Как правильно выбрать кросс? На большинстве опрошенных «Агротехникой и технологиями» птицефабрик эту проблему решают просто: меняют кросс, после того как то же сделает племзавод, поставляющий им родителей или финальные гибриды. Другие изучают опыт птицефабрик, уже имеющих новые кроссы. А некоторые, прежде чем принять окончательное решение, выращивают сразу несколько кроссов, не отказываясь от уже имеющегося.
На птицефабрике «Ореховская» Ростовской области уже восемь лет выращивают гибриды одного кросса – «Хайсекс Браун». «Раньше работали на отечественном «Родоните», – рассказывает главный ветврач фабрики Людмила Кравцова. – Но потом наш поставщик, племптицезавод «Можайский», перешел на «Хайсекс Браун». Мы тоже были вынуждены менять кросс. Впоследствии так на нем и остались, потому что птица оказалась более экономичной». Новый кросс привлек специалистов «Ореховской» небольшой конверсией корма, высокой сохранностью и продуктивностью (см. таблицу). На предприятии изучили все его зоотехнические и ветеринарные особенности и остались довольны, добавляет Кравцова. Сейчас «Хайсекс Браун», по ее словам, дает 340 яиц/г. на несушку, сохранность молодняка составляет 99,3%, а взрослой птицы – 97,7%.
Что-то новое
Вслед за поставщиком, племптицезаводом «Свердловский», на новый кросс обратили внимание и на птицефабрике «Окинская» (Иркутская область). Сначала взяли «на пробу» небольшую партию «Хайсексов» – белого и коричневого, вспоминает главный зоотехник Сергей Сутырин. Это произошло после того, как «Свердловский» вместе с «Родонитом-2» стал предлагать «Хайсексы». Они понравились руководству «Окинской» меньшим расходом корма. Сейчас на птицефабрике содержатся несушки всех трех кроссов. «Пока мы сравниваем их между собой, выбирая лучший вариант», – поясняет Сутырин.
По мнению президента Росптицесоюза Владимира Фисинина, импортные яичные кроссы отличаются большей продуктивностью и крепостью скорлупы. Например, мясные привлекают птицеводов высокой скоростью роста бройлеров и меньшим расходом кормов, поясняет он. Вместе с тем Фисинин не согласен, что наши кроссы уступают западным. Если оценивать их «по комплексу признаков», то они даже лучше, уверяет он. Так, «Смена-7» – новый кросс селекции одноименного подмосковного племптицезавода – вышел на уровень ведущих мировых производителей по среднесуточному привесу (60 г), гордится он. При этом расход кормов на килограмм привеса у «Смены-7» составляет всего 1,68 кг, а если принять в расчет стоимость яйца и сохранность молодняка и взрослой птицы, то «Смена-7» дает «реальное преимущество» по сравнению с любым зарубежным кроссом, доказывает глава Росптицесоюза.
Со «Сменой-7» работают на птицефабрике «Рефтинская» (Свердловская обл.) и менять кросс не собираются. У него высокая скорость роста, хорошая жизнеспособность и продуктивность птицы, перечисляет замдиректора фабрики по производству Николай Осовских. Кросс приспособлен для российских кормов, технологий и оборудования, доволен он. Правда, на «Рефтинской» среднесуточные привесы – 48 г на бройлера – ниже тех 60 г, о которых говорит Фисинин. Впрочем, «Смена-7» все равно «полностью устраивает» специалистов фабрики, говорит Осовских. Российские кроссы более жизнеспособны и менее требовательны, чем импортные, объясняет интерес птицеводов к отечественным разработкам гендиректор МНТЦ «Племптица» Николай Кравченко.
Основной показатель при выборе кросса – рентабельность конечного продукта. Главное, правильно просчитать ее, рассказывает Фисинин. К примеру, если при привесе 60 г/сут. вывод цыплят не превышает 72–80% вместо положенных по технологии 85%, то компания получит суточных цыплят с более высокой себестоимостью, предупреждает он.
Любой кросс, как российский, так и зарубежный, постоянно совершенствуется, продолжает Фисинин: улучшение показателей происходит каждые пять – семь лет. Селекционеры вкладывают большие средства в обновление кроссов. По данным «Племптицы», селекционная компания Aviagen Ltd тратит на развитие своих кроссов «Арбор Айкерс» и «Росс» более $50 млн/г. А российские племзаводы, по словам Кравченко, получают от государства на селекционные разработки 2–10 млн руб./г. плюс вкладывают в эту работу часть своей прибыли. В итоге выручка лучших племзаводов не превышает $10 млн/г., заключает он.
Какая разница
Как полагает главный зоотехник-селекционер ППЗ «Птичное» Людмила Черкащенко, высокими показателями продуктивности сейчас обладают все яичные кроссы, и птицеводам при их выборе стоит обращать внимание на другие особенности. Например, яйца кросса «Хайлайн» нужно быстро отправлять на переработку, потому что у них тонкая скорлупа, не предназначенная для хранения, рассказывает она. А вот «Хайсекс», наоборот, дает яйцо с прочной скорлупой высокого качества. Это важно для птицефабрик, поставляющих продукцию в розницу. К тому же толщина скорлупы в конечном счете определяет эффективность яичного производства, считает Черкащенко: именно от нее зависит процент боя и насечки. Можно получить 330 яиц от несушки, но если из них будет 30 шт. боя, то о высокой рентабельности бизнеса можно забыть, говорит она.
Еще один важный показатель – размер и масса яиц. У «Хайсекса» они не такие крупные, как у «Птичного» и «Птичного-2», уверяет Черкащенко. В регионах, где есть рынок сбыта отборного яйца, эти кроссы приносят птицеводам хорошие деньги, замечает Черкащенко. Уже на 24-й неделе жизни птицы, то есть почти с самого начала кладки, можно получать яйца массой 52 г, объясняет она. Зато «Хайсексы» пользуются спросом в Сибири – там покупатели, по наблюдениям Черкащенко, предпочитают мелкое яйцо.
«Шейвер» привлекателен высоким качеством белка и желтка. По словам Черкащенко, у яиц данного кросса очень плотный белок, не разжижающийся при хранении. Благодаря этому яйцо можно долго хранить без потери свежести. Птица кросса «Шейвер» усваивает жирные кислоты из морских водорослей и семени льна, что способствует повышению качества скорлупы. Производители утверждают, что яйцо этого кросса может пройти по транспортеру длиной 1 км с минимальным процентом боя и насечки.
Самый распространенный в России кросс, «Родонит-2» (по данным «Племптицы», 24% поголовья кур на российских птицефабриках), отличается весом яиц – до 64,1 г. По словам Сутырина из «Окинской», он не так чувствителен к ошибкам при содержании и кормлении, как импортные, у которых сразу снижается продуктивность. На пике продуктивности «Родонит-2» дает 329 яиц на несушку, говорит Кравченко.
Основной критерий выбора яичного кросса – региональные особенности спроса на яйцо. В Смоленской, Липецкой и Орловской областях, например, птицефабрики не хотят работать с коричневой птицей, потому что там покупатели признают только белое яйцо, замечает Черкащенко. Она советует птицеводам учитывать потребности рынка, вспоминая, как смоленская птицефабрика «Пригорская» понесла убытки в результате эксперимента с коричневыми кроссами – в области просто не было спроса на такое яйцо.
У мясных кроссов, кроме конверсии и скорости роста, важным параметром считается соотношение частей тушки и выход мяса. Чем больше грудка, тем лучше кросс, полагает замгендиректора Удмуртской птицефабрики Светлана Веселкова. Например, у «Смены-7» ширина груди достигает 22 см, но если бройлера вовремя не забить, качество мяса может снизиться из-за того, что у птицы слабый костяк, говорит она. Хороший выход филейного мяса дают «Росс» и «Кобб», сообщает Кравченко. Эта птица кряжистая, с гипертрофированной грудной мышцей. К 38-дневному возрасту бройлеры достигают веса 2,3 кг, а в 42 дня – до 3 кг, замечает он.
Неоднозначный импорт
По данным «Племптицы», доля российских кроссов составляет 40–45% отечественного рынка. В год в страну ввозится 10–15 млн суточных цыплят родительских форм и до 230 млн гибридных яиц. По мнению Фисинина, ввозя импортное гибридное яйцо, товарная птицефабрика рискует: «Никто не знает, какой букет болезней и вирусов оно завезет». А если импортировать родительское поголовье, то риск снижается до 10%, прародителей – до 1%, считает он. Новички в птицеводстве ошибочно полагают, что ввоз импортной птицы решает все проблемы, поддерживает его Кравченко.
Одна из проблем нашего бройлерного производства – нехватка репродукторов, напоминает Фисинин. В некоторых регионах их нет вообще. Если в связи с ветеринарными проблемами ввоз племпродукции из-за рубежа приостановят, то российские фабрики, выбравшие западные кроссы, рискуют остаться без работы, опасается он. По словам Фисинина, закупить племенное яйцо в Европе и сейчас непросто: в связи с угрозой птичьего гриппа родительское стадо там сократилось на 15%. Из-за этого птицефабрики вынуждены везти племматериал из США, а там большинство репродукторов ориентировано на внутренний рынок, говорит он.
В итоге крупные партии яйца формируются не с одной, а с пяти – восьми ферм, что, по словам Фисинина, недопустимо с точки зрения биозащиты: на каждом предприятии свой микробиологический фон. И даже если один и тот же кросс завозится с разных племзаводов, букет болезней будет совершенно разный. Поэтому специалисты не рекомендуют содержать на товарной птицефабрике несколько кроссов от разных поставщиков: это резко повышает затраты на ветеринарию.
Если в мясном птицеводстве явно не хватает племрепродукторов (часто из-за этого компании и обращаются за кроссами в ЕС и США), то в яичном эта проблема почти решена. Как правило, у товарных птицефабрик свои родительские стада, по сути являющиеся репродукторами второго порядка. Выращивать там гибриды дешевле, чем закупать суточных цыплят, объясняет Кравцова из «Ореховской». «Мы держим небольшое племенное поголовье – 20 тыс., под которое по очереди задействуются два птицеводческих корпуса. Этого достаточно для комплектации всей птицефабрики финальными гибридами», – рассказывает она. На яичных птицефабриках содержать родительское стадо проще, соглашается Фисинин: можно использовать то же оборудование и клетки, только размещать кур нужно вместе с петухами.
Импортное родительское поголовье в два-три раза дороже российского. По словам Сутырина, инкубационное яйцо «Хайсекс белый» обходится птицефабрике в 27 руб./шт., а «Родонит-2» – в 10–12 руб./шт. Содержать зарубежные кроссы тоже дорого. «Хайсекс белый», например, требует высокой доли энергии в кормах и стабильных условий содержания, говорит Сутырин. По его словам, по себестоимости рацион для «Хайсекса» получается существенно дороже, чем для «Родонита». Впрочем, прирост продуктивности, который он дает, окупает эти затраты, утверждает он.
Время пришло
На птицефабрике «Удмуртская» долго работали с кроссом «Барос-123» ленинградского племзавода «Большевик». «Но потом мы поняли, что выжали из него все, что можно», – говорит Веселкова. В «Смене», которая заменила «Барос», компанию привлекли скорость роста, конверсия и убойная масса птицы, вспоминает она. Сначала птицефабрика попробовала «Смену-4», а в 200 г. заменила ее на «Смену-7».
Когда только начали работать с этим кроссом, опасались, что ничего не выйдет, рассказывает Веселкова. Но, обогатив по совету племзавода рацион бройлеров и введя в него дополнительные аминокислоты, на фабрике смогли снизить конверсию до 1,76, привесы – увеличить до 49,6 г/сут., а сохранность – до 96%.
Как советует Черкащенко, решив сменить кросс, стоит пообщаться не только с его поставщиками, но и с хозяйствами, которые его уже используют. Беседы с коллегами очень важны, соглашается Кравченко: демонстрация птицы в производственных условиях, объяснения специалистов по ее кормлению, содержанию и ветеринарии будут лучшими аргументами при смене кросса. Однако необходимо иметь в виду, что на его «обкатку» может потребоваться несколько лет, особенно если кросс зарубежный, предостерегает Черкащенко.
Адаптационный период у новых импортных кроссов длится три – пять лет, подтверждают во ВНИТИПе. Зарубежные кроссы обязательно должны пройти адаптацию к условиям кормления и содержания: например, если в США птицу кормят соей и кукурузой, то у нас пшенично-ячменные рационы. На реальную продуктивность оказывают влияние даже освещенность помещений и уровень шума в птичниках, добавляет Фисинин. Время привыкания к новому кроссу зависит еще и от готовности персонала и специалистов работать с ним. Если в хозяйстве не обучают обслуживающий их персонал да еще часто меняют кроссы, то оно никогда не будет рентабельным, полагает Черкащенко.
Даже один день неправильного кормления может нарушить весь цикл производства бройлеров, говорит Веселкова из «Удмуртской». По ее словам, принципиально важно, чтобы на фабрике был грамотный зоотехник по кормам с опытом работы, способный оперативно решать возникающие проблемы. Рекомендации производителей даются из расчета на «идеальные» условия, объясняет она, а на производстве их приходится постоянно адаптировать, приспосабливая к имеющемуся оборудованию и микроклимату.
Автор – корреспондент медиа-группы «Крестьянские ведомости». Материал написан специально для «Агротехники и технологий»
Кто есть кто на рынке
Рынок отечественной племптицы представлен мясными кроссами «Смена», «Конкурент», «Сибиряк», «Барос» и «Русь» и яичными «Птичное», «Родонит», «Хайсекс», «Кубань», «Радонеж», «Маркс», «Прогресс» и «Пачелма». В России также используется 9 импортных мясных и 11 яичных кроссов. Основными мясными являются «Росс» и «Арбор Айкрес» (компания Aviagen), «Кобб» (Cobb-Vantress), Гибро (Hybro), «Хаббард» (Habbard), «ПъюреЛайн» (PureLine Genetics), яичными – «Иза», «Шейвер» (оба – ISA), «Хай-Лайн» (Hy Line International), «Ломанн» (Lomann Tierzucht), «Супер Ник» (H&N International) и «Хайсекс» (Hendrix Genetic).
Семь лет на кросс
Кросс (от немецкого слова Kreuzung – скрещивание) – это гибрид, полученный в результате скрещивания дальних родственников: чистых материнских и отцовских линий птицы. По данным ВНИТИПа, для выведения нового кросса требуется 5–15 лет. В среднем в России кроссы выводятся по семь лет. Одно из условий успешной селекции – периодическое обновление крови. Для этого во всем мире практикуется завоз зарубежных чистых линий, чтобы исключить близкородственное скрещивание.
Диана Насонова
Журнал «АгроТехника»
№2, весна 2007
www.agro-technika.ru
http://www.agro-technika.ru/news/581/
ок