https://www.youtube.com/watch?v=qouElW8UDsc
В.Мельниченко: «У нас одна проблема – это Правительство Российской Федерации. Больше нет проблем у нас. Мы в России имеем колоссальные энергетические преимущества. Можно дать бесплатно солярку, электроэнергию своим товаропроизводителям и мы будем конкурентноспособными по всем товарам, по любой продукции. Это, что касается того, что и как нужно делать. Но для этого надо решить первую проблему.»
В.Жуковский: «Конституционным путем, как я понимаю…»
В.Мельниченко: «Да, какая разница. Главное, чтобы решить».
П.Грудинин: «Я с Василием согласен. Я вспомнил анекдот: « Сантехника, который пришел ремонтировать трубу в Кремле, посадили за то, что он сказал: «Не трубу надо менять, а всю систему»».
В.Мельниченко: « Земли, действительно, у нас много. Все для сельхозпроизводства у нас есть. Но вот, к примеру, маленькая Польша, где всего 19 млн гектаров земли производит сельхозпродукции больше, чем вся большая Россия, а Италия производит и того больше . Поэтому импортозамещение мне, лично, совсем не было нужно, как фермеру. Я от этого имею только проблемы. Солярка – 40 тысяч рублей за тонну, 6,20 – электроэнергия , ремни на комбайн – 1200р, лемех – 600 рублей и т.д. Все в четыре, шесть, двенадцать раз дороже.»
В.Жуковский: «Но Государство вам помогает, поддерживает?»
В.Мельниченко: «Государство нас всегда поддерживало. И мы сейчас уже весим в воздухе. Оно все поддерживает. На счет поддержки государства я вам расскажу быль. В селе Квашнино Камышловского район Свердловской области ровно неделю назад Сбербанк наложил арест на скот. Двести дойных коров ( с компьютерами и со всем). Пять с половиной миллионов рублей – у фермера долг перед Сбербанком. Государство, конечно, не вмешивалось в эти дела. Потому что это же коммерческие дела. Двести голов скота дойного и молодняк вывезен и сдан на мясокомбинат. Скот вырубили. Как это согласовывается с той программой, что мы будем строить семейные фермы и прочее. Девятьсот жителей живет в селе Квашнино, больше в этом селе рабочих мест нет. Это политика государства. А теперь у детей не будет молока. Может быть коровы были и не очень высокоудойные, но по три тонны молока в сутки это стадо обеспечивало.»
В.Жуковский (Вопрос Павлу Грудинину): «А какие меры еще необходимы для развития производства?»
П.Грудинин: «Надо прочитать материалы Орловского Экономического Форума и сделать, как там написано. Там сформулированы десять основных пунктов. Сначала надо деньги вернуть в страну, то есть все доходы от нефти и газа повернуть на интересы людей. Эти деньги нужно направить не на строительство стадионов и каких-то там сумасшедших проектов, а направить на поддержку отечественного производителя, уменьшить тарифы, сделать конкурентноспособной нашу экономику и главное – дать деньги населению, чтобы оно было богатым и способным покупать натуральные отечественные продукты.»
В.Жуковский: «….или дело в приписках? Павел Николаевич, что происходит на самом деле?»
П.Грудинин: «До конца определить, что происходит невозможно, но понятно другое. Тот урожай, который мы в прошлом году собрали, весь не был продан. А тут подошел еще один урожай. И вы можете видеть фотографии из южных регионов, где огромные очереди на зернотоках, а общее количество емкостей для хранения зерна не увеличилось. Никто не вкладывал деньги в развитие инфраструктуры, в том числе зернового производства. Поэтому на рынке возник профицит. Сейчас мы может продать зерно по 6000 рублей за тонну, а это очень низкая цена. Одновременно с этим, государство обещало не повышать налоги на всякие сборы, тарифы, «платоны» , но повышение происходит и это приводит к тому, что производство дорожает. С этим урожаем государство должно что-то сделать, помочь производителю как то. Государство планировало когда то забирать излишки зерна себе, но пока этого не происходит…Зерна в этом году произвели больше, чем нужно, потому что поголовье скота сокращается , спроса на натуральный качественный хлеб нет, потому что население беднеет и беднеет. А наши партнеры на Западе не очень хотят покупать наше зерно, потому что качество у него низкое.
Теперь о ценах на зерно и хлеб. Между производителями зерна и покупателями хлеба стоят переработчики, торговые сети, огромное количество монополистов. В том числе тарифные компании, которые повышают цены на газ, на электричество, на солярку, на все остальное. Поэтому зерно дешевое, а хлеб почему-то дорожает.»
П.Грудинин: «Скажите, сколько в России в прошлом году было продано зерноуборочных комбайнов ? Порядка семи тысяч.А сколько всего в России комбайнов? Порядка ста тридцати тысяч. Я вам, как инженер-механик, скажу, что нужно покупать, как минимум, 13 тысяч комбайнов ежегодно. По данным Минсельхоза на сегодня более 50% комбайнов прослужило уже больше десяти лет. Не модернизированные старые комбайны не могут убрать более 300-500 гектаров за сезон. Получается, что у нас, скорее всего приписки. Что такое семь тысяч комбайнов на всю Россию, которая производит по мнению Росстат, 120 млн тонн зерна У нас нет техники для производства такого количества зерна…»
П.Грудинин: « Люди стали жить хуже. Мы это увидели, когда реализовывали землянику. В этом году мы продали земляники не 1000 тонн, как в прошлом году, а 880 тонн. Наша торговая точка, которая осталась на том же месте, что и в прошлом году, стала продавать меньше, по той же цене. Люди стали покупать меньше. Покупали по пять килограмм, теперь покупают килограмм…Люди покупают по цене. Именно поэтому у нас в торговле много суррогата. Фальсификат всегда будет дешевле натурального продукта. Какой смысл производить натуральные молочные продукты, если их не покупают?
Себестоимость одного килограмма сыра, если ты молоко продаешь по 25 рублей, а для производства одного килограмма сыра нужно десять литров молока , поэтому себестоимость сыра не может быть меньше 400-500 рублей за килограмм, если ты сам его продаешь, а если через торговую сеть, то цена одного килограмма натурального сыра не может быть меньше 600-700 рублей.»
В.Жуковский: «А , может быть, все-таки кризиса нет?»
П.Грудинин: « У Игоря Ивановича кризиса нет. А мы живем в другом мире. Мы видим кризис . Этот кризис сказывается на нашей покупательной способности. Население действительно стало меньше покупать продуктов. Даже по данным «Росстата» средний чек падает. Все больше и больше людей оказываются за чертой бедности. На пенсию . на зарплату, которая в сельском хозяйстве составляет 20 тысяч, прожить невозможно. Все это прекрасно знают. Поэтому, кризис, на мой взгляд, существует.
Хотя по общему экспорту сельхозпроизводства, который включает зерно, масло растительное, сахар и другое, мы, вроде как, 17 млрд долларов получаем. Пример приведу для сравнения. Есть такая страна – Германия, а в ней маленькая область – Бавария, которая экспортирует продовольствия на 10 млрд долларов США. Если честно, то гордиться нам особенно нечем. Главным драйвером развития сельского хозяйства может быть только одно – богатое население. Если доходы населения растут, то население начинает покупать продукцию.
Я, например, считаю, что если в среднем российский гражданин потребляет 220 кг молока и молочных продуктов на душу, то это- кризис, потому что в советском союзе он потреблял 400 кг и в Европе, в среднем, он потребляет 400 кг. А мяса, в среднем, европейцы потребляют 120 кг на душе населения в год, а мы – 73. Поэтому это кризис. Кризис еды, нормального питания…»
П.Грудинин: «Я все время думаю, зачем же мы все время друг друга обманываем? Когда-то у меня вся кормоуборочная техника была отечественного производства. Косилки, комбайны прицепные и разные… Теперь я не могу найти нормальной отечественной кормоуборочной техники и только телеги по импортной технологии мы еще производим…»