В этом сложносоставном слове два слова, тут –то собака и порылась. Сначала о бизнесе.
Это, даже при нынешнем диспаритете цен доходный бизнес. Диспаритет имеется в виду между ценой на сырье (энергия, ГСМ, семена и маточные поголовье) и ценой на конечную продукцию – молоко, зерно, мясо.
Если к этому добавить переработку, то маржа еще возрастает. Почему же те, кто занимается, жалуются, а кто не занимается, считает черной дырой?
Причины следующие: капиталоемкость и длинный цикл от бизнеса, сезонность и менталитет от слова сельскохозяйственный. По порядку.
Капиталоемкость. Организовать турфирму –ноль затрат, построить алюминиевый завод – миллиарды. С/х тут как алюминиевый завод – стоимость основных фондов (техника, трактора, комбайны, земля с учетом культивации, здания, племенной скот и пр.) высока. А если вспомнить, что любой предприниматель от бизнеса начинает с нуля, в отличии от крестьян из стран без потрясений, годами улучшающих свой надел, то ему каждая тяпка это инвестиции. И пока не создал полный комплекс, ты не можешь выйти на потенциальную рентабельность. То есть не улучшаешь и реконструируешь действующее, а создаешь новое, или в лучшем случае, восстанавливаешь. Это другие затраты. Делая это в кредит, ты отодвигаешь возврат инвестиций за горизонт. Со ставками в15-20% навсегда.
Длинный цикл. Оформляешь год землю, полгода-год строишь, согласовываешь, вводишь. Завозишь скот. Ждешь 9 месяцев или 18 (в зависимости от того, какого возраста племпоголовье КРС ты взял), получаешь отел. Если молочное поголовье, то появляются оборотные, если мясное ждешь еще год. В это время ты несешь расходы на корма, зарплату, содержание помещений, кредиты.
Свинина цикл меньше, но капвложений больше, куры цикл короче, капвложений еще больше. Кролики легче всего, но куда их девать в таких масштабах? Поэтому, импортозамещение началось с ножек Буша, потом восстановилась свинина, до сих пор висит говядина, хотя по молоку прогресс очевиден. Тут еще и земельные проблемы накладываются, это самое «землеемкое» животноводство. Это все было до ВТО, как вы понимаете.
С растениеводством то же самое. Плюс выше погодные риски, ниже требования к персоналу – велик процент сезонных работников. Но если выходишь на полку, то осенью тебе сам черт не страшен, тут уже вопрос финуправления. Н этот финасовый кулак кружит голову.
Вывод: Порог входа, при кажущейся низости высок, плюс требует высокого уровня финансового управления, при кажущейся простоте. Кто об этом думает, ведь кажется –с/х созвучно с сохой.
Сезонность. Осень-зима густо, весна-лето пусто. Это требует не только финуправления, но хорошей поддержки –либо гос, либо кредитной. Лучший вариант – соседний бизнес. Ну, и оперативного маневра. Например, скот забивать весной и зимой, отелы поизводить осенью, чтоб зимой, во время спада, было молоко. Но без вложений в основные фонды это не сделать.
Есть вариант, совмещать растениеводство и животноводство, но общего между ними, как между ди джем и музыкантом –оба на сцене и имеют слух. Остальное другое. Заниматься этой солянкой, кроме оргресурсов нужны еще вложения ( а мы помним, что все начинают с нуля, колхозов не осталось), другие кадры и другая квалификация управляющего.
Но при наличии этих ресурсов, доходность и устойчивость возрастают на такие порядки, что производителям пластиковых окон и не снилось. Кроме сезонности, это снижает кредитную зависимость и улучшает качество трудовых ресурсов.
Дошли до менталитета. Их тоже два – видимый и ролевой.
Видимый, про который любят говорить – лени-пьяницы, но одновременно трудоголики, не ищущие легких путей. Это менталитет сельских жителей, патриотов своего места, занятия, семьи. Даже пьяницы. Но сверху другой менталитет, хитрованов-простаков. Это их ролевая игра, въевшаяся в кожу. Плюс привычка прикидываться и скрывать масштабы проблем/достатка.
И вот, задача с/х бизнеса –работать с этим менталитетом. Только приспособившись/победив/ убедив ролевой менталитет, можно победить. Можно будет завозить китайцев, узбеков, упрощать задания, вводить контроль – бизнес будет своим среди чужих, а значит, неустойчивым. Это функция времени, доверия и воспитания. Деньги здесь третичны.
Поэтому, много примеров, как инвестор, войдя в село и считая, что деньгами зальет все, уходит, получив свою Чечню и ругая нравы и неблагодарность. Вариант таких ивесторов – заход в чистое поле, чтоб оставлять только инфраструктурные риски.
К началу. Почему черная дыра? Только из-за высокой стоимости входа и длинного цикла. Не имея финасового запаса, недоинвестировав, начинаешь проедать, а вернуть вложенное нельзя. Т.е. предельная честность, вариант начнем, потом добавим, не проходит – алюминиевый завод это комплекс. Иначе активы в пассив. При этом постепенный рост возможен, но цикл должен быть полным.
Почему жалуются? Стоимость модернизации, обидный диспаритет цен, то густо, то пусто- недостаток оборотных плюс менталитет)) Как прием сокращения издержек.
Зато – низкая конкуренция, дело, которым втайне (лучше конечно явно), гордятся, высокая годовая доходность хозяйств полного цикла, свежий воздух и перспективы. Ели, едим и будем есть.
Вы здесь
Сельхозбизнес: мифы и правда.
Опубликовано пт, 10.05.2013 - 04:09 пользователем PERS
Раздел:
- Блог пользователя PERS
- 1107 просмотров