Председатель Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» Башмачникова О.В. о потенциале и мерах поддержки сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации по итогам 3 съезда сельских кооперативов, с учетом выступления на секции, посвященной проблемам развития СКПК, состоявшейся на Агроруси 25.08.2015
Обсуждение роли, места, возможностей и проблем в развитии сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации невозможно без привязки к вопросу значимости малых форм хозяйствования на селе. Это сектор аграрной экономики решает сегодня две наиважнейшие государственные задачи – обеспечение продовольственной безопасности и сохранение и развитие сельских территорий.
Представляя личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные производственные кооперативы, малые формы производят более 50% продовольствия. Если к сектору добавить микро и малые сельхозорганизации, то эта цифра более 60%.
Данная категория предпринимателей могли бы значительно нарастить объемы продовольствия и снизить размер импорта сельхзозпродукции, особенно в производстве овощей, молока, мяса, если решить две самые значимые проблемы – создать для малых форм инфраструктуру хранения и сбыта сельхозпродукции через сельскохозяйственные потребительские кооперативы и решить вопрос доступа к заемным ресурсам, как краткосрочным, так и долгосрочным, в том числе через развитие микрофианансовых организаций- сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Именно эти вопросы и стали предметом обсуждения 3 съезда сельских кооперативов в Санкт-Петербурге.
Остановимся на проблемах доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования и той роли, которую играет в решении данного вопроса сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация. Данному направлению была посвящена самостоятельная секция в рамках 3 съезда сельских кооперативов, значительное внимание вопросу было уделено и на пленарном заседании.
Несмотря на объемы производства и значимость сектора МФХ, именно данная категория сельхозтоваропроизводителей имеет серьезные трудности, связанные с доступом к кредитным ресурсам. Судя по всему, ситуация будет только усугубляться.
Это связано с общей ситуацией на рынке заимствований, отсутствием у банком ресурсов, общей закредитованностью АПК, незаинтересованностью банков в работе с диверсифицированным сегментом микро и малого бизнеса – гораздо легче работать с одним крупным клиентом через делать подобную работу со 100 мелкими.
О снижении объемов кредитования свидетельствуют данные Национальных докладов развития АПК.
Малые формы хозяйствования в 2009 г. получили 5% субсидированных краткосрочных кредитов, а в 2012 г. – только 1,7%. Похожая картина складывается и в сфере инвестиционных кредитов: -доля МФХ снизилась с 4,3% в 2009 г. до 2,4% в 2012-м.
По итогам 2013 года общий объем субсидируемых кредитов и займов МФХ сократился по сравнению с 2012 годом еще на 32,3%.
Судить о снижении фактических объемов кредитования в 2014 году можно по анализу показателей Россельхозбанка – главного кредитора АПК.
РСХБ, 2014 год Краткосрочные кредиты в растениеводстве
7,4 млрд.
(-8,6% к 2013)
РСХБ, 2014 год
Инвестиционные кредиты в растениеводстве,
6,8 млрд.
(-30% к 2013)
Краткосрочные кредиты в животноводстве,
РСХБ, 2014 год
1,2 млрд. млрд
(-14% к 2013)
Инвестиционные кредиты в животноводстве,
РСХБ, 2014 год
27,3 млрд.
(-36% к 2013 году)
О снижении доступности кредитных ресурсов свидетельствуют опросы фермеров, проводимые в рамкахЭкспертной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Честная и эффективная экономика» в ходе проведенного специального мониторинга в регионах.
Как отмечают сельхозпроизводители, утверждения банкиров о тенденции снижения востребованности кредитных ресурсов у отечественных сельхозпроизводителей в связи с кризисом и стагнацией аграрного производства ничем не обоснованы.
80% опрошенных фермеров фермеров назвали основной целью получения кредитов назвали - расширение агробизнеса за счет увеличения оборотных средств.
Аграрные производители хотят развиваться и расширять производство, используя уникальную рыночную возможность. Это подтверждают данные ФНС, согласно которым за полгода 2015 года было создано 18 тысяч вновь зарегистрированных хозяйств (прекратило свою деятельность 6 тысяч – рост опережает спад в 3 раза).
Основные причины ухудшения доступа к кредитным ресурсам фермеры видят следующие
- низкая залоговая база с точки зрения банков
- плохая кредитная история с точки зрения банков
- отказы в выдаче кредитов без объяснения причины такого решения
- затягивание процедуры рассмотрения заявки (ответы по одобрению или отказу в их выдаче могут приниматься в течение полугода)
- слишком большой перечень документов
- уменьшение количества офисов банков.
В этой ситуации сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы по сути могут заменить функцию коммерческих банков по кредитованию микробизнеса в населенных пунктах, в которых закрываются дополнительные офисы КБ или облегчить или дополнить их там, где банки остались.
СКПК выигрывают, ибо могут, как раз разрешить, многие из существующих проблем. Кооперативы более гибко и быстро работают со своими пайщиками и в отношении оформления документов и в отношении залогов и в отношении графиков погашения. Они заинтересованы работать в нише микро и малого – поскольку представляют институты микрофинансирвания.
О роли сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов говорит тот факт, что микрофинансовые организации стоят на 3 месте по объемам кредитования малого АПК после Россельхозбанка и Сбербанка.
Однако, не смотря на тот факт, что сельскохозяйственный кредитный кооператив является эффективным финансовым инструментом позволяющим финансировать микро бизнес в АПК с одной стороны и эффективным инструментом для коммерческих банков- с другой, оживления на этом рынке нет. Напротив, идет сокращение, как кол-ва самих кооперативов, так и объемов кредитования малого АПК через них.
По данным Минсельхоза РФ,начиная с 2010 года, количество кредитных кооперативов, снижается на 17% с 1037 до 860, снижается и процент прибыльных кооперативов. Если в 2010 году он составляет 83%, то в 2013 – уже только 74%.
2009
2010
2011
2012
2013
Всего СКПК
1037
915
857
910
860
в т.ч.
прибыльных
860
(83%)
760
(83%)
731
(85%)
753
(82%)
636
(74%)
Данные 2014 года также не показывают положительной динамики в этом направлении.
Если мы говорим о структуре портфеля сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, то он видоизменяется в сторону ухода в потребительское кредитование.
Доля кредитов, выданных кооперативами КФХ, упала с 2009 по 2013 год с 14% до 6%, в то время как доля кредитов, приходящихся на ЛПХ, которые могут быть идентифицированы, в том числе как потребительские, увеличилась с 33% до 47%. А ведь именно КФХ показывают прирост молочного поголовья в среднем 12% в год – для страны это более чем важно.
Ситуация с возвратностью в СКК тоже не простая. По данным Национального доклада О ходе реализации в Государственной программы развития сельского хозяйства в 2014 году, просроченная задолженность СКПК составляет 27%.
Однако, этот факт, как и в коммерческих банках объясняется спецификой отрасли. Кредитуя сельское хозяйство, финансовые институты сталкиваются с системными рисками, которые увеличивают размер процентных ставок и снижают заинтересованность финансовых институтов в кредитовании сектора.
Неразвитость страхования, климатические риски, ценовой дисбаланс между ростом цен на ресурсы, в том числе за счет импортных составляющих и закупочной ценой на сельхозпродукцию от первичного производителя, административные барьеры в развитии отрасли – все это мешает кредиторам рассматривать сельское хозяйство как стабильную в точки зрения доходности, отрасль экономики.
Это касается и микро и малого бизнеса на селе, несмотря на тот факт, что маневренность и гибкость здесь гораздо выше по причине экономности хозяйствующих субъектов, придерживающихся принципа экономии как оперативных, так и инвестиционных.
Поэтому, задача кредитовать малый бизнес в сельском хозяйстве должна ставиться государством, стимулироваться со стороны государства и спрашиваться с финансовых институтов тем же государством.
Если сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы во многом снижают барьеры при получении срочных финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства в АПК, то целесообразно в рамках государственной поддержки оказать содействие в их развитии. Об этом говорилось и на первом и на втором и на третьем съезде кооперативов. В этом заключается позиция Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России – деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов должна поддерживаться в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства.
Однако, за период с первого съезда были приняты решения только об усилении контрольно – надзорной деятельности, что создает серьезные трудности для СКПК, особенно с малым количеством пайщиков и малым финансовым оборотом. Это и вопрос программного обеспечения и привлечение дополнительного персонала специально на ведение дополнительной отчетности согласно требованиям мегарегулятора и дополнительные нормативы. Все это сможет позволить себе сельскохозяйственные потребительские кооперативы со значительным объемом ресурсов в обороте, что позволит увеличить штат и соответственно административные издержки.
Но как увеличить обороты, если привлечь ресурсы СКПК не могут, не говоря уже об их стоимости. Государство ввело регулирование, государство – простимулируй привлечение ресурсов СКПК, дабы созданные административные барьеры были перекрыты объемами заимствований, которые будут направлены на развитие малого бизнеса в АПК. Сделать это можно по-разному.
В любом случае, задача по расширению и увеличению средств на соответствующую ведомственную целевую программу (Развитие сельской кооперации» необходимо.
Мерами поддержки могут быть все те же предложения, прозвучавшие на всех трех съездах:
1) Докапитализация Фонда развития сельской кредитной кооперации или обеспечение долгосрочного кредитования ФРСКК из институтов развития.
2) Компенсация процентных ставок по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными кооперативами в коммерческих банках – как инструмент повышения финансовой устойчивости СКПК
Применение так называемого двойного субсидирования позволило в республике Саха-(Якутия) получить ставку по займу на выходе для сельхозтоваропроизводителя 10-15%.
3)Предоставление субсидий на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственных кредитных кооперативов всех уровней из расчета 1 рубль из средств федерального бюджета на 1 рубль пополнения фонда финансовой взаимопомощи членами кооператива.
4) Предоставление субсидий на возмещение части затрат, произведенных СКПК на получение гарантий, поручительств или залогового обеспечения третьих лиц по кредитам и займам кооперативов из расчета 30% стоимости данных затрат.
5) Распространение системы гарантий по сберегательным вкладам пайщиков в СКПК наравне с системой страхования вкладов действующей в коммерческих банках по вкладам населения
6) Возмещение части процентных ставок по полученным членами СКПК займам в кооперативах через сами кредитные кооперативы (по аналогии с банками – проблема прямого субсидирования).
7)Диверсификация требований мегарегулятора к СКПК в зависимости от объемов и специфики деятельности кооперативов. Целесообразно объемы нормативных требований и требований по отчетности соизмерять с видами и объемами деятельности СКПК. Имеет смысл вывести из под регулирования те кооперативы, которые готовы ограничить свою деятельность по определенным параметрам –например работать как касса взаимопомощи для пайщиков- сельхозтоварпороизводителей и не выходить на рынок потребительского кредитования – поскольку это уже микрофинансовый центр по сути.
Любой вид господдержки хорош. Хочется привести результаты, достигнутые в ходе реализации Национального проекта развития АПК. Было создано более 1000 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. За этот период объемы кредитования МФХ в общем пироге кредитования АПК увеличилось с 0,16% в 2005 до 11% в 2006 и 14% в 2007.
Сегодня же доля средств господдержки, выделяемой на субсидирования процентной ставки по кредитам МФХ неуклонно снижается.
2012
2013
2014
8%
6,2%
5,2%
Поддерживая и развивая систему сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, которая в условиях закрытия дополнительных офисов коммерческих банков может взять на себя и функцию обеспечения финансовыми ресурсами микро и малого бизнеса в сельском хозяйстве, мы поддерживаем малые формы хозяйствования и улучшаем их доступ к заемным ресурсам, так необходимыми с учетом специфики сельскохозяйственного производства и разрыва финансового и производственного циклов.
Вопрос – нужно ли это государству ?
В заключении хотелось бы привести слова из утвержденной "Концепции развития сельской кооперации до 2020 года". «В 2014-2015 годах, когда будет создана система контроля и надзора, определен государственный регулятор деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, целесообразно разработать дополнительные инструменты поддержки сельских кооперативов, осуществить докапитализацию институтов развития сельской кооперации.»
Так только принимаем концепции или и реализуем их?
Гробили, грабили селянина ВСЕЙ мощью государственной машины, а теперь хотим что бы НИЩИЙ селянин возрождал это агропромышленное кладбище с СОБСТВЕННОЙ кредитной петлей на шее...не получится господа.
Да еще с такими "помощниками" АКОР, "кружки по интересам" всех мастей и рангов, Агроконтроль, Ассоциация страховщиков....