Вчера состоялась внеочередная встреча, организованная совместными усилиями Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, Управления ветеринарии и Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области. Темой стала проблема африканской чумы свиней, которая уже не первый месяц стоит на повестке дня как муниципальных, так и областных органов исполнительной власти.
На этот раз инициатива проведения совещания принадлежала бизнесу, а именно предприятиям свиноводческого комплекса и мясоперерабатывающей промышленности, которые рискуют оказаться в катастрофической ситуации из-за распространения опасного вируса АЧС.
Поводом для встречи стала ситуация, сложившаяся в соседних Тверской и Новгородской областях, где зарегистрировано уже более 40 очагов АЧС, и в частности указ губернатора Новгородской области от 28 июля об установлении карантина. Развитие подобной тенденции негативно скажется в первую очередь на убойных и перерабатывающих предприятиях, которые зачастую работают на привозном сырье. Так, в случае запрета на передвижение скота из Новгородской и Тверской областей (в основном, это касается федеральной трассы М-10, связывающей Ленобласть с центральной Россией) возникнут серьезные трудности с поставками живого поголовья. Необходимость «объезжать» транзитные территории сделает экономически невыгодным завоз животных из Курской, Белгородской и других областей. Особенную тревогу это вызывает и на фоне эмбарго на ввоз скота из стран Евросоюза, установленного в марте этого года. Такие ограничения непосредственно влияют на состояние рынка мясной продукции, поскольку только за счет внутренних ресурсов потребности убойных и перерабатывающих предприятий Ленинградской области не могут быть удовлетворены. Соответственно, на рынок Санкт-Петербурга и области попадает не свежее мясо, а охлажденная и замороженная продукция.
Как видим, от распространения АЧС страдают не только предприниматели и ветеринары – страдает рядовой потребитель.
Разумеется, ключевую роль в процессе возникновения и распространения вируса играет антропогенный фактор: разведение свиней в личных подсобных хозяйствах (в Ленинградской области поголовье составляет 10 тыс.), несанкционированные свалки и использование в качестве кормов пищевых отходов. Озабоченность ветеринаров вызывает и работа боен, которые входят в особую группу риска по АЧС.
Однако руководители убойных и перерабатывающих предприятий, справедливо опасаясь за судьбу бизнеса, предложили сосредоточить работу не в направлении ограничения ввоза скота, а именно установления жесткого контроля над личными подсобными хозяйствами, которые стали ахиллесовой пятой ветеринарной службы. Однако для этого нужна воля законодателя, причем не только на уровне субъекта, но и на уровне федерации. По словам начальника управления ветеринарии Ленинградской области Идриса Идиатуллина, необходима федеральная целевая программа по борьбе с африканской чумой: «Мы знаем, что африканская чума свиней – это государственная, а не региональная политика. Активно мы сотрудничаем с Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и каждое свиное ухо, которое находим мы на территории Ленинградской области, в том числе и в дикой природе, мы направляем в лабораторию».
Вероятность попадания АЧС на крупные предприятия области особенно беспокоит власти, поэтому ветеринары стараются убедить фермеров и крестьян отказаться от выращивания свиней, особенно вблизи свинокомплексов. Последние же должны установить максимальный уровень защиты от внешней среды, строго контролировать передвижение скота, состав кормовой базы и работу внутренних ветеринарных служб. Это, пожалуй, самый действенный способ не допустить катастрофических последствий для экономики государства в случае, если африканская чума свиней проникнет в промышленное производство.