Долг 20 тысяч пятачков Как у лучшего животновода Липецкой области отняли хозяйство в рамках нацпроекта

Перейти к полной версии/Вернуться

Анатолий Сальников — заслуженный работник АПК, учредитель крупнейшего в Липецкой области свиноводческого хозяйства им. М. Горького. К сожалению, теперь уже бывший учредитель. При Сальникове захудалое хозяйство стало лучшим в животноводческой отрасли региона. Теперь же решением судов Липецкой области он — крупнейший потенциальный должник Центрального Черноземья. На Сальникове висят поручительства по 196-миллионному кредиту, выделенному его хозяйству в рамках нацпроекта по развитию АПК. Бизнесмен утверждает: к сделке его просто-напросто принудили. Областной администрации при помощи судебной системы удалось заставить лучшего животновода области продать свое хозяйство за бесценок.

К началу 2000-х животноводство в Липецкой области стремительно разваливалось. В селах дорезали последний скот. ОГУП им. М. Горького в селе Золотуха Лев-Толстовского района — некогда крупнейшее хозяйство по разведению племенных свиней — не было исключением. Ферма, рассчитанная на содержание 30 тысяч голов, тонула в навозе. Поросят осталось чуть более тысячи, и те страдали от недокорма. Вот такое хозяйство руководители областного управления сельского хозяйства в 2003 году передали в управление Анатолию Сальникову. Так на месте убыточной свинофермы появилось ООО им. М. Горького.

Выбор бывших первых секретарей райкомов КПСС, стоящих у руля области, был не случайным. Сальников еще в советские времена сумел поднять один нищий белорусский совхоз — за короткое время сделал его миллионером. В застойные 70-е его доярки получали до 650 рублей в месяц. С ООО им. М. Горького поначалу тоже все пошло отлично: на фермах учрежденного Сальниковым агрохолдинга через два года было 20 тысяч сытых свиней. 600 коров обеспечивали 40% производства всего молока в районе. На поля вышла современная техника, производство зерна достигло почти 15 тысяч тонн в год. Раньше хозяйства даже своих работников зарплатами не радовали, а тут начали выплачивать государству многомиллионные налоги.

Сальников собирался довести дойное стадо до тысячи, а поголовье свиней — до 50 тысяч. И когда руководители областного АПК предложили ему кредит с возможностью частичного погашения процентов за счет госбюджета, он, конечно, обрадовался.

К нацпроекту агрохолдинг подключали в сильной спешке. Областные руководители настаивали, мол, давай, бери, а то, не дай бог, соседи по ЦФО с освоением бюджетных средств нас обгонят. Договор о перечислении кредита провели через Лебедянский филиал Сбербанка, куда для решения всех формальностей в срочном порядке вызвали гендиректора хозяйства Николая Кобзева. Директор хозяйства не глядя подмахнул многостраничные кредитные договоры. Ему казалось, что бояться нечего, ведь речь шла о национальном проекте, курируемом вице-премьером Дмитрием Медведевым.

По линии свиноводства свиноферму подписали на 104 миллиона рублей, по линии молочного животноводства — на 92. В итоге — на 196 миллионов. В залог банку были предоставлены свинарники, коровники, животные, автомашины, тракторы и другая сельхозтехника. Администрация области со своей стороны выделила газовые трубы стоимостью около 250 млн руб. — в виде обеспечительной меры.

Лишь позже Сальников узнал, что в кредитном договоре, подписанном Кобзевым, есть пункт, согласно которому он, Анатолий Григорьевич Сальников, отныне становится поручителем по кредиту в 196 миллионов рублей. Так решил кредитный комитет Липецкого филиала Сбербанка на одном из своих заседаний. То заседание проходило под председательством Татьяны Божко, управляющей филиалом. (Стоит отметить, что Божко помимо прочего еще и супруга вице-губернатора области.) Сам Сальников на заседании не присутствовал. И все же ему пришлось подписаться за поручительство: в банке сообщили, что в противном случае ООО им. Горького не получит ни одной кредитной копейки, а Сбербанк не вернет ему 1 миллион 176 тысяч рублей, уже уплаченных за открытие расчетных счетов. А хозяйству деньги были очень нужны.

Конечно, на успешный агрохолдинг, возглавляемый Сальниковым, многие имели глаз. Поговаривают, что были на этот счет планы и у лиц, приближенных к руководству Сбербанка. Как бы там ни было, скоро у бизнесмена Сальникова начались крупные проблемы с кредиторами — не без участия судов и областного начальства.

В конце 2006 года ООО им. М. Горького было включено в список недобросовестных заемщиков банка: за то, что агрохолдинг в декабре на один день просрочил платеж по кредиту. Это случилось не от безответственности его руководителей, а по вине партнеров, не вовремя рассчитавшихся за мясо. Один просроченный день дорого обошелся агрохолдингу: в Сбербанке пошли на принцип и не выдали ООО им. М. Горького справку на получение государственной дотации на погашение кредита. Сальников на это очень рассчитывал — иначе из кредитной кабалы вырваться не получалось. Позже один из ответственных работников банка, по словам Сальникова, заявил ему: «Мы тебя все равно обанкротим».

Слово с делом не разошлось. В мае 2007-го Анатолий Григорьевич, герой десятков восторженных публикаций в местной и общероссийской прессе, стал соответчиком по иску банка, задолжав ему порядка 6 миллионов рублей. Впрочем, Сальников в свою очередь подал в Лев-Толстовский райсуд встречный иск, в котором указал, что Сбербанк понудил его оформить сделку на кабальных условиях.

— Я был уверен, что суд станет на мою сторону, ведь согласно статье 87-й Гражданского кодекса, участники ООО не отвечают по обязательствам общества, — рассуждал Анатолий Григорьевич. — Значит, соответствующий пункт договоров незаконен и подлежит отмене, равно как и поручительства, которые меня вынудили подписать.

Суд Сальников проиграл.

— Я понял, что просто так с меня не слезут, — говорит он. — Полагаю, председатель Лев-Толстовского районного суда Ольга Пономарева показала свою лояльность Юрию Божко, вице-губернатору, курирующему суды области. Я был вынужден продать агрохолдинг тому покупателю, которого мне прислали из администрации области. Хозяйство рыночной стоимостью более 500 миллионов рублей я уступил за 20 миллионов.

Так Сальников потерял свое дело. К тому же своим определением суд распорядился возместить Сбербанку 38 тысяч рублей уплаченной госпошлины из бюджета, а не с ООО им. М. Горького, собственником которого стали уже новые владельцы. Сальников полагает, что такой реверанс в сторону богатейшего банка России судья сделала специально.

Однако беды его на этом не кончились. Лев-Толстовский районный суд, рассматривая встречный иск бизнесмена, оставил его поручителем по кредиту. Перед отправкой материалов гражданского дела в кассационную инстанцию в него были подшиты несколько страниц дополнительных документов, вопрос о приобщении которых к делу в судебном заседании не ставился и, следовательно, судом не разрешался. Основываясь в том числе на этих вновь включенных документах, Липецкий областной суд оставил в силе решение суда первой инстанции. И сейчас Сальников де-юре отвечает по 196-миллионному кредиту, которым распоряжаются другие люди.

Да и в дальнейшем у Сальникова с судами отношения складывались из рук вон плохо. К примеру, в августе 2007 года он инвестировал часть полученных от продажи агрохолдинга средств в недвижимость, заключив договор с фирмой «Жилторгстрой». Однако почти год Сальников не может получить построенное за его деньги помещение, т. к. наружная несущая стена имеет сквозные трещины. Он вынужден был обратиться в суд с иском. И хотя фирма признает наличие трещин, судья Федосова в упор не хочет их видеть. Уверенность Сальникова в бесполезности обращений в липецкие суды укрепилась после того, как он проиграл однозначный, казалось ему, иск к строительной конторе — как в суде первой инстанции, так и в кассационной. Судья принимала и подшивала в дело весьма сомнительные документы с признаками фальсификации без оглашения их в судебном заседании, отказывала в проведении судебно-строительной экспертизы, была изменена дата запроса в проектный институт и т.д. Нарушений столько, что закон о защите прав потребителей, по сути, был превращен в закон о защите коммерческой организации.

Сдаваться Анатолий Григорьевич не думал, и вскоре к травле Сальникова присоединились и правоохранители. Следователи местного УВД возбудили уголовное дело против бизнесмена. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов, хотя налоговая инспекция не сочла нужным даже выставить требование об уплате налогов после получения от Сальникова соответствующей декларации. В исходе этого разбирательства он уже не сомневается.

— То, что со мной происходит, можно назвать одним словом — беспредел, — сокрушается Анатолий Григорьевич. — Гонения на меня начались после обращения в Верховный суд РФ с жалобой на решения местных судов, оставивших меня поручителем по навязанной Сбербанком кабальной сделке, запрещенной Гражданским кодексом.

Следственное управление при облпрокуратуре фактов злоупотреблений, приведенных Сальниковым, в упор не видит, гоняя его жалобы (и спущенные из федерального СКП) по заколдованному кругу.

Вряд ли глава области в постановлении о возложении на своего первого заместителя Божко Ю.Н. обязанностей по осуществлению взаимодействия между администрацией области и правоохранительными структурами имел в виду такое «взаимодействие» председателя Липецкого областного суда, следователей и липецкого вице-губернатора.

Судебная система Липецкой области — предмет особой гордости Ивана Маркова, стоящего у руля областного суда вот уже 16 лет кряду. Ни одна из встреч Маркова с местными журналистами не обходится без восхвалений этой системы. О безоговорочном торжестве правосудия, как говорит Марков, можно судить по срокам рассмотрения дел и утверждаемости судебных решений: у липецкой Фемиды эти показатели гораздо лучше, чем в среднем по России. Однако Сальников считает, что о правосудии в Липецкой области нечего и думать: по его мнению, почти полтора десятка федеральных судей в здешних судах приняли участие в вынесении неправосудных решений только по его делам. До сих пор областной суд дела всерьез не рассматривал, равно как и Верховный суд РФ. Между тем в редакции имеется протокол судебного заседания, на котором Сальникову было отказано в иске. Там четко перечислены оглашенные документы. Среди них нет нескольких документов, на которых затем основывалась кассационная инстанция. Это приводит к выводу, что они появились в деле уже после окончания его рассмотрения по существу в районном суде, что трудно назвать иначе, чем грубейшими нарушениями процессуального законодательства.

Страсбургский суд по правам человека уже открыл досье по одному из обращений Сальникова, на очереди еще несколько заявлений. Отправляя документы в Европу, бизнесмен все же надеется разрешить спорные вопросы у себя на родине, в России.

P.S. Мы получили письмо из Липецкого облсуда, в котором председатель Марков пытается объяснить появление в материалах дела о поручительстве Сальникова новых документов. Он признает, что дело, «вероятно, сшивалось несколько раз».

Мы будем следить за развитием событий.

Михаил Воробьев,
Липецк

23.03.2009

Населенный пункт: 
Липецкая область
Источник: 
http://www.novayagazeta.ru
Ключевые слова: 
Специализация: