Вопрос будущего развития выращивания и переработки масличных культур в Украине связано с дальнейшим увеличением валового сбора семян рапса и продуктов его переработки. Существует широкий спектр прямых и непрямых возможностей технического использования рапсового масла. Из него производят не только масла, но и технический и медицинский глицерин, лекарства, вазелин, мыло, стиральные порошки т.д.
Охрана окружающей среды требует замены минеральных масел растительными маслами. В ближайшей перспективе обычные минеральные масла, используемые для технических целей, постепенно будут заменены на растительные, особенно на кораблях, паромах, погрузочно-разгрузочных механизмах морских и речных портов.
Использование традиционного дизельного топлива в двигателях внутреннего сгорания автомобилей и тракторов привело к катастрофическому загрязнению окружающей среды продуктами сгорания, которые очень вредны для здоровья человека и живой природы, негативно влияют на климат нашей планеты. В связи с этим в мире ищут альтернативные виды топлива. Одним из них является производство биодизельного топлива, производимого из растительных жиров, среди которых рапсовое масло является наиболее дешевым сырьем.
Использование рапсового масла в качестве биотоплива позволит частично заменить ограниченные запасы природной нефти, снизить нагрузку СО2 на окружающую среду. Биодизельное топливо не является абсолютно чистым, а в сравнении с дизельным топливом из нефти на порядок чище, но вследствие высокого насыщения биотоплива кислородом, в продуктах его сгорания содержание оксида углерода почти на 30% выше, чем в продуктах сгорания нефтяного дизельного топлива.
Использование рапсового масла в обычных дизельных двигателях, как правило, невозможно. Технически эту проблему решают двумя путями: приспособлением топлива к двигателю (превращением масла в эфир) и, созданием нового двигателя, работающего на растительном масле.
Вместе с тем биотопливо имеет недостатки. По данным автомобильного концерна Volkswagen, на котором изучали техническую эффективность использования биотоплива на транспорте, установлено, что на ряду со снижением загрязнения окружающей среды, при его использовании выявлены существенные недостатки.
По рекомендациям предприятий и учреждений, имеющих опыт производственного применения биотоплива в Украине биотопливо можно эффективно использовать в дизельных двигателях в теплое время года вы чистом виде, а при снижении температуры воздуха ниже 10° его смеси с дизельным топливом.
Основным сдерживающим фактором быстрого и широкого использования рапсового масла или метилового эфира, изготовленного в качестве биодизельного топлива в Украине объясняется его неконкурентноспособностью из-за низкой урожайности рапса. Стоимость битоплива напрямую зависит от себестоимости выращенных семян рапса, производственных затрат при его переработке на масло и на конечный продукт. Расчеты показывают, что при урожайности рапса ниже 1,5 т/га, производство семян, как и биотоптива является убыточным. Производство биотоплива из рапсового масла будет рентабельным при урожайности рапса 2,0 т/га и выше. Возникают трудности с транспортировкой биотоплива, созданием сетей заправочных станций для машин. Однако, вопреки всему, переход на экологические виды топлива является требованием времени, Украина, как и другие страны, будет участвовать в решении этой глобальной проблемы.