Мы ищем иногда угодить другим, знакомясь с ними, а напротив, тогда-то и начинаем мы им быть противными, по мере как они видят беспорядок наших нравов.
Главное в таинстве Покаяния: согрешил — не буду; если, каясь во грехах, не можешь сказать: впредь не буду, то покаяния нет. Запомни это.
Несчастие нашей жизни в том, говорит один из современных писателей, что мы живем далеко от своей души и не замечаем малейших ее движений. Да, мы смолоду не считаемся со своей душой, не замечаем, как в ней зарождаются страсти, которые вскоре так овладевают нами, что мы уже не в силах бороться с ними: крепость занята и враг беспощадно разит нас!
В связи с этим и начинаются различные несчастья, страдания, неудачи в нашей жизни... Легкомысленные и неразвитые духовно-нравственно, люди обычно видят причину этих несчастий и страданий во внешних обстоятельствах, в других людях, в непонятной судьбе, тогда как многие несчастья и страдания зависят от нас самих. «Познай себя» - было мудрым правилом древних. Но мы большею частью не знаем себя, не умеем глубоко заглядывать в себя. А если бы способны были к самопознанию, то увидели бы, что носим в себе «зверя» и «врага», который постоянно расстраивает нашу жизнь и, наверное, подвергает нас различным несчастьям и страданиям. Не замечая всего этого, мы ищем счастья в жизни и удивляемся, мучаемся оттого,что не находим его. Но возможно ли действительное счастье для тех, у кого полнейший нравственный беспорядок в душе, у кого страсти помрачают ум и ожесточают сердце? Не напрасно говорят, например, что злой — самый несчастный человек.
Может ли быть счастливым злой, ревнивый, завистливый, гордый, страстный человек? Осыпьте такого золотом, дайте ему богатство и все блага мирские — они не принесут ему спокойствия духа, не доставят нравственного удовлетворения, не до радости и счастья его смятенной душе; и потому справедливо говорится, что и «через золото слезы текут». Почему ныне, когда все так страстно стремятся к счастью и когда внешняя обстановка и положение многих в жизни по видимому вполне благоприятствует обычно понимаемому счастью, - так много угрюмых, недовольных, ожесточенных, несчастных людей? Потому что ныне особенно сильно проявляются страсти и никто не думает бороться с ними; наоборот, страсти всячески поощряются и даже искусственно развиваются и пр. Достаточно указать на философию Ницше с его учением о безграничном эгоизме, которое желает воспитать в человеке чисто животные инстинкты и выработать у него инстинкт «сильного зверя» в беспощадной «борьбе за существование». А какой простор самой низменной животной страстности дается, например, в романах и рассказах Арцыбашева («Санин»), Вербицкой («Ключи счастья»), Бальмонта, Соллогуба, Куприна, Айзмана, Муйжеля, Гиппиус и др. Да, для нравственного блага и счастья жизни человек должен бороться со своими страстями, и особенно звание христианина требует, чтобы он боролся не только с порочными делами, но даже с худыми мыслями. Худые желания, худые мысли нужно отсекать при самом возникновении.
Вы здесь
Из дневника священномученика Николая Цветкова
Опубликовано вт, 18.09.2012 - 15:47 пользователем Елена Карельская
Раздел:
Ключевые слова:
- Блог пользователя Елена Карельская
- 1597 просмотров