Т. ГОРДЕЕВА,
заместитель директора компании
VIPP Agri Serviсes B.V.
Селекционеры стимулируют прогресс в технологиях
Селекцию птицы начали одновременно с ее одомашниванием, когда каждый владелец кур отбирал для воспроизводства лучших особей. Наиболее успешные птицеводы послужили основой будущих специализированных племенных хозяйств. Селекцию вели в основном по экстерьеру. Созданные породы больше отличались друг от друга по внешнему виду, чем по количеству получаемых от них яйца и мяса.
К моменту перехода птицеводства на промышленную основу ко второй четверти прошлого века селекционеры вывели несколько сотен пород кур, и только четыре из них используют сегодня. Потому что главным достоинством породы стала ее эффективность.
Промышленное птицеводство предъявило свои особые требования к качеству породы, и селекционеры совершили чудо, занимаясь выведением соответствующей птицы. Если в 1925 г. для получения 1,5 кг мяса требовалось 120 дней и на каждый килограмм скармливали до 5 кг корма, а курица за год сносила максимум 175 яиц, то современный бройлер достигает этой массы за 29 дней,съедая на каждый килограмм мяса чуть больше 1,5 кг корма, а нынешняя несушка приносит за год 320–330 яиц.
Есть мнение, что такому росту продуктивности в равной степени способствуют новые методы кормления и содержания поголовья. Разумеется, совершенствование технологии позволяет птице реализовать созданный генетический потенциал, но именно работа селекционеров дала толчок развитию технологии, ставя все новые и новые задачи перед производителями кормов, оборудования, препаратов, инкубаторов.
Переход от чистопородного разведения к гибридизации
Открытие эффекта гетерозиса способствовало не только значительному росту продуктивности птицы, но послужило и основой структурной перестройки отрасли, строгой специализации. Это обеспечило племенным хозяйствам постоянный сбыт и стабильный доход, позволивший эффективно развивать и совершенствовать селекционные программы.
В качестве исторической справки напомним, что пионером была американская компания «Хай_Лайн», применившая для птицы методы гибридизации, разработанные селекционерами кукурузы. А первой оценила преимущества метода и внедрила его на европейском континенте известная в России голландская селекционная компания «Еврибрид». В последующие годы в птицеводстве наблюдается наивысший расцвет селекционной науки. Конкурируя между собой, коммерческие компании вкладывают значительные средства в научные исследования.
Специалисты разрабатывают генные технологии, сложные математические модели, методы биологической защиты, идет компьютеризация отрасли, строятся новые, оборудованные по последнему слову техники селекционные фермы, совершенствуются методы измерения признаков и оценки племенной ценности. Селекционные компании укрупняются, их число сокращается, но все же остается достаточным, чтобы борьба за рынки сбыта стимулировала совершенствование селекционных программ и повышение качества продуктов селекции.
Либерилизация рынка и развитие глобальной транспортной сети превратили торговлю продуктами птицеводства в мировой бизнес, к внутренней конкуренции добавилась внешняя. Путь к выживанию в этом бизнесе — строгий контроль за себестоимостью и рост прибыли.
Поскольку производитель не может влиять на цены своей продукции и на стоимость средств, необходимых ему для производства, то улучшение показателей продуктивности остается единственным способом получать максимальную прибыль.
В новых условиях селекционеры несут еще большую ответственность за выживание и процветание птицеводческой отрасли. Они должны произвести такой генетический продукт, который обеспечит прибыль во всех звеньях производственной цепи и сделает конечный финансовый результат наивысшим.
Особенности селекции мясных линий кур
В птицеводстве селекция, как и содержание племенной мясной птицы, — технологически наиболее сложный процесс. Отбор по таким признакам, как скорость роста, выход мяса тушки и грудки, конверсия корма, ухудшает воспроизводительные качества родителей бройлеров, а также снижает способность к выживанию во внешней среде, так как противоречит естественным потребностям их организма.
Проследив за изменениями показателей продуктивности мясных кроссов на племенных предприятиях во всем мире, можно заметить, что у бройлеров они стабильно улучшаются, а у их родителей — не изменяются или даже понижаются. Объясняется это тем, что ориентированные на конечный финансовый результат фирмы, занимающиеся селекцией, улучшают показатели родителей до тех пор, пока это не влияет на прогресс в качестве бройлеров. Ведь в себестоимости мяса доля стоимости производства суточного бройлера составляет всего 10–15%.
Конечно, современные тяжелые кроссы способны достигать пика яйценоскости до 88% и это больше, чем 6–7 лет назад, но получение достигнутого генетиками потенциала продуктивности с каждым годом становится все более сложной технологической задачей. Причина в том, что с физиологической точки зрения мы имеем дело с больными организмами современных сверхтяжелых кроссов, имеющих разбалансированную эндокринную систему.
Для них малейшие отклонения внешних условий от оптимального уровня имеют гораздо более тяжелые последствия, чем для традиционных мясных пород.
В условиях, когда приходится иметь дело с большой группой таких птиц, у которых оптимальные уровни различаются из-за неравномерности развития, приходится особенно тщательно отслеживать все факторы, влияющие на однородность стада, и обеспечивать контроль не со дня посадки в птичник, а с момента закладки яйца в инкубатор.
И снова мы наблюдаем, как деятельность селекционеров стимулирует прогресс в птицеводческих технологиях.
Повышенные требования к однородности стада у современных мясных кроссов, их необычно высокая энергия роста уже на стадии эмбриона привели к изменению принципов инкубации (фирма Hatch Tech ) и созданию инкубаторов нового типа (система Smart фирмы Pas Reform), сверхскоростных кормовых линий, систем вентиляции и сложной электронной техники точного контроля микроклимата и развития стада.
Еще одна проблема современного бройлерного производства — тяжелые петухи, от которых в основном и зависят мясные качества бройлеров. С генетическим увеличением живой массы возникают проблемы здоровья петухов, синхронизации их полового развития с курами, снижение половой потенции, которые усиливаются еще и тем, что селекция исходных линий происходит в условиях клеточного содержания при искусственном осеменении. В результате тяжелые петухи, имея вполне качественную сперму, не способны к оплодотворению из-за проблем с естественным спариванием, что приводит к серьезным экономическим потерям. В большинстве наших хозяйств не достигают рекомендуемого уровня выводимости. Эта проблема рождает новую тенденцию — содержать племенное стадо мясных пород в клетках и осеменять искусственно.
Хотя трудно представить ситуацию, что в какой- то момент из-за постоянных усилий селекционеров придется возить бройлеров на убой прямо из инкубатория, прогресс в отношении скорости роста пока продолжается и, учитывая практику в разведении индеек, идея клеточного содержания родителей бройлеров с искусственным осеменением не кажется слишком фантастической.
Небольшой мировой опыт в этой области показывает, что в клетках, специально разработанных для этих целей немецкой фирмой Specht Ten Elsen, в разных странах и на различных кроссах получают неплохие результаты.
Достигнутые преимущества:
– увеличение выхода инкубационного яйца за счет уменьшения количества грязного яйца,
– сокращение потребления корма (5%),
– увеличение плотности посадки (15,5 гол./м2 вместо 5,5 гол./м2),
– повышение оплодотворяемости на 94–99% по сравнению с 84% на полу за 40 недель продуктивности),
– сокращение количества петухов (4% против 8–10%),
– улучшение гигиенических условий и меньший отход кур.
К отрицательным моментам клеточного содержания родителей бройлеров относятся высокая стоимость оборудования и необходимость дополнительного персонала достаточной квалификации. Однако при строительстве новых ферм это компенсируется снижением стоимости строительства новых помещений, которых требуется в четыре раза меньше на такое же поголовье.
Возвращаясь к вопросу о состоянии селекционной работы с бройлерами, отметим, что несколько лет назад
многие зарубежные племенные предприятия заявили о намерении сместить акцент в своих программах селекции мясной птицы в сторону повышения ее жизнеспособности и стрессоустойчивости. Для этого они якобы начали испытывать часть потомства чистолинейных производителей за пределами селекционной фермы в трудных, а порой экстремальных условиях специально подобранных промышленных ферм и учитывают полученные результаты при оценке их племенной ценности.
Некоторые фирмы начали создавать медленно растущих цветных бройлеров, стремясь занять те ниши на
рынке, которые предъявляют особые требования ко вкусовым качествам мяса и к благополучию животных.
В области научных исследований осознана необходимость вкладывать средства в исследования, связанные с изучением физиологических и биохимических процессов в организме птицы, обеспечивающих поддержание высокой продуктивности в разных условиях внешней среды.
Будут ли эти тенденции реализованы?
Занимающиеся селекцией компании обычно сравнивают результаты испытаний своей продукции с достижениями конкурентов. И при определении критериев отбора сосредоточивают внимание прежде всего на тех признаках, по которым намечается отставание. Возможно, поэтому современные кроссы так мало отличаются друг от друга по продуктивности. Концентрация в мировом селекционном бизнесе к настоящему моменту (схема) приближается к максимальному уровню. Может прекратить существование компания «Гибро», одна из самых профессиональных и глубоких с точки зрения научного обеспечения программ селекции бройлеров.
К сожалению, селекционные программы компаний Hubbard и PureLine вряд ли смогут долго оставаться самостоятельными.
Необходимость развития собственной племенной базы
Такое сокращение количества селекционных компаний приведет к монополизации этого вида бизнеса и отрицательно скажется на развитии мировой бройлерной промышленности, так как неизбежно приведет к росту цен на племенную продукцию, снижению ее качества и уровня обслуживания. Это почувствовали некоторые российские производители бройлеров, которым селекционеры уже диктуют, какие кроссы можно взять, сколько и в какие сроки. Эта ситуация говорит о необходимости для мировой бройлерной промышленности способствовать сохранению числа существующих и появлению новых селекционных программ.
Поскольку эффективность бройлерного производства во многом зависит от качества породы, в условиях рыночной экономики большинство российских производителей мяса бройлеров вынуждены были перейти на использование импортных кроссов, которые намного продуктивнее отечественных. Это способствовало возрождению и развитию бройлерного производства, но привело к уничтожению отечественной племенной базы, которая не соответствовала новым требованиям.
До последнего времени дефицит племенной продукции не ощущался. Вновь строящиеся и реконструируемые бройлерные птицефабрики удовлетворяли растущий спрос на инкубационное яйцо за счет завоза из-за рубежа и почти не вкладывали деньги в строительство родительских ферм для своих предприятий и тем более в создание современных специализированных репродукторов первого и второго порядка.
Однако в последнее время в Европе из-за экологических и эпизоотических причин происходит сокращение
объемов производства животноводческой продукции.
Стал ощущаться дефицит племенной птицы. Если не принять срочных мер, недостаток инкубационного бройлерного яйца может стать лимитирующим фактором для дальнейшего увеличения производства мяса птицы в России.
Это говорит о необходимости развития собственной племенной базы.
В последнее время в стране заметны положительные сдвиги в области создания мясных репродукторов.
Многие крупные объединения, наряду с расширением бройлерных ферм, строят для себя родительские и даже прародительские фермы. Так поступает, например, «Приосколье» и другие птицеводческие предприятия Белгородской области.
Уникален проект группы предприятий ОАО «Агрика продукты питания», которая, будучи крупным диверсифицированным бизнес-комплексом в секторе мясопереработки и производства мяса бройлеров, ради стабильного развития племенного потенциала на территории России решила инвестировать средства в племенную базу бройлерного производства. Совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан осуществлен проект строительства племенного комплекса «Агрика. Башкирское племенное птицеводство», включающего прародительские и родительские фермы со всеми необходимыми сопутствующими структурами, который позволит производить ежегодно 3,7 млн голов суточных родителей и 75 млн инкубационных бройлерных яиц для нужд собственного производства и продажи другим птицефабрикам. Предприятие намечено построить с учетом всех международных требований к племенным
хозяйствам. Качество производимого здесь племенного материала не будет уступать зарубежным.
Этот проект пока не имеет аналогов в России. В дальнейшем он может послужить основой для перехода на более высокий уровень — создание собственного селекционного центра. Успех его будет зависеть от понимания и поддержки отечественных производителей мяса бройлеров. Учитывая современные тенденции мирового племенного птицеводства, проект можно рассматривать с точки зрения государственной безопасности и отнести к национальным