В настоящее время в Российской Федерации сложились наиболее благоприятные за последние двадцать пять лет условия для развития биологического метода защиты растений. Однако развитие данного направления, позволяющего в том числе решать некоторые карантинные фитосанитарные проблемы, помимо перспектив поднимает ряд вопросов, требующих незамедлительного решения.
Одна из актуальных задач Россельхознадзора – органа исполнительной власти Российской Федерации в сфере карантина и защиты растений – организация системы контроля проникновения и распространения на территории России иностранных агентов биологической борьбы.
В «Перечне подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза» имеется позиция: «Клещи, нематоды и насекомые живые для научно-исследовательских целей» (из 0106 41 000, 0106 49 000). Ранее в российском Перечне подкарантинной продукции была позиция «Насекомые живые (из 0106 90 009)», которая при переходе к Перечню Таможенного союза была удалена. Таким образом, агенты биологического контроля вредных организмов, импортируемые в Россию в коммерческих целях, не попадают в область контроля и надзора со стороны Россельхознадзора. Наряду с этим Международный стандарт по фитосанитарным мерам (МСФМ) № 20 (Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта) содержит ссылку в отношении регулирования агентов биологической борьбы и, в частности, раздел 4.1 говорит о том, что: «импортируемые товары, подпадающие под действие регламентации, представляют собой материалы, которые могут быть заражены или засорены регулируемыми вредными организмами… Ниже приводятся примеры подкарантинных материалов: …вредные организмы и агенты биологической борьбы.»
В условиях трансграничного рынка неконтролируемое производство и перемещение агентов биологического контроля – энтомофагов несет в себе риски распространения карантинных вредных организмов. Приведем примеры: для борьбы с паутинными клещами биолаборатории производят хищного клеща фитосейулюса. Один из методов – наработка фитосейулюса на обыкновенных паутинных клещах на растениях сои. Нередко на сое вместе с паутинными клещами начинают размножаться и трипсы, которых фитосейулюс не поедает, и они попадают в материал для отправки в теплицы. Известны случаи распространения подобным способом карантинного вредного организма – калифорнийского трипса Frankliniella occidentalis (Pergande).
В проект Единого перечня карантинных объектов Таможенного союза включен отсутствующий в России красный томатный паутинный клещ Tetranychus evansi Baker & Pritchard. Этот клещ распространен в ряде европейских стран. Исследования показали, что данный клещ может заражать разводки фитосейулюса и вместе с ним, имея одинаковую красную окраску, попадать при отгрузке к потребителю.
Именно поэтому в 2015 году на базе ФГБУ «ВНИИКР» – структурного научно-методического и производственного центра Россельхознадзора в области карантина и защиты растений – был восстановлен отдел биометода, создан современный лабораторный комплекс для развития и безопасного применения биологического метода защиты растений.
Одной из успешных программ биометода, реализованной специалистами ФГБУ «ВНИИКР» в начале 2000-х годов, стала разработка уникальной культуры универсального хищника вредителей растений – щитника двузубчатого, пикромеруса Picromerus bidens L. Пикромерус успешно применяется при организации системы защиты растений на некоторых тепличных комбинатах Подмосковья.
В двухтысячные годы появился целый ряд сельскохозяйственных предприятий, в том числе тепличных комбинатов – наиболее активных потребителей средств биозащиты.
Политика санкций и курс на импортозамещение создают стимулы для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. Сложившаяся ситуация делает экономически нецелесообразной закупку импортных средств защиты растений, как химических, так и биологических.
Недостаточное производство современных химических пестицидов в нашей стране, их высокая рыночная стоимость, наряду с возрастающей резистентностью вредителей, вынуждают сельхозпредприятия уделять все большее внимание биометоду. Поскольку в России пока не создано предприятий, нарабатывающих широкий спектр энтомофагов для широкой реализации и повсеместного применения биометода, эти средства либо закупаются у иностранных компаний, либо производятся в незначительных объемах в биолабораториях тепличных комбинатов, построенных еще во времена СССР. В условиях обострившейся конкуренции иностранные компании нанимают российских специалистов для продвижения своей продукции на российском рынке. Производство же этих средств в России они не открывают как по экономическим, так и по политическим мотивам.
Расширению производства энтомофагов в биолабораториях российских тепличных комбинатов препятствует ограничение доступа к высококачественному маточному материалу, отсутствие технологий его производства, недостаточная квалификация персонала и, как правило, его низкая материальная заинтересованность в увеличении выхода продукции. Три вида энтомофагов – трихограмму, габробракона и златоглазку нарабатывают в четырех филиалах Россельхозцентра: Белгородском, Ставропольском, Кабардино-Балкарском и Татарстанском.
Немногочисленные культуры энтомофагов имеются во Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений (г. Санкт-Петербург), во Всероссийском НИИ биологической защиты растений (г. Краснодар) и в некоторых других НИИ. Как правило, НИИ могут поставлять только маточный материал и некоторые методики.
Биологический метод защиты растений окружен множеством мифов. Этому способствует в том числе отсутствие в средствах массовой информации объективного анализа этой сферы деятельности, анализа преимуществ биометода и его ограничений. Сторонники биометода объявляют его панацеей от всех проблем в области защиты растений, противники именуют спекуляцией, под прикрытием которой применяют все-таки химические пестициды. Размыто само понятие: биологическим методом объявляют как применение живых организмов, так и применение пестицидов микробного синтеза, зачастую не менее опасных, чем химические. Нередко и собственно химические пестициды объявляют биологическими, или «экологически чистыми».
Именно поэтому Всероссийский центр карантина растений, обладая передовыми технологиями и современной научно-производственной базой, имея более чем полувековую историю успешного производства, мониторинга и применения разнообразных биологических средств защиты растений, взаимодействуя в этой сфере с международными и ведущими национальными организациями на всех континентах, должен взять на себя роль Центра биологического контроля карантинных и особо опасных вредных организмов. Ведь являясь подведомственной Россельхознадзору организацией, ФГБУ «ВНИИКР» в соответствии с международными стандартами может готовить предложения к проектам нормативных документов, регламентирующих вопросы производства, перемещения и использования агентов биологической защиты. В институте созданы условия для научных исследований и разработки технологии производства и применения биологических средств. Широкая сеть филиалов ФГБУ «ВНИИКР» на территории Российской Федерации позволяет организовывать производство наиболее востребованных средств в регионе потребления, оптимизируя логистику и осуществляя контроль технологии применения средств биологической защиты.
Вы здесь
Биологический метод защиты растений. Легенды и мифы, преимущества и актуальность.
Опубликовано пн, 01.02.2016 - 18:43 пользователем VNIIKR
Раздел:
- Блог пользователя VNIIKR
- 1182 просмотра