Вы здесь

ПРАКТИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ ПТИЦЫ. По книге "Птицеводство", проф. М.Ф. Иванов, 1930

Перейти к полной версии/Вернуться

Опыт учит, что только одно оставление на племя птицы, происшедшей от высокопродуктивной, не способствует поднятию средней продуктивности в данном стаде. Это значит, что если мы, например, весь приплод от всех самых лучших несушек будем оставлять на племя, и вся племенная работа будет заключаться лишь в этом, то средняя яйценоскость этого стада не изменится, следовательно, и улучшения его продуктивности не произойдет. А чтобы стадо прогрессировало, необходимо вести правильную селекцию, которая заключается в отборе наиболее продуктивных генотипов (совокупность генов организма. Ред.). Каждое стадо птицы мы должны рассматривать, как популяцию, то есть смесь генотипов, у которых различное количество наследственных задатков желаемой нами продуктивности, например, яйценоскости (о ней и будем вести речь). Также и стадо простой неулучшенной породы состоит из смеси генотипов.

Различие между культурной и некультурной породами будет заключаться только в том, что в первой генотипов средней и высокой яйценоскости больше, чем во второй. Из этой предпосылки вытекают два положения:
1.Вывести высокопродуктивную птицу возможно как культурной, так и простой породы, но поскольку у простой очень мало генотипов с признаками хорошей яйценоскости, то успех селекции в стаде такой птицы придет намного позже, и трудов будет положено гораздо больше.
2.Для получения высокопродуктивного стада породную птицу также нужно постоянно селекционировать. Оно состоит из смеси генотипов, и без постоянного отбора лучших прогресса в средней яйценоскости стада не добьемся.

Существование в каждом стаде смеси генотипов, независимо от его происхождения обусловливается биологическими и внешними причинами. Мы знаем, что дети одних и тех же родителей по качеству бывают весьма различны. От петуха и курицы с высокопродуктивными задатками на свет появляются куры как с высокой, так и с низкой яйценоскостью (раз уж мы решили о ней говорить). Вот почему не все дети в одинаковой мере наследуют задатки высокой продуктивности, отсюда и появляются различные генотипы.

С другой стороны, куры, получившие от родителей одинаковое количество наследственных задатков хорошей яйценоскости, могут проявить эти задатки по-разному, смотря в каких условиях та или иная птица находилась, как ее кормили, содержали, болела или нет и т.д. Говоря о таком явлении, птицу называют фенотипом. Следовательно, каждое стадо это не только смесь генотипов, но и смесь фенотипов, то есть оно состоит из смеси индивидуумов с различным количеством наследственных задатков. Задача селекционера заключается в том, чтобы все время повышать среднюю продуктивность стада.

Селекция в птицеводстве - дело весьма сложное. Птицеводы пока пользуются методами селекции, выработанными практиками, получившими широкое распространение и давшими хорошие результаты в птицеводстве. Они не находятся в противоречии с генетическими теориями.

Сущность практической селекции - выделять в стаде для разведения наиболее продуктивных особей, а затем постоянно испытывать каждую птицу в том, как она передает свои ценные задатки. Испытание даст возможность выбрать в новом поколении опять же наиболее яйценоских кур. Мы можем узнать не только, какие матери дали наибольший процент высокояйценоского потомства, но и какие отцы.

Оставляя из поколения в поколение наиболее продуктивные генотипы и постоянно отбрасывая ма лопродуктивные или хотя и высокопродуктивные, но не передающие свои качества детям, селекционер постепенно накопит в стаде наиболее желательные генотипы. Благодаря такой селекции средняя продуктивность стада из года в год обычно возрастает.

Селекция никогда не должна прерываться. Каждое поколение должно подвергаться испытанию или проверке на продуктивность. Самое совершенное по продуктивности стадо даже при кратком прерывании селекции может быстро потерять накопленное. На испытание ставят в самые благоприятные условия кормления, содержания и ухода. Только при таком условии они могут вполне проявить генотипические качества.

Испытание кур. У кур наибольшее значение имеет яйценоскость, поэтому их испытывают по этому качеству в первую очередь. При испытании кур в Англии очень большое внимание обращают на зимнюю кладку яиц, потому что именно зимняя кладка довольно хорошо характеризует общую годовую яйценоскость. Эта оценка важна еще и потому, что не ожидая конца кладки яиц, уже можно отобрать лучших несушек и в первый же год получить от них потомство. Можно оценить несушек и по суммарной яйцекладке за весь первый год.
"Экзаменуемых" делят на три класса. Самых лучших - первый класс оставляют на племя, остальных для этих целей не допускают. Кур с целым рядом недостатков и дефектов, свидетельствующих о ненормальности развития, к испытанию не допускают.

Для возможности учета снесенных яиц ставят контрольные гнезда (одно на две несушки). Строго соблюдают следующие правила: птицу сажают в отдельные помещения или домики не менее, чем за три недели до начала испытания; всех несушек метят либо занумерованным кольцом, либо другим способом; на испытание ставят птицу с красным гребнем и расширенными тазовыми костями (признаки здоровой хорошей несушки); птицу содержат на свободе и только в дурную погоду загоняют в птичник; яйца, снесенные вне контрольного гнезда, не учитывают, а очень мелкие яйца или неправильной формы в расчет принимаются, так как учет преследует цель подсчитать количество зародышей, выделенных в определенный промежуток времени (ненормальности яйца фиксируют); яйцо с двумя желтками считают за два яйца (два зародыша); яйца выбирают несколько раз в день, особенно следят за ними по утрам.

Птицу рекомендуется кормить сытно, в течение всего дня давать вволю сухую смесь: пшеничная мука второго сорта - 2 части по объему, овес и гороховая мука - по 2 части, рыбная мука - 1, клеверная мука - 3, отруби - 28 частей. Кроме того один раз в день на ночь давать влажную мешанку такого состава: вареная капуста - 6 частей по объему, рыбная мука - 1, пшеничная мука второго сорта - 8 частей.

Испытание петухов. Необходимо испытывать и петухов, потому что выбранные нами куры, отнесенные к первому классу, могут дать в потомстве петухов и первого и второго, и третьего классов. Вот и требуется узнать, как они в свою очередь передают потомкам лучшие признаки. Самых хороших оставим для улучшения стада. Отбирают как можно больше петухов и спаривают с молодками первого класса. На каждого выделяют не менее четырех молодок и лишь в крайнем случае можно ограничиться двумя. Всех курочек, полученных от такого спаривания, испытывают на контрольных гнездах, чтобы установить их класс и класс их отцов (испытуемых петухов).

Если потомство испытуемого петуха дает большой процент первоклассных несушек, и только у единиц продуктивность мала, этот петух должен быть отнесен к первоклассным.

Заводские достоинства петухов при установлении класса по зимней яйцекладке кур определяют только на второй год их жизни, а по годичной яйценоскости - лишь на третий. На это многие птицеводы возразят - кормить столько петухов, которые, может, и не оправдают надежд! Но если селекционер заинтересован превратить стадо в высококлассное, он пойдет на это, несмотря на то, что уйдет много времени и труда, и что петухи в качестве производителей поступят в завод (племенное стадо) лишь на третьем-четвертом году жизни. Продолжительность их жизни в качестве производителей будет зависеть от их здоровья, крепости и половой энергии. До тех пор, пока куры несут оплодотворенные ими яйца, нет никаких оснований выбрасывать таких петухов из завода.

Редакция журнала "Дворовая живность и хозяйство"
Здесь можно подписаться на журнал "Дворовая Живность и Хозяйство"

Рубрика: 
Источник: 

"Птицеводство", проф. М.Ф. Иванов, 1930