Шкляева И.Х., Шепель А.А., Сергеева Л.Ж. Опыт работ по разведению пернатых хищников в Пермском зоопарке // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. Москва, 1986. С. 267-268.
ОПЫТ РАБОТ ПО РАЗВЕДЕНИЮ ПЕРНАТЫХ ХИЩНИКОВ В ПЕРМСКОМ ЗООПАРКЕ
В 1982-1985 гг. в Пермском зоопарке предпринята попытка разведения в неволе 7 видов хищных птиц и сов, у которых до этого никаких попыток приступать к размножению не наблюдалось.
Исходя из возможностей зоосада, основными мероприятиями, предпринятыми для стимуляции птиц к размножению явились: добавочное введение в рацион живого корма в виде голубей, крыс и цыплят от одной до семи порций в неделю, в зависимости от этапа репродуктивного периода и вида птицы; установление платформы с гнездами и предложение строительного материала. Птицы содержались в вольерах размером 3х3х3,2 м, доступ посетителей к ним ограничен не был, у гнезд устанавливались заграждения из веток.
Черный коршун. Пара содержалась в зоосаде 7-8 лет (возраст в момент поступления не определялся, так же как и у других птиц), после смены обстановки в вольере, хищники начинали достраивать предложенные им гнезда. В 1982-1983 и 1985 гг. откладывали по 2 яйца (всего 6), из которых 4 оказались неоплодотворенными, в одном погибший эмбрион, из одного вылупился птенец, которого в возрасте 1,5 суток съела самка.
Обыкновенный канюк (4-6 лет). В одном вольере находились два самца и две самки, в другом два самца и одна самка. В 1982-1983 гг. отложили 13 яиц (три кладки по два яйца, одна - три, одна - четыре), которые были раздавлены и расклеваны птицами.
Ястреб-тетеревятник (самка - 12, самец - 2 года). До 1983 г. содержались отдельно ввиду проявления высокой агрессивности самки.
Монтировка гнезда и помещение в один вольер обеих птиц усилило агрессию, что не позволило приступить птицам к размножению. В 1985 г. (самка - 2, самец - 3 года) отложено одно яйцо на пол вольера и расклевано.
Осоед обыкновенный (7-8 лет). Установка в 1982 г. гнезда не вызвала никаких изменений в поведении птиц.
Беркут (8 лет). В 1982 и 1983 гг. птицы растаскивали выставленные им гнезда. В 1984 и 1985 гг. гнезда не предлагались, но хищники (оказались обе самки) снесли на гнездовую полку и на пол по 2 и 3 яйца, которые не насиживали.
Степной орел (около 20 лет). Две и три особи в разных вольерах. Все годы наблюдений проявляли заметный интерес к гнезду, но кладок не было.
Филин (10-15 лет). Две группы в разных вольерах: самец и самка-1, два самца и самка-2. В 1982 г, самка-1 отложила 4 яйца, в одном погиб 14-дневный эмбрион. Из трех вылупившихся птенцов одного съела самка, два остальных были благополучно выращены eю до двухнедельного возраста, после чего подсажены в гнездо близ заказника "Предуралье". В 1983 г. из 4 яиц одно расклевано, из остальных вылупились птенцы, благополучно выращенные в зоопарке. В 1983 г. самка-1 пала. Самка-2 в 1983 г. отложила два яйца, которые оказались неоплодотворенными, в 1984 г, кладки не было, 1985 - одно яйцо расклевано, в одном погиб эмбрион.
Таким образом, с момента установки гнезд все задействованные в эксперименте птицы, за исключением осоедов, проявляли интерес к постройкам и большую часть времени проводили в них. Явное стремление достраивать гнездо появлялось только у коршунов, степных орлов и канюков, беркуты за сутки растаскивали предложенные им постройки. Агрессивное отношение к наблюдателю отмечалось у филинов, канюков и коршунов, последние проявляли необычную активность, не характерную для естественных условий. Из семи видов только филины на протяжении двух лет давали жизнеспособное потомство. У большинства хищников яйца расклевывались самками после появления на них трещин, что, возможно, объясняется утоньшением скорлупы яиц за счет длительного содержания в неволе.