Человеческие удобства перешли всякие границы и потому превратились в трудности. Умножились машины — умножились трудности. Машины и железки уже командуют человеком, превратив в машину его самого. Поэтому сердца людей и стали железными. При всех существующих технических средствах остается невозделанной совесть человека. Прежде люди работали с помощью животных и отличались состраданием. Если ты нагружал на несчастное животное груз больший, чем тот, который оно могло понести, то оно опускалось на колени и тебе становилось его жалко. Если оно было голодным и жалобно глядело на тебя, то твое сердце обливалось кровью. Помню, как мы страдали, когда у нас заболела корова, - мы считали ее членом нашей семьи. А сегодня люди имеют дело с железками, и сердца их тоже железные. Лопнула какая-нибудь железяка? На сварку ее. Сломалась машина? Везут в автосервис. Нельзя починить? На свалку, душа не болит: «Железо, - говорят, - оно и есть железо». Сердца людей нисколечко не работают, а ведь таким образом в человеке возделывается самолюбие, эгоизм.
Сегодня один человек не думает о другом. В старые времена, (когда не было холодильников), если еда оставалась на следующий день, то она портилась. Поэтому люди думали о бедняках, говорили: «Все равно испортится, отнесу-ка ее лучше какому-нибудь нищему». А тот, который находился в духовно преуспевшем состоянии, говорил: «Пусть сначала покушает бедняк, а потом — я». Сейчас оставшуюся еду ставят в холодильник, а о своем ближнем, находящимся в нужде не думают. Помню, как в те годы, когда у нас был хороший урожай овощей и других плодов, мы давали овощи соседям — делились. Куда нам было столько? Все равно излишки испортились бы. Сейчас у людей есть холодильники, и они говорят: «А зачем отдавать излишки другим? Положил их холодильник, а потом съедим сами». Я уже не говорю о том, что продукты целыми тоннами выбрасывают или закапывают в землю, - в то время как где-то в других местах голодают миллионы людей.
Схимонах Паисий Афонский
Безопасность и беззащитность
Мир сегодня заполнили разного рода «безопасностями», но будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей. И поскольку человеческие безопасности им не помогают, они бегут на корабль Церкви, чтобы почувствовать себя в духовной безопасности, ибо они видят: мирской корабль пошел ко дну.
Мир мучается, погибает, и, к несчастью, все люди вынуждены жить среди этого мирского мучения. Большинство ощущает великую оставленность, безразличие, - особенно сейчас, - ощущает это повсюду. Людям не за что удержаться. Прямо по пословице: «Утопающий хватается за собственные волосы», то есть утопающий ищет, за что бы ухватиться, как бы спастись. Корабль тонет, а кто-то, желая спастись, хочет ухватиться за мачту. Он не думает о том, что мачта пойдет ко дну вместе с кораблем. Он хватается за мачту и тонет еще быстрее Я хочу сказать, что люди ищут, обо что бы им опереться, за что ухватиться. И если у них нет веры, чтобы опереться на нее, если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. Доверие Богу — великое дело.
Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны, но в конце концов победит Христос. Вот увидите, с каким уважением люди будут относиться к Церкви — лишь бы мы, христиане, жили правильно.
Схимонах Паисий Афонский
В книге "Три мушкетера" есть эпизод, когда Арамис выбирает себе тему для диссертации. Одна из тем звучала так "Некоторое сожаление приличествует приносящему жертву Господу". Тому схимонаху невредно бы поразмыслить над этим.