Какой трактор лучше? На этот вопрос у крестьян нет однозначного ответа: многое зависит от природных условий, площади угодий, финансовых возможностей хозяйства и т. д. Однако средних покупателей тракторов представить себе несложно. Опросив экспертов и участников рынка, корреспондент «Агротехники» пришел к выводу, что это финансово устойчивые компании, предпочитающие мощные западные (реже – белорусские) модели с хорошей сервисной программой и дополнительными опциями. Они склоняются к покупке колесных машин и не склонны приобретать подержанные трактора.
По данным Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ), парк тракторной техники в России сокращается на 4,7–5%/г. Списание тракторов на конец 2006 г. составило 6,5–7%, а коэффициент их обновления – всего 1,8–2%, сокрушается директор НАТИ Николай Щельцын. «В хозяйствах зачастую работают на машинах, у 70% которых срок службы достигает 10–17 лет, хотя их уже необходимо списывать», – поддерживает его гендиректор ЗАО «Трактор» Василий Мороз.
Новые колесные трактора поступают в Россию главным образом из Белоруссии, говорят эксперты. Одни из самых популярных моделей – МТЗ-80 и МТЗ-82 - составляют около половины российских тракторов. «В отличие от нас белорусы шагнули далеко вперед, – разводит руками Мороз. – Минский тракторный завод в 2006 г. выпустил более 50 тыс. тракторов, а восемь наших тракторных заводов – всего 10,5 тыс.». Но дело не только в объемах производства, считает Щельцын: «Белорусы начинают активно расширяться, модели мощностью 130, 150 лошадиных сил они поставляют нам уже тысячами. [У МТЗ] также появляются 200- и 250-сильные машины. Иными словами, в Белоруссии приближаются к тому, что предлагают крупные иностранные фирмы».
Аграриям нравится белорусская техника. «МТЗ-80 и 82 – очень крепкие, ремонтопригодные машины, – доволен инженер нижегородского хозяйства «Алга» Эмир Айнетдинов. – При грамотной эксплуатации они работают до 10 лет».
Равнение на запад
Восполнить нехватку современной тракторной техники местного производства готовы и западные производители. «Российский рынок один из самых перспективных в мире», – говорит Андрей Марцинкевич, специалист компании Pronar (Польша). Уже год это предприятие поставляет в Россию машины мощностью 36–260 лошадиных сил по ценам от 20 тыс. евро.
Импортная техника пользуется доверием крестьян. По оценке Минсельхоза, в 2006 г. в России было продано 2034 импортных трактора (включая бывшие в употреблении), что почти вдвое превышает показатель 2005 г. Из них около 20% составили машины мощностью 300 лошадиных сил и выше. «ЮТС-агропродукт» (выращивает зерновые) в течение двух сезонов пользуется западной техникой: у компании 17 тракторов New Holland. «Мы очень довольны, – говорит директор Эдуард Курочкин. – Производительность лучше и отказов меньше, чем у наших машин».
«Алга» пользуется двумя тракторами Case Steiger SТX 500. По словам инженера компании Ильдара Диянова, в комплекте с широкозахватной сеялкой (18 м) и культиватором они способны заменить большой тракторный парк – каждая машина обрабатывает до 10 тыс. га. Несмотря на высокую цену – около $280 тыс. – Case Steiger STX 500 уже показал свою экономичность, уверяет Диянов. По словам инженера, экономия солярки на 1 га у этой модели составляет до 20–25 л. К тому же такая машина позволяет перейти на технологию no-till. «А благодаря точному высеву мы экономим еще и на семенах», – добавляет Диянов.
Дмитрий Кожанов, менеджер отдела продаж фирмы «ТракторКомплектСервис», предупреждает, что к покупке сложной техники следует подходить взвешенно. «Например, надо подсчитать, оправданны ли будут затраты на сервис и вообще нужен ли вам трактор именно такого качества», – советует он. К осторожности призывает и исполнительный директор концерна «Тракторные заводы» Эдуард Маховиков. Признавая высокую мощность преимуществом тракторов западного производства, он напоминает, что для полной загрузки машины необходима высокая урожайность. «Иначе трактор будет работать как кухонный комбайн у домохозяйки: 3 кнопки задействованы, а остальные 15 нет, – доказывает он. – В Краснодаре и на Ставрополье большая урожайность, но этого нельзя сказать про остальные регионы».
Курочкин из «ЮТС-агропродукта» не разделяет таких опасений. Он рад, что импортные трактора редко ломаются, а поставщик осуществляет их плановое обслуживание. «А вот на ремонт отечественной техники мы истратили уже немало средств, – вспоминает он. – Еще два года назад покупали новые «Кировцы» К-744Р2, но из-за сырого металла и несовершенных узлов машины постоянно ломались». С похожими сложностями сталкивались и в «Алге». «На весенних и осенних работах мы используем МТЗ-1221, – говорит Диянов. – Так у него обязательно ломается сцепление. А с Case никаких серьезных поломок пока не было».
То, что у отечественных тракторов частые отказы, признает и Маховиков. Концерн, который он представляет, производит большую часть тракторной техники в стране. Однако, делает он оговорку, западный трактор может не ломаться год или два, но потом начинает выходить из строя, а его ремонт очень дорог. «А трактора нашего производства в течение первого года дают больше отказов, но зато потом дорабатывают до 20 лет», – утверждает он. Маховиков уверен, что отечественная техника выгоднее еще и потому, что ее может отремонтировать сам механик без помощи сервисных центров.
Однако аграриев привлекает именно наличие качественного техобслуживания. «Мы при покупке рассматривали только тот модельный ряд тракторов и комбайнов, к которым при покупке прилагалось хорошее сервисное обслуживание, – говорит Курочкин из «ЮТС-агропродукта». – В Ростовской области, где мы работаем, находится склад запчастей нашего поставщика. А если ломается редкая делаль, то в течение суток ее доставляют из Европы».
Китайцы и сэконд-хэнд
Крестьяне и поставщики техники уверены, что не стоит экономить, покупая подержанные западные трактора. «Это в основном изношенная техника, только в более хорошем состоянии, чем такая же наша, – не сомневается Мороз. – Например, трактор John Deere проработает на Западе 5–6 лет без сбоев, а потом начинаются поломки, потому что в импортную технику не закладывают такого ресурса долговечности, как в нашу».
Александр Чеботарев, менеджер по продажам сельхозтехники из компании «Мировая Техника» (Саратов), тоже убежден, что покупать бэушную технику не стоит. «От трактора за рубежом избавляются по каким-то веским причинам, – рассуждает он. – К тому же у такой машины нет гарантии». А Константин Абрамс, заместитель генерального директора «Европейской Агротехники» (официальный дилер компании CLAAS), уверен, что даже бывшая в употреблении техника западного производства будет служить надежно. Однако из-за высоких пошлин покупать такие машины становится невыгодно, добавляет он.
Кроме западных тракторостроителей, российский рынок активно завоевывает Китай. В отличие от европейских, тракторы китайского производства отличаются доступными ценами. Но насколько надежны эти машины? Маховиков говорит, что у производителей из КНР есть проблемы с качеством тракторов. К тому же он не видит «принципиального прорыва» в их технологиях создания новых машин. «А достать китайские запчасти сложнее, чем отечественные», – резюмирует Маховиков. Щельцын из НАТИ оценивает качество тракторов китайского производства как «достаточно удовлетворительное». Нишу малогабаритной техники мощностью 15, 18 и 20 л. с., по его мнению, китайцам занять уже удалось. «В этом секторе мы с ними не сможем конкурировать», – уверен Щельцын.
Правда, крестьяне пока не спешат выстраиваться в очередь за компактными китайскими моделями. Компания «Великан» (Москва) два года поставляет китайские трактора мощностью 25, 35 и 45 л. с. Основной клиент – коммунальные службы. «А вот интереса у аграриев пока нет», – сожалеет специалист компании Артем Минаков. Для них, по его наблюдениям, предпочтительнее отечественная техника. Николай Выскребенцев, декан факультета технического сервиса в АПК Московского государственного агроинженерного университета, не согласен с этой оценкой. В наших тракторах тоже слишком мало новшеств, а качество деталей, как и раньше, «неважное», говорит он. Маховиков парирует, что дело не в этом: «Мы готовы выполнить любой каприз за деньги заказчика. Но кто будет заказывать такую продукцию?»
Впрочем, вопрос не в низком спросе, а в том, «что мы не производим самые востребованные рынком модели», – уверяет Щельцын. В России не выпускают колесные трактора мощностью 60–250 л. с., хотя они успешно продаются на мировом рынке. Альтернативу им пока составляют лишь волгоградские гусеничные трактора. В «Тракторных заводах» говорят, что работают над разрешением этой проблемы. «Мы полностью заполним линейку по колесным тракторам, – рассказывает Маховиков. – Машины в 140, 160, 180 и 200 л. с. будут создаваться на базе 120- и 155-сильных тракторов «Липецкого трактора». ЛТЗ приступил к выпуску 120-сильного колесного трактора. Мы уже сделали три модели: 50-, 85- и 120-сильную – будем работать дальше».
Абрамс предполагает, что наши машиностроители не смогут преодолеть техническое отставание от западных. В «Алге» того же мнения о белорусских разработках – МТЗ-1523 и МТЗ-1221. «У них очень часто выходит из строя сцепление и «сдает» задний ход, – объясняет Диянов. – А все потому, что там стоят мощные 60-литровые двигатели, но трансмиссия оставлена слабая, от МТЗ-82».
Колесо или гусеница?
В России преобладают гусеничные трактора, а на западе – колесные. Западный опыт для нашей страны не подходит из-за «совершенно иных природно-климатических условий», – уверен Мороз из ЗАО «Трактор». Например, колесный трактор не сможет осуществить ранневесеннее боронование, потому что увязнет в грязи, говорит он.
Однако технология сберегающей обработки почвы позволяет исключить весеннюю вспашку и боронование, сводя таким образом роль трактора к минимуму. Но интерес к колесной технике растет и без внедрения новых технологий, не сомневается Выскребенцев. «Недавно я был в командировке в Башкирии и не видел там ни одного гусеничного трактора», – делится он своими наблюдениями. По его мнению, основное преимущество гусеничного трактора – проходимость по бездорожью – перестала играть такую большую роль, как раньше.
Это отмечает и Щельцын из НАТИ. Он согласен, что современные колесные трактора стали проходимее: «Благодаря переднему ведущему мосту такая машина может пройти там, где увязнет любой автомобиль. К тому же колесный трактор более универсальный, так как наряду с пахотой он обрабатывает междурядья при возделывании картофеля, свеклы и других культур». Вместе с тем, говорит Щельцын, рост мощности колесных тракторов может заставить аграриев чаще выбирать гусеничные машины. «Появились тяжелые трактора, мощностью до 500 л. с., которые по давлению на почву проигрывают гусеничным, – рассказывает он. – С другой стороны, изобрели резиновую гусеницу, которая позволяет трактору работать хоть на асфальте. Поэтому сейчас наряду с колесными тракторами мощностью от 200 л. с., все ведущие производители выпускают еще и гусеничные модели».
Единственное преимущество колесного трактора перед гусеничным – его цена, уверен Абрамс. По его данным, колесный трактор обходится в среднем на 15–20% дешевле. Однако у гусеничного больше тяговая сила, он более проходим и оказывает меньшее давление на грунт, не отрицает Абрамс. К тому же в некоторых регионах вообще невозможно использовать колесную технику, например при выращивании риса, добавляет Маховиков.
Рената Косенко
Журнал «АгроТехника»
№1, зима 2007
www.agro-technika.ru
http://www.agro-technika.ru/news/581/