Вы здесь

Это тоже из жизни

Перейти к полной версии/Вернуться

16/08/2001 | В ДЕРЕВНЕ МОЖНО ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ! Университеты сельского предпринимательства

В Тверской области многие еще помнят, как в период голых прилавков (конец 80-х) в продмагах вдруг появились вкусные домашние пельмени. Готовили их в маленьких частных цехах, и один из таких цехов принадлежал Алексею Цветкову. Семь лет выпускал он пельмени, попутно обеспечивая работой три десятка сельских жителей. Потом всевозможных продуктов и полуфабрикатов навезли отовсюду в большом количестве, а Цветков занялся другим делом, в котором также преуспел. Главное — уметь отслеживать рынок. Но все по порядку.

ПЕРВЫЙ ГВОЗДЬ

Начинать Алексею пришлось с самого нуля. Денег в доме было три рубля. Еще столько же он занял у соседки и купил сапожную лапу. Обошел свой многоквартирный дом, собирая обувь в починку. Кто дал, а кто и посмеялся. Но к тому времени Цветков уже перестал обижаться на людей. Устроился на кухне и принялся за работу. Через неделю ежедневный доход от его труда достиг уже ста рублей. Суммы по тем временам вполне приличной, его жена, работавшая на атомной электростанции релейщиком, получала чуть больше двух сотен в месяц.
Было это в 1986-м, Алексею было 36 лет. Незадолго до того он вернулся из заключения. Работы нет, денег нет, а семью кормить надо. А за плечами у него теперь были такие университеты, что и Горький мог бы позавидовать. Осудили его "за подстрекательство к хищению в крупных размерах без личной материальной заинтересованности", но с конфискацией имущества. "Подстрекательство" выразилось в том, что, будучи председателем колхоза "Путь коммунизма" (сейчас колхоз "Мир") в Удомельском районе, он приобрел для отопления жилого фонда краденый мазут... Отсидел 3,5 года, все время писал жалобы в судебные инстанции. Наконец его дело пересмотрели и состава преступления не нашли. Имущество тоже возвратили, но только деньгами и через год. Денег этих на покупку даже половины конфискованного дома не хватило. Но к тому времени семья уже не нуждалась. В мае Алексей Алексеевич заработал первый рубль, а в ноябре они с женой купили маленький горбатый "Запорожец". Этот Боливар и вынес Цветковых на новую стезю «делания денег».
Для начала Алексей подхватил знамя, оброненное прежними заготконторами ? стал возить в деревни сахар, водку, краску и все, что нужно людям. А по крестьянским дворам собирал шерсть, шкуры, лесные грибы и ягоды. И все это вез в заготконтору. Платили и деньгами, и чеками "Урожай-90,91". Надо заметить, что все чеки ему отоварили. И вообще, говорит, его редко обманывали, наверное, помнили его прошлое. На чеки получил столько импортных товаров, сколько им с женой не нужно. Ездил продавать их в Прибалтику. Но скоро и чеки отменили, и границу закрыли, она стала съедать всю прибыль.
Следующий этап — переработка сельхозпродукции. Сначала приобрели два сепаратора, творог и сметану продавали, а сывороткой откармливали поросят. На вопрос, правда ли, что свиноводство в нашей зоне изначально убыточно, Алексей ответил:
? Кто хочет делать дело — ищет средства, кто не хочет — ищет причину. Это сказано давно и не мной.
Потом они выпускали майонез, печенье, сардельки. Техника для производства этих продуктов сохранилась и по сей день. А еще делали табуретки и другую кухонную утварь. И семь лет лепили пельмени.

ДОХОДНЫЙ БРАТЕЦ КРОЛИК

Кролик — животное, мало изученное даже зооветеринарами. Промышленным их разведением в округе не занимается никто. Поэтому прежде чем взяться за развитие этой отрасли, надо хорошо подумать. Цветков подумал и приступил к работе почти три года назад.
? Мяса для переработки стало совсем мало, ? объясняет он. — В общественных хозяйствах скот вывели, в частных еще не развели в товарных количествах. Так что мясо надо выращивать самому. Кроличье самое дорогое — до 300 рублей за килограмм. Я и решил попробовать.
Вот тут и пригодилось все его образование, начиная с Калининского сельхозтехникума и незаконченного Всесоюзного заочного сельхозинститута и заканчивая "академией народных промыслов" в лагере в Мордовии. Почитали, что нашли, про кроликов, купили в Сахарове дюжину взрослых особей, пустили их на расплод.
Спустя два года приехал к ним из столицы кандидат кроличьих наук и три дня досконально изучал способ выращивания животных за 100 дней до достижения ими 3-4 кг живого веса. По его науке, такого быть не должно. У Цветковых ? получается. Больше того, кроличья ферма приносит им больше прибыли, чем зарабатывает весь колхоз "Мир".

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

? Ангелина я, ? представляется женщина и ласково улыбается. Она хозяйка кроличьего царства, оберегаемого ею и охраняемого четырьмя крупными собаками. Она и впрямь похожа на ангела-хранителя этого дома. Впрочем, у ангела за плечами вполне земная трудовая биография, а на плечах — и дом, и непростое хозяйство в самом настоящем медвежьем углу. Усадьба расположена в деревне Ватутино, в 16 километрах от Удомли, из них 6 по грунтовке, которую зимой самим приходится расчищать от снежных завалов.
Дом построен без причуд ? нет ни теннисных кортов, ни бильярдной, ни бассейна. Зато под огромным, во всю стену, окном большой комнаты — дивной красоты озеро Перховское, окаймленное лесом. В просторной кухне-столовой много новейшей бытовой техники, в ванной — горячая вода и все прочие городские удобства. В комнате для гостей диван оккупировала ротвейлерша Багира, а ее сын Банзай ходит за хозяйкой по пятам. В небольшом помещении — компьютерная. В компьютер заносят все сведения о животных, начиная с момента их рождения. Вот сегодня на свет появились 9 малышей, за весь апрель — 430, в мае — больше 500. А всего под присмотром Ангелины Никифоровны уже больше тысячи ушастых питомцев, у каждой крольчихи есть имя. Ухаживают за ними четверо наемных работников, а она следит за тем, чтобы вовремя были проведены вязки и пересадки, вакцинации и т.д. Чуть проглядишь — потомства не досчитаешься.
? Летом здесь благодать, а зимой холодно, ? весело сообщает она.
? Кроликам?
? Да где ж вы видали, чтоб зайцы мерзли? ? смеется Ангелина. — Мне холодно. А маленьким зайчатам мы под гнезда электрогрелки подкладываем.
Ангелина Никифоровна, уютная и домовитая, охотно показывает дом, двор, всякие пристройки и подсобные помещения. В столярной мастерской — густой запах свежераспиленного дерева. Это мастер из города вместе со своим зятем строят клетки для кроликов — шеды. Добираться им далеко, и Алексей Алексеевич отдал на время автомобиль "УАЗ". "Жигули" десятой модели он водит сам, а на "Ниве" Ангелина ездит в город за покупками и по гостям.
Территория усадьбы сильно напоминает садово-дачный участок доперестроечных времен, потому что занимает не больше десяти соток вместе со строениями. Из них примерно три — под шедами. В каждом проживают 16 кроличьих семей. Вокруг луг, по которому радостно носятся ротвейлеры. По краям на клумбах цветы. И никаких грядок.
На улице к вечеру становится прохладно, а в доме тепло и уютно, включено паровое отопление от южнокорейского котла на дизельном топливе. Для надежности он продублирован котлом на твердом топливе. Природного газа в Удомельском районе нет, все на электричестве. А если свет все-таки отключат, то в хозяйстве Цветковых есть движок, даже два.
Если что и огорчает Ангелину, так это пристрастие работниц к выпивке, случается, что на работу не являются сразу обе. Тогда бросай все и сама ухаживай за животными. А вот как налажена реализация готовой продукции — ее не заботит. Мясо муж увозит, деньги приносит, на жизнь хватает. Иногда приезжают дети из Твери и Питера, бывают гости.

ПЕШКОМ ? В СТОРОНУ КРЕМЛЯ

А сейчас самое интересное. Это, конечно, реализация продукции. Выгодно продать свежую зайчатину в Удомле, Вышнем Волочке и самой Твери невозможно, там нет денег, утверждает Цветков. Поэтому он рано утром загружает свое мясо в "десятку" и везет в Москву. Доезжает до Кольцевой дороги, оставляет машину на платной автостоянке и пешком направляется в сторону Кремля, по пути заходя в магазины, кафе и рестораны. Предлагает свой товар, показывает документы и договаривается о цене. Так он часа за три-четыре «пристраивает» все привезенное мясо. Но сейчас появились постоянные потребители, и он чаще работает на заказ, не тратит время на свободный поиск. При этом рост производства проблем не создает, в нынешних условиях они вряд ли скоро возникнут.
? Хочу доказать, что в деревне и сегодня можно жить по-человечески, хорошо зарабатывать именно сельскохозяйственным трудом, ? говорит Цветков. ? И не надо ходить за государством с протянутой рукой. Но если по закону положена производителю сельхозпродукции государственная поддержка, то не стоит от нее отказываться. В рамках программы развития ЛПХ администрация области выделила ему 100 тысяч рублей. Денег этих как раз хватило на документальное оформление фермы и взятки чиновникам. А шеды для кроликов строились уже на свои кровные. Каждый следующий — на прибыль от эксплуатации предыдущих. Цена одного шеда — около 56 тысяч рублей.
Сейчас Алексей приступает к следующему этапу развития. Работящим людям, желающим заняться кролиководством на своем подворье, он выделяет готовые шеды и племенных животных. Можно в аренду, можно с последующим выкупом — как дело пойдет. Надо заметить, что продукция, произведенная в ЛПХ, никакими налогами не облагается, что повышает ее рентабельность. Места шеды занимают совсем немного, сотку-другую отвести под такое дело сможет почти каждый владелец приусадебного участка.
А когда в новых хозяйствах появятся излишки мяса, он может взять на себя услуги по их реализации. Если, конечно, этого захотят производители. А нет ? у каждого есть возможность повторить его путь от Кольцевой до Кремля.

Нина Азарина, специально для «Крестьянских ведомостей»
Опубликовано в газете «Крестьянские Ведомости» .

Раздел: