Текст: Г. Ветелкин, к.т.н., директор Кубанский Филиал ГНУ ВНИЗерна Россельхозакадемии
Зерновой баланс России
Исторически зерновое производство является основой устойчивого функционирования национального продовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, определяет уровень продовольственной безопасности государства.
Принято считать, что норма обеспечения - одна тонна на душу населения. В России проживает примерно 140 млн. человек, следовательно, чтобы обеспечить потребности в хлебе, хлебобулочных изделиях и промышленность, использующую зерно для переработки, и животноводство мы должны производить 140 млн. т зерна.
Зерно национальной безопасности
Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 определены пороговые значения собственного производства по основным видам продовольствия: зерна – 95%, мяса – 85%, молока и молочных продуктов – 90%.
На протяжении последних 12 лет, начиная с 1998 г. (за исключением 2010 г.) валовой сбор зерна увеличивался в среднем на 7% в год, но, несмотря на положительную тенденцию, он все еще отстает от показателей, достигнутых в стране еще в 1978 г. - 127 млн. т.
Рис. 1 – Валовой сбор зерна в России, млн. т., 1978-2009 гг.
Рекордный в истории современной России сбор зерна -108 млн. т в 2008 г. не достигает рубежа, взятого 30 лет назад.
В структуре мирового производства зерновых культур Россия занимает четвертое место после США, Китая и Индии.
Урожай зерновых 2008 г. был рекордным, но уже в 2009 г. несмотря на засуху в 15 регионах страны урожай достиг 97 млн. т, что также хорошо.
До июня 2010 г. Министерство сельского хозяйства и все аналитические центры России прогнозировали хороший урожай, оценивая его в 90-95 млн. т. Кроме того, оставался большой переходящий запас (20-22 млн. т), в связи с чем планировали экспортировать до 25 млн. т. Стоял вопрос – что делать с избытками зерна, включая интервенционный фонд? Таковы были радужные перспективы зернового рынка России.
Но, жаркое и засушливое лето привело к гибели урожая зерновых на 30% посеянных площадей в 37 регионах страны. Засуха привела к потере урожая по всем зерновым культурам, подсолнечника, картофеля, свеклы. В результате – валовый сбор зерна 2010 г. составил 61 млн. т и, опасаясь дефицита зерна, задержки в посеве озимых, причем в ряде случаев в пересушенную почву, возможных пересевах весной 2011 г., с 15 августа 2010 г. Правительство РФ ввело временный запрет на вывоз зерновых и муки с территории России сначала до 31 декабря 2010 г., продлив его затем, до сбора урожая 2011 г. На тот момент в интервенционном фонде хранилось 9,6 млн. т зерна.
Итого по данным Росстата получалось, что в стране имеется 78-80 млн. т зерна - то есть количество, которого хватает лишь на внутренне потребление с небольшим (3-5 млн. т) переходящим остатком.
Обязательная статистическая отчетность о площадях посевов и валовом сборе по культурам давно отменена. Откуда Росстат берет данные о валовых сборах – неизвестно. Поэтому, даже после завершения всей уборки зерна, Министерство сельского хозяйства не могло однозначно назвать цифру, и она колебалась в пределах 2-3 млн. т. Различные цифры указывались то в бункерном, то в амбарном, то в весе после подработки. К каким качественным показателям, связанным с весом, приведены эти цифры – неизвестно. Раньше зерно учитывалось в зачетном весе. Сейчас единых стандартов нет.
Например, на Славянское КХП поступает рис с влажностью 18-20% и сорностью 10-12%. 100 т такого риса после доведения его до стойкого при хранении состояния, уменьшится в весе на 12-15% за счет удаления влаги и сора при подработке. А что это будет означать в масштабах страны? А в Сибири, Центральной России там, где зерно более сырое и засоренное? Это почти 15-20 млн. т (при валовом сборе примерно 100 млн. т). То есть можно говорить, что валовой сбор составлял 100 млн. т, а можно утверждать, что валовой сбор был 80-85 млн. т. Обе цифры будут правомерны, в зависимости от того, к какому качеству мы отнесем эти цифры – к бункерному весу или к весу после подработки зерна до стойкого в хранении состояния.
Как же можно составлять зерновой баланс России при такой расплывчатой информации? Отсюда и появляется информация, что в России теневой рынок зерна составляет до 30% .
Складывается впечатление, что из-за отсутствия достоверной информации в Минсельхозе имеет место какая-то растерянность и, как следствие, принятие не совсем адекватных ситуации решений. Отсюда то временный запрет экспорта, то частичное разрешение, кому – неизвестно. То может, разрешим экспорт в октябре-ноябре, то после результатов уборки, то до оценки урожая 2011 г., а в результате – с 1 июля 2011 г.
Эйфория, царившая до июля 2010 г., постепенно начала перерастать в панику. За ней последовал, рост цен на основные продукты питания. Теперь же начинается компания по борьбе с «необоснованным» ростом цен. А кем и чем он вызван?
Экспортный вопрос
К чему привел запрет экспорта зерна, и чем он вызван? Запрет экспорта был мотивирован аномальной жарой, засухой, снижением валового сбора зерна, а так же информацией по текущим остаткам зерна и прогнозу сбора. Правильное ли это решение? Из-за отсутствия достоверной информации о балансе зерна трудно однозначно оценить это решение.
В различных регионах страны взгляды на запрет экспорта кардинально различаются. Юг России, где урожай был хороший, от запрета экспорта понес потери. В пострадавших районах считают это решение правильным.
Исходя из опубликованной информации, с государственной точки зрения – решение может и правильное. А может надо было поступить по-другому?
Уменьшить, но не запретить экспорт. Цены на мировом рынке не выросли бы так сильно. Мы бы не потеряли основные рынки сбыта. А при недостатке зерна – импортировали бы его из Казахстана и Украины. Зерновые терминалы и инфраструктура экспорта не имели бы убытков, сохранили бы кадры.
А сейчас? Сейчас с 1 июля 2011 г. разрешен экспорт зерна. Переходящие остатки зерна, по данным Росстата на 1 мая 2011 г. оцениваются в 26,2 млн. т. Доля Краснодарского и Ставропольского краев, а так же Ростовской области в этом объеме оценивается в более чем 6 млн. т, а фактически эта цифра еще больше.
К 1 июля 2011 г. переходящие запасы оценивают в 19,7 млн. т. Откуда такие переходящие запасы? Какова же достоверность информации Росстата? Сейчас на Юге России только на элеваторах хранится около 7 млн. т зерна, при этом полным ходом идет уборка ячменя, началась уборка пшеницы. Емкости элеваторов еще не освобождены, ожидаются трудности в размещении зерна, а, следовательно, необоснованные потери.
Почему же получилось, что мы имеем такую недостоверную информацию? Краснодарский край планирует валовой сбор зерна в 2011 г. – 10 млн. т. Элеваторная и складская емкость – 8,5 млн. т и та на 30-35% занята урожаем 2010 г. Следовательно, часть нового урожая 2011 г. будет храниться на площадках под открытым небом. Аналогичная ситуация в Ставропольском крае и Ростовской обл.
Это результат отсутствия достоверной информации о валовом сборе и текущем наличии зерна, привязанном к определенному качеству.
Аналогичная ситуация и с внутренним потреблением зерна, которое Министерство сельского хозяйства оценивает в 70-75 млн. т, а Зерновой Союз в 63-65 млн. т (разница 7-10 млн. т).
Кому как выгодно, тот так и оценивает, а ведь это влияет и на цену зерна, и на объем экспорта, и на экономику зернопроизводства.
Напрашивается вывод - надо ввести обязательную статистическую отчетность по объемам посевов зерна в разделе культур и валовому сбору его в зачетном весе, который соответствует состоянию зерна по качеству, стойкому в хранении.
Вопрос качества
Информации о качестве зерна еще меньше, чем о его валовом сборе. Если и есть какие-либо данные, то, как правило, в разрезе региона. Как получается эта информация?
По элеваторам – информация точная, но на Юге России в элеваторах хранится примерно 35-40% зерна. Остальное - в хозяйствах различных форм собственности, которые не отчитываются ни о количестве, ни о качестве (нет обязательной отчетности). Точно оценивают его лишь при реализации, но даже в разрезе регионов это не обобщается.
Во времена СССР зерно было государственное, хранилось на элеваторах, велась точная оценка качества, прием и реализация по зачетной массе. Была форма 6-К. В ней ежемесячно отражались качество и вес каждой партии.
Сейчас Юг России производит пшеницу в основном 4 и 5 классов. Зерна 3 класса на Кубани примерно 15%, в Ростовской области 12-13%, в Ставропольском крае 15-17%.
В чем же причина? Где сильные и ценные сорта пшеницы? Почему идет динамика снижения качества?
Объективные причины – истощение почв, курс на вал, нарушение экологии и отсталые по сравнению с развитыми странами агротехнологии. Именно поэтому выгоднее производить зерно худшего качества, но больше.
Европа вносит в почву до 300 кг/га удобрений, а на Кубани до 60 кг/га. Другие регионы России вносят еще меньше. При этом Россия производит 17 млн. т минеральных удобрений в год и 15 млн. т из них экспортирует. Зернопроизводители же, из-за высокой стоимости удобрений, закупают внутри страны лишь около 2 млн. т.
Государство никак не стимулирует производство зерна высокого качества и не способствует тому, чтобы минеральные удобрения в нужных объемах оставались внутри страны. Мониторинг качества собранного в России зерна практически не производится. Этой работой, согласно действующему положению о Минсельхозе, должно заниматься ФГУ «Центр оценки качества и безопасности зерна» Россельхознадзора. Однако эта работа не проводится.
Сегодня сельхозпроизводители все меньше и меньше производят высококачественную пшеницу из-за снижения потребности в ней на внутреннем рынке. Дело в том, что власть требует от хлебопеков только одного – производства дешевого (социального) хлеба, а значит из низкосортных сортов муки. В стране уже практически не стало пшеницы 1 и 2 классов, резко снизилось производство пшеницы 3 класса.
Для выработки муки в основном используется пшеница 4-го и даже 5-го классов. Поэтому изменили и ГОСТ на муку. Мука, которая раньше вырабатывалась по ТУ, теперь тоже гостовская, только общего назначения, а не хлебопекарная.
Пользуясь безграмотностью покупателя, мы вводим его в заблуждение, хотя и не нарушаем закон о защите прав потребителя.
Чтобы повысить качество муки мы вынуждены покупать за рубежом и добавлять в муку сухую клейковину и различные улучшители технического происхождения. Появилась возможность искусственно влиять на качество выпускаемой продукции.
Таким образом, государство в лице Министерства сельского хозяйства имеет достоверные данные о качестве зерна лишь по интервенционному фонду, госрезерву и экспорту. Остальное зерно оценивается по так называемой оперативной информации, собираемой, как правило, по телефону. За достоверность этой информации никто ответственности не несет. Росстат, же, суммируя данные регионам, публикует их. Правительство, в свою очередь, исходя из полученной информации, принимает кардинальные решения о балансе производства и потребления зерна, рынке, экспорте.
О рынке зерна
Рынок зерна складывается из внутреннего (70-85%) и внешнего (15-30%). На внутреннем рынке зерно используется для производства хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий; фураж – на корм животным, птицам, в крахмалопаточной и спиртовой промышленности; существует семенной фонд.
Сегодня внутреннее потребление зерна уменьшается, так как сокращается поголовье крупного рогатого скота и свиней, идет замена зерновой части комбикормов другими ингредиентами, сокращается потребление хлеба населением. Точной информации о внутреннем потреблении зерна нет, она колеблется (по разным источникам) от 63 до 75 млн. т.
Внешний рынок – это экспорт зерна, включающий торговлю зерном и мукой, оказание гуманитарной помощи. Этот рынок контролируется государством.
Участниками рынка являются производители зерна и продуктов его переработки, покупатели, общественные организации (Зерновой союз, Союз производителей зерна, Союз мукомольных и крупяных предприятий, и другие), которые влияют на ценообразование и мнение всех участников рынка, порой в зависимости от собственных интересов. Участником рынка является и государство, определяющее политические аспекты рынка, ценообразование, налогообложение, пошлины.
Производителю зерна (продавцу) и Союзу зернопроизводителей выгодно представлять информацию о дефиците зерна и тем самым влиять на повышение цены. Покупателю и посреднику выгодно представлять информацию об избытке зерна и больших переходящих остатках, и тем самым влиять на понижение цены.
Государство, в лице Минсельхоза и Правительства, не имея достоверной информации о валовом сборе и качестве зерна, вынуждено прислушиваться к мнениям участников рынка и анализируя имеющуюся (хотя и не совсем достоверную) информацию, принимать решения исходя из своих интересов.
Если бы данные о количестве и качестве имеющегося в стране зерна и его внутреннем потреблении были точными, Правительство могло бы принимать более объективные решения.
«Сегодня в России отсутствует достоверная информация о количестве собираемого зерна, его качестве и внутреннем потреблении. Причина в ликвидации для хозяйств всех форм собственности обязательной статистической отчетности по этим позициям», к такому мнению пришли участники 10-й Всероссийской научно-практической конференции «Современные методы, средства и нормативы в области оценки качества зерна и зернопродуктов», проходившей в Краснодарском крае в июне 2011 г.;
Участники конференции – специалисты 55 организаций из 16-ти регионов страны, посвятившие себя работе с зерном, этим стратегически важным для России продуктом, с уверенностью заявили, что отмена научно-обоснованной и проверенной на практике системы количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки недопустима. Это приведет к злоупотреблениям, развитию коррупции, многочисленным конфликтам между всеми участниками зернового рынка.
Участники конференции составили обращение к Первому заместителю Председателя Правительства РФ Виктору Зубкову, в котором предложили принять решение по двум насущным вопросам зернового рынка:
Ввести обязательную статистическую отчетность о количестве и качестве собранного зерна в зачетном весе для зернопроизводителей всех форм собственности и периодическую отчетность об остатках зерна в процессе его реализации и потребления.
Обязать Минсельхоз РФ дать поручение соответствующим своим службам, Всероссийскому научно-исследовательскому институту зерна и продуктов его переработки и его Кубанскому филиалу разработать новый порядок и нормативные документы количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки.
"норма обеспечения - одна тонна на душу населения". Можно узнать, в каком источнике можно получить подтверждение этой информации?