Вы здесь

ОПРЫСКИВАТЕЛИ: НЮАНСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Перейти к полной версии/Вернуться

Статья посвящена особенностям эксплуатации опрыскивателей. В ней можно ознакомиться с нюансами эксплуатации различных типов и марок насосов для опрыскивателей.

Статья предназначена для инженерно-технических работников и механизаторов сельскохозяйственного производства.

Для проверки установленного расхода жидкости используют традиционный метод с использованием мерной кружки следующим образом. Бак заливают водой 100-200 л, включают насос, устанавливают на регуляторе давления выбранное давление (при открытых кранах всех секций распределителя) и собирают кружкой вытекающую жидкость в течение 15 секунд из под каждого распылителя и сливают в накопительную емкость (ведро). Собранная жидкость измеряется расходной кружкой, полный объем делится на количество распылителей и получается средний расход за 15 секунд. Умножив на коэффициент 4, можно привести к минутному среднему расходу одного распылителя.

Насосы на опрыскивателе

Насосы на опрыскивателях предназначены:
- для подачи жидкости к распыляющим устройствам;
- для гидравлического перемешивания препаратов в баке опрыскивателя;
- для заправки бака опрыскивателя водой и средствами защиты растений.

На опрыскивателях применяются в настоящее время насосы следующих типов:
- шестеренные насосы (подкормщик ПОМ-630);
- центробежные насосы (ОП-2000-2-01, Фимко, Бранд, Керитокс);
- поршневые насосы (ОПШ-15-01, ОП-2000);
- мембранные насосы (насосы производства Италии, Германии, Польши, Югославии, России).

Насосы шестеренные, поршневые, мембранные имеют период непосредственно от вала отбора мощности трактора, как правило, при оборотах 540 об/мин.

Центробежные насосы требуют повышенных оборотов привода, поэтому они соединены с валом отбора мощности через мультипликатор, который представляет собой повышающий редуктор-шестеренный двухступенчатый, планетарный или ременный.

Эксплуатация и обслуживание насосов производится в зависимости от типа.

Шестеренные насосы

Основные неисправности шестеренных насосов:
- насос не создает давление и не дает требуемого расхода жидкости;
- нарушение герметичности насоса;
- выход из строя подшипников.

Падение давления жидкости обусловлено увеличением зазоров между торцами шестерни и прилегающими пластинами за счет износа трущихся поверхностей. Требуемый зазор 0,2-0,5 мм достигается удалением регулировочных прокладок (их 6 штук), установленных между корпусом и пластиной со стороны противоположной приводному валу.

Нарушение герметичности насоса возникает за счет выхода из строя уплотнительных манжет.
Выход из строя подшипников происходит за счет нарушения герметичности манжет и несвоевременной смазки подшипников.

Смазку необходимо выполнять с помощью шприца через масленки в крышках насоса.
Все насосы должны быть законсервированы перед хранением, для этого необходимо насос промыть водой, продуть сжатым воздухом, установить на вход и выход насоса картонные заглушки и полностью заполнить авто трансмиссионным маслом ТАп-15В с добавлением 5% присадки АКОР-1.

Центробежные насосы

Основными неисправностями насосов являются:
- выход уплотнений вала насоса;
- выход из строя подшипников насоса.

Уплотнения вала выходят из строя из-за износа либо из-за биения вала при износе подшипников.

Выход из строя подшипников за счет попадания химикатов через уплотнение вала либо из-за износа подшипников.

Для предотвращения указанных неисправностей необходимо периодически контролировать:
- герметичность уплотнения по подтеканию химикатов через дренажные отверстия;
- целостность подшипников по биению и люфтам вала насоса, и при необходимости вовремя заменить эти делали на новые.

Поршневые насосы

Основные неисправности:
- насос не засасывает и не подает жидкость – для устранения необходимо заменить манжеты на поршнях или при необходимости заменить цилиндры на новые;
- неравномерная подача жидкости – пульсация давления.

Для устранения необходимо разобрать клапанную коробку и осмотреть седла, клапаны, пружины – неисправные элементы заменить на новые.

Необходимо следить за герметичностью насоса, контролировать уровень масла в насосе не реже одного раза в месяц. Для поршневых насосов УН-41000 необходима замена масла (Тап-15В или ТЭп-15 в объеме 1,5 литра) после 2-х лет работы.

Мембранные насосы

Мембранные насосы нашли в последнее время широкое применение благодаря своей простоте, надежности, малому весу, в связи с тем, что насосы этого типа сейчас часто применяются для переоборудования серийных опрыскивателей.

Основные особенности установки насосов на опрыскивателях и их основные неисправности.
- Выход из строя подшипников насоса.
- При установке насоса необходимо, чтобы ось насоса совпала с осью вала отбора мощности, тогда на вал насоса будет передаваться меньшая нагрузка.
- Насос необходимо устанавливать на резиновые шайбы, чтобы снизить передачу вибраций на насос.
- По опыту работы рекомендуем ставить дополнительную опору между карданным валом и насосом, это позволяет повысить ресурс насоса.

Разрыв мембраны

Разрыв мембраны определяется по помутнению масла в прозрачном стаканчике насоса, мембрана заменяется на новую. Средний срок службы мембраны 1 год. Для работы с гербицидами желательно устанавливать мембраны из силиконовой резины. Особенно важно следить за уровнем масла в насосе и при необходимости доливать. Перед началом работы проверяйте наличие давления в компрессорной камере. При необходимости подкачивайте автомобильным насосом. Рабочее давление в камере должно быть в пределах 3-5 атмосфер.

Рубрика: