В.Лысенко, доктор сельскохозяйственных наук, ВНИТИП
Последствия экологических эксцессов и противоправных действий при производстве птицеводческой продукции в течение длительного времени трудноустранимы, а природной среде наносится непоправимый ущерб. Экономический ущерб включает сокращение доходов птицефабрик от производства основной продукции ( яиц или диетического мяса птицы) из-за ухудшения природного ресурса или вредного влияния на него загрязнений.
Показательным примером реальной сложившейся ситуации может являться производство сухого помета, которое было организовано на птицефабрике «Пересечанская» Харьковской области.
На указанной птицефабрике был построен цех сушки помета производительностью 1 тонна в час по готовой продукции. По технологии отработанные газы из сушильного барабана направлялись без очистки в атмосферу через дымовую трубу, высота которой была от нулевой отметки 18 метров. В процессе эксплуатации цеха сушки операторы, которые наблюдали за птицей вынуждены были отметить и заявили руководству, что на 20 – 25% уменьшился сбор яиц. По их утверждению причина была в том, что большая часть отработанных газов, поступающих из сушильного цеха, системой вентиляции нагнетаются в помещение с птицей. Ухудшение микроклимата в птичнике по их утверждению является причиной снижения яйценоскости.
Инженерная службы приняла решение увеличить зону рассредоточения поступающих вредных газовоздушных выбросов путем увеличения высоты трубы до 36 метров. Отрицательное действие на снижение поступления количества яиц было устранено, но появились жалобы из школы поселка и больных санатория «Берминводы», который расположен в 8 км от этой птицефабрики.
Цех сушки вынуждены были закрыть для установки системы очистки обезврежи ванния отработанных выбросов, поступающих из цеха сушки помета.
Этот практический пример показывает о необходимости своевременного учета негативных последствий, которые могут проявиться при внедрении технологических разработок по переработке помета. Здесь экологический ущерб переходят в дополнительные экономические затраты, которые предопределяют общую оценку принятой любой технологии утилизации органических отходов птицеводческих хозяйств.
Здесь необходимо учитывать, что плата за выбросы, сбросы опасных для человека и природных объектов веществ в атмосферу или в водоемы, размещение отходов, а также штрафы за несоблюдение норм предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, не могут в полной мере компенсировать наносимый ущерб природной среде. Превышение норм ПДК ( предельно допустимых концентраций) фактически создает опасность для здоровья и жизни человека, а юридически означает совершение экологического правонарушения.
Вследствие этого единственно действенным механизмом взимания платы за ущерб, причиняемого различным природным средам, является механизм предъявления претензий за загрязнение окружающей природной среды.
В настоящее время применяются следующие методики исчисления платы за ущерб, причиняемый различным природным средам:
- для определения размеров ущерба, причиненного земле загрязнением химическими веществами, а также несанкционированными свалками отходов, утвержден порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ №04-25 и Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству № 61-5678 письмом от 27 декабря 1993 года;
- экономическая оценка ущерба, причиняемого сверхнормативными (в том числе
аварийными) выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяется согласно "Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды" (1986 г.).
- для определения экологического ущерба в результате неконтролируемого розлива нефтепродуктов в автотракторных парках и на заправочных пунктах птицефабрик, на различных типах подстилающих поверхностей (вода; инертная почва с буграми и впадинами; почва, покрытая растительностью, в том числе и лесной; болото), используется "Методика расчета выбросов от источников горения при розливе нефти и нефтепродуктов". Методика введена в действие приказом Госкомэкологии России № 90 от 5.03.97 г.;
- для определения оценки вреда, порядка организации и проведения работ по расчету и обоснованию размеров убытков применяются "Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате эко логических правонарушений", утвержденных Председателем Госкомэкологии РФ 06.09.99 г.
Однако имеющихся методик крайне недостаточно для расчета экологического ущерба, причиненного природным объектам. В связи с этим вопросы о привлечении виновных к уголовной ответственности, возмещении причиненного вреда не могут решаться в полной мере. Претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, предъявляются в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях" на основании установленных фактов загрязнения окружающей природной среды.
На основании принятого закона Правительство Российской Федерации постановило:
1. Утвердить нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (табл. 1).
2. Установить, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению № 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Постановление 12 июля 2003 года № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Минприроды РФ представило на заключение в Минюст РФ поправки в законодательство, направленные на усиление ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды. Законопроект предусматривает также усиление административной ответственности за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Верхняя граница административного штрафа за загрязнение водных объектов увеличится в отношении должностных лиц в 10 раз (до 20 тыс. руб.). В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 15 раз (до 30 тыс. руб.). В отношении юридических лиц - в 5 раз (до 100 тыс. руб.).
Максимальный штраф за нарушения нормативов загрязнения атмосферного воздуха увеличится в отношении должностных лиц в 10 раз (до 50 тыс. руб.), уточняет "Интерфакс". В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 20 раз (до 100 тысяч рублей). В отношении юридических лиц - в 5 раз (до 250 тыс. руб.).
Как отметил министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, слова которого цитирует пресс-служба, "Принятие законопроекта позволит решить одну из наиболее острых проблем в российском природоохранном законодательстве и даст возможность однозначно определять случаи причинения вреда окружающей среде, а также объективно и в полной мере оценивать его масштабы."
Нормативы платы за размещение одной тонны отходов производства и потребления (рублей). Таблица 1
Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) |
Нормативы платы за размещение 1 единицы |
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) |
1739,2 |
Отходы II класса опасности (высокоопасные) |
745,4 |
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) |
497,0 |
Отходы IV класса опасности (малоопасные) тонна |
248,4 |
Отходы V класса опасности (практически неопасные): |
добывающей промышленности - 0,4 перерабатывающей промышленности - 15 прочие - 8 |
Примечание:
1. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:
- коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
- коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.
2. Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух поселений.
3. Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.
Критерии оценки опасности отходов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду. Таблица 2.
КЛАСС ОПАСНОСТИ отхода для окружающей природной среды |
СТЕПЕНЬ вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду |
КРИТЕРИИ отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды |
I КЛАСС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЬЕ |
ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ |
Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует |
II КЛАСС ВЫСОКООПАСНЫЕ |
ВЫСОКАЯ |
Экологическая |
III КЛАСС УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ |
СРЕДНЯЯ |
Экологическая |
IV КЛАСС МАЛООПАСНЫЕ |
НИЗКАЯ |
Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет |
V КЛАСС ПРАКТИЧЕСКИ НЕОПАСНЫЕ |
ОЧЕНЬ НИЗКАЯ |
Экологическая система практически не нарушена. |
В свою очередь, директор департамента государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды Ринат Гизатулин, отметил, что сейчас иски по возмещению вреда, причиненного природе в результате ее загрязнения, в большинстве случаев остаются неудовлетворенными. "Для того, чтобы доказать факт нанесения вреда природе от конкретного предприятия или, например, аварийного выброса загрязняющих веществ, нужно подтвердить, что произойдет деградация окружающей среды", - сказал он. В соответствии с внесенными поправками, "вред" теперь трактуется однозначно, как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, превышающего нормативы.
Определение классов опасности отходов.
В соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности Приказом МПР России от 15.06.01 № 511 установлено пять классов опасности для окружающей природной среды ( табл. 2 и 3)
Если в птицеводческих хозяйствах птичий помет не утилизируется, а накапливается в несанкционированных хранилищах, то надзорные органы на основании Приказа МПР России от 15.06.01 № 511 с учетом кода и класса опасности этого вида отхода устанавливают плату за его размещение.
Если будет установлено, что имеет место в несанкционированных местах длительное хранение помета ( свыше 1 года) к птицеводческим хозяйствам могут быть предъявлены штрафные санкции с учетом вида ( названия), кода и установленного класса опасности для окружающей среды табл. 3.
Извлечение из классификационного каталога отходов Министерства природных ресурсов от 12.12.2002 г. Таблица 3.
Название |
Код |
Класс |
Состояние |
Свойства |
Помет куриный перепревший |
1310010101004 |
IV класс опасности |
Твердый |
|
Помет птичий |
1310010000000 |
|
|
|
Помет куриный свежий |
1310010103013 |
III класс опасности |
Пастообразный |
Токсичный |
Помет утиный, гусиный перепревший |
1310010201004 |
IV класс опасности |
Твердый |
|
Помет утиный, гусиный свежий |
1310010203013 |
III класс опасности |
Пастообразный |
Токсичный |
Однако, руководителям птицефабрик следует иметь в виду, что в Российской Федерации с 20010 действует национальный стандарт «Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия».
Впервые в России разработан и утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Реализация этого нормативного документа в птицеводческих хозяйствах позволяет исключить птичий помет из категории опасного отхода, отнесенного к 3 и 4 класса опасности в новую побочную продукцию птицеводческих хозяйств, которая может быть использована при производстве экологически безопасных и эффективных органических удобрений.
Данный нормативный документ дает право компетентным органам выдавать сертификат качества на помет как побочную продукцию птицеводческого хозяйства. Соответственно птицефабрики освобождаются от платы за размещение отходов, так как птичий помет является уже не отходом, а побочной продукцией - сырьем для производства эффективных экологически чистых органических удобрений.
Следует также принимать во внимание специалистам птицефабрик, что при усло¬вии реализации всей пометной массы, плата за ее размещение не взимается (письмо-пояснение начальника Управления контроля и надзора в области охраны окружающей среды № 14-09.720 от 06.06.05 г.).
Статья опубликована в журнале «Птицеводство» 2010. № 12, стр. 45-47.