Российские птичники взялись за техническое перевооружение инкубаториев. Дело в том, что появившиеся в последнее время генетические модификации мясных и яичных пород предполагают максимальное обновление оборудования и появление новых технологий для инкубирования сельскохозяйственной птицы. Инкубационный шкаф, спроектированный 20 лет назад, уже через 15 лет не сможет справиться с производством, предупреждают специалисты.
Существует два основных способа промышленной инкубации: одноступенчатый и многоступенчатый, рассказывает менеджер по проектированию компании «Неофорс» (Минск) Андрей Голуб. При многоступенчатой инкубации яйца различных эмбриональных возрастов закладывают в один инкубатор с интервалом в 1-2 дня. С одной стороны в машину подкладывают свежее яйцо, а с другой – вынимают инкубированное.
Преимущество этого способа – в простоте контроля процесса, а недостаток – в невозможности создать оптимальные условия для каждого заложенного яйца. Ведь в многоступенчатом инкубаторе температура, влажность и вентиляция устанавливаются по усредненным параметрам.
При одноступенчатой инкубации машина используется для партии яиц одного возраста. Этот метод позволяет создавать условия, регулируемые в соответствии с потребностями яйца и развивающегося в нем эмбриона.
Специалисты отмечают, что одноступенчатая инкубация улучшает выводимость и качество цыплят. Например, ранее вывод составлял 60-70%, теперь 90% не является пределом. Еще одно преимущество этого метода – возможность очистки инкубатора после каждого цикла, что позволяет снизить риск распространения инфекции. Многоступенчатые инкубаторы тоже останавливаются на санацию, но не так часто.
Современный инкубатор – это «инструмент в руках мастера», продолжает Голуб. С одной стороны, все работает автоматически по заданным настройкам, которые могут быть заложены производителем, а с другой – профессионал, непосредственно работающий с оборудованием и имеющий соответствующий допуск, может корректировать эти настройки в зависимости от условий работы и полагаясь на собственный опыт.
Первые в мире шкафы для одноступенчатой инкубации компания Pas Reform (Голландия) начала производить еще в 70-е гг., вторыми стали «Универсалы» «Пятигорсксельмаша», который в советские годы был монополистом на рынке инкубационного оборудования. Затем подтянулись остальные производители, такие как Chick Master (США) и Petersime (Бельгия).
Выбор технологии зависит от поточности поставки цыплят инкубаторием, объясняет Андрей Голуб. В зависимости от количества вывода рассчитываются и объемы машин. Например, если у вас типовые птичники 18х96 м с постановочным поголовьем 32,4 тыс. бройлеров, то вам следует ориентироваться на инкубаторы, позволяющие получать кратное количество цыплят на выводе, поясняет он. При поочередной комплектации зданий вам потребуются машины с объемом закладки 35-38 тыс. яиц. Если же вы комплектуете по два здания, то, соответственно, можно использовать машины емкостью 77 тыс. и т.д. При этом следует понимать, что одна машина большой емкости стоит дешевле, чем две малой. Далее, в зависимости от периодичности комплектования помещений, составляется график закладки яйца в инкубатор. Большинство производителей (Pas Reform, Chick Master) выпускают машины для инкубации в большом спектре производительности. Приблизительная номенклатура инкубационных шкафов – 19,2, 38,4, 57,6, 78,6, 11,52 тыс. яиц на одну машину.
Птенцы из шкафа
Существует около 150 тыс. наименований различных механизмов, необходимых для оснащения современного инкубатория. Но основными являются инкубационные шкафы. Как правило, они бывают двух видов: предварительные и выводные. В предварительных эмбрионы развиваются большую часть срока и только за несколько дней до вывода переносятся в выводные, где и превращаются в птенцов, рассказывает Игорь Воропаев, директор НПП «Рэмил» (Рязань; производство цифровых инкубаторов, молоточковых овоскопов). Обычно перенос производится за трое суток до предполагаемого вывода, хотя в зависимости от вида птицы может быть от двух дней до недели.
Сам процесс вывода растянут во времени и зависит от однородности яиц по величине и возраста несушек, а также от равномерности температуры по объему инкубатора и составляет порядка суток у кур и до нескольких дней у страусов, поясняет Воропаев. Общий срок зависит от вида птиц и температуры. В среднем, сроки инкубации бытовой птицы составляют 21 день для кур, 28 дней для уток и индеек, 31 день для гусей, 17 суток для перепелок, а для африканского страуса – 42 дня. Максимальный срок инкубирования некоторых птиц – 70 суток.
По словам Голуба, промышленный инкубационный шкаф – ноу-хау каждой компании, занимающейся производством узкоспециализированного оборудования для птицеводства. Однако, по мнению многих специалистов, большинство российских изобретений сильно устарели. Как правило, отечественный производитель оборудования использует разработки тридцатилетней давности. Например, «Пятигорсксельмаш» не модернизировал свои машины более 20 лет, недоволен специалист.
На этот счет у Вячеслава Книзберга, председателя Совета директоров компании «Пятигорсксельмаш», свое мнение: «Разработки у нас готовы уже давно, но все еще есть спрос на старые «Универсалы», поэтому новые машины пока не запущены в производство. И все же уже в этом году наша компания собирается представить на рынке оборудования новую модель инкубатора».
С Голубом соглашается заведующий цехом инкубации Васильевской птицефабрики (Пензенская обл.) Игорь Кадушкин: «Наш производитель часто по 20-30 лет не меняет конструкцию машин для промышленной инкубации сельскохозяйственной птицы. С такими инкубаторами очень сложно добиться хороших показателей, по сравнению с импортными, у которых более высокая выводимость, крупный цыпленок, выше сохранность и низкая конверсия корма на выращивании».
Несмотря на это, российский сельхозпроизводитель продолжает работать на отечественных «Универсалах». Птицефабрика «Атемарская» снабжается цыплятами с инкубатория, построенного еще в 1983 г., рассказывает заведующий инкубатором Святослав Федаев. На предприятии работают шесть агрегатов «Универсал-55» и три ИУП-Ф-45, приобретенные у «Пятигорсксельмаша». За все эти годы машины ни разу не меняли, обошлись частичной реконструкцией инкубатория. «Не скрою, у нас возникало желание приобрести импортную машину компании Chick Master, но отпугнула ее стоимость. Тем более что для установки западной техники старые помещения непригодны, необходимо полностью менять систему вентиляции, полы, стены… К таким глобальным изменениям наша птицефабрика пока не готова», – огорчен Федаев.
В отличие от отечественных компаний, зарубежные производители оборудования (например, HatchTech, Pas Reform) представляют на рынке разработки буквально двух-трехлетней давности, отмечает Голуб. Потребность в новых моделях он объясняет прямым изменением генетического потенциала гибридного яйца на биохимический процесс, за счет которого повышается количество метаболического тепла, выделяемого эмбрионом в процессе развития. В отличие от нового оборудования, старое не может справляться с большим количеством тепла, которое выделяет яйцо.
Новые инкубатории оборудуются более мощными охладителями, изменилась система отвода тепла от яйца, говорит Голуб. Если 20-30 лет назад бройлера выращивали 50-60 дней, то сегодня птица достигает зрелости чуть ли не за 35 дней, а лет через пятнадцать кур будут растить 20-25 дней. Таким образом, шкаф старого образца двадцатилетней давности через 15 лет не сможет справиться с инкубацией, в том числе из-за невозможности отвода избытков тепла, прогнозирует специалист. Поэтому каждая компания, занятая производством инкубационных машин, старается разработать современную модель. Кроме того, некоторые технологические показатели, например, «окно вывода» (время между тем, когда выводится первый и последний цыпленок, ранее достигало 30-40 часов, а теперь может быть сокращено до 12), старое оборудование просто не обеспечит.
Два года назад на Васильевской птицефабрике приняли решение приобрести импортный инкубатор, который будет соседствовать с тремя инкубаториями, укомплектованными шкафами ИУП-Ф-45 и ИУВ-Ф-15 («Пятигорсксельмаш»), установленными более 20 лет назад. Рассмотрев предложения нескольких западных компаний, птицеводы остановились на инкубаторе голландской компании Pas Reform, вспоминает Игорь Кадушкин. По его мнению, лидирующие позиции по качеству производимого оборудования для инкубаториев сегодня занимают Голландия и Бельгия.
Зачастую в нашей стране выбор сельхозпроизводителем импортного или отечественного инкубационного шкафа определяется ценой, объясняет Голуб. При одинаковой комплектации российские шкафы дешевле западных на 15-30%. Например, инкубатор на 16 тыс. яиц разовой закладки НПФ «Резерв» продает за 330-340 тыс. руб., а импортные агрегаты такой же производительности компаний HatchTech (Голландия), Pas Reform (Голландия), Jamesway (Канада) и др. гораздо дороже, приводит пример заведующая отделом инкубации ВНИТИП Людмила Дядичкина. Их установка требуют определенных изменений в проекте существующих инкубаториев, микроклимата в помещениях и пр.
Промышленные гнезда
Открытие новых инкубаториев на птицефермах специалисты Росптицесоюза объясняют в первую очередь увеличением производства мяса птицы в 2007 г. на 19,1% по сравнению с прошлым годом. На сегодняшний день мощности крупных инкубаториев птицеводческих хозяйств загружены практически на 100%, заявляют они.
Например, инкубаторий «Шебанцево», построенный в 2003 г. в Домодедовском районе, также загружен практически на 100%. Производительность предприятия составляет 48 млн яиц в год при производственном цикле 52-54 дня от момента закладки яйца в инкубаторий. «Это позволяет полностью закрывать наши потребности по воспроизводству птицы», – заявляет заместитель генерального директора агропромышленного комплекса «Моссельпром» Вадим Камашев. Инкубаторий построили в чистом поле в Домодедовском районе, рассказывает он. При выборе места учитывали следующее: отсутствие в округе биологических производств, других птицефабрик, идеальную розу ветров. Полностью автономный объект с жесточайшим санитарно-ветеринарным контролем оснащен собственным двойным резервным энергообеспечением первой категории и построен по новейшим западным технологиям.
«Моссельпром» затратил около $100 млн на постройку инкубатория, птицеперерабатывающего завода, бройлерных ферм. Как правило, срок окупаемости таких масштабных объектов – 5-7 лет. В настоящее время «Моссельпром» практически окупил вложенные инвестиции.
A на птицефабрике «Атемарская» (Мордовия), как уже было сказано, не стали модернизировать инкубаторий, построенный в 1983 г., и обошлись частичной реконструкцией. По словам Святослава Федаева, на предприятии увеличили мощности производства за счет более полной загрузки инкубатора в течении года, замены системы увлажнения и частичной модернизации в инкубатории. В настоящее время на птицефабрике инкубируется 4,3 млн яиц в год (раньше было 1,8 млн яиц) при загруженности мощностей, близкой к 100%.
Голуб из «Неофорса» убежден, что по всем показателям птицефабрикам лучше строить новые инкубатории, чем заниматься реконструкцией советских объектов. Во-первых, в старых помещениях сохраняется бактериологический фон, за счет которого существует риск появления различных заболеваний (возбудители: кишечная палочка, сальмонелла, стафилококки), ведь цементный пол достаточно гигроскопичен, чтобы накапливать патогенные элементы. Во-вторых, при строительстве современного инкубатория используются облегченные металлоконструкции, обеспечивающие высокий фактор пожаробезопасности. Ко всему прочему реконструкция старого инкубатора не всегда дешевле нового строительства. Однако, если имеющееся в наличии здание в хорошем санитарном состоянии и требуемый ремонт будет носить скорее косметический характер, реконструкция может быть достаточно приемлемым решением. Как правило, перестраивать приходится только выводные залы. Но опять же все зависит от существующего здания.
«Чем отличается новый инкубаторий от старого? – рассуждает Голуб. – Постоянный штат нового среднего инкубатория (4-5 млн яиц в год) составляет 10-15 человек (в зависимости от производительности). Но при средней степени автоматизации выборкой и обработкой яиц занимаются 15-20 человек внештатного персонала. В Европе для таких работ привлекают студентов. А в России на старых предприятиях эти люди входили в штат, потому что кроме обслуживания машин выполняли и другие работы, например, их использовали для отлова птицы или работы в убойном цехе. При новом оборудовании следует привлекать не намного меньше людей, но за счет автоматизации количество трудодней снижается почти в пять раз».
Качественный вывод
«Вылупление зависит от качества яйца, от условий содержания родительского стада, оплодотворенности, – перечисляет Кадушкин. – Все остальное – это процесс инкубации. Чем выше уровень технологии, то есть чем более точен контроль температуры эмбриона, тем выше процент вывода». Чтобы контролировать температуру эмбриона, каждые сутки необходимо проверять температуру поверхности яйца с помощью инфракрасного сканера, и только после этого настраивать температурный режим в инкубационном шкафу. Сканеры бывают встроенные и ручные. В зависимости от производителя их стоимость колеблется от 3 до 20 тыс. руб.
С помощью системы наблюдения за режимом инкубации (биологический контроль) можно в определенные периоды определять развитие зародыша, объясняет Федаев из «Атемарской». Биологический контроль совершается через 20 часов инкубации, затем через 7 дней, на 11,5-е и 18,5-е сутки, когда делается перенос в выводной шкаф, и при выводе. Благодаря такой системе наблюдения определяют степень развития эмбриона. Если он отстает или, наоборот, опережает развитие, производится коррекция температурно-влажностного режима.
По словам главного технолога по выращиванию Елены Догадаевой, современное высокотехнологичное оборудование инкубатория «Шебанцево» позволяет осуществлять климат-контроль в закладных и выводных шкафах, а также автоматически сортировать, вакцинировать, подсчитывать и фасовать вылупившихся суточных цыплят. А современное оборудование инкубатора голландской фирмы Pas Reform осуществляет все необходимые операции в автоматическом режиме, рассказывает специалист о специфике работы нового объекта.
Качество вылупления зависит от ветеринарно-санитарного состояния, подчеркивает Федаев. Поэтому для каждой зоны должна быть своя спецодежда: одна для той, где работают с яйцом, другая – для зоны молодняка. И перед тем как войти на территорию цеха, каждый сотрудник должен принять душ и переодеться. Если своевременно проводить дезинфекцию и газацию, можно избежать тяжелых последствий, приводящих к вспышке различных заболеваний не только в инкубатории, но и на всей птицефабрике, предупреждает он.
«Нетрадиционная» птица
В России активно развивается новое направление сельского хозяйства – страусоводство. Есть данные о том, что «страусы привлекают сельхозпроизводителей стойкостью иммунитета к такому заболеванию, как свойственный курам или уткам птичий грипп», – объясняет директор НПП «Рэмил» (Рязань; производство цифровых инкубаторов, молоточковых овоскопов). Это является одной из причин, по которой администрация Краснодарского края поддержала развитие страусоводства.
Компания «Курочка Ряба» (Орловская обл.), которая в 2002 г. начала заниматься промышленным разведением африканского страуса, сегодня производит более 1 тыс. товарных страусов в год (одна самка дает 25-30 яиц в сезон). В первый год работы компании выводимость составляла 30%, на следующий год за счет улучшения кормления ее удалось увеличить до 50%, а за последние два года она достигла 70%, рассказывает заместитель директора по производству Марина Шадиева.
Обычно при выведении страусов птичники используют традиционную, одинаковую для всех видов птицы технологию: отдельно закладной шкаф и выводной. Но в «Курочке Рябе» решили пойти иным путем и вместо выводного шкафа создали «выводную комнату», куда на 39-й день приносят яйца из закладочного инкубатора. В этом помещении, где поддерживается температура 34-35ºС, сотрудники могут находиться столько времени, сколько необходимо, ведь на этапе вывода наблюдается самая большая смертность, а значит, необходим тщательный контроль за развитием эмбрионов.
Среди российских страусоводов спросом пользуются польские закладочные инкубаторы. Они немного неудобны в работе за счет слишком высокой влажности, но зато дешевле американских (инкубатор американской компании «Натуррефарм» в 2004 г. на 500 яиц стоил 30 тыс. евро, стоимость польского инкубатора FEST на 64 яйца на сегодняшний день – $6 тыс.).
Появились на рынке и закладочные шкафы отечественного производства. Например, компания «Рэмил» (Рязань) выпускает модели на основе натурального дерева, что позволяет конструкции «дышать». Стоимость инкубаторов ниже западных аналогов – агрегат на 64 яйца стоит $2 тыс.
У машин для инкубирования курицы, утки или гуся нет принципиальных отличий, сравнивает менеджер по проектированию компании «Неофорс» Андрей Голуб. Различаются они только размером лотка и углом расположения яйца. А вот при инкубации яиц страуса используется другая технология.
Здесь прежде всего нужна подвеска другой конструкции, позволяющая работать с другими лотками, объясняет Воропаев из «Рэмила», ведь одно яйцо весит 1,5 кг. К тому же воздух в инкубатории нужно не увлажнять, как для бройлеров, а осушать. Самый сухой воздух требуется при инкубировании африканских страусов (влажность должна быть 20-25% на определенных сроках). Для этого приходится использовать дополнительное оборудование – специальные осушители воздуха. В зависимости от марки и производительности их стоимость колеблется от $400 до $1 тыс.
Алена Гроздова
Журнал «АгроТехника»
№2, март - апрель 2008
www.agro-technika.ru
http://www.agro-technika.ru/news/581/