Геннадий УРВАНЦЕВ
Труд на земле и искусство
Старой Моньи
Уникальный родниковый край, расположенный в междуречье Камы и Вятки, что на восточной части великой Русской равнины, не может не пленить своими красотами каждого путника.
Пологие холмы, покрытые густыми девственными лесами, перемежаются с широкими долинами и поймами. Голубыми глазами смотрят в небо сотни прудов и водохранилищ, а из земных недр бьют более двух тысяч родников.
Это Республика Удмуртия, край с полуторамиллионным населением, где каждый третий житель селянин и для него труд на земле наполнен глубоким смыслом самой жизни.
Факт беспрецедентный: за последние годы местные крестьяне сумели переместить Удмуртию по большинству видов животноводческой продукции с 49 места в десятку самых успешных регионов России. Ненастное лето 2015-го лишь подтвердило неслучайность аграрного успеха республики. А всё просто: сельские нивы здесь не только и не столько материальный стоимостный объект, а среда обитания и условие жизни самих людей. Как тут не привести, давайте признаемся, мудрые слова Карла Маркса: «Даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, взятые вместе, не есть собственники земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею, и…они должны оставить ее улучшенной последующим поколениям».
Да простят меня ревнивые читатели за некую нынешнюю предвзятость и непопулярность оного цитирования, но факты вещь упрямая. Именно благодаря земельным улучшениям в условиях нестабильного климата ныне можно добиться значимых аграрных достижений.
Судите сами: в краю этом две трети пахотных угодий подвержены водной эрозии. Местные крестьяне не ведают, что означает и слово-то, «чернозём», и всё-таки успешно возделывают, скупые на отдачу, местные дерново-подзолистые почвы.
Секреты успеха предельно очевидны: уместны пафосные слова - надо любить труд на её величестве Земле. А если говорить приземленно, здесь задались, казалось известными, простыми вопросами. Что нужно для развития всё того же животноводства? Скажете, конечно же, корма для животных. А где и как получить их изобилие? Это создание, независимых от капризов погоды, высокопродуктивных земельных угодий. И, наконец, как обеспечить эту самую высокую продуктивность? Ответ вновь на поверхности - осуществить различные земельные улучшения: где-то искусственный полив, где-то, напротив, осушение, где-то культуртехника - удаление кустарника, глубокое рыхление, планировка, известкование, мульчирование и так далее. Все эти действия умещаются под собирательным, ёмким названием - земельные мелиорации.
Земля не остаётся в долгу,
когда о ней заботятся
О сельскохозяйственном кооперативе с трогательным названием «Надежда», довелось слышать в республиканском Минсельхозе от самого министра сельского хозяйства и продовольствия, Александра Аркадьевича Прохорова.
В хозяйстве успешно производят овощную продукцию именно на поливе, думают о будущем, осуществляя столь важное мелиоративное действие - реконструкцию оросительной системы одноимённого названия.
Заказчик строительства, директор федерального госбюджетного учреждения, управления по мелиорации и водному хозяйству «Удмуртмелиоводхоз», Николай Соловей по дороге просвещает, начиная издалека.
- Мне кажется, общество ещё не до конца понимает, что грядёт новая своеобразная «зелёная революция», когда растительная пища и, в первую очередь, овощи и картофель всё больше будут теснить привычные виды продовольствия – мясо, молоко. Посмотрите рекомендации по здоровому образу жизни, там ведь сплошь и рядом советуют больше употреблять именно овощной продукции.
Почему? Да потому, что им нет равных в содержании витаминов, они обладают лечебными свойствами, выводя радионуклиды. А, стало быть, продлевают жизнь людей.
- Николай Петрович, вы агитируете за травоядный образ жизни?
-Убеждён, что потребление овощей и картофеля будет увеличиваться ускоренными темпами, нежели потребление мяса, молока, хлеба. Земляне изначально были в первую очередь травоядными.
- С этим можно поспорить, но я понял, что вы, таким образом, хотите убедить всех в необходимости развития орошения, ведь настоящие овощи выращивают именно на поливных землях?
- Вот именно! Сейчас в «Надежде», директор кооператива Ясонов, и об овощах, и о необходимости орошения может говорить ещё убедительней.
- А в чём суть вашего сотрудничества с ним?
- Мелиоративная система «Надежда», если так можно выразиться, - это классический пример внутрихозяйственной локальной оросительной системы, подобия которой хозяйства сами могут создавать в зонах рискованного земледелия, но при участии федеральных мелиоративных учреждений.
- Почему же такие примеры становятся уникальными в аграрных сводках, коль побывать в этом хозяйстве так настойчиво советовали в Министерстве сельского хозяйства Удмуртии?
- А что тут удивляться, специалисты понимают огромную важность земельных мелиораций, вот и рекомендует посмотреть реальный проект, где удачно связаны все звенья земельных улучшений: частного, подрядного и государственного участия. Эта система была построена ещё в восьмидесятых годах, но в девяностых годах паводок разрушил подпорное сооружение на речке под названием Лек-Ошме, от которого насосная станция подавала воду на поля, к дождевальным машинам и всё орошение заглохло.
В последние годы мы обустроили оросительную систему на площади около трёхсот гектаров, поверхностными водоводами из труб, бывших в употреблении, заново построили пруд с площадью зеркала в семь с половиной гектара.
Основные работы по реконструкции этой системы уже завершены. Дизельная насосная станция заменяется на электрифицированную, строится линия электропередачи с трансформатором. А главное – это замена открытой сети из тонкостенных спиралешовных трубопроводов на закрытую подземную сеть из полиэтиленовых труб.
Аграрные надежды в «Надежде»
…Встреча с руководителем СПК «Надежда» состоялась на плотине пруда, при въезде в знаменитую деревню Старая Монья. Почему знаменитая, скажем позже.
Сразу за деревней начинались ухоженные поля, а на горизонте виделись белые приземные завесы искусственного дождя, создаваемые неприхотливыми, но надежными «Волжанками».
Могучего телосложения, но удивительно подвижный и энергичный мужчина средних лет, подавая руку, представился: Ясонов Бронеслав Васильевич, председатель. С первого мгновения, словно мы виделись лишь пару часов назад, он начал говорить о своём хозяйстве. Именно таким мне представлялся облик успешного удмуртского аграрного предпринимателя. Проблемы и варианты их решений, планы и пути их осуществления и ни слова, так модных, порой жалоб на трудности отечественного агропроизводства.
Поговорив на меже, мы тут же отправились вглубь поля, где шёл полив капусты. У работающих дождевальных машин мы встретили мастера-прораба из субподрядного производственного кооператива, строительной фирмы с многообъясняющим названием - «Агровод», Филиппа Фёдоровича Адвахова и группу молодых монтажников.
Увиденное - не локальный малозначительный факт, а действие, говорящее о многом: реконструкция системы, её надежная работа и продуктивное орошаемое земледелие – это общая задача и частных аграриев, и подрядчиков строителей-мелиораторов и федерального государственного учреждения по мелиорации и водному хозяйству. По такому пути идёт борьба за продуктивность полей в аграрно-развитых странах.
Это были люди, которые и трудились на благородном поприще - врачевания земли, делать её более плодородной. Они находились в нужном месте и в нужное время, были заняты достойной мужской работой капитального улучшения земли. Какой контраст с теми городскими парнями, занятыми, к сожалению, перепродажей пакетиков, брикетиков, игрушек, хлопушек и прочей дребедени в пригородных электричках.
Разговор на меже определил визитную карточку известного удмуртского сельхозпредприятия.
Общая площадь пашни – не превышает полутысячи гектаров. Численность работников предприятия – в пределах 50 человек. Основное направление – овощеводство и картофелеводство, составляющие три четверти общего объёма производства. Выращивание столовой свёклы, моркови, капусты, редьки, лука. Оставшаяся четверть - это производство зерна, кормов, других культур.
Казалось бы, среднее сельхозпредприятие. Но вот слышу: СПК «Надежда» считается крупным производителем овощной продукции и занимает ведущее место в республике и по объёмам, и по ассортименту и по качеству. Агропредприятие успешно внедряет новые технологии. Объём дополнительной выручки измеряется десятками миллионов рублей. При этом планируется значительно сократить издержки и повысить рентабельность до 50-60 процентов. Основные надежды председатель и опытный агроном на экономический взлёт кооператива «Надежда» связывает с гарантированным получением высоких урожаев на орошаемых плантациях с применением современных технологий, к примеру, кассетной технологии производства капусты.
Из уст Ясонова прозвучала любопытная информация: за последние годы в Удмуртии выросло число мелких овощеводческих хозяйств.
Нишу овощеводства активно занимают фермеры, владельцы ЛПХ, а также и, (вовсе удивительно), пришлые агропредприниматели из других регионов. Объяснение очевидно: благоприятный аграрный климат привлекает новых предпринимателей. В регионе, в условиях продовольственного импортозамещения сложились возможности успешного осуществления собственного овощепроизводства, полностью обеспечивающего внутреннюю потребность и даже выход с этой продукцией к соседям. Торговые сети Удмуртии, - говорит Ясонов, - могут быть полностью заполнены местной овощной продукцией. В кооперативе «Надежда» меньше всего уповают на проблемы российского аграрного рынка, а всерьёз его завоёвывают.
Нам показали новую сельскохозяйственную технику для производства овощей, обеспечивающую в своевременные агротехнические сроки выполнение всех технологических операций, а, стало быть, и качество продукции. Показали своими силами реконструированные заброшенные помещения под овощехранилища, позволяющие поставлять овощи в супермаркеты в течение всего года. Не забыли и об очистке, мойке, фасовке и маркировке продукции, ведь покупатель ныне весьма разборчив.
Труд на земле рождает искусство
Обещанное слово о Старой Монье. Часовой 55- километровый путь от неё до Ижевска мы с Николаем Петровичем размышляли: случайно ли, что успешный труд на земле порождает высокую человеческую нравственность, стремление к искусству и прекрасному? Думается, что есть здесь глубинная связь. Уже само название - Старая Монья, рождённое в трогательной легенде о двух братьях её основавших, не может не волновать и думать о благородстве. Деревня может успешно конкурировать с самыми красивыми российскими деревнями. Чистые улицы, опрятные дома. А вот и вовсе уникальное. Судите сами.
Перед административным зданием кооператива «Надежда» и других организаций, в центре деревни, вы увидите выточенные из деревьев крупные скульптурные композиции и статуи, олицетворяющие различные удмуртские мотивы.
Вот скульптура - смена поколений: длиннобородый дед, обнимает внука за плечи, по замыслу он передаёт ему знания жизни. Рядом скульптуры, символизирующие семью, окончание полевых работ, когда выпускаются в небо птицы, парень уходящий в армию и прибивающий на воротах ленточку с обещанием вернуться в родные края и другие. Ничего подобного нигде, никогда раньше видеть не доводилось.
Смотришь на эти произведения искусства, и невольно вспоминается глубинная поэтическая строка Владимира Маяковского: «Землю попашет, попишет стихи». А какие мысли и настроения создаёт местный деревенский музей, деятельность которого связана с именем художника Николая Михайловича Тарасова, создавшего серию фигур из … соломы. Скорее всего, даже не музей, а художественные мастерские, где девушки мастерят изделия народного творчества, которыми можно украшать самые изысканные выставочные залы. Как тут не привести гротескную аллегорию «отца истории» Геродота, которого никак не заподозришь в идеологических пристрастиях: «Из плодоносных наносов возникали растения и хлебные колосья превращались в человеческие существа».