Измайлово — жемчужина Москвы. В семнадцатом веке село Измайлово и его окрестности были родовой вотчиной царя Алексея Михайловича Романова, который создал здесь образцовое усадебное хозяйство, превратив территорию в цветущий Райский сад. На реке Серебрянке были построены плотины с мельницами, искусственные пруды. Заработали льнопрядильни, стекольный завод, птичьи дворы, теплицы, зверинец. Были заложены роскошные сады: Виноградный, Аптекарский, Просянский, Тутовый, сад — лабиринт. У Просянского сада находился «царев пчельник». Тогда на Руси процветало бортничество. Подмосковные бортные угодья охватывали Измайлово, Лосиный остров и уходили далеко за Медвежьи озера. Воск и мед были самым ходовым экспортным товаром. Пасека в Просянском саду была тогда олицетворением прогресса. Самыми привлекательными на этой пасеке были колоды с названиями: «Царь», «Царица», «Царевна». Копии этих колод сейчас находятся в НИИ пчеловодства (г.Рыбное, Рязанская область), а когда-то они принадлежали Измайловской опытной пасеке.
Прошло сто лет...и еще сто лет... Лишь через 200 лет на месте «царева пчельника» снова возродилась жизнь - началось строительство Измайловской опытной пасеки по инициативе Императорского Русского Общества акклиматизации животных и растений, покровителем которого был августейший Великий Князь Николай Николаевич Старший. По проекту известного в Москве архитектора П.С.Кампиони был построен «дворец» для пчеловодов в стиле терема времен Алексея Михайловича и 9 августа (по новому стилю) 1865 года состоялось торжественное открытие Измайловской опытной пасеки.
Организаторы «образцового пчельника» , а среди них было много ученых, хотели проводить в Измайлове исследования в области биологии пчелы, заниматься подготовкой профессиональных кадров и развернуть просветительскую деятельность среди населения. Устроителем пасеки, ее спонсором, был меценат А.И.Евсеев. Первым заведующим пасеки стал Г.А.Александров. Уже через два года (в 1867 году) состоялась первая в России пчеловодная выставка. Очень скромная, всего 18 экспонатов, но это было только начало. Потом вторая, третья, четвертая. По инициативе протоиерея П.И.Кроткова и будущего академика Н.В.Насонова в 1887 году была организована передвижная выставка на воде, зафрахтованная баржа двигалась по Москве-реке до Бронниц. В 1896 году была организована передвижная выставка по железной дороге в Смоленской губернии.
Выставочные экспонаты пополняли фонды музеев Пасеки. Их было два: «Научный» и «Исторический». «Научный» музей занимал просторное деревянное здание с большими окнами. Внутри вдоль стен располагалась коллекция ульев; стены музея украшали портреты самых знаменитых пчеловодов, русских и зарубежных. На самом почетном месте — портрет родоначальника Измайловской пасеки — царя Алексея Михайловича. И, конечно, в музее демонстрировались инструменты, инвентарь от «шляпы с тюлевой сеткой» до «паровой воскотопки». Об «Историческом музее» известно мало. Скорее всего, он появился по специальному проекту. Возвели здание из железобетона в форме летящей пчелы. Говорят, что это было первое в России сооружение из железобетона. Еще Измайловская пасека прославилась своими учебными курсами. Набор был невелик, в среднем по 8-10 человек. В советское время число курсантов доходило до 80 человек, но уже было «не штучное».
В 1899 году был снят первый фильм по пчеловодной тематике, а в 1900 году Измайловская опытная пасека удостоилась Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Таким образом, организаторы «образцового пчельника» успешно справлялись с задачами, которые они поставили перед собой в области исследования биологии пчелы, подготовки кадров и просветительской работы. В их числе были академик Николай Викторович Насонов (заведовал Измайловской опытной пасекой с 1878 по 1885 год) и профессор Григорий Александрович Кожевников, который был назначен заведующим Измайловской опытной пасекой в 1910, а в 1920 году вынужден был сложить с себя звание заведующего. Именно на Измайловской пасеке эти ученые сделали открытия, которые прославили их имена и нашу страну. Железа, открытая Насоновым и носящая его имя, вырабатывает секрет, обладающий сильным ароматом. Основная функция «языка запахов» - коммуникационная. Феромоны насоновой железы служат пчелам для отметки трассы полета, регулируют поведение пчел при роении, координируют деятельность членов пчелиной семьи. Григорий Александрович Кожевников ответил на вопрос «Где же восковые железы у пчелы?». Он открыл придаточную смазочную железу в основании жала и теперь она известна как железа Кожевникова.
Но наступили тяжелые времена. Против Г.А.Кожевникова была организована травля: его лишили кафедры в МГУ и должности директора Зоологического музея. Здоровье его было подорвано и в январе 1933 года он умер. Не избежал участи многих порядочных людей и, сменивший в 1921 году Г.А.Кожевникова на посту заведующего Измайловской опытной пасеки, Абрам ЕвлампиевичТитов. В 30-е годы его обвинили в контрреволюции и сослали.
В 1924 году Пасека была снята с госбюджета и переведена на полный хозрасчет.
В 2002 году спецлесхоз «Исторический» , в ведении которого находится природно-исторический парк «Измайлово», подготовил «Предложения по организации Эколого-просветительского центра «Царская пасека»».
************
В прошедшую субботу, 15 августа, отмечалось 150- летие «Измайловской опытной пасеки». Перед воротами Пасеки были расставлены столы: пять или шесть и помост для выступления молодежного ансамбля. Была детвора и пенсионеры, два — три полицейских. К микрофону подошел заведующий Пасекой — Дмитрий Петрович Войтович. Он сказал, что 9 августа исполнилось ровно 150 лет со дня основания Измайловской пасеки и что он сейчас вынесет буклеты, отпечатанные в честь этой славной даты.
От себя скажу, что правильнее было бы вести летоисчисление от Алексея Михайловича. 300 лет назад, когда США еще и в помине не было, Измайловская пасека уже была! Вклад российских пчеловодов в науку и просветительскую деятельность получил международное признание. Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1900) — тому подтверждение. Измайловская пасека - «намоленное» место для российских пчеловодов. Но сегодня здесь царит «мерзость запустения».Нет ни музеев, ни пчеловодческих курсов, ни сотрудников. И никакие молодежные ансамбли с гармошками и ложками не скрасят положения. Правда,могло быть и хуже. На этом месте могли поставить автомойку, сауну, коттеджи, вырубить все деревья. Этого не случилось. И на том Слава Богу!
**************
Вы спросите: «А причем здесь Сергей Собянин?». Отвечу: «Не знаю. Может быть и ни причем. И если он действительно ни причем, то это печально».
P.S. Использованные материалы: В.М.Герасимов «История Измайловской опытной пасеки». И.А.Шабаршов «Русское пчеловодство», Москва, 1990.