Текст относится к прошлому году, но вдруг мой опыт кому то пригодится.
Так сложилось, что нынешней весной мой драгоценный супруг не мог отвлекаться от обустройства участка, приглядывая за рабочими, а я была вынуждена включиться в процесс пастьбы и тут же столкнулась с рядом непростых проблем. В это же время резануло слух высказывание очередного пригретого Малаховым деревенского философа о ничтожности пастушеского ремесла. Лично мне совершенно ясно, что этому бездельнику в жизни случалось разве что вывести и привязать телка к личному забору, к пастьбе целого стада он сроду отношения не имел, тем более к выпасу личной скотины.
Считаю своим долгом внести вклад в реабилитацию очередной сельской специальности: пастуха Кстати, пастушество неплохо оплачивается: этим летом брали по 600р/месяц с головы КРС и многие места остались, тем не менее, вакантными. В результате частнособственнические коровки либо «читали газеты» вдоль деревенских заборов, либо печально фланировали по обширным помойкам. Без слез не могу глядеть на эдакое безобразие, так что отважно взялась за пастьбу.
Итак, подлежащее выпасу стадо в это лето состояло из коровы с теленком прошлого года, пяти взрослых коз с козлом и детишками и восьми овечек также с молодняком. Задачей выпаса в нашем случае были и питание (травку-муравку сено не заменит) и моцион. Обычно в день мы гуляем от 2х до 4х часов за 1 или 2 раза.
И кратность, и время выпаса это существенный момент, поскольку сытая и голодная скотина ведет себя по разному, так что под пастьбу надо организовывать весь режим дня, что не слишком просто в условиях стремительно меняющейся продолжительности светового дня при довольно жестком режиме дойки (во всяком случае, для коровы). В идеале на выпас должна выйти умеренно голодная скотина, не менее чем через час-полтора после подкормки концентратами и питья.
Вторая и существенная сложность – разная скорость насыщения у разной скотинки. Быстрее всех насыщаются козы, затем овцы, и, наконец, коровы. В принципе, объективный показатель насыщения – уменьшение (у мелких рогатых), вплоть до полного исчезновения (у коров), т.н. «голодной ямки». Но у наших помесных мохнатых коз это заметить сложно, равно как и у овец, возможно только в первую неделю после стрижки. Увидеть изменение «голодной ямки» у коровы проще, но она, насытившись, как правило, просто рулит в сторону дома.
Сытые козы не стремятся лечь, они начинают хулиганить в самом прямом смысле этого слова: носиться без цели вокруг, задирать овец, телка и молодь, приставать к пастуху и к прочим людям. Даже по деревьям лазить. Компенсирует этакую резвость одно: привязанность коз к человеку, особенно к хозяину, и к дому. Они первые реагируют на зов, испугавшись, бегут к пастуху или в сарай. Пугаются они не сильно, что частенько им самим вредит, например, когда дело касается машин и собак.
В принципе, прогулка с козами мало отличается от выгула собаки. Так что мне трудно понять тех хозяев, которые коз привязывают или ограничивают в выгуле. Вспоминая единственное лето, когда наше стадо состояло из 5 козлят-подростков, готова приравнять его к отдыху. По-моему такие прогулки вполне под силу и пожилым людям и детям. Конечно, начиная с месячного возраста и до глубокой старости, уважающая себя коза не пропустит ни одной дыры, норы, вообще любого необычного предмета без того чтобы не попробовать влезть, наступить, надкусить (что тоже роднит ее с собакой). Но все это не повод козу держать взаперти, тем более, что дрессировке они поддаются вполне легко. А безопасный для окрестных огородов маршрут пастьбы уже на совести пастуха. Кстати, в компании козы как-то распределяют внимание между собой и представляют гораздо меньше хлопот.
Единственная сложность – молодняк. Невозможно потерять телка: он мощно орет, соскучившись по мамке; сложно потерять ягненка: он начинает довольно звонко вопить, если не чувствует родного бока в 2-3 метрах от себя; козленок же уже на второй прогулке занят своими делами. Причем занят он плотно, серьезно, равно как и его мамаша. Собственно, они объединяются исключительно для «подзарядки». А в остальное время козленок познает мир лично, часто в одиночестве или в компании овец (они козлят не лупят) или даже чужих прохожих. Если учесть, что до 2-3х месяцев козявки еще и на молоке, а травку только пробуют, требуется глаз да глаз. Тем более что голосишко у них так себе, не то что телячий или ягнячий.
Несколько иначе ведут себя овцы. Они прилежно, не отвлекаясь на мелочи, перманентно жрут. При этом держатся плотной группой. Вроде бы, все просто, но эта скотина не просто пуглива, она шуглива: звук хрустнувшей ветки или гудок автомобиля заставляет мирную кучку преобразоваться в бурную и неуправляемую «кавалерийскую лаву», готовую лететь куда глаза глядят, сметая все на своем пути. Причем, мирная ручная овца или барашек, в условиях сарая позволяющая трепать за уши и спину, на выгуле становится частью дикой орды, не реагирующей на человеческий голос вообще. К счастью, это ну очень стадное животное, не сталкивались с отбившимися овцами в принципе. А в общем стаде их главный ориентир и авторитет – корова или телка.
Главное, чтобы этот авторитет не дурил и не шастал где попало.
Потому что корова, это тот жираф, который настолько большой, что ему все видней. Управление коровой – высший пилотаж и отсутствие этого навыка изрядно попортило мне нервы. Ситуацию усугубило то, что бОльшую часть лета наша Серафима была в глубокой стельности, соответственно, в запуске, так что явно расслабилась. Ну а рявкнуть на беременную, тем более хлестнуть ее, у меня просто рука не поднималась, хотя частенько чесалась.
Вообще, при общении с коровьим племенем стоит учитывать их особенность: они явно тугодумы (при обращении добрых минут 5 видно как в дивных коровьих глазах медленно зреет понимание команды), но способны на очень резвое движение. И не только на резвую рысь или галоп, но и на бесшумное передвижение по лесу. Вспоминаю индийский комплимент: грациозная как корова.
Так что советую новичкам придерживаться открытых пространств: уследить за черно-пестрой скотиной в облиственном лесу или в кустарнике – дело непростое. И еще существенный момент: медлительность интеллекта не мешает коровам и телкАм активно отстаивать свой авторитет и в стаде и в отношении пастуха. Испытала подобное со стороны годовалой телки, честно скажу – мало не показалось. Мир далее достигался длительно и непросто, правду говоря, без участия благоверного не обошлось.
Следующим важным моментом в выпасе является маршрут следования. В нашем случае первым препятствием является дорога. Нормальная 2х полосная асфальтированная полоса, в летнее время весьма загруженная дачниками, стройматериальными грузовиками и прочими авто. По этой дороге также ходит рейсовый автобус, соответственно, расположены остановки. Пастись мы можем только по одной стороне этой трассы, с другой стороны расположен протяженный овраг, местами весьма крутой, но густо облепленный дачами.
Зато далее идут поля, отграниченные друг от друга частично искусственными лесополосами, частично исходным лиственным леском, называемым в наших местах «кОлки». Ближайшие 100 метров от дороги тянутся 2 электролинии. Это существенно, так как пространство под ними более-менее прорежено от деревьев и зарастает сочной травой.
Поля принадлежат местному институту биологической направленности. Они обрабатываются, скажу прямо, весьма небрежно, хотя на каждом имеются участки соток в 10, на которых пшеница явно растет в экспериментальных целях: имеются люди, считающие-взвешивающие колоски, назначающие и надзирающие за севом и уборкой и т.п. Примерно на 20 га таких участочков наберется от силы штук 5. Остальное пространство отчасти используется под частную картошку, остальное засевается то кошмарно засоренной пшеницей, то викоовсяной смесью, которую по осени запахивают как сидерат.
Ясно, что поля, как бы запущенно они не выглядели, для пастьбы не подходят. К счастью, все это «научное полеводство» пронизано целой сетью грунтовых дорог, по обочинам коих вообще растет лучшая трава на свете. Ну и упомянутые «колки» богаты как травами, так и подлеском. Уже к концу мая травы достигают метра в высоту. Правда, далеко не все лесные дары по вкусу нашему стаду. И вообще, они предпочитают разнообразие: чередование придорожной муравки, лесной травки и древесной поросли.
Кстати, забавная штука – разница в манере обрывания травы скотиной. Козы щиплют травку и листики, захватывая ее всем ртом и подрезая нижними резцами, снизу вверх. Если попадается что-то потверже (веточки, например), они кусают их боковой частью челюсти (молляры у людей, как у коз – не знаю).
Овцы кусают травку верхней челюстью, поэтому движение абсолютно другое, чем у коз: они как будто кивают постоянно.
А вот коровы просто занимаются «косьбой». Причем, в качестве косы выступает язык. Именно им коровеусы захватывают траву и ветки, запихивают их в рот и затем задумчиво жуют.
Вот пока, наверное, и все. Хотите фотков – будут.
Вы здесь
Заметки начинающего пастуха
Опубликовано вт, 05.06.2012 - 13:58 пользователем Андреевна
Раздел:
Ключевые слова:
- Блог пользователя Андреевна
- 1437 просмотров
ср, 15.04.2015 - 13:55
#1