Вы здесь

Кормление кур на Дальнем Востоке

Перейти к полной версии/Вернуться

В.Морозов, Н.Старикова, д-р с.-х. наук, Л. Наумова, канд.с.-х. наук,
Дальневосточный НИИ сельского хозяйства

На Дальнем Востоке, от широт вечной мерзлоты Запо­лярья до субтропиков на юге, эволюция растительного и животного мира протекала весьма своеобразно. Фло­ра и фауна здесь богаты представителями, которые по­сле переработки могут быть использованы в кормах для птицы. Из белковых компонентов животного происхо­ждения в ее рационах применяются мясная, мясокост­ная, рыбная, китовая, крабовая мука, криль, моллюски и др., из сельскохозяйственных культур — популярная в регионе соя. Богаты протеином также сорго и пайза, произрастающие здесь. Основу рациона птицы на Даль­нем Востоке составляют зерновые культуры (75%), в большинстве своем завозные, так как наш регион не­зерновой. По сравнению с показателями по качеству кормов в среднем по России местные корма бедны про­теином и каротином. Минеральный состав почв и кор­мов в отдельных био-геопровинциях региона весьма неоднородный. В воде и растениях Хабаровского края, например, отмечаются значительный дефицит кальция и избыток железа, в питьевой воде Амурской области — избыток натрия и хлора. В почвах, а значит, и в рас­тениях Сахалина и в других районах и зонах недостает кальция и микроэлементов.

Научный и практический интерес представляют специ­фические биостимуляторы из семейства ботанического рода Панакс (всеисцеляющий). Кроме широко известного дальневосточного эндемика женьшень здесь произраста­ют его собратья — элеутерококк колючий (Eleuterococcus Senticoccus Maxim), аралия маньчжурская, редкое даль­невосточное древовидное растение калопанакс, акантопанакс, актинидия, лимонник.

До 90-х годов для балансирования кормов по кальцию в птицеводстве Дальнего Востока использовались морская ракушка, мел, костная и мясокостная мука, монокальцийфосфат, трикальцийфосфат, известняковая мука. Прак­тически все это сырье, за исключением известняка, было завозным. Морская ракушка, например, доставлялась на Колыму и Камчатку из Приазовья сначала по железной дороге (через всю страну), затем водным транспортом и даже самолетом. Ее поставки на Дальний Восток в бли­жайшей перспективе, видимо, будут весьма ограничен­ными или полностью прекращены. Кроме того, с началом проводимых реформ и резким повышением транспорт­ных тарифов на перевозку грузов в стране стоимость завозимых компонентов значительно возросла. В связи с этим птицеводческие предприятия многих регионов, в том числе Дальнего Востока, изыскивают возможность применения местных кормовых источников для птицы, в частности, известняковой муки, приморской ракушки, клиноптилолитовых туфов (цеолиты), мраморной крош­ки и других неорганических соединений. Богатства даль­невосточных флоры и фауны значительны и могут быть использованы в кормлении птицы для удовлетворения ее генетического потенциала продуктивности.

В целях разработки методов повышения генетического потенциала продуктивности птицы в условиях Дальнего Востока и с учетом анализа данных по фактическому со­держанию питательных веществ, в том числе витаминов, макро- и микроэлементов в местных кормах, нами прове­дены исследования, на основании которых разработаны и испытаны витаминно-минеральные премиксы.

На Государственном племенном заводе Хабаровский, снабжающим племенной продукцией птицефабрики Даль­него Востока и Восточной Сибири, для опыта цыплят яич­ного кросса Беларусь 9 селекционного стада разделили на две группы (по 12000 голов). Птице опытной группы с 10- до 150-дневного возраста в основной рацион вводили разработанные нами премиксы. Рацион всех групп состоял из комбикормов, сбалансированных по нормам ВНИТИП. Для цыплят до 9 недель они содержали в 100 г 1,20 МДж обменной энергии и 19,6% протеина, старше 9 недель — соответственно 1,26 МДж и 13,2%.

Сохранность молодняка, получавшего премиксы в рационе в возрасте 1—9 и 10—21 недели, была выше контроля соответственно на 1,8 и 3,2%. Интенсивность роста птицы опытной группы с 10- до 20-недельного воз­раста несколько замедлилась, но превышала контроль­ную группу на 3,1%.

Живая масса цыплят контрольной группы в 10-дневном возрасте была 77,2 г, в 9 недель — 610,3, в 20 недель — 1321 г, опытных цыплят — соответственно 77,1 г, 650,8 и 1362 г. Расход кормов на выращивание молодняка (в рас­чете на голову за 20 недель) составил: 9,78 кг в контроле и 9,53 кг в опытной группе. Затраты корма на 1 кг прироста живой массы — соответственно 5,68 и 5,35 кг. Таким об­разом, расход кормов в расчете на голову за период вы­ращивания в группе цыплят, получавших в составе корма премиксы, был ниже, чем в контроле на 2,6%, а затраты корма на 1 кг прироста живой массы — на 5,8%. Выход деловых молодок в контрольной группе составил 79%, в опытной — 84%. Считаем, что полученные материалы мо­гут быть использованы при отборе особей в селекционном процессе в целях повышения генетического потенциала продуктивности кур.

Статья была опубликована в журнале «Комбикорма», 2009г.

Рубрика: