Зепп Хольцер — аграрный гуру, фермер-революционер, борец с корпорациями и просто «волшебник» от сельского хозяйства. Он смог превратить высокогорное хозяйство родителей Краметерхоф в цветущий райский сад, где зреют киви и другие южные фрукты, хотя сами австрийцы называют эту область местной Сибирью — среднегодовая температура в поместье не превышает 4,5 °С. У Зеппа Хольцера консультировались княгиня Лихтенштейн и граф Сваровски. Его семинары пользуются бешеной популярностью по всему миру и обходятся слушателям не в одну тысячу евро. У него есть мнение по любому вопросу, касающемуся ведения сельского хозяйства. С ним можно соглашаться или спорить, но его оригинальный взгляд на вещи всегда интересен.
Природу нужно чувствовать
Люди разучились понимать природу. Не только здесь, по всему миру. Они не умеют чувствовать, буквально по запаху распознавать, правильно ли то, что они делают. Здоровы ли почвы, здорово ли водное хозяйство, что происходит с дождем, почему наступают засушливые времена, случаются лесные пожары? Если удается показать, каких успехов фермер может добиться, сколько может заработать, как он может вести хозяйство без всякой поддержки, без субсидий, просто опираясь на законы природы, тогда занятие сельским хозяйством вновь становится для него интересным. Тогда и профессия для него становится самой прекрасной профессией на Земле, которую только можно представить. Часто приходится слышать выражение «мать-земля». Это не просто слова. Она на самом деле наша мать, и мы должны относиться к ней соответствующим образом. А как мы подходим к собственной матери?
Современный человек практически запирает животных в тюрьмы, держит их скученно. Он заражает и перегружает землю пестицидами, средствами защиты растений, удобрениями. У него получаются не продукты питания, а наполнители для живота, состоящие из химии. Когда система из-за неправильного хозяйствования выходит из равновесия, тогда крестьянин становится «дураком», мучителем животных, а он должен превратиться в учителя, который будет показывать человеку, как правильно обходиться с природой.
Налог на райские кущи
Мое поместье Краметерхоф находится на высоте более километра. Средняя температура — всего 4,5 °С. В июле или августе может выпасть снег. Люди просто не верят, как там, наверху, может что-то расти. На моих 50 га перепад высот составляет 400 м. Когда я получил эту землю от родителей, она считалась низкопроизводительной, и мы платили налог по низкой ставке.
Я полностью переформатировал свой участок. Сделал террасы и теперь могу обрабатывать его с помощью сельскохозяйственной техники, а не вручную. Я засадил склоны плодовыми кустарниками и деревьями в различных сочетаниях. Поликультура открывает широкие возможности. Теперь мне достаточно корма для животных и хватает еды для меня. Одних террас было бы мало. Где возможно, я построил озерца и пруды. Маленькие и большие. Всего у меня 72 водоема площадью около 4,5 га. Они распределены по всему участку. Почва обеспечивается влагой. Растения получают тепло от камней, которые прогреваются за день, а воду из прудов. Так здесь и вызревают фрукты, растут отличные зерновые.
Но после того, как мне удалось превратить свою землю в цветущий сад… После того, как на основе Краметерхофа было написано 14 дипломных работ, налоговая инспекция переоценила мой участок. Теперь у них в реестре это высокопроизводительные земли, и базовая оценка для налогообложения увеличилась в 10 раз. В то же время мои соседи продолжают платить по старым ставкам. Я ничего не смог возразить налоговой инспекции.
Дайте мне тысячу хольцеров, и я прокормлю три планеты
Этот вопрос мне задают все журналисты во всех странах. Можно ли использовать ваши методы в крупнотоварном производстве? Конечно же, можно! Но если у меня большой участок, методы отличаются от тех, которые используются на маленьком. Монокультурное сельское хозяйство изобрел человек, а не природа. Например, у меня 1 000 га поля. Я могу выращивать там пшеницу. Нужно просто сделать смешанную засадку, подсеять белого клевера, моркови или пряностей. Когда пшеница поднимается сантиметров на 20, я добавляю подсев руками или с помощью техники. Пшеница растет до высоты в 1,2 м. Она затеняет подсеянные растения. Они растут медленно, потому что зерновые быстрее и выше. Когда пшеница вызревает, приезжает комбайн. Фермер выставляет высоту срезания колоса на 20 см, снимает урожай пшеницы. Подсев остается нетронутым. Он начинает активно расти и вызревать. Через 2—3 недели вы просто не поверите, что на этом же поле собирали урожай пшеницы. Там будут и салат, и пряности, и редиска — все, что вы подсеяли. Я потом сам выбираю, что делать с этим полем. На нем можно пасти животных, можно собирать овощи (они, конечно, будут не очень большие). Наконец, я могу просто пройтись культиватором и получу органические удобрения.
Еще у меня постоянно спрашивают: можете ли вы накормить миллион человек? Можете ли вы решить проблемы голода и так далее?.. Знаете, на одном из моих семинаров присутствовал известный профессор и биолог Бент Люч, который сказал: «Дайте мне тысячу таких хольцеров, и я прокормлю три таких мира, как наш».