Статья от нашего партнёра ФГОУ ВПО Государственный университет по землеустройству
УДК 711
Д.Н. Цюпко, главный специалист ООО «Гипрозем-5»
115547, г. Москва, Загорьевский проезд, д.7, кор.2, кВ.271
Тел. 8-926-624-77-97; (495)652-85-70 (раб.)
e-mail: Giprozem10@mail.ru
D.N. Tsyupko
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ.
Improvement of the State Cadastre of Real Estate
Аннотация. В статье рассмотрена существующая модель ведения государственного кадастра недвижимости и предложена модель, призванная повысить его эффективность. Определены основные причины неэффективности современной системы ведения ГКН и предложены пути устранения ее недостатков и усовершенствования.
Abstract. In article the existing model of conducting the state cadastre of real estate is considered and the model, called to raise its efficiency is offered. Principal causes of an inefficiency of modern system of conducting the state cadastre of real estate are defined and ways of elimination of its lacks and improvement are offered.
Ключевые слова. Государственный кадастр недвижимости, Росреестр, инженер-землеустроитель, оформление, государственная регистрация, кадастровые организации, государственный электронный ресурс, аукцион, государственные расходы.
Keywords. The state cadastre of real estate, Rosreestr, the engineer-landuseplanner, registration, the state registration, the cadastral organizations, the state electronic resource, auction, the State expenditure.
Приоритеты государства.
В системе государственного землеустройства, мониторинга и учета земель государственный кадастр недвижимости (ГКН) в настоящее время играет особую роль. При этом многими участниками землеустроительного процесса значение государственного землеустройства, как основы организации рационального использования земель и их охраны, зачастую нивелируется.
Государство все меньше финансирует землеустроительные работы и переносит центр тяжести финансового обеспечения землеустройства на заинтересованные физические и юридические лица. Однако ни одно высокоразвитое государство, исходя из своих геополитических, социально-экономических и экологических соображений, не отказывается от управления земельными ресурсами через систему землеустройства.
Система государственного землеустройства включает в себя государственный кадастр недвижимости как основу технического учета земель, государственный мониторинг земель – как основу актуализации сведений о состоянии земель и непосредственно землеустройство – как основной механизм рационального управления земельным фондом.
К сожалению, на сегодняшний день из всей связанной системы государственного землеустройства финансируется только ГКН, хотя в развитых европейских странах в полной мере финансируется вся система землеустройства в целом.
Главными целями государственного земельного кадастра, в период действия 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 являлись информационное обеспечение управления земельными ресурсами, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, др. На данный момент основными задачами ведения государственного кадастра недвижимости стали: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о недвижимом имуществе. Иными словами, кадастр ради кадастра.
О ведущей роли государственного землеустройства в экономике государства неоднократно упоминают академики РАСХН С.Н. Волков, В.Н. Хлыстун, Н.В. Комов, многие ученые-землеустроители. Опыт зарубежных стран и элементарная логика говорят о том, что нельзя, закрыв глаза на реальность, двигаться дальше, государству нужно сосредоточить основное внимание и финансы не на кадастре, как таковом, а на более серьезной задаче – рациональное управление земельными ресурсами.
Современная система государственного кадастра недвижимости в Российской Федерации.
Государственный кадастр недвижимости является основным информационным ресурсом, обеспечивающим защиту прав на недвижимое имущество и управление земельным фондом. Поэтому проблемы системы ГКН оказывают влияние на интересы физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
Для начала хочется отметить некоторые недостатки нынешней системы государственного кадастра, а так же ошибки, допущенные в области кадастра в последние годы и некоторые последствия неверной государственной политики в области кадастра. Можно долго рассуждать о плюсах и минусах сегодняшнего устройства системы ведения кадастра недвижимости, но можно сказать точно, что оно недостаточно эффективно.
В последние годы систему кадастра сильно лихорадит, бесконечно меняются руководители и начальники на местах под лозунгом борьбы с коррупцией, специалисты, отработавшие много лет в этой сфере, становятся ненужными. Все это отрицательно сказывается на процессе повышения эффективности этой системы и люди не ощущают каких-либо положительных сдвигов. Наоборот, когда что-то меняется, невольно думаешь, что выстраивается какая-то новая коррупционная схема. Но самое интересное, что схема, как таковая, не меняется, меняются лишь фигуры в ней. Вывод напрашивается сам собой - такой схемы и других подобных быть не должно.
Государственные чиновники повсеместно говорят о том, как полезен кадастр, отчитываются о сделанном, но умалчивают о том, что эта сфера погрязла в коррупции на всех уровнях, начиная от федерального, заканчивая муниципальным. Ни для кого не секрет, что внесение в государственный кадастр сведений об объектах недвижимости идет очень медленными темпами.
Постоянно перестраивается структура органов государственной власти в сфере кадастровых отношений, меняются названия подразделений, занимающихся вопросами ГКН, руководители разных уровней. Иногда складывается впечатление, что все это придуманная кем-то игра. Сложно подсчитать количество и оценить масштабы перестановок и переустройства за сравнительно короткий срок в этом управлении. Да и самого названия «Государственный кадастр недвижимости» еще недавно не существовало, а был государственный земельный кадастр и технический учет строений и сооружений.
Существующая система и производимые внутри нее действия и изменения не влияют положительно на результаты ведения государственного кадастра недвижимости. На примере нескольких территориальных управлений Росреестра и по РФ в целом, видно, что регистрация прав собственности на земельные участки, а также договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности идет очень низкими темпами.
Таблица 1 (представлена в отдельном файле, на альбомном формате листа)
Отдельно хочется сказать о новых веяниях в земельном законодательстве, таких как Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости», вызвавший множество споров среди юридического сообщества, другие законы и подзаконные акты, появившиеся в последнее время.
При разработке законопроектов в области земельных отношений не учитываются многие факторы, что не дает законам работать в полную силу и делает их противоречащими друг другу, а значит, создаются условия для коррупции.
У обывателя возникает вопрос: «А зачем все это нужно?». Зачем перестановки, переделки, перестройки? Зачем выдумывать новые законы? Неужели решатся какие-нибудь проблемы?
На деле многое остается по-прежнему: простые люди, как стояли в огромных очередях по службам, для того, чтобы получить очередные бумаги, так и стоят. Посетители территориальных органов Росреестра или других государственных учреждений зачастую не знают, зачем они сюда пришли и что от них хотят?! Куда идти и что делать дальше??? На все свои вопросы люди получают пространные комментарии «специалистов» этих структур, что еще больше запутывает их.
С другой стороны, у настоящих профессионалов в области землеустройства и кадастров есть большое желание упорядочить существующие вопросы и проблемы, значительно их приуменьшить. Кадастровыми работами, технической инвентаризацией, землеустройством должны заниматься настоящие специалисты, работающие в этой области, которые должны быть призваны оградить людей от «бумажных» проблем, а не добавить их. Они не должны быть заинтересованы в затягивании времени, не должны подвергаться никакому влиянию и давлению, а качество их работы должно быть на порядок выше, чем на данный момент у сотрудников Росреестра. Вот и хотелось бы видеть на этих местах людей заинтересованных непосредственно в работе и результате, а для этого нужно подумать, как их заинтересовать.
Одно из главных обязательств государства - обеспечение эффективного и качественного обслуживания своих граждан и юридических лиц. Этого пока не происходит, это факт, который подтвердит любой, воспользовавшийся государственными услугами.
Итак, определим причины неэффективности системы ГКН:
- высокая коррупционная уязвимость;
- неэффективная организационно-правовая структура подразделений Росреестра и ФГУ «Кадастровая палата»;
- отсутствие заинтересованности государственных служащих, специалистов территориальных отделов Росреестра и ФГУ «Кадастровая палата», как и других учреждений в выполнении обязанностей, возлагаемых на них (зачастую и отсутствие четкой регламентированности этих обязанностей);
- отсутствие в Росреестре грамотрных специалистов в сфере землеустройства, кадастра, технической инвентаризации, геодезии, картографии, других областях;
- несовершенная, неотработанная законодательная база;
- невозможность обеспечения качественного и эффективного обслуживания населения.
Как повысить эффективность системы ведения государственного кадастра недвижимости?
По мнению автора, необходимо совершенствование системы государственного кадастра недвижимости, и, прежде всего, на муниципальном уровне – самом близком к населению, что даст возможность удовлетворять самые насущные жизненные потребности.
Для начала, в территориальных отделах Росреестра, который выступает органом кадастрового учета в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, и филиалах ФГУ «Кадастровая палата» необходимо четко упорядочить вопросы - кто и как должен заниматься кадастром недвижимости, переработав образовавшуюся структуру.
Во все времена человеческий фактор играл определяющую роль в любом государственном деле, вот и в таком деле, как кадастр он, один из главных. Не будем забывать и о роли самого государства в этом вопросе. Без поддержки и инициативы государства никакая модель не может быть эффективна.
Главной составляющей модели, призванной повысить эффективность системы, является человек, специалист в сфере землеустройства, кадастра, геодезии, картографии, технической инвентаризации объектов недвижимости, других областях, юридически подкованный и прошедший специальную подготовку (условно назовем его инженер-землеустроитель), являющийся руководителем группы людей, так же являющихся специалистов в этой сфере (условно – кадастровая организация). В идеале такие специалисты должны готовиться в государственных вузах, таких как Государственный университет по землеустройству, Московский государственный университет геодезии и картографии, других специализированных ВУЗах Российской Федерации.
На данный момент подготовка высококвалифицированных специалистов в данных учебных заведениях идет с огромными трудностями и, к сожалению, с пробелами в отдельных областях науки. Для того чтобы соответствовать параметрам инженера-землеустроителя нужно проработать в сфере ГКН определенное количество времени и иметь достаточную теоретическую подготовку. И эти требования возникают не просто так, ведь в предлагаемой модели перечень работ, которые производит инженер-землеустроитель достаточно внушительный.
Автором намеренно решено назвать специалиста инженером-землеустроителем, так как словосочетание «кадастровый инженер», известное нам по № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» несколько нелогичным. Вообще, идея создания института кадастровых инженеров, как таковая, назревала давно, особенно некоторые важные ее аспекты, которые и хочется использовать и развить в предлагаемой модели. Имеется ввиду наделение кадастрового инженера большими полномочиями, а так же, впервые, возложение на него ответственности за свои действия.
На сегодняшний день ситуация с кадастровыми инженерами складывается довольно неоднозначная. Согласно ст.29 все того же № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям:
1) имеет гражданство Российской Федерации;
2) имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
3) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. [1, 18]
Больше ограничений нет, хотя многие специалисты считают этот факт, по меньшей мере, спорным. Ведь не может же человек, получивший высшее образование по философии или социологии, или человек, не прошедший обучение по программе высшего образования, быть специалистом в области землеустройства и кадастров, к тому же наделенным серьезной ответственностью! Учебное заведение должно быть строго специализированным и отвечать требованиям подготовки специалистов, как это было во все времена.
Представим себе ситуацию, что обычный человек собирается оформлять свой садовый или дачный участок и дом. То, с чем столкнулся бы он сейчас, мы все прекрасно знаем. Нужно побывать у председателя товарищества, в архиве, в администрации местного сельского поселения, налоговой, регистрационной палате, кадастровой палате, в местном отделении БТИ и других службах. В некоторых местах неминуемо придется бывать не раз и не раз отстоять там в очередях.
Основная масса людей не знает, что это за организации, зачем они нужны и почему приходится так много путешествовать? А те, кто столкнулся с этим, мягко говоря «не в восторге». По статистике Росреестра, в его органы было подано более 19 млн. заявлений с начала 2010 года. Такие масштабы заставляют серьезно отнестись к проблеме повышения эффективности ведения ГКН. (на схеме 1 показан процесс функционирования существующей системы ведения ГКН, на примере оформления недвижимого имущества физическим лицом).
Схема 1.
Существующая модель ведения ГКН (на примере физического лица)
Не стоит забывать и о том, что люди зачастую постоянно проживают в других городах, а на огороды и дачи приезжают сезонно. Многие живут в сотнях километров от мест расположения нужных им служб и организаций и вынуждены испытывать трудности, связанные с их посещением. Процесс оформления документов на земельный участок и дом занимает большое количество времени и средств. При совершении сделок с землей и строениями, стороны пытаются спихнуть друг на друга процесс их оформления.
Очевидно, такая система требует существенного усовершенствования. По мнению автора, это возможно путем изменения подхода к системе ведения кадастра. Решать все вопросы, возникающие при оформлении недвижимости, должен специально подготовленный человек – инженер землеустроитель. Для этого его надо наделить большими полномочиями и соответствующей ответственностью. В этом и есть основное отличие предлагаемой модели от существующей.
Функции инженера-землеустроителя, кадастровые организации.
Итак, есть инженер-землеустроитель, являющийся руководителем кадастровой организации, оказывающей услуги в сфере оформления недвижимого имущества, к которому должны обращаться физические и юридические лица со всеми вопросами оформления. Руководитель или его представители (имеющие необходимую квалификацию) сами анализируют и принимают документы у заказчика работ, сами оформляют недвижимость в соответствии с действующим законодательством и руководствуясь установленными необходимыми нормами и требованиями. Кадастровая организация должна располагаться как можно ближе к потенциальным клиентам, в идеале в сельском или городском поселении, городском округе, муниципальном образовании, на территории которого расположен объект недвижимости. Больше людям никуда обращаться не надо! (на схеме 2 и схеме 3 показан процесс функционирования предлагаемой системы ведения ГКН, на примере оформления недвижимого имущества физическим и юридическим лицами).
Схема 2.
Предлагаемая модель ведения ГКН (на примере физического лица)
Это по-настоящему система «одного окна»! К слову, оно должно быть единым, но не единственным, так как инженеры землеустроители будут располагаться повсеместно и в достаточном количестве. Если человек живет на некотором удалении от своего земельного участка или дачи, он может заказать работу там, где он проживает. Для сравнения, сейчас, в рамках, например одного муниципального района людям приходится приходить в службу именно этого района, у которой действительно единственное окно. Это и есть система ведения кадастра по территориальному признаку - все для людей!
Адрес местонахождения кадастровой организации, данные о ее руководителе - инженере-землеустроителе, как и другие данные, должны быть общедоступны и размещены на специальном государственном ресурсе. Естественно, таких кадастровых организаций должно быть такое количество, при котором не существовало бы никаких очередей, забегая вперед, скажу, что в предлагаемой модели с этим проблем быть не должно. Запись на прием или на сдачу документов может осуществляться по телефону, при личном обращении и по интернету.
Инженеры-землеустроители должны входить в саморегулируемые организации, созданные ими же, данные которой естественно должны быть на том же сайте.
Возможности интернета нужно использовать по максимуму, например, подача документов может быть предварительная электронная. Отсканированные документы высылаются на почтовый ящик кадастровой организации или инженера, адрес которого общедоступен и находится на государственном сайте. Инженер рассматривает документы в кратчайшие сроки, например, в течение одного рабочего дня и приглашает на прием заинтересованное лицо, параллельно начав работу. Организация приняла дело в работу, производит необходимые действия по обмеру, технической инвентаризации, оценке объектов недвижимости и другим работам. Людям ни в каких очередях стоять не нужно, ни в какие службы и организации ходить не нужно, все это за них делает специально обученная группа инженеров землеустроителей во главе с руководителем (кадастровая организация), где все имеют необходимую, для оказания услуг квалификацию.
Вопрос в том, где они эту квалификацию получат? Как я уже говорил, это могут быть специалисты, окончившие определенные ВУЗы и сдавшие специальный государственный аттестационный экзамен, а также имеющие некоторый стаж в сфере кадастровых отношений. Государственный экзамен можно сравнить с существующим квалификационным экзаменом на кадастрового инженера.
Можно по аналогии выдавать аттестат инженеру-землеустроителю и заносить данные о нем в государственный реестр инженеров, который общедоступен и располагается на государственном информационном ресурсе. В этом реестре инженеры-землеустроители располагаются списком в соответствии с рейтингом, который инженер зарабатывает себе сам. И этот рейтинг должен быть честным, а не по принципу: у кого связи, тот и в приоритете. Количество недобросовестных или не грамотных инженеров-землеустроителей сведется к минимуму, так как они несут административную ответственность за свои действия. В случае нарушений и ошибок инженер-землеустроитель опускается в рейтинге и информация об этом заносится в реестр в раздел «данные об инженере», а в случае частых нарушений, он исключается из реестра и теряет право осуществления всех видов деятельности. Реестр может вестись по территориальному признаку, например по муниципальным образованиям, но это не должно влиять на возможность вести работу инженеру в любых регионах РФ.
Информация в реестре об инженере должна быть настолько открытая и полная, чтобы заказчик работ мог понять, с кем он имеет дело. Нужно иметь возможность оценить, сколько времени инженер работает в этой сфере, работу по каким объектам он завершил, допускал ли ошибки и нарушения в ходе своей деятельности и др. Это будет честно по отношению ко всем и исполнители работ будут вынуждены стремиться к повышению качества их выполнения. Граждане и юридические лица вправе выбирать, кому доверить вести свои дела, и не только по территориальному признаку, но и по репутации инженера за время его работы в сфере кадастра недвижимости.
Контроль результатов выполненных работ может осуществляться выборочно самими инженерами-землеустроителями и соответствующими кадастровыми организациями. Должны быть разработаны правила, в соответствии с которыми каждый инженер в течение какого-либо времени (например, месяца) обязан проверить одного-двух, а может быть и более своих коллег (других кадастровых организаций), путем повторного выполнения работ, назначенных заказчиком или путем выполнения контроля и проверки этих работ. Наверное, оптимальным мог бы быть показатель 5% дел. Например, если инженер-землеустроитель (кадастровая организация) выполняет в месяц 40 различных заказов, то за этот срок, выборочно должно быть проверено его коллегами 2 дела.
При выявлении ошибок или нарушений на инженера, представляющего кадастровую организацию, накладывается штраф, при этом в реестр вносятся соответствующие пометки, а при выявлении фактов фальсификации документов, других злостных нарушений, он лишается права деятельности и несет ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством. При установлении фактов укрывательства и подтасовки результатов проверки одного инженера (проверяемого) другим (проверяющим), инженер, который укрывает такие факты (проверяющий), должен лишаться возможности дальнейшей деятельности в данной сфере и преследоваться в соответствии с законом. Для обнаружения таких грубых нарушений нужно выборочно проводить проверки и среди объектов, которые уже были проверены инженерами. Так называемая, проверка второго уровня - проверенного и проверяющего (например, 1% от ранее проверенных объектов).
Инженер-землеустроитель, проводивший проверку и обнаруживший ошибки или нарушения, должен получать поощрение, равное сумме штрафа, наложенного на нарушителя или другие специально установленные поощрения. Запись о результатах проверок должна заноситься на личные страницы проверенного и проверяющего инженеров-землеустроителей на государственном ресурсе.
Таким образом, контроль за выполнением работ производится без вмешательства, но под присмотром государства. Возможно, этот процесс могут производить и государственные служащие, имеющие квалификацию инженера-землеустроителя, но тут возникает вопрос, как в этом случае на их работу будет влиять коррупция, поэтому его я оставляю открытым.
Как видно из предложенного варианта, кадастровые организации во главе с руководителями-инженерами, делают всю работу сами, вплоть до предоставления документов для государственной регистрации и выдачи конечных документов заказчику. Все необходимые ресурсы, архивы и базы, в том числе электронные, государство инженерам-землеустроителям предоставляет. С заказчиком он заключает договор, который является типовым и в котором оговаривается объем работ и их виды, другие аспекты. Специалист объясняет заказчику все необходимые нюансы и оговаривает сроки выполнения работ.
На сегодняшний день роль кадастровых организаций могли бы выполнять организации и предприятия, которые производят работы в сфере землеустройства, кадастра, геодезии, картографии, технической инвентаризации объектов недвижимости, и др. Именно в них сосредотачиваются необходимые знания, как теоретической, так и практической части, а также наработан необходимый опыт. Их количество достаточно, а подготовка на базе этих организаций квалифицированных инженеров-землеустроителей не составит большого труда.
На базе существующей системы Росреестра должно быть создано подразделение, обеспечивающее и контролирующее деятельность саморегулируемой организации и ее членов – инженеров-землеустроителей. Но контроль должен заключаться не в непосредственной проверке и «вставлении палок в колеса» работникам, а в контроле процессов и движений, происходящих в процессе работ, выполняемых в целях обеспечения эффективного ведения кадастра объектов недвижимости.
Например, госслужащие могли бы следить за методическим обеспечением кадастровой деятельности, работой электронного государственного ресурса, за тем, как предоставляются и пополняются государственные архивные данные, электронные базы, следить за правильностью и непрерывностью их работы. Так же они должны организовывать проверки инженеров друг другом, следить за результатами этих проверок, отслеживать жалобы, благодарности, и заносить информацию о них на государственный электронный ресурс, следить за обновлениями других данных.
По истечении определенного количества времени (например, месяца, квартала) государственные представители должны инициировать собрания инженеров-землеустроителей, с целью доведения до них результатов деятельности, обсуждения сложностей и обстоятельств, возникающих в процессе работ. На этих собраниях должны обсуждаться вопросы повышения квалификации, как инженеров, так и самих госслужащих, разъясняться законодательные изменения, дополнения. Должны рассматриваться все просьбы и пожелания участников собрания, а так же рассматриваться случаи нарушений, выходящих за рамки правил, установленных государством для обеспечения беспрерывного и бесперебойного рабочего процесса.
В общем, функция государства тут должна быть строго регулирующая и консультирующая, так сказать функция помощника. Но никак нельзя давать такому государственному подразделению напрямую вмешиваться в работу инженеров, и это должно быть закреплено на законодательном уровне. В идеале инженер-землеустроитель и государственный служащий должны работать в тандеме, понимая, что они решают общую задачу. (на схеме 3 показан процесс функционирования предлагаемой системы ведения ГКН, на примере оформления недвижимого имущества юридическим лицом).
Аукционы и субподряд.
По мнению автора, в рамках предлагаемой модели лучшие по рейтингу инженеры-землеустроители должны участвовать в аукционах на крупные государственные заказы, работа на которых действительно должна выполняться самыми опытными и умелыми специалистами. Конечно, для этого нужно, что бы рейтинг инженеров был честным, открытым и понятным для всех.
Таким образом, в аукционе должны участвовать инженеры-землеустроители, которые являются по-настоящему квалифицированными специалистами и существование так называемых субподрядов будет существенно ограничено, а в идеале и полностью запрещено, как инструмента коррупции и источника торможения рабочих процессов и результатов.
Не раз происходили ситуации, когда право на выполнение работ по большим государственным контрактам, по результатам конкурсов и аукционов получали компании, специально созданные под аукцион, не имеющие необходимых средств, работников и ресурсов, для выполнения таких работ. Эти организации-посредники создают специально для того, чтобы забрать или, точнее сказать, украсть государственные деньги, заложенные в контракты в большом количестве. А затем за меньшие деньги нанимают организации, действительно специализирующиеся в этой области. По субъективной оценке средний размер потерь государства составляет от 40 до 70% от стоимости кадастровых работ, финансируемых государством и государственными компаниями.
Хочется верить, что в предложенной модели ведения кадастра недвижимости проблема коррупции и взяток будет устранена или, по крайней мере, сведена к минимуму, ведь для того, что бы их не было, нужно, чтобы их не кому было давать. И любые попытки должны жестко пресекаться и наказываться.
Государственные расходы.
Какова же экономическая эффективность предложенной модели, по сравнению с существующей? Без ответа на этот вопрос нет представления о реальной эффективности.
Естественно, для введения в реальность такой модели ведения государственного кадастра недвижимости, необходимо четко понимать, сколько и для чего потребуется средств. Для совершенствования системы необходимы немалые затраты и государство должно быть готово выделить необходимые средства.
Для того, чтобы понимать масштабы государственных расходов, можно рассмотреть проект Росреестра "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость", который реализуется в соответствии с соглашением о займе для финансирования проекта между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития. Соглашение о займе заключено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2007 № 461. Сумма займа: 50000000 долларов США.
Основными целями проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» являются:
- развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающей государственные гарантии зарегистрированных прав, а также полноту сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;
- формирование единой информационной системы регистрации прав на недвижимость, развитие технологических связей с другими органами, занимающимися вопросами недвижимости;
- упрощение процедуры регистрации прав на недвижимость, качественное улучшение общего уровня обслуживания организаций и граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- создание условий для цивилизованного осуществления деятельности на рынке недвижимости.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- развитие и совершенствование законодательства по порядку осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающих унификацию процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- обеспечение эффективности совместимости информационных систем по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, используемых территориальными органами Росреестра посредством разработки унифицированного программного обеспечения;
- обеспечение технических условий реализации принципа экстерриториального представления сведений, содержащихся в ЕГРП, заинтересованным лицам посредством создания единой системы электронного обмена информацией между территориальными органами Росреестра;
- обеспечение развития системы государственной регистрации прав в тесном взаимодействии с системой государственного учета объектов недвижимости;
- разработка и создание современной архивной системы с использованием современного электронного оборудования и специальных технических устройств;
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников Росреестра. [2, 18]
Для реализации задач проекта крайне важно снять проблему неэффективности ведения системы государственного кадастра недвижимости. Государству такой проект крайне важен и нужен, оно связывает с ним большие надежды и готово вкладывать внушительные средства для его продвижения. Но можно предположить, что создание и финансирование таких серьезных государственных проектов должно происходить с учетом рассмотрения более широкого круга вопросов и проблем, в том числе и проблемы повышения эффективности ведения системы, а также повсеместного внедрения государственного землеустройства, как инструмента рационального управления земельными ресурсами Российской Федерации.
Есть стойкое убеждение, что при правильной постановке целей и задач, организации и планировании подобных проектов у государства хватит сил и средств для их финансирования.
Далее хотелось бы привести данные об использовании Росреестром, его территориальными органами и подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств в 2010 году:
- Бюджетные ассигнования на 2010 год, утвержденные бюджетной росписью - 40218,3 млн. руб.
- Кассовый расход по состоянию на 01.04.2010 - 4725,6 млн. руб.
- Процент исполнения федерального бюджета на 01.04.2010 - 11,8 млн. руб.
В рамках данной статьи в своих выводах автор основывается на логическом подходе к анализу информации, статистические экономические расчеты – тема для отдельной научной работы. [2, 18]
За счет чего же удастся сократить государственные расходы?
1. За счет значительного сокращения штата (до 80-90%) сотрудников территориальных органов (уровня муниципального района), в функции которых входила работа по приемке, проверке, документов, подготовке заключений, кадастровых паспортов, выписок, отказов, занесению в базы, консультированию и многому другому. Словом всему тому, что создает очереди, скандалы посетителей с работниками, и большое количество технических проблем и вопросов. Оставшиеся 10-20% - это подразделение, которое обеспечивает нормальную работу (процессы и движения), выполняемую инженерами-землеустроителями, выполняет надзорную функцию и функции государственного земельного контроля, а так же отдел, занимающийся подготовкой и выдачей документов. Госслужащим не придется являться в суды, это за них будут делать инженеры-землеустроители, которые ведут соответствующие дела.
2. За счет значительного сокращения площадей, занимаемых вышеуказанными сотрудниками, компьютерной, бытовой техники и другого оборудования.
Два этих пункта – это уже существенное сокращение расходов. Главные силы и средства нужно бросить на обеспечение информационной поддержки, качественное ведение государственного электронного ресурса и обеспечение работ по самопроверкам инженеров-землеустроителей.
Сотрудникам, сокращенным из территориальных отделов, наиболее логичным вариантом было бы получение необходимой квалификации и трудоустройство в штат инженеров-землеустроителей, работы у них будет достаточно. Кстати, до недавнего времени встречались в территориальных отделах и неоформленные в соответствии с существующим трудовым кодексом сотрудники, и им бы нашлась работа - официально.
Стоимость услуг инженеров-землеустроителей.
Сколько же должна стоить работа, выполняемая инженерами-землеустроителями?
Чтобы понять какова должна быть оплата труда, нужно понимать не только объемы работ, но и различные затраты, риски, непредвиденные ситуации, которые происходят в процессе работы специалистов в сфере кадастра недвижимости. Неосведомленный человек спросит, а что это за затраты и риски такие, разве нельзя определить стоимость выполнения работ исходя из ее объема, путем составления сметы например? Ответ – нет, нельзя.
Если человек по роду деятельности не имеет отношения к кадастру недвижимости или к чему-то, что с ним связано, то он не может знать какими методами и способами производятся «рабочие процессы» в органах Росреестра, кадастровых палатах, других организациях, от которых каким-то образом зависит что либо, связанное с оформлением недвижимости.
Исполнителю работ зачастую приходится включать в их стоимость существенную накрутку (иногда увеличивать стоимость в разы!), иначе он, по меньшей мере, провалит сроки выполнения этой работы, а в худшем случае останется не у дел - заказчик пойдет к тому, кто имеет «связи» и может самостоятельно «уладить» все проблемы. А рекомендуют ему такие фирмы в тех же отделах Росреестра, кадастровых и регистрационных палатах. Цена у них бывает завышена на порядок, но есть аргумент: «Мы же решим любую, возникающую проблему, мы же свои, «рекомендованные». На деле такие фирмы часто оказываются некомпетентными и даже отдают работы на подряд.
В общем, схема старая и опробованная. И потенциально честным игрокам на этом рынке приходится идти на поводу у коррумпированных чиновников.
Итак, первый фактор снижения цены на работы, и самый важный:
1. Инженеру-землеустроителю не придется включать в стоимость работ накрутки, связанные с коррупционной составляющей. Он твердо знает, что результат зависит только от его работы и спокойно делает ее в нужные сроки.
2. Не потребуется хождение по организациям и службам, документы один раз подаются и по окончании работ получаются, не нужно нанимать посредников и платить им «втридорого». Опять же, экономится большое количество времени.
3. Отпадает необходимость получения различных справок, выписок и других документов, которые у нас, как известно, делаются за плату. Как пример, можно привести кадастровую выписку, цена на которую своим приказом Минэкономразвития с недавнего времени установило 400 рублей. А если вдуматься, то эта выписка и не нужна тем, кому ее навязывают, а теперь еще и за такие деньги.
Думаю, эти три пункта внушают некоторую надежду, если учитывать еще то, насколько облегчаются действия заказчика работ. Принцип должен быть такой: сдал документ – получил документ. Если говорить о времени выполнения работ инженерами-землеустроителями, то оно должно сократиться в разы по понятным причинам.
Нужно понимать, что вся предложенная система невозможна без внесения изменений в федеральное законодательство, это необходимое и обязательное условие.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что задача государства – создать платформу и обеспечить эффективность ведения кадастра объектов недвижимости.
Задача инженера-землеустроителя перед государством и потребителем – быть связующим звеном, инструментом и выполнять весь комплекс работ и действий, необходимых для создания и поддержания этой эффективности.
Цели и задачи предложенной модели, заключаются в повышении эффективности, упрощении, ускорении и удешевлении всего процесса государственного кадастрового учета, в очищении его от коррупционной составляющей. В повышении качества выполнения различных видов работ, производимых в интересах потребителя, и избавлении его от ненужных лишних действий.
К сожалению, есть одно «но». Зачастую нужные и перспективные предложения утопают в непроходимых болотах бюрократии, и мы не хотим осознавать всю их важность и необходимость, не только для государства, но и для нас самих. Мы привыкли вариться в той каше, которая есть и не считаем необходимым попытаться сделать лучше. Наверно пора менять сознание, чтобы не было слишком поздно.
Список используемых источников:
1. Российская федерация. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости»
2. Электронный государственный ресурс www.rosreestr.ru
Можно задавать вопросы автору.
Здравствуйте, что останавливает внедрить предложенную модель?