То, что проблема подделки на рынке запчастей – одна из самых острых в сельском хозяйстве, признают и производители, и потребители техники. Размах деятельности «гаражных умельцев» впечатляет всех участников рынка. Но выход из сложившейся ситуации они видят по-разному.
С проблемой поддельной продукции сталкивается практически каждое предприятие сельхозмашиностроения, считает директор департамента продаж запасных частей и сервисного обслуживания техники компании «Ростсельмаш» Виктор Столбченко. «Поэтому контроль над рынком запчастей к собственной технике стал вопросом экономической безопасности и репутации производителей. Ведь подделки – не шутка, они составляют реальную угрозу бизнесу потребителей техники», – восклицает он. Ежегодный ущерб, наносимый компании нелегальными производителями, Столбченко оценивает в 700 млн руб. «Оборот «Ростсельмаша» по запасным частям составляет порядка 1,1 млрд руб./г., поэтому такие потери очень ощутимы», – сетует директор департамента продаж запчастей.
Откуда запчасти?
«Многие думают, что поддельная продукция сплошь идет из Китая, но это не так, – говорит заведующий отделом технического сервиса ФГНУ «Росинформагротех» Иван Голубев. – У нас тоже полно частных фирм и гаражных мастерских, работающих без лицензии завода-изготовителя». По мнению специалиста, «сегодня запчасти не выпускает разве что ленивый».
Впрочем, некачественная деталь может появиться на свет не только в полуподвальной гаражной мастерской, но и, как ни парадоксально, на самом заводе-изготовителе, добавляет главный инженер племзавода «Воля» (Краснодарский край) Николай Титоренко. «Запчасти воруют даже с середины потока! – возмущается специалист. – А это значит, что они попадают на рынок недоработанными и не соответствуют принятым стандартам».
Деталь с подвохом
Исполнительному директору компании «ЧЕТРА – Комплектующие и запасные части» (Чебоксары, входит в концерн «Тракторные заводы») Игорю Пономареву не раз приходилось сталкиваться с подделками под марками Волгоградского тракторного завода, Красноярского завода комбайнов и Владимирского моторо-тракторного завода. Что же касается деталей, производимых «Четрой», то наиболее часто подделывают каретку ДТ-75, трансмиссию ДТ-75, реверс ДТ-75 и ходоуменьшитель ДТ-75, перечисляет специалист. По подсчетам исполнительного директора, ущерб от деятельности «умельцев» на его предприятии составляет около 50 млн руб./мес. К сожалению, определить поддельную деталь очень сложно, сетует он: «В настоящее время уровень нелегального производства настолько высок, что выявить фальшивку стало практически невозможно. То, что деталь «не родная», можно узнать только в процессе эксплуатации – она быстрее выйдет из строя».
С этим утверждением согласны и участники рынка. «Несоответствие качеству определить на глаз трудно. В моей практике подделка выявлялась либо на стадии установки (пытаемся ставить деталь, а она нестандартная), либо уже во время эксплуатации», – подтверждает Титоренко.
Поддельные запчасти не могут служить долго, ведь они производятся из изношенных, заново переваренных и перекрашенных деталей, объясняет начальник отдела продаж компании «ТракторКомплектСервис» (Чебоксары) Валерий Казанов. Но хуже всего то, что в ходе эксплуатации такой «обновленной» запчасти на местах сварки появляются сколы, что делает ее потенциально опасной, предупреждает специалист.
«ТракторКомплектСервису» приходилось сталкиваться с контрафактными гусеницами, ведущими колесами и катками, то есть теми деталями, которые быстрее всего изнашиваются. «А вот подделать поршни или коленные валы сложнее: их новизна определяется по блеску, и если не сваришь так, как надо, не обманешь – покупатель сразу заметит подвох», – доволен начальник отдела продаж.
По данным Столбченко из «Ростсельмаша», наиболее часто за «родные» запчасти выдают детали повышенного износа (так называемые нагруженные системы комбайна): транспортеры, нож жатки, шнеки и решета.
Главному инженеру Аграрной группы «Рост» (Московская обл.) Геннадию Матвееву встречались в основном поддельные сборные сменные узлы, например, задний мост или гидроусилитель руля. По всем признакам было очевидно, что в их сборке использовались детали, уже побывавшие в эксплуатации, ведь изношенные запчасти быстро дают о себе знать, и не самым лицеприятным образом, замечает специалист. «Хорошо еще, если это окажется фрагмент корпуса. Но если это механизм – узел, коробка передач, мост, тормозная система, – то речь идет уже об угрозе безопасности находящихся рядом с ним людей. У нас, бывало, вылетали валовые пальцы и силовые опоры», – приводит пример главный инженер.
Впрочем, хозяйству может попасться не только поддельная запчасть, но и целая с/х машина. В тюменской агрофирме «КРиММ» пару лет назад купили поддельный автокран и погрузчик трактора К-744. «Брали якобы алтайской сборки, но оказалось, что техника была собрана из хлама – задние мосты оказались старыми», – расстроен директор компании Геннадий Рязанов. По его словам, «бэушные» запчасти попадаются часто. И хотя продаются по цене новых, выходят из строя всего за 2-3 месяца, негодует специалист.
Опыт показывает
На Зирганской МТС (Башкирия) тоже не избежали встречи с фальсификатом. «Однажды нами были взяты валы для комбайна Дон-1500, но вскоре выяснилось, что это подделка – металл оказался слабым», – вспоминает инженер по эксплуатации Кирилл Алтайский. Во избежание попадания в подобную ситуацию специалист советует аграриям проверять деталь на прочность.
«Для этого надо всего лишь пошлифовать ее напильником – у подделки быстро появляется стружка», – делится опытом инженер по эксплуатации.
Несмотря на то, что племзавод «Воля» закупает запчасти у постоянного партнера из Ростова – фирмы «Бизон», которая работает с 40 заводами из России и СНГ, без накладок все равно не обходится. «Бывает, взяли деталь, а она нестандартная, и поставить ее не можем. Ведь несоответствие качеству определить сложно», – сетует Титоренко. И все же сотрудничеством с «Бизоном» специалист доволен. «По договору мы можем вернуть бракованную запчасть в течение двух недель. И продавец примет ее без возражений, поменяв на другую».
Матвеев из Аграрной группы «Рост» рекомендует проверять детали хотя бы визуально. По его распоряжению для их закупок вместе с товароведом обязательно выезжает механик. Он-то и принимает решение о выборе той или иной детали. «А вообще поставщики на жалобы реагируют хорошо, – не отрицает главный инженер. – Если покупатель недоволен, они сразу же меняют запчасть».
Такого же мнения придерживается главный инженер АПГ «Черноземье» (Липецкая обл.) Сергей Карасев. «Поддельную продукцию можно определить невооруженным глазом. Например, по спилу (такие детали изготавливаются из плохого металла), по коррозии металла, которая появляется в результате неправильного хранения, и по несоответствию размерам», – поясняет он. К тому же хозяйство может себя защитить, приобретая запчасти у проверенных поставщиков, уверен специалист.
Титоренко не согласен с этим утверждением. «Я работал со многими поставщиками, и со всеми были проблемы», – объясняет он. Ему вторит и Матвеев, заявляя, что «нарваться» на подделку можно практически везде. При этом менять поставщиков аграрии не хотят, поскольку со старыми партнерами уже имеются сложившиеся отношения, и сложностей с обменом бракованных деталей не возникает.
Невыгодная подделка
По мнению заместителя директора по вопросам взаимодействия с органами государственной власти и связям с общественностью Союза производителей сельскохозяйственно техникии оборудования для АПК «Союзагромаш» Андрея Агашкова, распространению поддельных деталей способствует несовершенство действующего законодательства и отсутствие у хозяйств денег на «оригинальную» продукцию.
С тем, что поддельные запчасти в основном покупают небогатые колхозники, согласен заведующий отделом испытаний надежности тракторов НАТИ Владимир Архипов. «Проблема в том, что качество деталей у разных производителей сильно различается. И даже если завод-изготовитель заключит контракт с более-менее приличным поставщиком комплектующих, это все равно не спасет ситуацию: в процессе эксплуатации машины крестьяне купят что-нибудь подешевле – то, что зачастую оказывается откровенным барахлом», – утверждает он.
Того же мнения придерживается и Голубев из «Росинформагротеха». «Бороться с подделками очень сложно, поскольку цены на запчасти диктуют сами хозяйства, – считает он. – Они не могут заплатить дороже, вот «кустари» и предлагают им товар по приемлемым ценам. А у потребителя нет специальных инструментов и лабораторий, чтобы измерить запчасть».
Столбченко из «Ростсельмаша» указывает также на отсутствие достоверной информации о производителе запасных частей. «Покупатель ошибочно отдает предпочтение продукции с более низкой стоимостью, и в результате получает практически полностью некачественный товар. А ведь убытки от простоя техники в уборочный период на порядок превосходят такую «экономию», – напоминает директор департамента продаж запчастей.
Однако крестьяне категорически не согласны с утверждениями экспертов и производителей техники. Во всех опрошенных «АТт» хозяйствах заявили, что никакой финансовой выгоды от покупки подделок они не ощутили. Цена за «левые» запчасти платится та же, что и за «оригинальные» детали, говорят они. Вот только качество такой продукции и последствия от ее эксплуатации сильно отличаются.
Борьба производителей
Предприятия-производители стараются вести борьбу с подделками их продукции, но силы пока неравны. «Мы ставим на наши запчасти логотип «ЧЗ», но это не всегда помогает. Зачастую он оказывается и на подделке, – рассказывает Казанов из «ТракторКомплектСервиса».
Многие предприятия сельхозмашиностроения практически перестали использовать маркировку деталей, сделав ставку на защиту упаковки, говорит Столбченко. Так, «Ростсельмаш» еще несколько лет назад начал внедрение «брендированной» тары для комплектующих. В результате сегодня на заводе применяют самую разнообразную «защищенную» упаковку: деревянную обрешетку, гофрокартон, брендированный скотч, а также наклейки с чертежным номером. «Такое нововведение позволило облегчить погрузку, разгрузку, транспортировку, складирование и хранение запчастей. Кроме того, оно помогает провести быструю идентификацию детали по чертежному номеру, который нанесен на упаковку», – доволен Столбченко.
Также в целях защиты фирменной продукции «Ростсельмаш» внедрил маркировку – саморазрушающуюся наклейку, которая наносится на поверхность детали. Но самым эффективным способом решения проблемы стала организация собственной товаропроводящей сети. «Сегодня реализация запчастей «Ростсельмаша» осуществляется через сервисную сеть компании, имеющую порядка 200 филиалов в России и за рубежом», – резюмирует директор департамента продаж запчастей.
На заводе «Мотордеталь» (Кострома) пошли по иному пути, решив снабдить каждый комплект продукции пластиковой картой с персональным заводским кодом. Чтобы увериться в подлинности деталей, необходимо всего лишь активировать карту по мобильному телефону и получить в течение нескольких минут положительный ответ по SMS.
Впрочем, одним средством защиты на заводе не ограничились. Для еще более эффективной борьбы предприятие создало специальную группу по борьбе с распространением контрафактной продукции. Руководитель группы Алексей Забэлла рассказал, что его подчиненными ведется работа по выявлению продажи контрафакта, а также проводятся исследования запчастей на предмет подделки в цехах и лабораториях завода. «Если подозрения подтверждаются, мы заявляем в милицию», – добавил он.
На контрольные закупки группа выезжает вместе с правоохранительными органами. «При возникновении подозрения в том, что деталь опасна для здоровья и безопасности покупателя, мы отправляем ее на экспертизу, которую проводит специально сертифицированный орган. Наша работа приносит реальные результаты – некоторые «умельцы» получили срок от 1,5 до 2 лет лишения свободы», – констатирует Забэлла.
Подобную службу безопасности создал и «ТракторКомплектСервис». «Работу по выявлению фактов продажи подделок мы проводим, совершая контрольные закупки в торговых точках, а также через Интернет. Если произошло правонарушение, собираем информацию и подаем в суд», – говорит Казанов.
В то же время поставщики зарубежной техники, похоже, подобных проблем не знают. По словам менеджера по продажам «Европейской Агротехники» (официальный дилер фирмы Claas) Анны Сердюковой, все запчасти поступают заказчикам в фирменной упаковке с нанесенными логотипом и голограммой. По информации руководителя отдела продаж Константина Абрамса, компании не приходилось сталкиваться с фактами подделок под Claas, так как все покупаемые запчасти имеют адресную рассылку.
Пути решения проблемы
На взгляд Агашкова из «Союзагромаша», решить проблему контрафакта можно. Но для этого необходимо провести огромную работу. «Во-первых, усовершенствовать законодательно-правовую базу РФ, чтобы обеспечить защиту товарных знаков. Во-вторых, разработать новые технологии для маркировки, в-третьих, сотрудничать с правоохранительными органами», – перечисляет эксперт. Все это, конечно, работа не одного дня, добавляет он. И все же самое главное – это желание самих потребителей использовать качественную продукцию проверенных и зарекомендовавших себя компаний. Ведь, как известно, скупой платит дважды.
По мнению Пономарева из «ЧЕТРА – Комплектующие и запасные части», для борьбы с подделками также следует изменить ценовую политику, обеспечить максимальную доступность деталей для покупателя и повысить качество выпускаемой продукции.
А Столбченко считает, что прежде всего необходимо нарастить собственное производство и организовать четкую доставку запчастей потребителю.
Работая в этих двух направлениях, «Ростсельмаш» смог всего за три года удвоить свою долю на рынке запчастей. Ответственному покупателю по силам избежать покупки подделок, уверен директор департамента продаж запчастей.
«Уточняйте у производителя адреса ближайших сертифицированных дилеров, узнавайте о последних средствах идентификации продукции, применяемых изготовителем, и ваша техника долго и верно прослужит вам и вашему хозяйству», – заключает он.
К сведению
Контрафакт – одна из грубейших форм нарушения интеллектуальных прав. Понятие «контрафакт» имеет широкое толкование: это и производство товаров заведомо низкого качества, и подделка (фальсификация) продукции известных торговых марок, и незаконный, выведенный за рамки государственного контроля выпуск неучтенных партий товара. В любом случае речь идет о нарушении прав потребителей, которые вместо желаемой продукции получают фальсификат; наносится урон репутации добросовестных производителей, ущемляются интересы государства, недополучающего налоги. Зачастую беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна вследствие неинформированности потребителей о низком качестве такой продукции и неэффективной работы правоохранительных органов.
Юлия Пазюк
Журнал «АгроТехника»
№1, январь - февраль 2008
www.agro-technika.ru
http://www.agro-technika.ru/news/581/
Проблем с приобретением запчастей к электрокультиватору не будет, если его изготовить самому. Подробнее: https://fermer.ru/blog/8156/samodelnyi-elektricheskii-kultivator-202082