтором. Именно в тот период мое сознание перевернулось.
Поскольку мы были предоставлены на конюшне сами себе, хорошие тренеры на конюшню после 1990 г "залетали" редко, ездили мы тоже как придется. Тогда казалось, что ездим верхом мы не плохо - спокойно держимся на всех трех аллюрах с седлом и без седла, можем перепрыгнуть невысокое препятствие и не упасть, ездили почти безбоязненно на всех лошадях.
Оказалось, для того, чтобы считать себя хорошим всадником, этого НИЧТОЖНО МАЛО.
Ира однажды дала мне пошагать на лошади после тренировки. Сказать, что я родилась заново - ничего не сказать. Я моментально ощутила разницу между нашими прокатными любимцами и спортивной лошадью. Другие реакции, другая чувствительность, другая биомеханика. Я визжала от восторга.
Поняв, что я много лет стою на месте и двигаюсь не туда, а альтернативы нет, я с конюшни ушла.
Параллельно, надо сказать, в эти годы я бывала и в других конных клубах, но так тепло и душевно, как в "родном", не было нигде, и я ему, можно сказать, не изменяла.
Начиная с 1993 года я стала гораздо больше внимания уделять музыке. Музыкальная школа была уже окончена, подростковый возраст взял свое, и мы с моей все той же лучшей подругой (в посте про собачку) Татьяной организовали дуэт. Поскольку с написанием стихов у нас было так себе - плохие стихи мы писать могли, но не хотели, а хорошие - хотели, но не могли, мы стали брать стихи известных и неизвестных авторов, которые клали на свою музыку.
Получалось очень неплохо. В общеобразовательной школе об этом хорошо знали, нас часто посылали участвовать в различных районных и городских конкурсах, где мы неизменно побеждали. Почему-то. Я даже не знаю, почему, но Эдуард Хиль в свое время сказал, это потому, что у нас есть серьезные данные и хороший вкус.
Где-то в коробках на антресолях пылятся грамоты и дипломы. Как в "Гении", которыми можно обклеивать уголок задумчивости.
Спасибо) старшая только погладить, почистить, помимимишничать. Средние (10 и 7 лет) безрассудно смелые, им надо с ветерком и подольше. Младший (1 год) только губищи им потрепать пока и поласкаться с ними. Ехать км 10-12. В учебное время только выходные, и то не всегда. Летом почаще бываем. Ездим на несколько часов. Сейчас осталась одна объезженная, неудобно) но пока кто то катается, другие сено накидывают, вкусняшками жеребят балуют. Их двое. Коники ласковые, спокойные. Живут как хомячки, никто их кроме нас не беспокоит)
❤
О МУЗЫКЕ, О СВОБОДЕ И НЕМНОГО О СУЧНОСТИ
Музыкой мы серьезно прозанимались примерно года с 1993го по 1997й. Ездили по конкурсам, фестивалям, выиграли в 1993 году городской конкурс бардов у Лены Хрулевой, которая осталась второй. В будущем она станет Леной Ваенгой, большой во всех смыслах музыкальной единицей. Как у нас водится, у нас нет любви к определенным исполнителям, есть любимые песни. Поэтому нам нравится как "Мальчик мой" Светланы Владимирской, так и "smack my bitch up" Prodigy. Шедевры они и в Африке шедевры. У Лены лично мне очень нравится "Я хочу, чтоб это был сон". По-моему, официальное название песни "Шопен".
Я вообще как-то никогда не увлекалась отечественной попсой. Пока страна прыгала под "Ласковый Май", я морщила нос, обещала подруге, что с ней раздружусь, если она хотя бы мяукнет что-нибудь из репертуара "Комбинации" и ставила Наутилуса, Биттлз и Бетховена. Подруга до сих пор благодарит за то, что я привила ей хороший вкус.Как и я ее за то, что научила меня ухаживать за собой. Так мы друг друга и дополняли - я ее творчески, она меня социально. Именно Танюшка, уравновешенная коммуникабельная девочка, являлась буфером между социумом и мной, безбашенным человеком с бешеным темпераментом и своим мнением на все и по любому поводу. Про таких, наверное, писал Высоцкий: "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". С рождения я была оппортунистом, волюнтаристом, анархистом и прочим "истом". В школе меня терпели потому, что кому-то надо было блистать в музыкальных конкурсах и на гуманитарных Олимпиадах. В шестом классе, когда мне было 12 лет, после дикого скандала, когда я пошла напролом и не дала себя унизить "четверкой" за грамотность в сочинении и пошла на разборки, меня официально освободили от уроков русского языка и литературы в РОНО, поскольку, как оказалось, предмет я знаю лучше преподавателя с Университетским образованием. В школе про меня до сих пор легенды ходят, а учителя ежатся. Слог у меня витиеватый, да? Такой был уже лет с десяти. Представьте картину, вы хотите с девочкой посюсюкать, а девочка вам низким глубоким контральто заворачивает фразочки с десятью деепричастными оборотами в предложении... И это не попытка "умничать". Это я. Я так мыслю. Я так существую.
В этом и заключалась моя "двойная" жизнь: с одной стороны, очень сострадательная умная развитая девочка с хорошими манерами, столовыми приборами пользующаяся с трех лет, активно читающая с четырех не сказки и дамские романы, а классику. И одновременно бандит в юбке, непримиримая к любым проявлениям косности, закостенелости ума, глупости и ограниченности, которую не остановить, если она что-то считает для себя важным, не стесняющаяся в оценках. Короче, неудобное, неприятное существо, общаться с которым, если дурак - сложно, а дружить - огромное благо, ибо для своих я - стена, скала и непробиваемые латы. Поскольку с какой страстностью я непримиримо отношусь к чужой тупости, с такой же страстностью отстаиваю чужие права, право на справедливость и право на счастье. Я из тех, кто не пройдет мимо, когда "трое на одного".
Кстати, именно по этой причине я не стала работать по профессии после окончания юр.фака. Система есть система, я же стараюсь быть вне ее максимально. Если ты раб системы, рано или поздно тебе придется принимать решения и смиряться с действиями, с которыми ты внутренне не согласен. Это не мой путь, я не могу изменять себе и быть не тем, кем являюсь. Если я против подтасовок, лжи, коррупции, махинаций и подлостей, игр в иерархию и социальной несправедливости - я против них на любом уровне и в любых проявлениях.
Я иногда за сердце хватаюсь, молча. И вспоминаю себя в детстве. Сейчас то я трусиха. У них же пока никакого страха перед животными.
вполне возможно. Бесстрашие в данном случае- холодная голова и отсутствие ненужных движений. Они меня слышат и это отлично. Из Екатерины бы получился отличный конник. Она может быть строгой и требовательной, но в то же время мягкой. Полина податливая, чем лошадки пользуются)
на этом фото и Лунтя не подкачала, хохочет. Отрастила морду, свою уздечку порвала. Натянули маленькую. А сверху я.
я тут присяду в уголочке с Вашего позволения)
Интересно про лошадей почитать )
С КЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ - С ДЕТЬМИ ИЛИ ВЗРОСЛЫМИ?
Я маме ничего не рассказывала о своих падениях, покусах, наступаниях на ногу, ударах и пр. Любимых надо беречь. А рассказать было что! Так что очень хорошо понимаю ваше состояние.
Да, совершенно верно. Бесстрашие позволяет не замыкаться на своих страхах и ежесекундно превращаться в недышащий соляной столп, а получать удовольствие от своих ощущений, анализировать их, слышать тренера и прогрессировать.
У меня всегда ручки чешутся с детьми работать, особенно смелыми. Это огромное удовольствие.
Кстати, в этом плане мое отношение к тренировкам с детьми и взрослыми претерпело серьезную метаморфозу. На заре своей тренерской практики я предпочитала работать исключительно с людьми взрослыми - во-первых, думала я, они более мотивированы, ведь раз взрослый в свое свободное от работы и дома время выбрал приехать на конюшню - это осмысленное взвешенное решение, а, стало быть, и морального вклада в свое обучение будет больше, а значит, и результат гарантированнее. Во-вторых, мне казалось, что наличие жизненного опыта поможет лучше овладеть навыками верховой езды, поскольку это и математика, и физика, и биомеханические навыки в одном флаконе, которые взрослому уже, как-никак все-таки известны. А дети, мне казалось, более капризны более поверхностны и несконцентрированы.
Время показало, что я заблуждалась. И теперь мои любимые ученики - дети. Уже поколение выросло, которое институты позаканчивало и детьми обзавелось, это мои дети, моя гордость и мои любимки.
Есть, конечно, дети, которые действительно занимаются из любопытства и не вкладываются в тренировки, им скучно, не интересно, а когда становится понятно, что для результата надо попахать - вообще сразу грустнеют, но я таких очень быстро вычисляю, и мы расстаемся, да и они потом достаточно быстро бросают заниматься и у других тренеров. Моя интуиция еще ни разу меня не подвела, и ни одна девочка, с которой я распрощалась, не добилась успеха в других руках. Я этому не рада (я сама мегамотивирована и нацелена на саморазвитие и того же жду от других), но это доказывает мою неплохую чуйку в отношении того, кто чего стоит и кто на что способен.
Я сама заряжена на получение информации из любых источников, постоянное развитие и учебу, и просто балдею от людей с такой же энергетикой. Мне очень нравятся люди, которые горят любимым делом, у них огненные глаза и огненное нутро. Исключение - футбольные фанаты.
Мы с моими ученицами зачастую переходим в разряд друзей, поскольку я или не принимаю человека или принимаю со всеми потрохами и взасос, и он становится для меня родным. Потребность отдавать никуда не девается, отсутствие своих детей эту потребность с годами подогревает. Со многими детьми я занималась и занимаюсь бесплатно, если вижу стремление учиться.
Заходите-заходите!!! И не надо скромненько, в уголочке, располагайтесь уверенно!
Какая же вы прехорошенькая (извините за то, что позволяю себе оценки)!!!!!!
А насчет трусиха вы-не трусиха, зачастую человек сам обьективно это понимать не может. Потому что разумный страх, опасение и инстинкт самосохранения и ДОЛЖНЫ БЫТЬ! Трусость проявляется исключительно в том, может ли человек сделать через "не могу" или не может. Трусость трусости рознь. В случае, если человеку страшно, но он делает, он не трус, а СМЕЛЬЧАК!!!!
Я всегда побаиваюсь прыгать. Ощущения потрясающие, адреналин, чувство полета - и все равно всегда страшно. Именно поэтому, несмотря на то, что я технически хорошо понимаю конкур и могу довести всадника до определенного приличного качественного уровня, сама предпочитаю выездку.
О ДЕТЯХ, МОТИВАЦИИ И ПЭДАГОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ
Насчет трусости...
Не так давно, года два назад,была у меня ученица. Девочке 12 лет, до нас покатывалась где-то понемногу. Осторожная. Ездила месяца три на одной опытной детской лошади, набиралась опыта и уверенности, и вот посадили ее на лошадь посложнее. Лошадка подыграла, девочка чуть не упала, очень испугалась, едет, ревет. В какой-то момент останавливает лошадь, слезает. Я в шоке - без команды тренера????? А-та-ташеньки ща будет!
Девочка размазывает слезы по лицу, я к ней подбегаю. Зайца потряхивает, она испугана. Передает мне поводья. Я ей - "ну, ты как"? Она: "Ольга Андреевна, я больше не буду заниматься. Не хочу. Не могу. Не буду". Я: "о, прямо так"? ))))) Ну, - говорю, - пойдем.
Обняла ее за плечи, побрели мы по манежу - лошадь с одной стороны, девочка с другой.
- НУ что, говорю, решила бросить все-таки?
Девочка решительно кивает головой, слезы капают.
Я:
- Ну, значит, всю жизнь ты обожала лошадей, хотела общаться с ними, учиться классно ездить, и возьмешь и все бросишь из-за одного неудачного момента?
Девочка решительно кивает головой, слезы капают.
Я продолжаю двигаться равномерным шагом без резких движений (чтобы не спугнуть ), ибо знаю, что равномерность убаюкивает и успокаивает. Это и с лошадьми принципиальный метод, хотите успокоить лошадь - держите равномерный медленный ритм, через определенное время не только краткосрочно, но и в долгосрочной перспективе психика лошади будет стабилизироваться.
Я говорю:
- А теперь задумайся вот о чем. Ты не лишена тщеславия. И любишь лошадей. И нравишься себе на лошади. Вот ты бросаешь верховую езду. Уходишь, ну не знаю, в секцию вышивания крестиком. И вот тебе уже 16, 18... Все те, с кем ты начинала заниматься и шла по азам, участвуют в соревнованиях, побеждают, тренируются, ездят замечательно и вообще счастливые люди, делают то, что им безумно нравится.
А ты сидишь за забором и наблюдаешь за всем этим со стороны.
Делаю паузу, даю время нарисовать эту картину в воображении. Слышу, девочка хлюпать носом перестала.
- Что, - спрашиваю - не нравится картинка?
Девочка отрицательно качает головой.
-Что, - говорю, - стоит один неудачный момент разочарования и неудовлетворенности собой всю оставшуюся жизнь?
Наконец-то девочка подает голос. "НЕТ", говорит.
- Не бросаем?
- Не бросаем.
Ок. Первый этап преодолели. Впереди посложнее.
- А теперь, - говорю, - тебе надо вернуться наверх.
Девочка бледнеет и останавливается.
Я говорю:
- Да-да, это просто необходимо. Ты же мне веришь?
- Верю.
- Тогда наверх.
Я подсаживаю ребенка обратно на лошадь, лошадь проникается и все оставшееся время ведет себя превосходно. Мы заканчиваем тренировку на отличной ноте. Лошадь довольна девочкой, девочка довольна лошадью, я довольна обеими.
И мне кажется, это показательный момент, когда человеку кажется, что он боится, а на деле - не боится. И способен контролировать свой страх, и способен мотивироваться. Это не трусость. Трусость - это слабость.
Следующий этап мы пережили чуть позже. Поехали на соревнования. Для этой девочки они первые. Она сильно волнуется, занимает 4-е место из 8, сильно расстраивается, что не попадает в призы. Опять хочет бросить, как "бесперспективное это дело", тем более что подруги по команде, другие наши девочки в призы попали. Я опять провожу разъясняющую работу промеж нее, обьясняя, что она уже победитель, поскольку справилась с волнением и доехала маршрут до конца. Ребенок соглашается потерпеть и поработать, со следующих соревнований уезжает с медалью и кубком.
Мама девочки говорит, что все эти моменты сильно повлияли на нее и в "гражданской" жизни, она стала более усидчивая, спокойная, уверенная. Пример работы над собой на тренировках доказывает, что если поставить цель и приложить усилия, можно добиться практически всего, чего хочешь. И ребенок уже не бросает все на полдороге, если что-то не удается. У него появляется здоровый азарт в достижении цели, будь то успешно сдать экзамен или домыть все полы до конца.
Кстати, это мне говорят все родители тех детей, с кем у нас налаживается крепкая связь - что тренировки и тренер влияют на детей сугубо положительно.
А мне для счастья больше ничего и не надо.
(внизу - мои красавицы, мама и дочка)
НЕМНОГО О САМОМ ЛУЧШЕМ ТРЕНЕРЕ НА ЗЕМЛЕ
Когда я уперлась лбом в стену и поняла всю тщетность моих похождений на конюшню, где я больше ничему не учусь, у меня стихийно возник в верховой езде перерыв. Он продлился до 1995 года, когда я попала на конюшню к своему самому главному тренеру. Эта уникальная женщина закончила хореографическое училище, биологический факультет Университета и организовала конно-спортивную школу при Институте Генетики, где работала научным сотрудником.
Она, по сути, была самоучкой, потому что в конном мире три года занятий в ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ с нуля в прокате опытом считаться не могут - слишком мало информации. Занималась она не у кого-нибудь, а у Анатолия Ходюшина - известнейшего конника, казака и каскадера. Например, он ставил трюки в "Д*Артаньяне и трех мушкетерах" (по удивительному стечению обстоятельств много лет спустя я буду заниматься с дочерью Анатолия Настей).
Занималась моя тренер в прокате у Анатолия три года, освоила базовые навыки и ушла в свободное плавание. Пользуясь тем, что при Институте Генетики в Пушкине было много свободной земли и помещений, она предложила руководству организовать конную секцию для детей научных сотрудников.
Сказано - сделано. Подготовили помещения, закупили лошадей, и понеслааааась. Кстати, научный опыт помог моему тренеру "создать" и лучших спортивных лошадей Санкт-Петербурга 1998 года. Опыт, чутье и талант подсказали, кого с кем скрестить, чтобы получить лучший результат. В дальнейшем эти лошади были проданы в Финляндию.
Набрали в секцию детей, началась работа. Помимо Светланы Михайловны тренером там работала Мастер Спорта по выездке Ирина Борисовна Карпич.
Гений моего тренера проявился в том, что она, при своем трехлетнем опыте езды в прокате, самостоятельно осваивала навыки работы с лошадьми настолько успешно, что готовила лошадей вплоть до уровня Большого Приза и в конкурной работе - до маршрутов минимум до 140 см. Ее ученик участвовал в Кубке Вольво в СПБ в 1997 году. Все ее ученики получили спортивные разряды, некоторые связали жизнь с лошадьми и стали тренерами.
К сожалению, история эта закончилась плохо. Уходя на пенсию, руководство решило нагреть напоследок ручки и приказало конюшню расформировать. Положив вырученные деньги в кармашек, было таково. В один день дети остались без любимого хобби, тренеры без дела своей жизни. Это настолько отразилось на состоянии моего тренера, что она навсегда бросила лошадей и конный спорт, вернувшись к делу своей юности - танцам. Сейчас она известнейший танцевальный педагог со своей студией. Увы, конный спорт потерял великолепного тренера с неуемной фантазией, умением подобрать образы и слова, чтобы самый невосприимчивый человек понял, что от него хотят, умением мотивировать и отдавать всю себя без остатка. Со слезами любви и благодарности желаю любимому тренеру здравствовать, радоваться жизни и еще много-много лет радоваться успехам дочери и внучки.
Ниже фотографии - тренер в балетной юности, в хореографическом училище.
Тренер (узнаете?) на съемках отличной русской комедии "Особенности национальной охоты", в которой снимались и некоторые наши спортсмены. Тренер на своем бессменном любимом орловском коне Китеже.
Тренер на Китеже прыгает (просто эталонная посадка, годящаяся в любое учебное пособие)
Тренер на Китеже после соревнований по выездке
Таким образом на практике наш тренер доказывала, что для любительского конного спорта вполне годятся лошади отечественной селекции даже не самых раскрученных верховых пород.