# Как то осенью мне пришлось быть в Москве. Первым моим делом было отправиться в сад Общества Акклиматизации. Там мне бросились в глаза две породы кур, невиданных мною нигде до тех пор; одна из них напоминала по форме тела султанских кур, по цвету-золотых падуанок; другая напоминала малайских, только с густой бородкой, бакенбардами и изогнутым клювом. На первой стояло: «павловки», на второй «орловки». Так как об этих породах в иностранных книгах не упоминалось, то я попыталась было узнать, где они преимущественно водятся, кем и откуда выведены, отличаются ли они какими-нибудь хозяйственными достоинствами или, подобно султанским и малайским курам, представляют собою птицу нарядную, для украшения птичников. На эти вопросы я, к сожалению, не могла найти ответа, потому что никого из старших нельзя было разыскать, а сторож не мог мне всего этого разъяснить. Тогда же в Москве на птичьей выставке было много хороших кур, преимущественно нарядных (декоративных), но таких, как в саду, я не видала.
# О павловках я прежде читала в книжке г. Арбашева «Птичная королевна». Там старушка—птицеводка рассказывает, что «на ее памяти (она умерла 82 лет в 1875 году) были в Poccии куры большущие - пребольшущие, которыя несли много яиц и все крупных-раскрупных». Эту породу, продолжает она, вывели при императрице [Екатерине Второй в селе Павлове, (знаменитом слесарными изделиями) из помесей каких-то австралийских кур с нашими простушками. От того и порода была названа «Павловка», по нынче она перевелась, и ни за какие деньги ее нельзя иметь. так как все лучшие куры и петухи были скуплены англичанами и увезены в Англию, где и разводятся под каким то другим именем. Но только далеко этой новой породе до нашей «Павловки» прежнего времени. Все это очень правдоподобно, за исключением величины роста и яиц, так как, повидимому, старушка немного преувеличивала; в одном месте она говорит, что – «кохинхинки и брамы несут большия яйца в роде индюшечьих», тогда как, напротив того, эти породы всегда несут яйца довольно мелкие сравнительно с их ростом, что и составляет недостаток этих кур.
В одном из номеров «Земледельческой Газеты» был помещен ответ г-жи де-Сен-Лоран, которая советует держать орловок, как выносливую и носкую породу; затем мне пришлось увидеть очень хороших павловок и орловок в Bене, в здании Общества птицеводства, на Пратере. Там, во дворе Общества, г. Вогау, негоциант из Москвы, устроил на свой счет помещение для пятидесяти гнезд; помещения эти остались в пользу Общества, за что оно избрало г. Вогау в свои почетные члены.
# Между многими замечательными курами, которых он прислал туда, были русские павловки, орловки и pyccкиe голуби, которые в южной России называются туркутами, а у немцев и французов—трубачами или барабанщиками.
Mне очень хотелось испытать у себя эти две породы кур. я приобрела в Туле пару цыплят орловок и пару павловок. По приезде их поместили в отдельное помещение, внов выстроенное, где еще никогда не было других кур. Bсе птицы сильно простудились дорогой: у орловок в ноздрях была засохшая материя, изо рта шел дурной запах, язык обложенный (на языке типун); все указывало на застарелый насморк, если не на начало дифтерита. Их надо было лечить, а потому несколько раз держали над дегтярными парами, промывали несколько дней ноздри самым слабым бертолетовым раствором, стали кормить молочной и жирной кашей, говядиной и т. п. Орловки совершенно поправились. Характера орловки неуживчивого, драчливого, взаперти их трудно держать с другими породами. К весне они всё таки пропали от дифтерита. Павловка—курица, бывшая но виду совсем здоровой, с наступлением холодов заболела дифтеритом хохлатых кур: запухли обе щеки, глаза, из ноздрей потекла материя- несколько дней она была совсем слепа, затем умерла одна, затем другая. Замечательно, что из полугодовых цыплят, находящихся в теплом курятнике, заболевали дифтеритом только гуданы н бантамы, а скрещенцы гудана и брамы, чистокровные итальянки, брамы, кохинхинки, лагшанки, бойцовые, голошейки и плимроки все до первого ноября жили в саду и были здоровы.
По красоте своей павловки превосходят золотых падуанок, от которых они отличаются низкими, покрытыми перьями ногами и особенным гребнем; орловки менее красивы. Нет сомнения. как и все нынешние многочисленные породы кур, они произошли от скрещения различных пород между собою, но от этого их, достоинства не уменьшаются.
Так как обе эти породы—наши русские и так как, по словам наших известных птицеводов, как Ал. С. Баташев, они быстро исчезаютъ,
# [*) КупитьПавловок, и Орловок можно в Ty.ле; у Ив. Серг. Бутовского, Госпитальная ул., (3-я часть)]
я считаю не лишним обратить на них внимание русских хозяев и привести подробное описание этих пород, сделанное двумя известными в Европе деятелями по птицеводству, председателем, Венского Общества птицеводства бароном Вилла-Секка и профессором ветеринарии Цюрном в Лейпциге.
# Вот, что пишет барон Вилла-Секка. «Г. Отто Вогау, устроивши для Общества на свои средства отличный «Huhnerpark» привез из Москвы две породы настоящих русских кур. Куры одной из этих пород—орловки—замечательные птицы: большие, сильные, с совершенно особенными, орлинообразными головами. Клюв у них изогнут и, подобно ногам, желтаго цвета. Затылок очень толст и выгнут, что придает им особенный вид. Голова гладкая; бакенбарды и бородка болышие Петух и две курицы желтоватого цвета с белыми пятнами: две курицы чисто-белые. Последние имеют сходство с белыми малайскими, появившимися было под названием наполеоновских кур; разница между ними только в устройстве головы и клюва.
# «Вторая порода—павловки—маленькие куры, на низких, покрытых перьями, ногах, с хохлом в виде шлема (не разсыпным) золотистаго цвета (Goldlack farbe); по цвету и фигуре они напоминают золотистых турецких или султанских, а по строению хохла—золотистых брабантских. Эти миловидные и очень правильно расписанные куры производятъ приятное впечатление. Черный и коричнево-золотистый цвет перьев очень густъ; цвета ярко отличаются один от другого».
# Профессор Цюрн пишет следующее: «В последние годы в наших газетах два раза появлялись сведения о русских породах кур. Первое появилось в газете птицеводства, издаваемой Энгедьгартом в Нюрнберге, здесь было сообщено, что ученый садовник Мейзель в Нюрнберге имеет гнездо русских деревенских кур, которые так сходны между собою по наружному виду, что их происхождение от тщательно содержимых племенных кур несомненно. Затем была помещена заметка барона Вилла-Секка, в которой он с похвалой отзывается о двух новых породах, привезенных из Москвы. Одна называется павловкою, другая орловкою».
# Кур Мейзеля Энгельгардт описываетъ так: «Петухи и куры равны но росту деревенским курам средней величины, крепкого и короткого строения, с замечательно маленькими, продолговато-плоскими головами с греинем как у «La Fleche» (в виде двух прямих рогов) и короткими гортанными подвесками. Кругом лица—бакенбарды, под клювом—бородка. Глаза темно-кapие, клюв короткий и сильный: ноги серого цвета, голы, средней толщины, шенкеля же у петуха, который имеет чрезвычайно длинные шпоры, очень развиты. Все эти птицы черного цвета,, с белого цвета перьями вокруг шеи, на спине и в хвосте. Гребень, лицо, гортанныя подвески ярко-красного цвета; ушныя сережки белые. Петух имеет богато-оперенную шею и большой, серпообразный хвост. Эти куры не кажутся схожими ни с павловками, ни с орловками, судя но описанию барона Вилла-Секка
# [ *)Описанная порода очевидно произошла от различных скрещений русских кур с французскими породами или павловками-падуанками].
# Эти две последние породы я получил недавно из России, прямо из Москвы. Один из моих слушателей, Ал. Лист младший в Лейпциге, был так любезен, что приобрел их в Москве и сам привез мне в Лейпциг. Гнездо павловских кур он достал от одного из лучших заводчиков этой породы в Москве, фон-Шлиппе; они получили награду в Москве. Фон-Шлиппе был очень рад, что в Германии! начинают интересоваться русскими породами и отказался от денег за присланных мне птиц, за которых можно его искренно поблагодарить. Павловские куры (названный так по городу Павлову) давно уже пользуются известностью в Poccии. Они выведены еще в царствование Екатерины Великой. Они напоминают, как говорит барон Вилла-Секка, золотых падуанок, но не теперешних, а например тех, которыя были нарисованы в книге Poultry book Гаррисона Beэйpa, изд. Винафильдом и Джонсоном, с прекрасными раскрашенными картинками, под именем Golden-Spangled Polands, только павловки отличаются более короткими ногами, покрытыми густыми перьями (Англичане называют падуанок «польскими» курами за их высокий хохол). Павловки, которых я получил, очень красивые птицы, немного робкие; относительно их пригодности в хозяйственном отношении, я, само собою разумеется, ничего не могу сказать. Курица среднего роста, сжата с боков, ноги желто-серого цвета, низкие, в скакательном суставе очень согнутые и покрыты густыми перьями. Главный цвет перьев тот же, что и у золотых падуанок. Петух имеет великолепную шейную обвеску (Galsbehang), которая состоит из желтых и коричневых, а большею частью из белых, по краям желто-коричневых, блестящих перьев. Борода у петуха почти совершенно черна. Между черными перьями на груди и на верхушке скакательного сустава, на пятках, коричиевые перья.
Курам не достаёт
черной груди. Хохол или шлем
петуха почти весь состоит из белых перьев; у основания его-черныя, желтыя и коричневыя перья. Хохол не в виде шара, а имеет форму букета, также и у кур, которыя имеют в чепце перья коричневыя, желтыя, черныя и белыя. Клюв желтый, сильно загнутый спереди. Черная бородка и маленькия бакенбарды. Сережки—синия или синевато-серыя. У петуха маленький красный, рогатый гребень и красныя, очень маленькия гортанныя подвески. Хвост у петуха имеет у основания черныя и корнчневыя перья. Большия серповидныя перья белаго
цвета, остальныя перья хвоста—белыя или коричневая, с желтой каймой или пятнами.
# «Орловския бойцовыя, как их называют в России, очень схожи между собою по цвету. Пять кур и петух краснокоричневаго цвета, в роде красно-седлых йокагам. Кое где на голове и шее беловатыя перья, при этом белая борода и белыя щеки (бакенбарды). Голова очень плоская, клюв большой, желтый, изогнутый как у орла. Желтыя высокия, гладкия ноги. Цвет петуха краснокоричневый, грудь черная, перья хвоста темнозеленыя, темнее, чем у кур. Гребень у петуха - как у малайца: в роде маленькой красной шишки; у кур только след гребня у основания клюва, вверху. Орловские бойцы, которые, кажется, будут довольно велики (я получил поздние выводки) очень ручныя и, вместе с тем, прожорливыя куры. Oни кажутся на первый взгляд происходящими от скрещения малайцев с большими английскими бойцовыми. В Poccии эта порода давно сохраняется чистою. Малайский тип у ней преобладает.
# «Эти куры представляюсь особый интерес для тех, кто полагает, что мы должны ввозить в Германию кур из северных, а не из южных стран, чтоб выводить крепкия, более соответствующия нашим климатическим условиям, породы».
В приведенном описании проф. Цюрна невольно бросается в глаза то, что хозяйственное значение этих двух пород не известно. Если бы заводчики, присылая птиц, подробно объяснили их хозяйственная достоинства, немецкий профессор написал бы, «что, по словам русских заводчиков, они отличаются тем-то и тем-то». Во всяком
случае куры эти очень важны для нас, потому что выведены на севере Poccии, и следовало бы позаботиться о (сохранении этих красивых пород. На них следовало обратить особое внимание ближайшему Обществу птицеводства. В Туле, где больше всего орловок, и в с. Павлове (если не ошибаюсь, в него едут на пароходе из Нижнего), следовало бы каждый год устраивать выставки орловок и павловок разных цветов. Выставки должны устраиваться просто и дешево. На каждый цвет следует назначить три, четыре награды, но не медалями, а деньгами, что для простого заводчика самое главное. Следует также советовать заводчикам не продавать заводских гнёзд, а то у нас бывает так: приезжает какой нибудь покупатель и пристает к заводчику, чтобы тот продал непременно птиц, составляющих завод, и заводчик продает, благо ему перепадает лишний рубль, а себе оставляет худшую птицу. Кроме выставок главными двигателями птицеводства признаны: раздача петухов для скрещения и устройство чистокровных племенных питомников или станций. Скрещивание делается, чтобы придать более выносливости породе, или чтобы не передавать недостатков, присущих некоторым чистокровным породам и т. п. Мне кажется, раздавать орловских и павловских петухов для скрещивания с простыми курами не следует, а нужно их, как и бойцовых. разводить в чистом виде, устраивать племенные питомники и раздавать гнёздами, а не петухами. Германския общества птицеводства с которых следовало бы брать пример всем другим европейским обществам птицеводства, придерживаются следующего способа усовершенствования птицеводства.
# 1. Раздача племенных петухов.
Общество испытываем лучшия породы домашних птиц, отличающихся нежностью мяса и скороспелостью или обильным яйценошением или величиной, и более соответствую
# Из книги М.Н.М-Гриневой.
Страницы книги любезно предоставлены А. Б. Вахрамеевым.