Промышленным дичеразведением в СССР освоено два вида птиц - фазан и кряква. Некоторые успехи получены в разведении серой куропатки, ведутся исследования по разведению глухаря, рябчика и других видов. Требует изучения возможность искусственного разведения ряда видов дичи, ставших малочисленными в густонаселенных областях: тетерева, белой куропатки, перепела и внесенных в Красную книгу СССР - турача, дикуши, дрофы, улара, краснозобой казарки и некоторых других.
Для разведения тех или иных видов птиц на дичефермах необходимо иметь родительское поголовье. Существуют два пути его комплектования: инкубация яиц, собранных в природе, с последующим выращиванием молодняка и отлов диких птиц. Инкубация собранных в природе яиц - оптимальный путь, но он не всегда возможен, так как в природе довольно сложно находить кладки, трудно перевозить насиженные яйца, не всегда удается подобрать правильный режим инкубации и т.д. Более реальный путь формирования родительского поголовья - это отлов диких птиц. Особенно пригодны для этой цели молодые особи, которые легче привыкают к услозиям неволи. Некоторые взрослые птицы тоже бывают склонны к приручению, но чтобы отобрать их в количестве, достаточном для комплектования родительского стада, приходится отлавливать в природе слишком много, а это не всегда возможно (Романов, 1979).
Специальные исследования показали, что всех взрослых птиц при определенных условиях содержания можно приручить, сделать пригодными для формирования родительского поголовья. Работы велись с 1976 по 1980 гг. в дичепитомнике ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Объектами исследования были птицы отряда куриных - рябчик, тетерев, глухарь, кеклик, фазаны (закавказский и маньчжурский подвиды). Испытано две системы содержания птиц вольерное (напольное) и клеточное (клетки прямоугольной и шатровой конструкции).
Отловленных в природе и доставленных на дичеферму птиц, прежде всего, группировали по полу и возрасту, кольцевали, делали необходимые промеры и взвешивали. Чтобы птицы меньше травмировались при попытках взлететь и вели себя более спокойно, нужно сразу же подрезать им первостепенные маховые перья одного крыла. Использование крыловых жилеток, как рекомендуют некоторые авторы (Кирпичев, 1962; Новиков, 1971), целесообразно при временной передержке перед выпуском птиц в природу. Для постоянного же содержания в неволе рекомендуется даже ампутация части фаланги одного из крыльев.
Виды, с выраженным половым диморфизмом (например, глухари), содержались однополыми группами или поодиночке. Это необходимо, главным образом, для тех птиц, у которых самцы и самки существенно различаются по массе тела. В период приручения при испуге более крупные и тяжелые самцы могут серьезно травмировать самок.
Как правило, птицы, отловленные в природе, на ферме в течение месяца проходят карантин: их содержат в клетках или вольерах небольшого размера и обязательно затемненных, не имеющих кругового обзора, где они ведут себя намного спокойнее. Здесь проявляются естественные эколого-адаптивные особенности поведения птиц, которые можно условно назвать факторами "укрытия" и "затаивания", наблюдается примерно тот же эффект, что и в природе, когда птицы, находящиеся в защищенных местах, крепях, то есть в укрытии (или в сумерках) подпускают к себе на довольно близкое расстояние, иногда почти вплотную. Вероятно поэтому, в затемненных помещениях птицы меньше волнуются при замене корма, уборке помещения и прочих работах. Этим свойством уже давно пользуются опытные ловцы певчих птиц. Посла отлова они помещают птиц в затемненные, закрытые со всех сторон клетки и выдерживают их в таких условиях определенное время. Уместно отметить, что обучение пению молодых кенаров или разговорной речи попугаев также проводится в затемненных клетках. Птицы быстрее и лучше запоминают предложенные им новые звуки.
Изучая опыт по временной передержке крупных птиц (Нечаев-Лебедев, 1971; Перовский, 1973) в связи с их массовым отловом для дальнейшего расселения, мы также отмечаем, что отловленых в природе глухарей, тетеревов, фазанов помещают в темные или сильно затемненные условия, лишающие птиц кругового обзора и позволяющие им быстрее освоиться в новых условиях, лучше привыкнуть к различным шумам,человеческой речи и т.п.
Не менее важным условием в период приручения диких птиц является величина пространства, на котором они размещены. Просторные вольеры приводили к серьезным травмам и гибели птиц (Немцев и др., 1973), в маленьких же помещениях птицы не могут развить большой скорости при взлетах и удары об ограждающие поверхности не бывают столь значительными. Большие пространства позволяют птицам удалиться от человека, что затрудняет их приручение. Появление человека в таких вольерах каждый раз вызывает стресс у птиц, он в таких условиях становится постоянно действующим фактором. А как известно (Ковальчикова, Ковальчик, 1978), постоянный, хотя и слабый стресс ухудшает состояние здоровья животного, приводит к истощению организма, угнетает процесс размножения и т.п. В этом отношении предпочтительнее более высокая (но не шоковая) степень стресса, действующего менее продолжительное время. Уместно вспомнить принципы приручения диких хищных птиц беркутчами. Они в первые дни постоянно находятся с дикими беркутами - трогают их, гладят, не дают им спать и т.д., то есть создают сильный стресс, выходя из которого, птица уже перестает бояться человека, становится ручной.
Таким образом, для приручения птиц важен еще и третий фактор - возможно частое общение с человеком. Это обстоятельство особенно хорошо проявляется в зоопарках. В Московском зоопарке содержатся совершенно ручные кеклики, серые и белые куропатки, глухари, тетерева. Несмотря на сравнительно малые площади вольер и постоянное "беспокойство" посетителями, многие из указанных видов успешно размножаются. В дичепитомнике ЦНИЛ Главохоты РСФСР для приручения диких
птиц использовали узкие удлиненные вольеры (ширина 2 м, длина 10 м), к которым пристроены темные закрытые помещении (2x2 м), имеющие закрывающиеся лазы в выгула. Эти вольеры предназначались для содержания семей фазанов в период размножения, а в осенне-зимнее время использовались для приручения поступивших из природы глухарей, тетеревов, серых куропаток, кекликов, маньчжурских и закавказских фазанов. Особенные трудности представляет приручение тетеревиных птиц, на чем мы, главным образом, и остановимся ниже.
Поступивших из Зоообъединения тетеревов и глухарей мы высаживали группами (от 1 до 3 самцов или 2-4 самки) в помещения фазанария с закрытыми лазами в выгула. Сначала помещение не освещалось совсем, затем включали слабую (15-25 ватт) электролампу. В первые дни птицы вели себя беспокойно, даже услышав шаги, но особенно, когда человек входил к ним. Однако, серьезных травм при этом не отмечалось. Через 20-30 дней, когда птицы достаточно освоились, лаз в основную вольеру открывали и они получали свободный доступ в узкий, невысокий выгул. Необходимо отметить, что птицы хорошо запоминали затемненное помещение и использовали его в качестве укрытия. Так, при появлении человека со стороны выгула или возникновении какого-либо постороннего шума птицы непременно убегали через лаз в закрытое помещение. Если же люди входили в закрытое помещение, то птицы убегали в дальнюю часть вольеры, не пытаясь взлетать. Этому способствовала удлиненная форма вольер.
Размеры вольеры могут варьировать в зависимости от размера птиц, но узкая и удлиненная форма npи небольшой высоте (1,5-2 м) является необходимым условием. В широких и высоких вольерах птицы при "опасности" чаще взлетают, бьются о сетку. Наоборот, в узких, длинных и невысоких вольерах они стараются убежать в дальнюю часть выгула или укрыться в помещении, почти не пытаются взлетать, поэтому травмирование практически исключается. В данном примере использована одна из приспособительных особенностей птиц на воле - взлетать только на определенном расстоянии, от объекта
опасности (дистанция вспугивания).
В дичепитомнике ЦНИЛ разработана система приручения диких птиц при их содержании в клетках. В последнее время клетки находят широкое применение в дичеразведении. Размеры их, как правило, сравнительно небольшие, конструкция шатровая или прямоугольная и укрытия в них не всегда предусмотрены или представляют собой небольшие домики, в которые ведут лазы. Обзор в таких клетках панорамный. В первое время птицы сильно бьются при приближении человека, так как они видят через сетку свободное пространство и стараются уйти от "опасности", взлетают, просовывают клюв, голову через сетку и т.п. При этом они могут получить много повреждений, особенно головы и шеи. Чтобы это предотвратить, клетки покрывали толем или брезентом. Через 20-25 дней это покрытие можно убирать. Однако, в связи с небольшими размерами клеток глухари вели себя в них все-таки беспокойно. Тогда одну из стенок клетки (длинной её части) мы закрывали толем, устранив сквозной просмотр. Такие глухие стенки приходилось устраивать и при пересадке в клетки из вольер уже прирученных кекликов, рябчиков, тетеревов и глухарей. При приближении людей они сильно бились о стенку из проволочной сетки. После того, как одну из стенок (противоположную ходу обслуживающего персонала) накрыли брезентом, поведение птиц резко изменилось, при приближении людей они перестали биться, старались затаиться, беспокойно перемещались вдоль закрытой стенки клетки, но попыток взлететь не предпринимали. В этом случае устранялось травмирование птиц, процесс привыкания проходил быстрее.
Необходимо отметить, что в период приручения уход за птицами (кормление, уборка) должны осуществляться одними и теми же людьми и желательно в одной одежде (халат). Птицы быстро привыкают к этим людям и очень хорошо различают посторонних. Посещение последними помещений, где содержатся птицы, крайне нежелательно.
Прирученных птиц после карантина и формирования пар или семей желательно разместить в непосредственной близости с вольерами или клетками, в которых содержатся искусственно выведенные птицы, уже привыкшие к человеку, так как они положительно влияют на птиц, отловленных в природе. Именно на этом основан принцип отлова певчих на манную птицу. Вид ручной птицы, сидящей в клетке и не боящейся ее, не только не отпугивает, а наоборот, привлекает диких птиц даже других видов.
В дичепитомнике ЦНИЛ в клетку с молодой ручной глухаркой, выведенной в инкубаторе и выращенной в неволе, была подсажена взрослая самка, отловленная в природе, уже довольно прирученная, но еще очень реагирующая на человека. Через неделю совместного содержания птиц трудно было различить по поведению. Ручная самка стала более осторожной, уже не брала корм из рук, а взрослая перестала делать попытки выйти из клетки при приближении человека. Такое подражание поведению у глухарей отмечено и В.В. Немцевым (Немцев и др., 1973). Вероятно, подражание реакциям прирученных птиц имеет более широкий спектр, чем отношение к человеку. Это обстоятельство повлияло на успешное размножение маньчжурских фазанов, отловленных в природе и доставленных в дичепитомник ЦНИЛ в начале зимы. Разместили привезенных птиц в вольерах, смежных с охотничьими фазанами. Весной дикие маньчжурские фазаны размножались и от каждой самки получили в среднем по 42 яйца за сезон. На успешное размножение обыкновенных перепелов в клетках (Габузов, Иванова, 1969) существенное влияние также, очевидно, оказало соседство японских домашних перепелов.
Одной из основных задач дичеразведения является приучение разводимых птиц к дешевым, доступным для дичеферм кормам и комбикормам. В природе птицы поедают очень разнообразные корма, различающиеся по сезонам и довольно специфичные, особенно у тетеревиных птиц. На фермах при большом поголовье птиц невозможно обеспечить их естественными кормами, такими как хвоя сосны, почки лиственных пород деревьев, ягоды, кедровые орехи, веточки черники, брусники и т.д. Поэтому птиц, особенно тетеревиных, постепенно приучают к легкодоступным заменителям. Это, прежде всего, зерновые корма: овес, кукуруза, пшеница, ячмень и пр.; в дальнейшем - комбикорма, используемые в птицеводстве или специально составленные для определенного вида дичи и сезона года. В дичепитпмнике ЦНИЛ зерновые корма и комбикорма смешивали сначала с небольшим количеством ягод, почками и сережками древесных пород, хвоей, кедровыми орешками и т.п. Глухари, тетерева и рябчики, выбирая привычные корма, вместе с ними поедали зерно и комбикорм. Постепенно долю естественных кормов уменьшали. Их можно полностью исключить из рациона только после того, как будет выяснено, что птицы хорошо едят предложенные искусственные корма. Фазановых (кеклик, серая куропатка, фазан) значительно легче приучить к кормам дичефермы, но перевод с зернового рациона на комбикорма, даже гранулированные, также проводится постепенно.
Необходимо учитывать, что только здоровых, крепких, без признаков ослабленности и угнетенности птиц можно переводить на искусственные корма, доступные в условиях дичефермы. В период карантина важно выяснить зараженность птиц гельминтами и своевременно дегельминтизировать их.
Наши, исследования открывают принципиально новую возможность приручения птиц, отловленных на воле. В отличие от большинства исследователей, которые стремились поместить отловленных птиц в условия, максимально приближенные к естественным, мы, учитывая поведенческие особенности птиц, получили положительные результаты по следующей схеме: содержание птиц в небольших затемненных помещениях, постепенный перевод в малые, удлиненные выгула или клетки с естественным освещением; постепенное приучение к искусственным кормам.
Используя описанные выше приемы приручения диких птиц к условиям неволи, на дичепитомнике ЦНИЛ удалось создать первичное родительское стадо из птиц, которые не только не боялись человека и питались предложенными кормами, но уже в первую весну проявляли признаки брачного поведения и размножения.
Литература
Габузов О.С., Иванова B.C. Разведение перепелов для охотничьего хозяйства. - В сб.: Новости охраны природы и охотничьего хозяйства. М., 1969.
Кирпичев С.П. Опыт отлова, передержки и транспортировки глухарей. - Орнитология, 1962, вып. 4.
Ковальчикова М., Ковальчик К. Адаптация и стресс при содержании и разведении сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1978.
Немцев В.В., Криницкий В.В., Семенова Е.К. Разведение тетеревиных птиц в вольерах. Сообщение 1. Природные ресурсы Молого-Шекснинской низины. - Тр. Дарвинского гос. зап-ка, 1973, вып. II.
Нечаев-Лебедев В.П. Опыт отлова глухарей на галечниках, их передержки и транспортировки в Томской области. Природные ресурсы Молого-Шекснинской низины. - Тр. Дарвинского гос. зап-ка, 1973, вып. II.
Новиков Е. Отлов и транспортировка тетеревиных птиц. - Охота и охотн. хоз-во, 1971, № 4.
Перовский М.Д. Опыт отлова, передержки и транспортировки глухарей и тетеревов в Омской области. Природные ресурсы Молого-Шекснинской низины, - Тр. Дарвинского гос. зап-ка, 1973, вып. II.
Романов А.Н. Обыкновенный глухарь. - М.: Наука, 1979.
Валькович, В.М., Габузов, О.С., Панков А.Г. Принципы приручения пернатой дичи, отловленной на воле для формирования родительского стада на дичеферме // Дичеразведение в охотничьем хозяйстве. Сборник научных трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Москва, 1982. С. 73-82.