На птицеперерабатывающие предприятия птицу нередко доставляют сами птицеводческие хозяйства. Несмотря на это, транспортирование следует рассматривать как одну из ответственных технологических операций, организацию и контроль за которой нужно осуществлять не менее тщательно, чем за любой другой операцией. Это необходимо делать хотя бы потому, что потери массы мяса и возникающие во время отлова и транспортирования механические повреждения живой птицы являются основной причиной очевидных потерь предприятия. Неполное обескровливание, кровоподтеки и ссадины на тушках являются наиболее распространенными пороками, которые возникают при обработке птицы и которые во многих случаях приводят к снижению качества мяса птицы. Количество забракованного мяса от кровоподтеков в несколько раз больше, чем его бракуется от болезней птицы. Примерно 98 % всех кровоподтеков и ссадин на тушках птицы получают не позднее, чем за 24 ч до убоя, т. е. во время отлова или транспортирования. Большую часть тушек птицы, которые по обработке относят к промпереработанному мясу, переводят в эту категорию из-за повреждения тушек после удаления кровоподтеков. Сравнительно часто кровоизлияния бывают причиной падежа птицы во время транспортирования.
Частично потери массы мяса при транспортировании и повреждения на тушках обусловлены объективными причинами. Птицу транспортируют при температуре и концентрации вредных газов, отличных от тех, которые поддерживались во время содержания ее в хозяйстве. Летом температура воздуха внутри клеток во время стоянки автотранспорта поднимается в среднем на 10 °С выше наружной. Концентрация углекислого газа увеличивается на 0,2—0,3 %, а концентрация аммиака достигает 0,004 %. Резкое изменение условий содержания птицы, механические воздействия, изменение обычного состава воздушной среды приводят к тому, что в организме птицы нарушается обмен веществ, глубина которого зависит от продолжительности и способа транспортирования, вида, породы, пола, возраста, живой массы, откорма и продолжительности предубойной выдержки, плотности посадки и т. п. Во время транспортирования происходит интенсивный распад гликогена в мышечной ткани и печени птицы, особенно в первый час транспортирования. Интенсивная мобилизация резерва гликогена мышечной ткани и печени вначале приводит к повышению уровня сахара в крови, содержание которого затем постепенно падает по мере истощения резерва гликогена и отсутствия питания птиц. Биохимические изменения проявляются также в изменении состава крови. При этом происходит распад липидов в сыворотке крови. В первый час транспортирования содержание липидов в сыворотке быстро падает, а при последующем стрессе у самцов замедляется и между 1—2 ч транспортирования начинает возрастать, у самок продолжает падать до 2 ч транспортирования, а затем увеличивается, достигая к 4—5 ч первоначального уровня.
Биохимические изменения в организме птицы, вызванные стрессом во время отлова и транспортирования, отражаются на качестве мяса. В первую очередь это проявляется в интенсивности и глубине протекания гликолиза. При нормальных условиях отлова, плотности посадки птицы в транспортную тару, непродолжительном транспортировании (менее 1 ч) и нормальных условиях убоя гликолиз в тушках птицы обычно протекает нормально и к 24 ч после смерти птицы созревание мяса практически заканчивается. При более продолжительном транспортировании (1,5 ч и более) или стрессовых условиях отлова, навешивания на конвейер убоя и др. гликолиз в тушках птиц протекает замедленно и мясо продолжительное время имеет высокое значение рН, что особенно заметно в ножных мышцах.
Вероятно, полностью исключить неблагоприятное воздействие на организм птицы во время отлова, погрузки и транспортирования пока невозможно, но необходимо создавать условия, при которых влияние этих факторов будет минимальным.
Для смягчения стрессовых воздействий на птицу при отлове и транспортировании примерно за 1—2 ч до погрузки птицу отделяют специальными ширмами или занавесями. Освещенность помещения, где содержится птица, перед отловом уменьшают — она не должна превышать 4 лк. При таких условиях птицу легче ловить и она быстрее успокаивается после помещения ее в транспортную тару.
Ловить птицу следует спокойно, не делая резких, размашистых движений, и, как правило, за крылья. Наиболее часто кровоподтеки на тушках птицы возникают в подкожной ткани и особенно в ножных мышцах, если птицу ловили за ноги. При ловле птицы за крылья число кровоподтеков на тушках заметно меньше, а в ножных мышцах кровоподтеки почти не встречаются.
Во всех случаях следует соблюдать рекомендуемую плотность посадки птицы в транспортную тару. При малой плотности посадки птица во время транспортирования сильно перемещается по клетке и в результате ударов о стенки и о другую птицу получает механические повреждения. При большой плотности посадки она быстро переутомляется, что приводит к увеличению количества павшей птицы во время транспортирования. Оптимальное количество птицы, которое можно разместить на 1 м2 площади транспортной тары,- определяется размером птицы, ее живой массой. Общим правилом при размещении птицы в транспортную тару является следующее: птица не должна иметь свободы перемещения, т. е. ее посадка должна быть достаточно плотной, каждая птица должна иметь возможность разместиться на полу сидя.
Допустимая плотность посадки (в головах на 1 м2 площади тары), не более: куры яичных пород — 35, куры мясных пород — 20, цыплята-бройлеры — 35, индюшата—12, индейки — 8, цесарята — 45, цесарки — 35, утята — 25, утки — 18, гусята — 12, гуси — 8.
Оптимальной плотностью посадки в зависимости от живой массы птицы можно считать (в головах на 1 м2): мелкие цыплята живой массой около 750 г — 44; крупные цыплята-бройлеры массой до 2 кг — 24; цыплята-бройлеры, куры, утки, гуси, индейки и цесарки массой от 2 до 3 кг — 16—24, массой от 3 до 5 кг — 10—15, массой более 5 кг — 8—9 голов.
Птицу перевозят в многоярусных металлических, преимущественно стальных, или деревянных контейнерах, деревянных клетках. Отсутствие жесткой унификации размеров контейнеров или клеток не позволяет устанавливать их в штабеля, не удается на должном уровне механизировать их погрузку и разгрузку, санитарную обработку. При большом разнообразии контейнеров и клеток возникают трудности в использовании автотранспорта.
В настоящее время перспективной является контейнерная система доставки птицы в специализированном автотранспорте с комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Система состоит из контейнеров для приема птицы, которые могут быть составлены из унифицированных клеток, специализированного автотранспорта, гидравлических или механических погрузчиков-контейнеров в автотранспорт, которые устанавливают отдельно или непосредственно на специализированном автотранспорте, устройств для выгрузки птицы из клеток, взвешивания пустых клеток и их санитарной обработки, автопогрузчиков для установки контейнеров на транспортер, подающий птицу на убой.
Контейнеры составляют из клеток, изготовленных из алюминия или легкого сплава. Клетки являются одной из наиболее ответственных деталей всей системы. Они должны быть легкими при сравнительно большом объеме, иметь высокую прочность. Средняя удельная масса контейнеров составляет 0,4 кг на 1 голову птицы. При этих условиях для погрузки и разгрузки контейнеров с птицей грузоподъемность погрузчиков конвейеров достаточна до 500 кг. Требования к прочности клеток обусловлены большими механическими нагрузками, в том числе ударными при погрузочных операциях, санитарной обработке и др. Кроме того, клетки должны сохранять определяющие размеры, особенно размеры узлов фиксации при штабелировании их в контейнеры.
Специализированный автотранспорт должен обеспечивать сохранность и нормальное состояние птицы на всем протяжении перевозки, а также обеспечить защиту птицы от атмосферных осадков, мороза, солнечных лучей и ветра. Лучшие условия для перевозки птицы можно обеспечить в изотермическом кузове с регулируемой атмосферой, но при перевозке на небольшие расстояния и удовлетворительной организации приемки птицы на птицеперерабатывающем предприятии, т. е. когда прибывшая машина с птицей быстро разгружается, приемлемые условия обеспечиваются при использовании простого крытого кузова с жалюзи или окнами для вентиляции.
Кузов специализированного автотранспорта должен быть универсальным, согласован с серийными тягачами и доступен для санитарной обработки, т. е. внутренняя поверхность кузова должна быть ровной и гладкой, без излишних выступов, впадин и т. п.
Лучше использовать универсальные погрузчики контейнеров. Погрузчик, размещаемый на автотранспорте, должен быть надежным и легким.
Входящие в систему доставки птицы устройства для выгрузки птицы из клеток, взвешивания пустых клеток и их санитарной обработки объединяют в один автоматизированный узел. Это оборудование относят к отделению приемки птицы.
Отделение приемки птицы размещают в отдельном помещении, куда заходит ветвь конвейера переработки птицы с участком навешивания или транспортер подачи птицы на конвейер переработки. При отсутствии производственных помещений отделение приема птицы размещают в огражденном навесе с двумя воротами для входа и выхода машин. Условия эксплуатации оборудования для разгрузки и обработки клеток в этом случае ухудшаются.
При переработке птицы непосредственно в птицеводческом хозяйстве и небольшом удалении цеха переработки от цехов выращивания можно использовать эффективное бестарное транспортирование, применяемое на Рязанской птицефабрике. Система состоит из стационарных ленточных транспортеров, расположенных в каждом бройлерном цехе, стационарных транспортеров, проходящих по транспортной галерее, и переносных ленточных транспортеров. Работой транспортеров управляют с общего пульта управления, расположенного в цехе переработки птицы. Чтобы птица не соскакивала с транспортера во время остановки конвейера, по всей длине ленты устанавливают защитные ограждения, выполняемые из металлической сетки с ячейками 100Х 100 мм и крепящиеся к раме транспортера. При транспортировании птицы на птицеперерабатывающем предприятии от места приема к месту навешивания на конвейер защитные ограждения выполняют полностью закрытыми и птица перемещается в темноте.
Технологический процесс подачи птицы осуществляется следующим образом. За 30—40 мин до начала работы убойного цеха между клеточными батареями монтируют переносной транспортер. Второй переносной транспортер собирают между следующими клеточными батареями и т. д. Птицу выгружают на первый транспортер, для чего открывают задние дверки клеточной батареи. Толкателем с противоположной стороны выталкивают всю птицу из каждой клетки на ленту транспортера. Птица переносным транспортером подается на ленту стационарных транспортеров и по ним поступает через приемный бункер на приемный транспортер, с которого ее навешивают на конвейер линии переработки.
Вы здесь
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ПТИЦЫ
Опубликовано чт, 19.03.2009 - 00:22 пользователем Фермер.Статьи
Рубрика:
Источник:
Источник:
- 9110 просмотров
Статия обычная как во всех пособиях по птицеводству. Для введения в курс вопроса, сайдёт не более!
Ура на прошлой недели встретил оборудование по отлову цыплят вмести с погрузчиками. Да прогресс на лецо. Мои подчинённые её прозвали "Ну погоди"
Подскажите, если исключить все негативные факторы , а именно стресс при отлове и погрузке,правильное размещение птица согласно площади, плохая вентиляция и прочее,какова вероятность что птица доживет перевозку 300км ?
Вообще реально ли перевезти утку на такое расстояние ?