Доброго времени суток.
Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть эффективность тракторов схемы МТЗ при вспашке. И высказать свое мнение о возможном повышении производительности.
На примере МТЗ-80 (в расчете не использую максимальную мощность для сохранения ресурса мотора):
1. Тяга на крюке при мощности мотора 65 л.с. примерно 4875 кг*сила при скорости движения 3,6 км/м или 2437,5 кг*сила на скорости 7,2 км/ч.
2. Сцепление шин с землей К=0,4 (достаточно сухим верхним слоем), тогда на крюке 3600 * 0,4 = 1440 кг*с. На увлажненной земле коэффициент сцепления 0,3 и сила окружная тяговая сила развиваемая колесами не более 1080 кг*с, что в два с половиной раза меньше возможного и позволяет пахать только 3-х корпусным плугом.
Выходит, что трактор конструкции МТЗ-80 не может реализовывать достаточно мощность мотора при вспашке?
- на влажных грунтах из-за недостатка веса и низкого сцепления шин;
- на подсохшей земле сцепления достаточно, так передок разгружается и его задирает - руля слушается плохо. Балласт 800-1000 кг повесить - так маленькие и узенькие передние колеса на влажных участках тонут.
Внизу несколько приспособлений для увеличения тяги колесных трактор (откидывающиеся шпоры - полезны также зимой), эскизы полугусеничных МТЗ и полностью гусеничных для возможности размещения массивного балласта.
Корпус плуга отвального типа шириной захвата 35см при вспашке почвы, обладающей средним удельным сопротивлением на глубину 22см требует мощности 25л.с. Трехкорпусный плуг типа ПН-3-35 требует, соответственно, 75л.с. Вы собираетесь МТЗ-82 агрегатировать с 4-х корпусным?
Хотелось бы с 4-х корпусным, а еще бы лучше и 5 если почва позволит и мощность мотора.
Все же агросроки короткие, величина затрат (увеличение количества тракторов и занятых людей) имеет важное значение в рентабельности продукции.
Если исходить из условий: скорость 7,2 км/ч и площади 5 корпусного плуга: глубина 22 см * захват 35 см * 5 шт. = 3850 см2
- для средней почвы:
0,35 кг/см2 * 3850 = 1347,5 кг*сила
0,55 кг/см2 * 3850 = 2117,5 кг *сила
- для тяжелой до 0,8 кг/см2
0,8 * 3850 = 3080 кг*сила - вот тут уже сцепного веса МТЗ-80 не хватает на 5 плугов, только 4 плуга.
Исходил из следующих данных:
"
По удельному сопротивлению при вспашке плугами все почвы делятся на четыре группы:
1. Легкие почвы— удельное сопротивление 0,2— 0,35 кг/см2. К ним относятся песчаные и супесчаные.
2. Средние почвы— удельное сопротивление 0,35— 0,55 кг/см2. К этой группе относятся суглинистые, частично щебенчатые.
3. Тяжелые почвы — удельное сопротивление 0,55 — 0,80 кг/см2. К ним относятся все глинистые почвы.
4. Очень тяжелые почвы —удельное сопротивление 0,80 кг/см2 и больше. В эту группу входят главным образом почвы орошаемых земель, сильно задерненных залежных и целинных участков, а также солонцы и солончаки. "
Откуда эти цифры? Как может трактор класса 1,4 развить усилие почти в 5т?
Это понятно, только чудес не бывает.
Хочется найти решение по повышении производительности за счет в просчетах конструкции трактора (из-за его универсальности - в чем создатели выиграли, а в чем то проиграли).
Вот касательно плугов: тяговое сопротивление навесных плугов больше, чем у аналогичных прицепных (у прицепного плуга вертикальное давление, создающее вредное трение, компенсируется тремя колёсами; у навесного - только одним) ?
Теоретически на МТЗ 80 можно на средних почвах пахать в 5 плугов, тогда 5 /3 плуга = 1,66 раза больше площадь вспашки - было бы сцепление ведущих колес достаточным и передняя ось загружена балластом!!! А то получается трактор загружен на половину!!!
Вот и аукнулось экономия производителя за счет маленьких передних колес на тракторе под 4 тонны! Вот и думаю или расширители на передние колеса или гусеницы. Тогда и загрузить переднюю ось можно достаточно.
1. Тяга на крюке при мощности мотора 65 л.с. примерно 4875 кг*сила при скорости движения 3,6 км/м или 2437,5 кг*сила на скорости 7,2 км/ч.
Откуда эти цифры? Как может трактор класса 1,4 развить усилие почти в 5т?
я исхожу из возможностей мотора
мощность Р = А:с = Н*м : с (Дж/с = Вт) - это работа в единицу времени (секунду) при перемещении груза с силой в 1 ньютон на 1 метр за 1 секунду.
1 л.с = 735,5 Вт или перейдем в килограммы разделив на 9,81 получим 1 л.с. = это работа равная при тяге на крюке 74,975 кг *сила и перемещении на 1 м за 1 секунду, то есть на скорости 3,6 км/ч.
65 л.с * 75 = 4875 кг*сила на крюке трактора при скорости 3,6 км/ч --- если скорость увеличилась в 2 раза, то по закону сохранения энергии тяга уменьшится в 2 раза. В противном случае потренировалось бы мощность 130 л.с.
Тяговый класс трактора рассчитывается исходя из следующих условий:
тяга трактора на стерне колосовых нормальной влажности и твёрдости при определённом буксовании (для гусеничных — не более 3 %, колёсных 4×4 — не более 14 %, колёсных 4×2 — не более 16 %).
- для колесных тракторов: вес трактора * на коэффициент сцепления на стерни (равный примерно 0,4) = 3600 кг * 0,4 = 1440 кг*с или 1,4 тонны, вот он тяговых класс полноприводного МТЗ-82;
- для гусеничных тракторов коэффициент сцепления 0,6 (если не путаю) - зависит от развитости грунтозацепов.
Для промышленных тракторов тяговое усилие определяется на сухом песке поэтому тяговый класс трактора по промышленной классификации всегда выше.
Вот почему то не выпускается такое для МТЗ 80.
http://www.youtube.com/watch?v=J2WQFuMP7ig
http://www.youtube.com/watch?v=cbFPuqyuHMg&feature=related (вот это очень советую посмотреть!!! различие в возможности гусениц и колес видна)
тема про гусеницы на мтз https://fermer.ru/forum/mtz-50mtz-80mtz-82/129444
Это все примерно так. Но! Тяговое усилие, создаваемое трактором зависит от: мощности двигателя, радиуса ведущих колес, удельного давления, создаваемого ведущими колесами на почву.
Даже теоретически нельзя на желаемой скорости. Возможно, если трактор забалластировать еще в 1,5 раза, то только тогда, да и то на такой скорости, что качество полученной пашни будет никаким. Поэтому забудьте об агрегатировании МТЗ с плугом с числом корпусов более трех.
И все же не соглашусь. Расчет говорит о возможности применения 5 плугов на средних по сопротивлению почвах.
- для средней почвы тяга для 5 корпусного плуга:
0,35 кг/см2 * 3850 = 1347,5 кг*сила
0,55 кг/см2 * 3850 = 2117,5 кг *сила
Проблема в следующем для МТЗ:
- рисунок "елочка" снижает коэффициент сцепления с грунтом (так как рисунок протектора выбирался не из условия обеспечения максимального тягового усилия на грунте, а с учетом также плавности хода трактора на дорогах с твердым покрытием, это же вредит т-150к и к-701 - тоже все ради универсальности, хотя на асфальте эти трактора бывает очень редко, за исключением работы в дорожной службе);
- малый вес на передний оси - при тяге на колесах более 1,5 тонн перед просто задирается, управление никакое - балласт нужен только для передней оси, для сохранения приемлемого управления.
Таким образом, необходимая тяга в 2,2 тонны*силы достигнута при стандартном нагрузке на задний мост в 3-3,5 тонны во время пахаты (коэффициент сцепления необходим 0,73 - 0,63), что вполне достижимо при установке металлических грунтозацепов с заглубления 5-8 см (первое фото, взято отсюда, как уже указывал ссылку https://fermer.ru/forum/mtz-50mtz-80mtz-82/129444).
У дт-75 массой 6 тонн тяговый класс 3 из-за неудачной для сельхозтрактора гусенице коэффициент сцепления 0,5 - недостаточно высоты грунтозацепов + низкая самоочищаемость траков (опять пресловутая универсальность и сельскохозяйственный и промышленный в одном лице, хотя аналог гусениц ДТ ). И распределение нагрузки по 4 удаленным друг от друга точкам опор (значит будет прогиб гусениц под катками и дополнительное сопротивление качению катков) с каждой стороны ДТ-75 только обеспечивает повышенное локальное давления на грунт (хотя и маскируется средним удельным давлением в технических показателях).
Применение 5 корпусов позволит не идти по борозде, а загрузка передней оси обеспечит послушность трактора рулю и сократит число подруливаний из-за отказа от борозды. Целый день в тракторе едущем на боку ((( не супер удовольствие.
"На пахоте колеса правой стороны трактора перемещаются в борозде, а левой -по невспаханной части поля. Поэтому трактор движется с наклоном и на правые бороздовые колеса распределяется большая часть веса трактора." - вот уже дополнительное переуплотнение почвы, которое возможно избежать.
Если считать равномерное распределение по колесам задней оси нагрузку, то удельное давление на МТЗ: 2 колеса * 35 см ширины следа * 30 см длина пятна контакта = 2100 см2; удельное давление 1,43 - 1,67 кг/см2 , что уже много! А уж когда процентов 60-70 приходится на одно колесо((((
Поэтому и думаю об использовании гусеничного движителя (рисунок 3) при вспашке, который позволит иметь удельное давление 0,5 кг/см2 колес передней и задней осей. Поэтому столько катков для максимально достижимого равномерного распределения веса по гусеничной ленте.
Почему вы считаете, что скорость 7,2 км/ч чрезмерна для вышеописанных условий?
Наш спор смысла не имеет. Тем более, что ваш расчет легко проверить на практике. Зацепите за МТЗ 5-ти корпусный плуг. Забалластируйте тактор как считаете необходимым, смонтируйте на него какие угодно дополнительные грунтозацепы или полугусеничный ход. И попробуйте. Только хочу предупредить сразу: вам придется пожалеть впустую потраченное на эту затею время, деньги и здоровье.
Согласен с Вами. Осталось проверить на практике.
и ещё после всех процедур придётся перетряхивать трансмиссию-в паспорте на полугусеничный ход написано что он служит для повышения проходимости но не для повышения тягового усилия трактора.если применить к трактору возросшие нагрузки по тяге то трактор быстро умрёт.движок то может и сдюжит,а вот коробочка гавкнет однозначно-проверенный факт с полугусеничным ходом.не тратьте время и деньги мой вам совет.если хотите повысить производительность-возьмите трактор другого класса.ну не может быть такого что вся промышленность народного хозяйства выпускающая трактора-дураки,один вы умный и можете решить эту проблему.
Как же так? Коробка МТЗ-80 не рассчитана на передачу крутящего момента двигателя? Или Главная передача аналогично не соответствует максимальному крутящему моменту двигателя? Полагаю, что конструкторы минского тракторного были не дураки! Иначе бы МТЗ и не брал в расчет (хотя сейчас на новые модели много нареканий).
Я рассматриваю повышения сцепления движителя, так как нужен не универсальный трактор, а пахотный и за недорого -на время вспашки и уборки в дождливую осень.
Вы могли бы обосновать свою точку зрения как конструктор, на цифрах, а не общими словами? Вы заметили, что замена колес на гусеничный блок (эскиз с желтыми гусянками) позволит в 1,5-2 раза (зависит от радиуса ведущего колеса в будущей конструкции) снизить нагрузку (передаваемый крутящий момент) на коробку?
Не снизит. Потому что для получения скорости движения на гусеничном ходу, равной скорости при колесном варианте, нужно включать более высокую передачу. Дополнительно возрастет сопротивление перекатывания. А тяговое усилие останется таким же, т.к. уменьшится удельное давление на поверхность почвы.
Дураками они не были, конечно. Но КПП трактора МТЗ-80 с мощностью двигателя 75 л.с. - это почти без изменений КПП трактора МТЗ-50 с мощностью двигателя 50 л.с. Ее прочностно-скоростные характеристики на момент создания трактора МТЗ-80 вполне ему соответствовали по причине того, что в то время: -срок работы до списания этому трактору был установлен в 10 лет (на постоянных тяжелых работах 8лет) и я не помню, чтобы возникали тогда проблемы с его КПП;
- трактор агрегатировался с орудиями и машинами, соответствующими его классу (никому в голову не приходило зацепить к нему 4-х корпусный плуг).
добавить нечего.с 4х корпусным у нас дт75 ходили и то с большой нагрузкой,а по сырому и с пробуксовкой.мтз с его весом хоть какие гусеницы одень не пойдёт так как полноценный гусеничный трактор.даже т70-таж 80ка токо на гусеницах(заводское исполнение)не очень то тянет агрегаты от дт 75.самолично приходилось цеплять сцепку 12 борон-либо забуксует либо идёт но тяжеловато по сравнению с дт-и жизни эта нагрузка ни ходовой ни коробке не добавляет.
Спасибо за конструктивную информацию.
Что вы думаете в случае, когда на слишком влажной почве МТЗ буксует, не достигая тяги в 1,4 тонны, то полугусеничный ход эффективен и необходим?
для этого он и создан когда не хватает сцепных свойст на переувлажнённых почвах.но использовать его для повышения тяговых качеств-чтобы получить (допустим)2-3кн нельзя-приведёт к поломке трактора,износу самого полугусеничного хода,ведущих колёс трактора.я не могу приводить цыфры конкретные что и откуда вытекает-как у вас в начале темы.но на практике этот вопрос проверен не одной разорванной коробкой с пгх.
Касательно ДТ-75.
Посмотрите фото СТЗ-НАТИ сельскохозяйственный или СТЗ-3. Сравните грунтозацепы гусениц (высота 50 мм). Почему у последующего ДТ-54 и далее они в 2 раза меньше - все ради уменьшения сопротивления движению трактора на твердом грунте и сохранению асфальта?
На 3-ем фото - гусеница по конструкции трака ближе к траку гусеницы ДТ, но грунтозацепы все равно в пару раз больше.
Уменьшение грунтозацепов снизило сцепление гусеницы с грунтом, а главное уменьшило их самоочищаемость. Может поэтому ДТ-75 уже не столько сельскохозяйственный, а "универсальный" и поэтому тяжело (значительно буксует) тащить 4 корпусный плуг на почве с повышенной влажностью?
Но три корпуса выбрано исходя из чего? Из среднего сопротивления почв? Если почва позволяет (не создает сопротивления, при котором невозможно использовать 4-х корпусной плуг) почему не попробовать?
а никто и не запрещает-цепляйте хоть шесть если потянет.в фильме трактористы к сталинцу дополнительный плуг цеплли-с трудом но потянул.
Вот вам 4х корпусный плуг к мтз,пашет на хорошую глубину http://www.youtube.com/watch?v=cfqvk_-rcro
Эффективен? Ну, конечно, тяговое усилие увеличивается в этих условиях. Но возникает вопрос экономичности и целесообразности такого звероподобного героизма. Качество, если говорить о вспашке, никакое в этих условиях, производительность детская, расход топлива бешеный, износ трактора запредельный.
Новый трактор, новая гусеница.
Гусеница старая, грунтозацепы стерты.
Не то что ближе - это и есть гусеницы современных тракторов. Гусеница тоже новая.
Именно так.
Пробуйте, кто ж мешает? Если у вас легкие, старопахотные почвы и вспахать вам нужно огород 50 соток по сухой погоде. ВспАшите. Может быть. А если почвы средние (про тяжелые я не говорю) и пахать нужно поле, где по своему удельному сопротивлению почва все равно разная: бугор -легче, низина - тяжелее. И будете вы или рычаг подъема навески дергать регулярно или передачу переключать. Не пашня у вас получится, а ковыряние.
Ну, это кино. А на самом деле агрегатировать два "Труженика" невозможно чисто конструктивно.
это кто вам разрешит на гусянках по асфальту гонять?хоть с большими шипами хоть на "лысых" гусянках-это маразм использовать такую технику на дорогах с твёрдым покрытием.
ВОТ СПАСИБО!!! Есть доказательство возможности использования 4-корпусного плуга с МТЗ - да и пашет без чрезмерной разгрузки передней оси! Об этом я и говорю, что на легких и средних почвах надо использовать 4-5 корпусные плуги.
Ранее приводил расчет, что на почвах средней плотности можно 4 корпусным пахать и даже нужно для повышения экономической эффективности работы трактора МТЗ
По удельному сопротивлению при вспашке плугами все почвы делятся на четыре группы:
1. Легкие почвы— удельное сопротивление 0,2— 0,35 кг/см2. К ним относятся песчаные и супесчаные.
2. Средние почвы— удельное сопротивление 0,35— 0,55 кг/см2. К этой группе относятся суглинистые, частично щебенчатые.
3. Тяжелые почвы — удельное сопротивление 0,55 — 0,80 кг/см2. К ним относятся все глинистые почвы.
4. Очень тяжелые почвы —удельное сопротивление 0,80 кг/см2 и больше. В эту группу входят главным образом почвы орошаемых земель, сильно задерненных залежных и целинных участков, а также солонцы и солончаки. "
А на тяжелых переувлажненных почвах Т-150К (тяговый класс 4) не пашет, а мается с 4 корпусным((( на такой
http://www.youtube.com/watch?v=nkpsPIq2h00 Ну не могут колесники реализовать крутящий момент мотора на влажной почве и эффективность их использования резко снижается.
Вывод - во время пахоты надо надевать на колеса стальные грунтозацепы.
Я не говорю об эксплуатации гусеничных на асфальте!!! А пытаюсь понять причину уменьшения высоты грунтозацепов на гусеницах ДТ по сравнению СТЗ-3 (СТЗ-НАТИ).
Кстати был еще один Вариант СТЗ-НАТИ ТРАНСПОРТНЫЙ, он же СТЗ-5 артиллерийский тягач (вот как раз для плавности хода и уменьшения разрушения покрытия дорог применены гусеницы с уменьшенными грунтозацепами, см. фото № 2).
"... недостаточные сцепные возможности гусениц с мелкими грунтозацепами высотой всего 35 мм. На зимних обледенелых дорогах сцепления гусениц было недостаточно для устойчивого движения. Отмечался также очень низкий коэффициент сцепления гусениц с грунтом (f = 0,599)..."
Трак такой конструкции (фото 2) оправдан с точки зрения экономии металла (уменьшение толщины тела трака за счет продольных/косых /поперечных ребер жесткости), но с точки зрения самоочистки - это полный провал, гусеница развивает тягу на липких почвах только в начальный момент, далее постоянная толстая прослойка липкой/скользкой почвы на гусенице резко снижает тягу трактора (маленькие грунтозацепы не достают до более плотного слоя).
Пашет в данном случае старопахотные легкие почвы с обрезанными отвалами при хороших погодных условиях.
Ну, Т-150К относится к классу 3тс. А в тех условиях вспашки, что показаны, гусеничный трактор того же класса имел бы такой же вид.
Обычная изношенная гусеница со стертыми грунтозацепами.
Увеличение высоты грунтозацепов ничего не даст. Просто увеличится слой налипшего грунта, т.к. гусеница не обладает свойством самоочистки.
Полностью согласен.То же самое у колёсников-вперёд едет,назад-нет(по грязи,а навозу-особенно)
"Ну, Т-150К относится к классу 3тс. А в тех условиях вспашки, что показаны, гусеничный трактор того же класса имел бы такой же вид."
"Обычная изношенная гусеница со стертыми грунтозацепами."
Да, описался - признаю, 3 класс.
Значение почвозацепов 35 мм на СТЗ-5 не по состоянию трака на фото 2 взято. А то, что они не велики - видно на фото 1 - взято из фотоальбома - трактора Сталинградского Тракторного Завода, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Маркс сельскохозяйственной выставки Уж на выставку то на новых гусеницам поставили.
Внутренние углубления в траке способствуют удержанию почвы на траке. К тому же чем меньше расстояние между почвозачепами и чем меньше их высота тем большее давление необходимо для выдавливания почвы из-под трака - с эти Вы согласны?
Самоочищение гусеницы складывается из двух составляющих - отваливания почвы с гусеницы при огибании направляющего и ведущего колеса под собственным весом + возможность ее выдавливания из-под трака - с этим Вы согласитесь?
Поэтому при прочих равных условиях гусеница с большими почвозацепами будет выигрывать на влажной почве.
ну так вам то никто не запрещает одевайте,вешайте-0пашите хоть шестикорпусным плугом на мтз с захватом в 2метра.в теме про бизоны вообще захват 2,5метра для активного плуга на колёсном ходу-без всяких гусениц,правда там мощи движка с больше чем в два раза мтзвского-но что там мощь движка есди можно по рассчётам таскать.
чей и кем сделан вывод?-лично вами вкабинете или есть научное обоснование?
вот слова практика работающего на земле и ещё-то небольшое преимущество гусеничног движителя будет скрадено ценой его обслуживания и содержания-подтверждение тому созданные темы на этом форуме по переводу тракторов алтаец и дт75 с гусениц на колёсный ход-а вы пытаетесь людей вернуть обратно на гусянки-не смешите мои тапки.содержание гусеничного движителя очень затратно и в большей степени неоправдано в сх производстве-в откровенной грязи пахать одинаково проблемно для колёс и гусениц(независимо от высоты грунтозацепа).раньше при поголовном дотационном содержании сх гусеничные трактора были востребованы-сейчас когда за всё надо выкладывать копейку из своего кармана-гусеницы не оправдывают того чтобы использовать их.если у вас есть не только утверждения а и земли исоответствующая техника-милости просим показать их на форуме-где что и как.пустые рассчёты на бумаге вылезают головной болью в поле-недаром в подписи одного из форумчан есть фраза-если хочеш надёжно истратить деньги,вложи их в сельское хозяйство.я прекращаю присутствие в этой теме ни о чём.
Правильный расчет - есть залог успеха и рациональности использования техники.
Разрывание целого текста на цитаты позволяет трактовать текст оппонента по своему желанию. Поэтому прошу не разрывайть текст на мелкие цитаты.
Ваше право полагать, что гусеница проиграет колесу даже на переувлажненной почве (или как минимум не даст преимуществ), однако применение гусеничного движителя оговорит об обратном.
Вопрос об экономических показателях работы гусеничной техники - гусеничная техника не должна стоять на месте - 30 или 45 лет делаем один и тоже трактор (ну чуть кабину изменили, там подшипник заменили и прочие мелочи) "ура" и еще готовы делать столько же - вот только чем занимается 3 поколение инженеров на каждом заводе и за что получают зарплату в советское время - за план производства морально и технически устаревших машин? Потом возникает необходимость дотаций. После развала страны уже и говорить нечего -тут не до совершенствования. А как инженер могу сказать - в приоритете не экономические показатели работы агрегата у конечного потребителя, а устаревшие технологические возможности собственного предприятия и себестоимость (на предложения по совершенствованию оборудования, станок заменить - смотрят как на пирата). Поэтому цель соответствовать по экономическим показателям гусеничному трактору при проектировании не закладывалось.
Изготовлю, испытаю и выложу для ознакомления гусеничный ход для колесника МТЗ. Дайте время.
Коллега, расчеты расчетами, но только испытания позволяют сделать правильный вывод. Сделайте, испытайте, убедитесь. Доказывать здесь ничего не надо, словами пласт не перевернешь.