Вчера, 28 июня, состоялась первая из серии встреч "Клуб для бизнеса", где предприниматели и эксперты обсуждали вопросы современного сельского хозяйства и возможные пути их решения. Организаторами встречи стала площадка для бизнеса Biznesbomba совместно с журналом "Наши деньги". Экспертами дискуссии выступили Александра Маланичева (Министерство сельского хозяйства и продовольствия), Ольга Лоретц (Уральская государственная сельскохозяйственная академия) и Татьяна Порошина (Россельхозбанк).
Вопрос модератора дискуссии, главного редактора журнала «Наши деньги» Олега Власова, стоит ли в принципе бизнесу идти на рынок сельского хозяйства, вызвал бурю эмоций. Алексей Воложанин, руководитель федерального портала для фермеров Fermer.ru сразу встал на защиту местных производителей: в регионе выращивается достаточное количество действительно качественной продукции. Каждый из участников согласился, что их сфера деятельности – нужная и благодарная, и в большей степени их трудам рады горожане, отвыкшие от натуральных, качественных продуктов: молока, мяса, овощей.
Вопрос наивысшего качества в сельско-хозяйственном бизнесе – один из важнейших.
Хозяин фермы «Терешата» Алексей Бухаровский заставил присутствующих задуматься над фактами: в Китае олимпийской сборной запретили питаться в ресторанах, поскольку вся продукция выращивается на ГМО (в России также продаются импортные китайские продукты), в Екатеринбурге уже сегодня можно натолкнуться на поддельный рис из пластика.
При этом наши отечественные, в частности уральские, производители гарантируют высокое качество продукции. Игорь Картузов, владелец ООО «Картофель», подхватывает: «Качество своего производителя легко проверить, и его легко привлечь к ответственности».
Не менее важным здесь становится проблема ценообразования. «Либо цена, либо качество», - говорит владелец крестьянского хозяйства Андрей Аникьев. У дешевой продукции соответствующее качество, те, кто выбирают лучший продукт, как правило, готовы платить за него. Поэтому в большинстве случаев добавленная стоимость на товары местного производства оправдана, но потребители не всегда это понимают.
Например, продукция Фермерской усадьбы Дениса Банных представлена в сетях таких магазинов, как Ашан. И на фоне более дешевого зарубежного ассортимента может оказаться в менее выигрышном положении. Решением вопроса большинство участников видят выход на более платежеспособную аудиторию и распространение продуктов в «дорогих» продуктовых.
Однако не для всех это проблема. Игорь Картузов так подошел к решению: «Где нужна низкая цена, мы просто не моем картошку». А предприниматель Яна Комарова даже наладила продажу натуральных продуктов через свой интернет-магазин «Блага-дать», где принимает заказы и доставляет продукты своим покупателям совсем свежими. Доставка платная, покупатели берут сразу несколько наименований товара, и аудитория этого магазина уже давно сложилась.
Еще одна проблема, живо обсуждавшаяся на встрече – модернизация промышленности, ее расширение.
«Наша команда из 15 человек обрабатывает 30 гектаров земли, а в Голландии одна семья – 60 гектаров, и в сезон нанимают еще несколько человек, у них все автоматизировано, - говорит Денис Банных.
У отечественных производителей здесь сразу несколько вопросов: расширение, выбор оборудования, упаковки, кредитование. Участники жаловались Александре Маланичевой, что трудно получить господдержку или стать участником программы по субсидированию: при покупке племенного скота, семян для посева зерна, удобрений и т.д.
А кроме того местные фермеры сталкиваются с проблемой нехватки кадров и их недостаточной квалификацией. Как говорят участники, в сельском хозяйстве сейчас два вида работников: маркетологи, которые всю жизнь хотели работать с землей, и жители деревень, пытающиеся спастись от пьянства.
В ответ представитель Сельскохозяйственной академии Ольга Лоретц заметила, что хорошие кадры не вырастить, пока никто из производителей не будет поддерживать образование. Среди вариантов решения: отправлять на учебу «целевиков» от своего хозяйства или фермы, приглашать на практику, чтобы учащиеся своими глазами видели условия работы и хотели вернуться туда. Владельцы фермерских и крестьянских хозяйств недоумевают, почему к ним на работу не идет молодежь. Заработная плата сотрудника сегодня не менее 25-30 тыс.руб., а Алексей Бухаровский предлагает своим работникам и вовсе сказочные условия: в каслинском районе каждому крестьянину он построил двухэтажный дом.
И последний немаловажный вопрос, волновавший участников дискуссии, – сертификация продукции как экологически чистой. Потому что экологически чистый продукт – это бренд, который внушает доверие покупателям и за что они готовы платить больше.
Что мы здесь, на Урале, можем считать экологически чистым продуктом? Этот вопрос пока остается без ответа, поэтому фермеры единогласно пришли к необходимости выработать уральские стандарты экологически чистой продукции.
Отсюда
Олег Власов - Главный редактор журнала «Наши деньги»
Александра Маланичева - Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Ольга Лоретц - Уральская государственная сельскохозяйственная академия
Файлы:
malanicheva.jpg
vlasov.jpg
loretc.jpg