Чтобы не остаться внакладе, крестьяне стараются вовремя проводить защитную обработку посевов. При этом некоторые аграрии отказались от наземного способа внесения агрохимии, выбрав воздушный. По их мнению, высокая скорость обработки с помощью авиации делает этот метод более привлекательным. Однако авиахимобработка обходится вдвое дороже, чем наземное опрыскивание, а при несоблюдении ряда требований и норм не исключен снос химикатов на соседние посевы.
Несвоевременное проведение работ по защите растений может привести к недобору значительной части урожая и снижению прибыли хозяйства. По данным Российской академии сельскохозяйственных наук, потери от не вовремя проведенной обработки посевов в пересчете на зерно могут составлять не менее 20,5 млн т от вредителей, 39,7 млн т от болезней и 45,9 млн т от сорняков.
Авиация прошлого
Впервые авиацию для борьбы с вредителями опробовал лесничий Альфред Циммерман в 1911 году. «Обработать высокие деревья было проблематично, поэтому немец решился на эксперимент», – рассказывает Алла Гусева, начальник сектора исследований применения авиации в сельском и лесном хозяйстве научно-производственной компании НПК «ПАНХ» (Краснодар, правопреемник ВНИИ применения авиации в народном хозяйстве).
После ряда испытаний в 20-х годах прошлого века авиацию начали широко использовать для опрыскивания посевов. Уже к 1960 году легкие самолеты-кукурузники обрабатывали более 10 млн га земли в Советском Союзе, и эта цифра стабильно росла. Наибольшее развитие метод получил в конце 70-х – середине 80-х годов, когда на территории СССР воздушными судами ежегодно обслуживалось 90-105 млн га угодий (из них на территории современной России – 45-55 млн га), приводит данные Гусева.
В 1995-1997 годы объемы авиахимработ резко снизились: хозяйствам стало не по карману обрабатывать поля даже наземными опрыскивателями. Но в последующие годы тенденция к увеличению числа авиационных сельскохозяйственных работ снова начала формироваться. Особенно обработка с воздуха распространилась на Северном Кавказе и в Поволжье, замечает эксперт «ПАНХ». По ее данным, этот метод также активно применяют в Казахстане и других республиках бывшего СССР.
Увеличение спроса на услуги авиации Гусева связывает с ростом ущерба от опасных вредителей и большой засоренностью полей. И, конечно, распространение этого способа напрямую связано с развитием российской экономики, добавляет она. «По официальной информации станций защиты растений и Департамента сельского хозяйства Краснодарского края, ежегодно в их регионе авиация обрабатывает 1/3 посевов», – констатирует Гусева. В целом же по РФ потребности сельского хозяйства в авиации к 2010 году могут составить 11-13 млн га, а к 2015-му – 14-17 млн га, прогнозирует эксперт.
Компания «Пенза-Авиа» (Пенза) занимается авиахимобработкой полей уже более десяти лет. Пилот-инструктор Валерий Шеин вспоминает, что взрыв спроса на их услуги был в 2002-2003 годах, потом наступил резкий спад, и к 2005 году работы почти не стало. Потом снова наметился некоторый рост объемов работ, но, по словам Шеина, «он все равно далек от желаемого». Назвать точное количество площадей, обрабатываемых компанией на сегодняшний день, пилот-инструктор затруднился, но привел пример: «Раньше мы работали на шести бортах, и их не хватало – приходилось брать со стороны, а сейчас справляемся одним Ан-2. Разве что на внесении удобрений иногда по области может работать три самолета».
Объемы работ у компании сегодня настолько скромны, что «Пенза-Авиа» справляется с обработкой полей одним самолетом не только в Пензенской, но и в Ульяновской области, и в Татарстане. Шеин склонен полагать, что небольшой спрос связан с относительной бедностью региона – Рязань и Липецк, по его данным, работают с авиацией гораздо активнее. К тому же многое зависит от погодных условий, ведь если стоит засуха или, наоборот, идут дожди, колхозники не могут рассчитывать на хороший урожай и не вкладывают деньги в дорогостоящую обработку, так как она не окупится, рассуждает он. Идеальными условиями для хозяйств и работы авиатехники специалист называет теплое и в меру влажное лето. «Если крестьяне видят, что урожай может быть хорошим, то начинают работать над улучшением качества зерна и приглашают нас для обработки», – заключает пилот «Пензы-Авиа».
Земля или воздух?
В настоящее время основные работы авиация выполняет на посевах зерновых колосовых культур и рисе. Благодаря высокой производительности она позволяет в сжатые агротехнические сроки контролировать численность вредителей на этих важных культурах, предотвращать появление болезней, бороться с сорняками, когда наземная техника не может войти в поле из-за высокой влажности почвы, повышать качество урожая с помощью поздних подкормок, не повреждая растения. Кроме того, авиация остается незаменимой в борьбе с особо опасными вредителями – саранчой и луговым мотыльком, а также на десикации высокостебельных растений, например, подсолнечника, говорит Гусева.
«Наземные машины не всегда успевают провести обработки в необходимые агротехнические сроки. В России мало хозяйств, которые имеют большой парк хорошей наземной техники, – утверждает она. – Даже при достаточном количестве наземных опрыскивателей за авиацией останутся приоритетные для нее работы», – рассуждает эксперт.
Однако в учебно-опытном многоотраслевом хозяйстве «Муммовское» (Саратовская обл., выращивают зерновые, подсолнечник, кукурузу, просо) утверждают, что, обрабатывая 4409 га пашни только наземным способом, справляются с проблемами. Директор учхоза Дмитрий Ворников признается, что использовать авиацию они не пробовали. Во-первых, в хозяйстве подсчитали, что авиахимобработка обойдется в два раза дороже, чем наземная. Во-вторых, усомнились в эффективности такого способа, ведь известно, что при работе с воздуха препарат сносит ветром, в результате чего некоторые участки поля могут остаться необработанными. Впрочем, и наземным способом пропашные культуры в «Муммовском» обрабатывают в случае крайней необходимости. «Поскольку гербициды сегодня очень дороги, мы предпочитаем культивировать, – объясняет директор учхоза. – А авиацию могут себе позволить только очень зажиточные хозяйства».
В компании «Авиа-Нива» (Рязанская обл., выращивают зерновые и технические культуры, пивоваренный ячмень) иногда «вынуждены» прибегать к авиации, хотя для обработки 32 тыс. га посевов здесь в основном используют наземные опрыскиватели. Специалисты хозяйства уверены, что преимущество всегда будет за наземным способом. Ведь угадать, на какое расстояние произойдет снос препаратов при авиаобработке, невозможно, а с наземными опрыскивателями таких проблем не возникает, да и стоимость работ «раза в два ниже», утверждают в компании. За обработку 1 га с воздуха самолетами «Бекас» в хозяйстве платят 150-180 руб. без учета стоимости препаратов. Но это вынужденная мера, подчеркивают в «Авиа-Ниве». К сожалению, справиться с большими площадями посевов наземной техникой можно далеко не всегда, вот и приходится звать на помощь авиацию.
В то же время в научно-производственном объединении «Конверсия-Аэро» (Самара, услуги по обработке посевов наземным и авиационным способом) утверждают, что у авиации появилась достойная высокоскоростная наземная альтернатива. Речь идет о самоходном ультрамалообъемном опрыскивателе «Туман». Среди его преимуществ технический директор компании Виктор Пономарев называет возможность круглосуточной работы и простоту управления. Справиться с машиной может любой водитель после небольшого обучения, заключает специалист. Однако он не списывает авиацию со счетов, ведь десикация подсолнечника возможна только с воздуха. «Что касается сроков обработки, когда надо очень быстро справиться, например, с саранчой, наша машина может конкурировать с авиацией, – уверен Пономарев. – Она, конечно, не лучше самолетов, но может достойно заменить их, если работать с аэрозольным опрыскивателем. К тому же «Туман» стоит 715 тыс. руб. – хозяйства вполне могут позволить себе купить такую технику», – рассуждает специалист «Конверсии-Аэро».
Пономарев радуется, что в последнее время спрос на их машины возрос. Стоимость обработки 1 га этим агрегатом составляет 100 руб., за обслуживание полей с помощью имеющихся в компании самолета СО-2 или дельталета «Витязь» берут 120 руб./га. «Обычно наземная обработка стоит раза в два дешевле авиационной, – подсчитывает технический директор. – Но за счет того, что «Туман» лишь приминает посевы, а не ломает, как при проходе трактора, берем за наземную обработку дороже, чем другие».
В «Авиа-Ниве» главным достоинством авиационной обработки считают высокую рабочую скорость. Например, самолет «Бекас» способен обработать 150 га/час при расходе 0,2-0,3 л/га топлива и 0,5-7 л/га препарата. Но сейчас и при наземной обработке в хозяйстве начали использовать ультрамалообъемное оборудование, поэтому возросла скорость и снизился расход рабочей жидкости (если раньше расход был около 300 л/га, то сейчас – до 12 л/га).
Впрочем, Гусева из «ПАНХ» добавляет, что ультрамалообъемные опрыскиватели не альтернатива авиации. «Они запрещены Минздравом РФ, так как при их работе образуется мелкодисперсное облако пестицидов, которое переносится на значительные расстояния, и его перемещение нельзя контролировать», – заключает эксперт.
Шеин из «Пензы-Авиа» одним из главных преимуществ авиации называет возможность вносить удобрения в ранневесенний период, когда наземная техника не может пройти по полю. Немаловажно и то, что самолет не вредит растениям, тогда как при наземной обработке уничтожается 6-8% посевов, замечает он. «Рядом с нами расположены два хозяйства. Одно не использует обработку с воздуха и получает 17 ц/га фуража, а там, где мы работаем, снимают 55 ц/га товарного зерна», – приводит пример пилот-инструктор. По его словам, тот, кто хочет вырастить хороший урожай, будет работать с авиацией. «Особенно это важно при внесении удобрений, – уточняет Шеин, – ведь чем раньше их внести, тем на большую урожайность можно рассчитывать». Главным же недостатком воздушного метода он считает дороговизну, которая связана с высокой стоимостью топлива, масел и запчастей. Но в конечном итоге, по подсчетам специалиста, авиаобработка при грамотном подходе полностью оправдывает вложенные средства.
Авиация light
Кроме наиболее распространенных в авиаотрядах самолета Ан-2 и вертолета Ми-2, все большую популярность у аграриев приобретает сверхлегкая авиация (СЛА), предназначенная для внесения малых (до 10-15 л/га) доз препаратов. По данным начальника отдела технико-технологических исследований и летных испытаний специального оборудования НПК «ПАНХ» Валерия Асовского, в среднем по России с помощью СЛА выполняется примерно 20-25% всего объема авиахимработ.
Опыт применения СЛА показал ряд преимуществ перед традиционными и более тяжелыми самолетами и вертолетами: невысокие затраты по использованию и несложные требования по наземному обеспечению, достаточно высокая производительность и точность обработок, перечисляет Асовский. При этом он замечает, что перспективы массового внедрения СЛА для защиты растений неоднозначны. «Пилоты СЛА плохо защищены, эти машины очень чувствительны к внешним воздействиям приземного слоя атмосферы, что может быть опасным для жизни и здоровья летчика», – поясняет эксперт «ПАНХ».
Еще одним препятствием для применения СЛА является несовершенство нормативной базы. «Согласно действующему Воздушному кодексу РФ коммерческая деятельность по выполнению авиаработ может осуществляться только сертифицированными авиапредприятиями, – объясняет Асовский. – Но проблема в том, что отработанных и реальных процедур сертификации деятельности, отражающей специфику использования СЛА, сегодня нет». С другой стороны, широкомасштабное внедрение СЛА будет связано с введением ряда требований, обязательных по традиционным для гражданской авиации нормам летной годности и их подтверждению в рамках сертификации типа, а это может свести к нулю имеющиеся преимущества СЛА, в том числе по экономичности, предполагает эксперт.
В то же время Пономарев из «Конверсии-Аэро» уверен, что СЛА, как и современные технологии наземного опрыскивания, не сможет полностью вытеснить «тяжелую» авиацию – определенные виды работ (десикация, борьба с особо опасными вредителями, болезнями) будут проводиться именно с ее помощью.
С ним согласен Шеин из «Пензы-Авиа», утверждающий, что сверхлегкая авиация несостоятельна при внесении удобрений. «У СЛА расход рабочего раствора составляет 4 л/га, а мы иногда «выливаем» по 100л/га. Сможет СЛА осилить такой объем? Конечно, нет! К тому же легкая авиация совершенно не справляется с внекорневой подкормкой», – аргументирует специалист. В то же время он отмечает, что СЛА достаточно хорошо зарекомендовала себя при борьбе с вредителями и сорняками. А едва ли не главным ее достоинством пилот «Пензы-Авиа» считает небольшую стоимость – около $10 тыс. – и экономный расход топлива – около 0,3 л/га. «Поэтому прибегая к услугам СЛА, колхозники экономят на горючем», – делает вывод Шеин.
Что выбрать
При выборе метода обработки Гусева из «ПАНХ» советует хозяйствам исходить прежде всего из их специализации. «Как показывает практика, компании, выращивающие зерновые культуры, не могут обойтись без авиации. А там, где занимаются овощеводством, плодоводством, авиация в настоящее время не применяется. Площади обработок небольшие, и наземная техника справляется», – заключает она.
Что касается выбора техники, то эксперт рекомендует аграриям, специализирующимся на зерновых и рисе, использовать наиболее широко распространенный в России самолет Ан-2, который может выполнять все виды защитных обработок.
Из новых типов сертифицированных и внедряемых в эксплуатацию самолетов для авиахимработ специалисты «ПАНХ» выделяют Ан-3Т средней весовой категории (загрузка до 1,7 т). Однако эта модель, представляющая собой современную модификацию Ан-2 с турбовинтовым двигателем, вряд ли будет доступна небольшим авиапредприятиям, ведь эксперты оценивают ее в $1 млн. Также в «ПАНХ» отмечают сертифицированный самолет «Авиатика МАИ-890 СХ» сверхлегкой категории (полезная нагрузка до 100 кг) стоимостью около $45 тыс. А вот цену на популярные самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2 специалисты затруднились определить: по их словам, эти модели в настоящее время не выпускаются, а цена на вторичном рынке колеблется в очень широком диапазоне. Среди СЛА с взлетной массой до 450-500 кг и полезной нагрузкой до 100-120 кг наиболее распространены мотодельтапланы (дельталеты) с гибким крылом и балансирным управлением, например, МД-50 СХ и FО-2 «АГРО», и стоимостью в пределах $20 тыс., замечают в «ПАНХ».
Средняя производительность мотодельтапланов при работе с нормами рабочей жидкости до 10 л/га колеблется в диапазоне от 45 до 65 га в летный час, а стоимость обработки составляет около 100-130 руб./га, поясняет Гусева. Производительность «Авиатики-890 СХ» примерно такая же, но стоимость обработки несколько выше – 120-190 руб./га, сравнивает она. Самолет Ан-2 при работе с традиционными нормами рабочей жидкости (50-100 л/га) орошает 60-90 га в летный час при среднем тарифе 250 руб./га, а производительность вертолета Ми-2 при тех же условиях составляет 40-70 га в летный час при тарифе 300-350 руб./га, отмечает эксперт.
Личный самолет – деньги на ветер
Семь лет назад в нашей стране был бум покупок хозяйствами самолетов – бывшие авиаотряды распродавали старые Ан-2 за бесценок, вспоминает Алла Гусева из НПК «ПАНХ». Но содержать личный самолет многим хозяйствам оказалось не по карману, к тому же колхозники не всегда были способны компетентно решить вопрос обслуживания летной техники. Поэтому вскоре началась обратная тенденция к увеличению авиационных отрядов.
В том, что аграрии не смогут грамотно эксплуатировать самолет, убежден и Виктор Пономарев из объединения «Конверсия-Аэро». Авиатехнике нужен хороший механик и качественное топливо, ведь всего лишь одна небольшая ошибка может привести к серьезным последствиям, поясняет он.
С ним согласен Валерий Шеин из компании «Пенза-Авиа». Хозяйства покупают самолеты для личного использования, а это значит, что техника будет простаивать практически весь сезон, поясняет он. По словам пилота-инструктора, самолет надо обслуживать независимо от того, сколько раз на нем летали. Бригада инженеров должна проверять двигатель каждые 100 часов, а для этого требуется целый экипаж квалифицированных специалистов, содержать которых колхозу очень дорого и неоправданно, заключает Шеин.
Плюсы и минусы авиахимобработки
Минусы
– Дороговизна
– Снос препарата на соседние посевы
– Запрет на применение некоторых пестицидов
– Зависимость от метеоусловий
Плюсы
– Высокая скорость обработки
– Отсутствие потерь из-за повреждения посевов колесами техники
– Возможность внесения удобрений в ранневесенний период и на поздних фазах развития растений
Условия качественной авиахимобработки
– Правильная настройка опрыскивателя (в соответствии с нормами расхода препарата и требуемой дисперсностью капель).
– Соблюдение ограничений, связанных со скоростью ветра (до 4 м/с в районах, насыщенных чувствительными культурами, до 3 м/с при использовании СЛА).
– Четкое следование температурным нормам (опрыскивание гербицидами при температуре воздуха не выше +22оС, инсектицидами и фунгицидами – не выше +24 оС).
– Соблюдение режима полета (высота, скорость).
Татьяна Кулистикова
Журнал «АгроТехника»
№4, июль - август 2008
www.agro-technika.ru
http://www.agro-technika.ru/news/581/