Вы здесь

птички-архитекторы

Перейти к полной версии/Вернуться

Птички-архитекторы
В это лето в наш сарай проникли ласточки. Обследовав помещение, две птички решили, что оно им подходит. Наше мнение спросить они не догадались. а поэтому и строить гнездо решили на балке. Мы бы подсказали, что на ней нельзя. Балка была сделана из бревна. И когда птички пытались прикрепить к ней донышко гнезда, оно сползало вниз и падало. Мы регулярно, заходя в сарай, поднимали глаза к потолку и качали головой. Где-то через неделю птички выдохлись. Потом, подумав и обсудив ситуацию, еще раз облетев сарай, они решили строить гнездо чуть правее, там, где торчал гвоздик. Вообще-то гвоздиков было три. Но один был неудобен, на втором они сидели сами, а вот третий прекрасно подошел.
Когда утром, сидя на тумбе-не доделанном кроличьем ящике-и обозревая двор, я увидела, как ласточки стали собирать навоз от коров, сразу подумала, что строительство продолжилось.
Каждая птичка не единожды подлетала к свежей куче навоза, отщипывала кусочек, поудобнее устраивала его в клюве, и летела в сарай. Потом они брали травинки, окунали их в навоз и тащили в гнездо. И если самочка брала легкие и короткие травинки, которые целиком можно было смочить в навозе, то самец отыскивал длинные и тяжелые травинки, с трудом окроплял навозом ее середину и натужно пытался влететь с ней в сарай. Но тяжелая ноша тянула его к земле, травинка вываливалась из клюва и он снова и снова пытался ее поднять и затащить в гнездо.
Я специально пошла смотреть, что они придумали. Оказалось, правильно придумали. Стали лепить донышко прямо на гвоздик. И сразу процесс сдвинулся с места. Гнездо росло на глазах. Но тут опять не пошло. Навоз-материал пластичный, но при высыхании дает усадку. Пока птички поднимали стенки гнезда, внизу они высыхали и укорачивались. Поэтому приходилось укреплять их заново.
Но удивились мы другому. В один из жарких дней строительный материал так высок, что на навозе, уроненном этим утром коровой Лапушей, образовалась твердая корочка. Птички сели на него и повертелись во все стороны. Но свежего не было. и тогда они пробурили клювом дырочку и стали из нее доставать навоз. А потом брали травинку и катышек навоза одновременно и тащили в сарай.
Спустя время, ласточки закончили стенки гнезда и стали устилать его дно мягким материалом. Подошла шерсть с коров, которая линяла и падала во дворе, перышки от других птиц, шерсть с собак и даже маленькие тряпочки, тут и там валяющиеся около вольеры кур-я закрывала тряпками те дыры, которые петушки каждый день проделывали в стенках курятника, чтобы подраться.
Приехали электрики снимать показания счетчика. Папа запер собак в сарае, чтобы не было лишнего крика. А тут прямо в это время подлетела ласточка с большим перышком в клюве и, с трудом сохраняя равновесие на ветру, уселась на провод около сарайной двери. Закрытой. И ждала, терпеливо держа перышко, пока сарай не открыли.
Но вот домик принят комиссией в лице ласточкиной семьи, и самочка снесла три яичка. Теперь во дворе птичек не было видно, так как они по очереди сидели в гнезде. Дольше грела свои драгоценные яички самочка. Более коротко-самец.
Потом появились три птенчика. Мы слышали, как они тихонько тоненько попискивают, сидя под самочкой. А спустя несколько дней уже видно было, что из гнезда торчали то кончик крылышка, то маленькая головка или пара ноготочкой на ножке. Первое время родители ночевали в гнезде. но дети росли, и скоро ласточки коротали ночь или на проводе около гнезда, или на гвоздике.
Пол под гнездом усеялся белыми отметинами помета. Сначала родители убирали за птенцами, выкидывая помет из сарая во двор. Но когда птенцы повзрослели, то стали сами пятиться к краю гнезда и ронять капли вниз. Когда на нашего папу попала такая большая и вонючая капля, он долго возмущался и тыкал пальцем в птенцов в гнезде, выговаривая им за хулиганство. Ведь потолок был очень низок, и мы легко могли достать рукой гнездо.
А потом мы увидели, как первый птенчик вылетел из двери сарая и неумело, угловато и часто махая крылышками, летал над домом, сопровождаемый родителями. Через три дня все три малыша летали в небе, и их почти нельзя было отличить от взрослых.
Этот день был тих и не жарок. Подняв глаза вверх, я удивилась-провода, тянущиеся от дороги к нашему дому, были сплошь заняты ласточками. Я стала их считать и обнаружила, что в этих птичьих посиделках участвовало более ста птиц. Так и просился вывод о птичьих смотринах. Взрослые показывали обществу своих отпрысков с гордостью и радостью.
Это была первая часть истории птичек архитекторов-обыкновенных ласточек.
На фото-в середине сидят три птенца, а по краям-родители.

Раздел: